Jun 02, 2009 02:21
В одной упанишаде путь к просветлению сравнен с очищением зеркала. В древности зеркала делали из металла (по моему бронзы). Упанишада говорит, что подобно очищенному зеркалу, психика адепта Санкхьи отражает дух отчетливо, и наоборот. Этика очищает психику... Этические добродетели помогают нам постигнуть более глубокое сознание, а пороки затемняют сознание. Грехи и страсти загрязняют сознание, отражение становится более искаженным. Предаваясь порокам, душа все более и более полно погружается в материальное тело. Этические принципы важны как очищающие психику, а не сами по себе... Это я и называю АМОРАЛЬНОСТЬЮ, подразумевая - НАД МОРАЛЬЮ.
Отсюда и странный взгляд Санкхьи на добро и зло. Добрые дела, работа ради блага мира, ведут не к мокше, а лишь к благоприятным условиям, способствующим возникновению знания, видьи.
Бескорыстная деятельность (Карма йога) сама по себе не ведет нас к свободе. Но такая деятельность освобождает ментальность от излишка раджаса и тамаса (успокаивает волны на поверхности психического озера). Очищаясь, ум становится способным воспринять метафизическое, спасительное знание Санкхьи и РЕАЛИЗОВАТЬ ее, в виде различения вечного и временного. Как только это знание овладевает человеком, он избавляется от иллюзии, больше не считает собой искаженный образ, мелькающий в волнах Читты. Как ребенок среди кривых зеркал, изменивший отношение к окружающему, душа больше не страдает от невзгод, ибо не отождествляет себя с ложной «Я»-концепцией. Вивека или различение Пуруши от Пракрити, вечного от эфемерного, достигается очищением психики и культивированием таких ментальных установок как : «я не есмь» (насми), «ничто не есть мое» (на ме) и «egо не существует» (нахам).
Такой адепт достигает нирведы, изменения отношения к сансарному миру, миру, состоящему от постоянного изменения. Ничто уже не манит душу, познавшему свою вечность, и эфемерность внешней вселенной. Это еще называется вайрагьей, отсутствием раги, страсти. Вайрагья следует за возникновением вивеки - различающего познания, Через вайрагью, происходит «растворение в пракрити».
Я специально повторяю эти термины, ибо вам нужно их запомнить. Как и с другими терминами Санкхья-йоги, мы вынуждены оперировать ими, ибо нет соответствующих понятий на Западе. Нирведа - это отвращение от сансары. Это не пессимизм, не ненависть или нежелание жить. Это иное видение физической вселенной. Благодаря йогическим текстам и медитациям, ваша психика начнет перестраиваться, и вы станете ощущать эту вайрагью. На что это похоже?
В детском возрасте я любил жевательную резину. При этом в то время, в СССР, это было дефицитом, можно было достать у цыган, и родители лишь иногда, на праздники покупали пару жевательных резинок «Педро» или «Дональдо». Я хотел быстро вырасти, разбогатеть (в детском мозгу это означало быть способным купить сотню жевательных резинок).
Сегодня я могу купить сотню жвачек. Но я вырос из детского возраста, то, что казалось таким важным и привлекательным тогда, теперь померкло, сублимировалось.
Так и при нирведе. Начиная ощущать бессмертную часть своей души, адепт теряет интерес к эфемерному, исчезающему миру, словно состоящему изо льда. Все конечно, быстротечно... Все неуклонно движется к концу.
Адепты Санкхья-йоги, словно люди, выросшие из детского возраста. То, что кажется другим таким желанным, словно Дональдо и Педро из моего детства, потеряли смысл и притягательность для души, выросшего из детства. Это называется нирведой, отвращением от сансары... Это и есть ВАЙРАГЬЯ - отсутствие раги, страсти.
Будда утверждал, что именно рага или страсть является причиной нашей несвободы. Из этой РАГИ выкованы кандалы, которыми наши бессмертные души прикованы к этому нескончаемому кругу перерождений, называемому сансарой. Санкхья в этом солидарна буддизму.
(с) Вато
санкхья,
йога,
Вато