Реквием по Симоново. Часть вторая.

May 18, 2019 03:43

В предыдущей части, которую я крайне настоятельно рекомендую к прочтению всем, я привёл статью об истории ветви Бойня - Симоново и вообще истории этого района и окрестностей. Ну, а теперь перейдём к современному состоянию участка Бойня - Симоново и посмотрим, в каком состоянии он сейчас пребывает. И начнём от товарного парка станции Бойня Малого Кольца МЖД.

1. На станции Бойня полная тишина, не ведётся никакой работы. Лишь на одном пути (который правее от центра кадра) виднеется едва заметный накат. И по всей видимости довольно старый. Вся жизнь станции ограничивается лишь прохожими, использующими её для того, чтобы срезать дорогу к станции метро Волгоградский проспект.




2. Вид в сторону Симоново. Слева направо - заброшенные подъездные пути на территорию бывшего завода ООО «Монобетон»; тупиковый станционный путь со слабеньким накатом, он же бывшая ветвь к станции Лизино; ветвь в Симоново и ещё один тупиковый путь.


3. Подъездные на «Монобетон».


4. Ещё из жизни станции: цвели одуванчики, а под Остаповским путепроводом одна симпатичная мадемуазель фотографировала на телефон на фоне всей этой ж/д разрухи другую весьма симпатичную мадемуазель. Признаться, непривычно видеть фотосессии девушек в таких местах. Знают же толк, однако.


5. Этот светофор ещё недавно функционировал. Теперь - погашен. И, наверное, уже навсегда.


6.


7. Этот, кстати, тоже не работает.


8. Правый тупиковый путь во времена оны вёл на завод ЖБИ, на месте которого строится общественно-жилой комплекс «На Мельникова».


9. Взгляд назад. Погода была в тот день переменчивой, контрастной. Впрочем, мне повезло. Под дождь я даже почти не попал.


10. Тупиковый путь бывшей Лизинской ветви и Симоновская ветвь. Западная горловина станции Бойня.


11. Она же, взгляд назад.


12.


13. А вот этот светофор на тупиковом пути ещё пока работает. И именно на нём на станции имеется едва заметный накат. Возможно, что он всё-таки изредка как-то используется.


14. Ветвь в Симоново медленно опускается ниже.


15. Что характерно, на Симоновской ветви также сохранился действующий светофор. Это последний.


16. Да и вообще здесь за ветвью даже немного следят. Спилили вот, например, молодые деревца, которые тут росли.


17. Ну, а дальше всё мертво. Слева на возвышении тупик бывшей Лизинской ветви, а Симоновская ветвь заставлена машинами. Далее она ныряет в густые заросли между гаражей.


18. Полотно, впрочем, на месте.


19. И даже... о, чудо! Под Лизинским путепроводом убрали весь мусор, которого здесь два года назад были просто горы! Впрочем, вероятно, это никак не связано с железной дорогой, а сделано просто из соображений санитарии и заботы об экологии.


20. Лизинский путепровод. По нему проходит 1-я Дубровская улица.


21. Путь идёт между гаражами.


22. И вновь ныряет в густые заросли.


23.


24. Приближаемся к Симоновскому Валу.


25.


26. При замене трамвайных путей даже не стали восстанавливать крестовину одноуровнего пересечения. Что говорит само за себя. Правда, остальной путь пока в асфальт не закатали.


27.


28. А вот здесь закатали.


29. Путь идёт между гаражей рядом с жилыми домами.


30.


31.


32. Пешеходный переход через пути прямо во дворе жилых домов.


33.


34. Подходим к переезду через Крутицкую набережную.


35.


36. Слева виднеются осветительные мачты стадиона "Торпедо" им. Эдуарда Стрельцова и одна из сохранившихся башен Симонова монастыря.

Основан в 1370 г. преподобным Федором, последователем и родственником Сергия Радонежского. В 1379 г. монастырь перенесли на нынешнее место, а в старом месте осталась приходская церковь - ныне существующий храм Рождества Богородицы «в Старом Симонове» (до 1509 г. деревянный, затем каменный). Симонов монастырь был одним из оплотов, оборонявших южные подступы Москвы от вторжения неприятеля. В 1591 г. он сыграл важную роль в отражении нападения на Москву крымского хана Казы-Гирея. Из стен монастыря вышли многие видные религиозные деятели, в том числе Кирилл Белозерский, основатель Кирилло-Белозерского монастыря в Вологодской области.

Сооружения монастыря сильно пострадали во время польско-литовской агрессии в начале XVII века, однако наибольшие разрушения постигли архитектурный ансамбль монастыря в XX веке. В начале 1930-х годов были взорваны большая часть стен (в том числе две башни - Тайницкая и Сторожевая), древний Успенский собор (XV в.), надвратные храмы, колокольня, достигавшая свыше 90 м в высоту (1835-1839 гг., архитектор К. Тон). Был уничтожен также монастырский некрополь.
Здесь были погребены известные поэты, писатели, музыканты (поэт Д. В. Веневитинов, композитор А. А. Алябьев и др.), представители многих известных дворянских династий. Из сооружений монастыря сохранились часть стен (южная и фрагмент западной), три башни (XVI-XVII вв.), Тихвинская церковь с трапезной палатой (XVII в.), некоторые другие постройки, в частности, трехэтажное здание - «сушило».

