Мексиканские страсти в формате малобюджетности.

Oct 06, 2007 13:05

Когда вижу в сериалах обаятельную физиономию Домогарова - то мне все равно даже, почему его упорно называют Турецким. Тем более все равно, про что эпизод. "Ты только ходи". Даже в тв-сериалах фотогеничность Александра Юрьевича украшает и картинку, и происходящее в ней. Не приедается. Глаза яркие и живые, проникновенные. Так и представляешь, как в реальной жизни и в состоянии легкого такого опьянения (Сразу приношу извинения Александру Домогарову - это женские фантазии просто. Рада, если не пьете вовсе. Вы актер замечательный и выше всяческих похвал!) он требует от дамы сердца, которая на данный момент присутствует, клясться не в любви, а повторять в миллионный раз, что он талантлив и творчески непревзойден, что место ему в Голливуде и что таких, как он там все равно нет. Не сыщешь.

Моя очаровательная сестра, кудрявая блондинка, живет неподалеку от СПб - киностудии. А снимать, как известно, не отъезжая от фабрики, дешевле. Да и просто удобнее. Так что, если сюжет позволяет, сериальные сцены иногда "being in progress" прямо у нее под окнами. Несколько вечеров кряду она возвращалась домой и сталкивалась с любимцем женского сектора зрителей России.

А онажды вечером кто-то в поинтересовался у нее, какая марка кефира качественнее. В ближайшем простецком супермаркете. Она скорогворкой объясняет, что по ее мнению... Потом поднимает глаза - ба! -а как похож потенциальный любитель молочных продуктов на кумира женщин! Она только и спросила - "Это Вы??" - "Это я, - отвечает популярный артист. И неожиданно спрашивает: - А телефончик не дадите?" И тут она говорит, просто и бестрепетно:" Нет. Вы же разобьете мое девичье сердце".

Такой вот диалог произошел - ну прямо, как в кино "Great expectations" c Гвинетт Пэлтроу в главной роли. Потом сестра с состраданием в голосе рассказывала, что в реальной жизни Домогаров выглядит хуже, чем на экране. По лицу видно, что пить надо бросать и срочно. Жаль, конечно, что они больше не встретились, потому как обратился он к очень правильной девушке, которая к тому же доктор. К тому же, специалист по нейрофизиологии. Могла бы действенно помочь. Могла бы стать опорой в жизни, учитывая ее природную рассудительность и доброту.

Но так или иначе, когда вижу Александра Юрьевича на экране - то нет к сериалам претензий. Но не всегда же такое везение. Сериалы популярные смотрят. Как "Не родись красивой", например. Не будем углубляться в причины успеха, критика столько о них писала, что и плюсы, и минусы зрителю подробно разъяснены.

А есть сериалы, о которых не пишут. Нет в прессе никаких упоминаний. Только по 300 серий подряд в эфир ведущих телеканалов - как РТР, например, выходит. "Обреченная стать звездой", помню - кусками, а потом и каждый день по утрам вместо будильника смотрела. Интересно стало, что же там в конце произойдет. А ничего не произошло. Конца как-бы и не было. Набившая оскомину нарезка из прошлого героини в очередной раз замедленно пронеслась -и оборвалась песня. Не могу сказать, что на интересном месте, но, слава Всевышнему, закончилась. Анны Снаткиной интервью берут, объясняют народу, что она талантливая актриса и определенно красавица. Анна вроде и не отрицает. Хотя на деле - просто плохо двигающаяся барышня с набором из трех выражений лица. Действие монтажно топором скроено, как все малобюджетное - сцены заканчиваются на длинном крупном плане реагирующего собеседника, одни и те же адресные виды, указывающие на смену места действия. Исполнители не только второстепенных, но и главных ролей - логикой развития воплощаемых персонажей демонстративно не интересуются .

Как надо по сценарию - так и представляем. Когда играешь злого - ищи, где он добрый. Потому никто не злой и никто не добрый - все полуидиотами прикидываются. Правда жизни явно добирается другим видом транспорта и на съемки постоянно не успевает. И медленно все, медленно. В этом месяце героиню спросили - в следующем она ответила. По такому принципу. А месяц съемочная группа тянула кота за хвост, а проще говоря, время в эфире.

Наблюдаешь за нелепостями историй и думаешь - а зато актеры, режиссеры и операторы при деле, не дома сидят. Работают, деньги какие-то получают. Время эфирное тоже надо заполнять, чтобы рекламу куда-то вставить. Житейское дело.

