Ещё со школьных лет я увлёкся краеведением, особенно в части старой, уходящей промышленной Москвы, инфраструктуры, которая её обслуживала и кое-где до сих пор обслуживает. И которая ушла или уходит вместе с московской индустрией. И, если сама промышленность не всегда уходит в небытие, а даже просто переезжает за МКАД, то сами промзоны, их романтика, архитектурные формы и инфраструктура, в частности, железнодорожные ветви, по которым перевозились или до сих пор перевозятся сырьё и готовая продукция предприятий уходят навсегда, безвозвратно.
Так случилось и с этой старой промышленной ветвью, совсем немножко не дотянувшей до своего столетнего юбилея. Почему я пишу именно о ней? Что меня в ней так притягивает и притягивало с тех пор, как я увлёкся изучением московских железных дорог? Наверное, потому что это самая родная ветвь, с которой рядом я рос, ходил в школу и застал ещё тот период, когда она была действующей. А поскольку детство, даже несмотря на то, что прошло оно в лихие 90-е со всеми вытекающими, всё равно остаётся детством, лучшей и светлой беззаботной порой, то всё же больше вспоминается добром. Поэтому я всегда любил эту ветку и было очень грустно, когда она была ликвидирована. Как-будто оторвали какую-то часть души. И я решил, что когда-нибудь, обязательно напишу о ней.
В общем-то, я уже писал об этой ветви раньше, но это были коротенькие репортажи из нескольких фотографий с минимумом описания. Сейчас я постарался собрать из всех доступных источников наиболее интересные кадры разных времён (которых, к большому сожалению всё равно ничтожно мало для такой интересной ветви), совместить их со своими собственными, а также с различными заметками и воспоминаниями, связанными с этой веткой. И хотя, по сути, это эпитафия ей, но безусловно заслуженная, учитывая её вклад в развитие промышленности нашей страны, её обороноспособности, то есть в историю. Историю страны, историю нашего города и историю нашего Хорошёвского района.
Речь о ветви от станции Пресня к станции Октябрьские казармы на Ходынском поле с ответвлением к машиностроительному заводу Знамя Труда (ныне - АО «Российская самолётостроительная корпорация „МиГ”»), окончательно уничтоженной в 2012-м году, когда начали строить станцию метро "Хорошёвская" и убрали последний сохранившийся на тот момент участок от станции Пресня МОЖД до 2-го Хорошёвского проезда, впрочем, к тому моменту минимум пять, а скорее всего больше лет неиспользуемый вообще.
При создании материала были использованы такие источники, как
http://retromap.ru/;
https://pastvu.com/;
http://www.wikimapia.org;
Замечательный сайт "Ж/д Экзотика"
http://ivda-zde.narod.ru/vetki/polikarpova/polikarpova.html;
Интереснейшая заметка о ветке на сайте
https://www.inst.ru/ways/04032002.htm;
Прекрасный форум "Московские железки"
https://zhelezki.kamrbb.ru и, в частности, фото участника Пересменщик;
Материалы из отличной книги Ю.А. Егоров. Московская Окружная железная дорога. Путеводитель. - М.: Москва, которой нет, 2017.
Особую благодарность хочу выразить моему другу Стасу
sd3 за эксклюзивные фото этой ветви.
Также благодарю за уточнения и дополнения к первой редакции Сергея Коваленко, Yaroslav, oitss, Vladislav, Mihail Artamonov, ivda, a_pereswet и всех-всех-всех, кто оказал помощь.
Начать хотелось бы с выдержки из книги "Московская Окружная железная дорога. Путеводитель.", выпущенной к запуску МЦК и 110-летнему юбилею Малого кольца Московской железной дороги:
Из северной горловины станции выходила соединительная ветвь без номера к станции Октябрьские Казармы, открытой в 1915 году для обслуживания Николаевских (в советские годы Октябрьских) военных казарм на Ходынском поле. Казармы были построены в конце XIX века по проекту академика архитектуры С.У. Соловьёва. Часть зданий сохранилась до нашего времени. Известно, что в них размещались солдаты 1-й артиллерийской бригады и 1-го Донского казачьего полка.