В настоящее время сохранилась малая часть построек Симонова монастыря. От монастыря уцелела лишь южная стена с тремя башнями: угловая «Дуло» (четыре боевых яруса, каменный шатер, двухъярусная смотровая вышка), пятигранная «Кузнечная» и круглая «Солевая». Также сохранились «новая» трапезная с церковью Св. Духа (1677-83; архитектор О. Старцев), братский корпус XVII века, «старая» трапезная палата (1485, XVII в.), мастеровая палата и хозяйственная постройка - «солодежня» или «сушило».


37. Вообще в этом районе прямо сосредоточение древних монастырей. Справа можно увидеть кусочек стены Крутицкого подворья.

Крутицкий монастырь был основан в XIII в. Со второй половины XV в. в монастыре находилась резиденция епископов, затем митрополитов Крутицких.
С 1950 по 1984 год памятники архитектуры Крутицкого подворья были реставрированы П.Д. Барановским и его учениками.
В 1980-х годах Крутицкое подворье становится филиалом Государственного Исторического музея.
В настоящее время часть зданий передана Русской православной церкви, в оставшихся помещениях размещаются коллекции ГИМ.

Из-за стен Крутицкого подворья торчит колокольня Собора Спаса Преображения Новоспасского монастыря.

Монастырь основан в 1490 году с именем Спаса Нового великим князем Иваном III, который, расширяя территорию Кремля, перевёл сюда братию кремлёвского монастыря Спаса на Бору (Спасского). Последний возник около 1330 года при великом князе Иване Калите.Нынешнее здание Спасо-Преображенского собора сооружено в 1645 году иждивением Михаила Феодоровича. В подклете собора похоронены бояре Захарьины-Кошкины, предки царского дома Романовых: Роман Юрьевич Захарьин-Кошкин, Никита Романович Захарьин (родитель Патриарха Филарета) и Долмат Романович; а также бояре Ситцкие, Ярославские, Оболенские, Троекуровы, Трубецкие и др. Колокольня первоначально была устроена Патриархом Филаретом в 1622 г.; перестроена в 1759-1785 гг. На территории находится усыпальница инокини Досифеи (Августы Таракановой, выдававшей себя за дочь Елизаветы Петровны).

Монастырь был закрыт в 1918 г.; возобновлён в марте 1991 г. С 1918 г. на территории монастыря располагался концентрационный лагерь НКВД. Памятники монастыря, имеющие музейное значение были приписаны к музею Симонова Монастыря. В 1995 году сюда был перенесён прах великого князя Сергея Александровича († 1905), убитого террористом Иваном Каляевым; на его могиле воздвигнут памятный крест, воссозданный по сохранившемуся проекту В.М. Васнецова, - точная копия надгробия, существовавшего в Кремле.


38. Ну, а мы идём дальше. Здесь ветвь идёт вдоль реки на небольшом пригорке.


39. На противоположном берегу реки расположен деловой квартал Новоспасский, который занимает постройки комплекса зданий ситценабивной фабрики "Мануфактура Эм. Цинделя", построенной в 1906 году по проекту архитектора К. Я. Бардта. Яркий пример "грамотной" производственной архитектуры. В советской время - московская "Первая ситценабивная фабрика". Кстати, остановка общественного транспорта до сих пор носит это название. Здание на переднем плане построено уже в советские времена. На территории немалое количество неплохих ресторанчиков, кстати.


40. Но вернёмся на этот берег. Путь в живописных зарослях приближается к Симоново. Кстати, в 1977-1978 гг. ветку переложили ближе к реке Москве в связи со строительством северных трибун стадиона «Торпедо».


41. Приближается и...


42. ...Обрывается, немного не дойдя до неё. Не знаю точно, в каком году его разобрали, но больше двух лет назад.


43. А вот мы и пришли. Бывшая станция Симоново.


44. С постепенным сокращением объёма работы станция Симоново была упразднена и присоединена к станции Бойня (парк Симоново). Станция обслуживала нефтебазу объединения «Нефтепродукт» (Ленинская нефтебаза), электромашиностроительный завод «Динамо» и склады.
К началу 2000-х годов объём работы по станции сократился уже существенно. Нефтебаза осталась фактически единственным предприятием, использующим инфраструктуру станции. В октябре 2003 г. нефтебаза также была законсервирована. Движение поездов прекратилось.


45. Навсегда. Хотя, Симоново и поныне официально числится законсервированным (приказ 7/Н от 2004 г.) парком Симоново станции Бойня. Направо уходил путь на нефтебазу. Налево к складам и заводу "Динамо".


46. Все стрелки на станции были ручными.


47. Поскольку пути к складам и на "Динамо" были заброшены раньше путей на нефтебазу, здесь уже успел вырасти целый лесок.


48. Взгляд назад.


49.


50. Бывший переезд на Симоновской набережной.


51. И всё.


Надеюсь, что было интересно!
Спасибо за внимание!

жд, история, Бойня, фото, промышленность, краеведение, Симоново, МОЖД, Лизино, Россия, Москва

Previous post Next post
Up