А потом гляжу - отдельные приличные актеры согласились на съемки приходить. И люди, в других профессиях занятые. Которым, вроде и не надо за работой бегать. Значит, считают незазорным в кадре появиться? Потом нахожу интервью с актерами (только интервью, не разборы сериала в целом), где явно поддерживается интонация гордости от участия в творческом процессе съемок. То есть, это они на самом деле так думают - или просто хотят, чтобы зритель так думал? И никто не говорит: работа нужна, приходится иногда подрабатывать. Да вы что? Не понимаете разве это же малобюджетный сериал!

Актриса, пользующаяся заслуженным уважением питерских театралов - гордится исполнением роли в одном из шедевров, подобных описанному. Не скрывает этого! "Наконец-то меня узнала вся страна!" Раньше публика аплодировала ее тонкой актерской работе и на одной сцене с прославленными мастерами она не выглядела бледно.Теперь ее узнала страна. А роль дурацкая, проходная, догадаться о таланте сложно. Кто ценит и помнит по ролям в театре - ужаснется и посочувствует. Кто не знает и не помнит - вряд ли вообще обратит внимание.

Легко и необременительно согласиться, что де- факто речь должна идти о радости по поводу всеобщей актерской занятости, что само по себе позитив и этим сериалы привлекательны, оправданы и уже потому простительны. А не потому, что талантливые, но нешироко известные приобретают дурную славу в бессмысленных ролях. Антрепризные спектакли куда честнее. Но это для тех, кто с именем. Понимаю. Но и меня дурачить не надо. Ну скажите, ну хоть где-нибудь - ремесленничество тоже имеет право на существование, бабушки смотрят и радуются, чувствуя, что "ты не один, один - не ты". И реклама пристроена. Все путем.

Но нет - о творческом поиске рассказывают. А сколько ни говори "халва" - ну и так далее.

А подвиги make-up artists! Особенности света никого не волнуют и, так чтобы всерьез - не занимают. Весь грим на лице и налицо. Что бы героиня не делала. Утром по дороге в ванную, вечером на трапезе в ресторане - полная боевая раскраска дешевыми и, видимо, экологически безвредными средствами. Грубо и без изысков. Сделайте нам красиво! Так красиво, глаза слепнут глядеть. Будто задача - доказать, что гример круглосуточно на работе. А фильм, который для гримера эталон - "Анжелика-маркиза ангелов", где Мишель Мерсье даже спала в накладных ресницах. Зато constantly неотразима. Так, чтоб чего-то поискать, модные нынче прибамбасы типа - косметика, которая естественность облика подчеркивает - ни за что! Грубо, зримо, кричаще. А зачем?

Моя мама все всхлипывает - "Ну посмотри, как жизненно!" И какую такую она там жизнь узрела, но в ее почти 80 лет взгляды на жизнь иногда меняются. Авторы сериальной продукции по всему видать, хорошо знают психологию пенсионеров.

Один из отечественных сериалов, который время от времени наблюдаю, потчует зрителя адским коктейлем, - и амнезия присутствует, без этого сейчас - ну никак!, и киднеппинг, и попытка избавить жену от нежелательной беременности путем подмешивания в пищу сильнодействующих медицинских средств, и романтика поиска сокровищ всеми героями сериала сразу в одном и том же подвале особняка, - и любовь, любовь, столько любви! А ничего не происходит. Даже странно. Полный набор сюжетных ходов, вырванный из контекста десяти по меньшей мере, современных голливудских детективов. В которых скорость бешеная и действие кипит, успевай следить!

Но почему-то когда все вместе истории соединяют - то ничего не происходит. Если кто из героев и хочет о чем-то предупредить, то не успевает. Медлит почище принца Гамлета. Рассуждает о необходимости срочно пойти и рассказать, кому надо объяснить - но не идет, не рассказывает, не объясняет и т.д. В общем, для развития сюжета, лучше, чтоб сюжет, топтался не месте.

В "Розовой пантере" со Стивом Мартином жанр четок и ясен. Полицейский глуп, но обаятелен, поэтому нам будет смешно, а потом он всех обманет. В нашем сериале милиционер глуп вдвойне, делает в кадре глупости, почище героя С.Мартина - но наш, в отличие французского недоумка, детектив мудрый и положительный, его принято принимать в расчет и опасаться.