Линия к казармам отходила от станционных путей Пресни внутрь кольца, за путепроводом, соединяющим 1-ю Магистральную улицу и 1-й Силикатный проезд. Затем по дуге окружности она доходила почти до современной станции метро «Полежаевская», пересекала 4-ю и 5-ю Магистральные улицы (там были устроены переезды), шла параллельно 2-му Хорошёвскому проезду до Хорошёвского шоссе и пересекала его опять же по переезду. Далее она пролегала по трассе современной улицы Маргелова, разворачивалась почти на 180 градусов и выходила в район Ходынского поля, где и заканчивалась, немного не доходя современной улицы Полины Осипенко. В районе улицы Поликарпова имелась станция, от которой начинался подъездной путь на авиазавод «Знамя Труда». Именно на этом заводе (тогда акционерного общества «Дукс») в 1909 году был собран и испытан первый российский самолёт, или, как говорили в те годы, аэроплан. В советское время предприятие сохранило свой профиль и стало называться заводом № 1 ОСОАВИАХИМ («Общество содействия обороне, авиационному и химическому строительству»), с конца 1940-х на нём велись работы по созданию реактивной авиации. Ныне ветка не действует, большая её часть разобрана, но поздние сооружения станции Октябрьские Казармы в основном уцелели.
Прежде чем перейти к фотографиям разных лет, хотелось бы показать вам карты, схемы и аэрофотоснимки, на которых наша ещё тогда вполне живая ветка фигурировала:
1. Самое первое картографическое упоминание ветви датируется 1916-м годом в плане из книги "Храмы Северного округа". Совсем маленький фрагмент путевого развития ветви (на территории авиазавода) можно увидеть в правом нижнем углу напротив Петровского парка и Петровского путевого дворца.
2. Вторая найденная карта, где ветка присутствует датируется 1925-м годом, то есть ветке на тот момент было 10 лет. Ветвь шла мимо самих казарм прямо к авиазаводу. Видно также путь от Белорусского вокзала примерно от Беговой по 3-му Хорошёвскому проезду, а также весьма интересное железнодорожное кольцо, напоминающее ныне существующее экспериментальное кольцо ВНИИЖТ в Щербинке примерно на месте издательства Красная звезда и отдела полиции с ГИБДД. Как удалось выяснить совместными усилиями с комментаторами после публикации первой редакции поста, военные (и даже не только в нашей стране) раньше такие решения очень любили. Например, такое кольцо существовало под Карлайлом, в Великобритании. До сих пор существует подобное кольцо на военных складах в
Анкоридже, Аляска.
3. На карте 1926-го года оно также присутствует. Но в единственном экземпляре, хотя, по некоторым, впрочем, на 100% не подтверждённым данным, их было два. По-видимому, такое решение вызвано желанием дать возможность разворота составов без смены направления движения.
4. И в следующем, 1927-м году кольцо присутствует. Вероятно также, что кольцевая конфигурация была выбрана из соображений логистики - она на тот момент окружала воинские склады. В Николаевских казармах размещались 1-й Донской им. генералиссимуса А.В.Суворова Казачий полк, 1-я Гренадерская артиллерийская графа Брюса бригада и т.д. Совсем рядом, на авиазаводе, как уже говорилось, делала первые шаги Русская Авиация. Отсюда - снаряжение и вооружение, провиант и фураж, боеприпасы и ГСМ. Также на карте видно, что было построено также примыкание от Смоленского направления из области (+ рядом же располагается примыкание к Смоленскому направлению бывшей Брянской ветви с Киевского хода с возможностью передачи), то есть объёмы грузов были очень серьёзные. Завод имел аж три варианта для вывоза продукции и подвоза сырья. Мало какие промышленные ветви могут таким похвастаться.
5. 1930-й год.
6. Следующая карта датируется 1931-м годом. И вот здесь начинаются странности. На этой карте загадочного кольца уже нет. Также из интересного можно отметить, что
Берзаринская ветвь в Курчатовский институт тогда доходила почти до Москва-реки в районе нынешнего канала Хорошёвское спрямление и имела ответвление на склады почти у самого нынешнего проспекта Маршала Жукова.
7. А на другой карте того же года мы видим вот такой вот расклад. Северная дуга (которая в виде станции Октябрьские казармы просуществовала до 2000-х) и южная дуга у Хорошёвского шоссе.
8. 1934-й год. Хорошёвка ещё называется Воскресенским шоссе. Ни кольца, ни даже северного полукольца, заканчивавшегося там, где сейчас магазин Азбука вкуса нет, только ветвь к авиазаводу. Практически на всех последующих картах вплоть до потрясающей своими подробностями карте 1952 г., на Ходынке аккуратно рисуются сады-огороды, таинственные грунтовки без начала и конца и непонятные, хаотично настроенные сооружения загадочного назначения с конфигурациями, не имеющими названий в геометрии, а то и вовсе просто лесопарковые массивы и луга. При этом, Ходынская ветка изображается как связка МОЖД и Северной ветви ст. Белорусской-товарной. Делалось это, судя по всему, из соображений секретности.
