Jun 02, 2009 02:25
Почему дух не освобождается сразу? Причина в инерции, в силе прошлых поступков, мыслей и страстей.
Когда возникает различение (вивека), Пракрити не сразу освобождает Пурушу, ибо в силу инерции прежних привычек ее работа продолжается еще некоторый небольшой промежуток времени. Как колесо, отлетевшее от машины, еще некоторое время катится по инерции... как гончарный круг еще некоторое время вертится, даже после того, как гончар прекратил вращать его... Таково состояние ДЖИВАНАМУКТА. Благодаря силе инерций прошлого (прарабдхакармы) тело продолжает существование, но новая карма не создается. Хотя дживанамукта не имеет авивеки, все же прошлые санскары заставляют его иметь тело. Освобождение от связанности и непрерывность его существования совместимы друг с другом, так как они определяются различными причинами. После смерти дживанамукта достигает полного освобождения, или освобождения от телесной оболочки (видехакайвалья). Дживанмукты дают нам учение о природе свободы, если бы такого состояния не существовало и просветленный сразу избавлялся бы от физического тела, то ученье Санкхья-йоги осталось бы неизвестным.
Дживанамукта - это дух, осознавший свое отличие не только от физического тела, но и от остальных тел.
Сколько этих иных тел в системе Санкхья?
Сукшма шарира, или тонкое тело, тело энергий...
Карана шарира или каузальное тело, тоньше чем энергетическое, некая оболочка для духа, где записаны самскары и васаны (карма)...
Тонкие таттвы объединены в термин - линга.
Лингадеха, или тонкое тело, которое в последующих рождениях мигрирует из одного физического тела в другое, состоит из буддхи, аханкары, манаса, пяти органов восприятия и пяти органов действия, пяти танматр, равно как и зародышей грубых элементов, которые служат как бы семенами, из которых вырастает физическое тело. Эти тончайшие доли грубых элементов так же необходимы психическому аппарату, как холст - картине. Тонкое тело, невещественное по своему характеру, получает впечатление от тех действий, которые имели место в ходе его различных миграций. Ими определяется форма нового воплощения.
Оно является действительным местом удовольствия и страдания. Линга, хотя и отличается от Пуруши, определяет характер и существенное бытие личности. В ней содержатся санскары, или предрасположения. Лингу можно сравнить с актером, исполняющим различные роли. Она обладает такой силой, потому что имеет свойство всепроникновения, принадлежащее Пракрити. Соединение Пуруши с лингой является причиной, равно как и симптомом дукхи и продолжает существовать до достижения истинного прозрения.
Союз линги с физическим телом вызывает рождение, а его отделение от тела - смерть. Исключая случаи, когда достигается свобода, существование и перевоплощения линги продолжаются на протяжении всего мирового периода, в конце которого наступают неподвижность и равновесие. Но когда возобновляется созидание, она снова начинает свое функционирование.
Виджнянабхикшу полагает, что есть еще иной вид тела, называемый адхиштиханашарира, образуемый из более тонкой формы физических элементов и служащий вместилищем тонкого тела.
Облачение в последующие тела определяется склонностями (бхавами), которые складываются в результате актов, которые невозможны без наличия тонких и физических тел. Эта взаимозависимость, подобная взаимозависимости семени и ростка - безначальна, нельзя спрашивать, что было раньше, яйцо или курица. Эволюция буддхи, аханкары, тонкого тела и физического тела представляет собой физический процесс, и результат будет тоже физическим, хотя некоторые из этих продуктов настолько тонки по структуре, что их нельзя воспринять обычными органами чувств. Физическая организация, когда она связывается с Пурушей, становится живым существом - полубогом, человеком или животным.
Дхарма и адхарма - суть продукты Пракрити и являются атрибутами психики, антахкараны или Внутреннего Инструмента, который помогает формированию отдельных тел и чувств, размещающихся в живых существах соответственно занимаемому ими месту на эволюционной лестнице. Закон кармы действует посредством бхав или склонностей буддхи. Каждая душа может пройти через все степени бытия, от самой низшей до наивысшей, которых всего имеется четырнадцать... При этом - в обоих направлениях. Благодаря адхарме (аморальным, греховным поступкам) душа опускается во все более простую и грубую материю... И - наоборот, благодаря дхарме, может подняться на ступень полубога... И, наконец, проснуться совсем, освободится от майи, сансарного бытия.
Таким образом, имеется три вида творения: телесное творение (бхаутикасарга), состоящее из душ с физическими телами, включая восемь степеней верховных существ и пять низших, которые вместе с человеком, составляющим отдельный класс, образуют четырнадцать степеней существ, распадающихся на три мира; созидание тонких тел (танматрасарга) и интеллектуальное творение (пратьяясарга или бхавасарга), состоящее из склонностей интеллекта, его чувств и способностей, классифицируется на четыре группы, соответственно тому, как они затрудняют, обессиливают, удовлетворяют или совершенствуют понимание (имеется в виду адекватность - неадекватность отражения Пуруши в психике).
Вот описание АТРАКЦИОНА, сансары. Мира феноменов, с разной степенью грубости-тонкости. Наши Пуруши связаны каждый со своим АНТАХКАРАНОЙ, Психическим Инструментом, и эти линги играют свои роли, словно актеры. Один играет роль Полубога, второй - человека, третий- животного.
Какую роль играть - выбирать каждому из вас.
Какой сон видеть - решать каждому в отдельности...
Или проснуться окончательно...
(с) Вато
санкхья,
йога,
Вато