Такой мощный сценарный ход вспоминается! Втроем милиционеры, во главе с майором, которого принято уважать, - приезжают на место преступления, втроем ходят то в одну сторону, то в другую. Встречая преступника, тут же верят ему на слово, рассуждают о необходимости "тщательно осмотреть помещение". Правильно - ничего не осматривают, просто поговорили и разошлись. И уехали.

И так далее, и так далее, все в том же ключе. Но авторы идей и сюжетов - люди явно образованные. Начитанные и насмотренные. На что не упускают возможности время от времени намекнуть. Есть иногда, как пародийные моменты - ассоциативные переклички со знаковыми символами мировой культуры или кодовыми кадрами классического кинематографа. Которые ни к селу и ни к городу, честно говоря, учитывая общую незатейливость телепродукта.

Актриса, играющая, согласно замыслу, красивую и умную женщину, - в интервью сообщает, что счастлива творческой атмосферой съемок, какое откровение для нее создавать сложный и многогранный образ. Используя, добавим, все те же три выражения лица - не потому, что она непрофессиональна, нет, в этом случае актриса ни при чем. Применить четвертое выражение лица уже некуда. Сценарно не вписывается.

А партнеры по сериалу как глазами играют! Водят зенками по сторонам, как Карабасы-Барабасы, изображая переживание по системе комедии дель-арте.

На вторых ролях в сериалах традиционно заняты актеры, которых взяли из самодеятельных театров и кружков, по-видимому. Что и нормально. Двум-трем мастодонтам актерской профессии, приглашенным свадебными генералами на съемки - так или иначе нет материала для разгуляться и тряхнуть мастерством.

Когда-то давным-давно смотрели мы заграничные тв-сериалы, в Мексике или Аргентине купленные. Действие происходило медленно-медленно. Злодея или злодейку тоже в упор не хотели разглядеть другие участники действа. До поры до времени лица воротили, чтоб, - не дай бог, очевидное не увидеть. Но это казалось особенностями мексиканско-аргентинского менталитета, а потому принималось легко.

Странные, однако, люди эти мексиканцы с аргетинцами! - вот и весь сказ.

Теперь же законы мыльных опер вышеупомянутых стран перекочевали в нашу с вами тв-реальность. Это наши с вами соотечественники ни черта не соображают. Часами беседуют ни о чем и постоянно запаздывают. При этом остаются положительными героями, если так задумано авторами. В дураков превращаются время от времени, но мы твердо помним, что герои добрые и умные. А отрицательные персонажи?! Но с артистов здесь и спрос невелик. Эфирное время отведено безмерное, играть особо нечего, а пятнадцать минут кряду страшное лицо делать - тоже, знаете ли, неблагодарное занятие .

Неважно, что чужестранные сериальные обычаи не монтируются с нашим нацхарактером. Зато принцип найден и процесс идет. И в общем, если бы не тенденция называть производство малобюджетных сериалов творчеством, их можно только приветствовать. С точки зрения, напоминаю, всеобщей занятости, бабушкиных радостей, актерской востребованности и эфирной заполненности. Если бы не это упрямое желание объявлять продукт творческим актом. Это одних оглупляет, а других настораживает. Не надо божий дар ни с чем путать.

Давайте, мухи пусть отдельно от котлет располагаются.

А в питерском дворе снова что-то снимается. Нет, Александр Домогаров, к сожалению, не присутствует. Другой сериал какой-то. Их же море разливанное, не упомнить, не перечесть. Сестра моя понаблюдала и заявила:

- Зря ты говоришь, что снимают чохом, никто ничего сообразить не успевает. Снимали маленькую сценку совсем. Актер только пробежать между дворами должен, так он раз двадцать бегал. Хотя, по большому счету, никакой разницы в том, как он бежал и не было.

- Во первых, иногда камера не включилась во время. Иногда актер не в фокусе бежал. Иногда точку искали. А то и оператор задумался о чем-то. Бывает. А во-вторых, это ж, небось, ваши фирменные питерские "Менты" какие-нибудь были. А это классная работа. Наш, отечественный продукт. Ниоткуда не содранный. Простенько, весело и с темпо-ритмом все в порядке. Что немаловажно.

Так что можем, когда захотим. При всей малобюджетности.

тексты, кино

Previous post Next post
Up