К тому же, Центральный аэродром имени М. В. Фрунзе на Ходынском поле (ранее, в 1923-1926 годах носивший имя Льва Давидовича Троцкого) в 1935 году готовился к важнейшему этапу своего 93-летнего существования - реконструкции со строительством первой капитальной бетонной взлётно-посадочной полосы. Она завершилась в 1937 году. Также вблизи аэродрома были постепенно построены ведущие авиационные ОКБ: Сухого, Микояна, Ильюшина, Яковлева и их авиационные заводы.
9. Вот, например, карта 1935-го года. Что мы видим на месте аэродрома? Какие-то два лесопарковых массива, один из которых - могучий, с главной аллеей и поперечными просеками. Прорисован сложный пригородный ландшафт - поля, луга, перелески, пруд, причудливая сеть полевых дорог, бугры, рвы и канавы, территории небольших предприятий, усадьбы и отдельные здания. Изменился и макрорельеф. Русло верховьев Ходынки причудливой петлёй изогнулось к югу и глубоко врезалось в поверхность... Интересно, правда? О ветви напоминает лишь полоса отвода от МОЖД до Хорошёвки вдоль нынешнего 2-го Хорошёвского проезда.
10. И на немецкой (на самом деле, по-видимому, старой нашей, подписанной немцами) предвоенной карте (1940 г.), хотя и присутствуют пути на авиазавод и все передаточные ветви на месте, Кольца нет, оно словно испарилось.
11. Однако, на аэрофотосъёмке 1942-го года Кольцо или же его остатки отчётливо просматривается, из чего можно сделать вывод, что ничего никуда не делось, но из соображений секретности было недоступно гражданам. Немцам, впрочем, это не помешало, но то такое.
12. Неожиданно в 1943-м году появляется вот такая военная топографическая карта (конечно, строго секретная тогда), которая могла бы косвенно подтверждать, что кольца было-таки два параллельно друг другу, но есть нюанс. Из соображений секретности наши военные по приказу сверху в тот момент по сути дурили сами себя картами с намеренными искажениями, зачастую показывая то то, чего точно не было в реальной жизни, как мы знаем благодаря немецким синхронным аэрофото уже тех, военных лет. Поэтому внезапно раздвоившееся кольцо здесь является спорным моментом. Было так в реальности или нет - вопрос открытый. Одно можно сказать точно, что перед закрытием ветви в начале XXI века примерно от Хорошёвского шоссе до товарной станции ветвь имела два пути. Являлось ли это остатками системы из двух колец или было просто построено, как ж/д разъезд однозначно утверждать трудно.
13. А на карте 1952-го года уже отсутствуют передаточные ветви на Смоленский ход. Одна из них, от вокзала раздваивается и с одной стороны заканчивается тупиком неподалёку от платформы Беговая (видимо, там где начало улицы Розанова), а с другой перенаправлена в товарный парк. Западнее пл. Беговая был путепровод через оба пути для электричек (разобран в связи с началом строительства ТТК). А парк этот до сих пор называется Брянским. Там же начиналась разобранная ныне Брянская ветвь. Другая ветвь, со стороны области заканчивается в районе 3-го Хорошёвского проезда в промзоне, где сейчас Краснопресненская овощебаза. Зато здесь мы уже видим северную дугу бывшего кольца, которое разомкнулось, когда после войны на месте его юго-западной части пленные немцы построили кварталы "чечулинских" домиков - жилой малоэтажной застройки для офицеров МО, некоторые из которых до сих пор стоят вдоль Хорошёвского шоссе от Полежаевской до Беговой.
14. Схема 1987 года. Станция на Ходынском поле помечена отдельно. Следует отметить, что ст. Октябрьские казармы (правда, неясно с какого года, но официально до 2000-го) была одной из немногих самостоятельных станций МОЖД, находящихся вне Кольца (ныне таких осталось четыре -
Бойня,
Новопролетарская,
Южный порт и
Северный пост)
15. Аэрофотосъёмка 1996-го года. Последние годы работы ветви и станции Октябрьские казармы. Ходынка ещё закрыта и не застроена. Примерно в середине 90-х как раз последний раз видел опущенный через Хорошёвское шоссе шлагбаум и тепловоз, везущий два грузовых вагона. Примерно до 2000-х на станции за забором ещё стояло несколько грузовых вагонов, но движухи замечено не было. Впрочем, возможно, она и была, но происходило это уже крайне редко.
16. Схематический план ветви 2004-го года. Примерно в таком виде она оставалась до окончательной ликвидации осенью 2012-го года. Последним пал подъездной путь Хладокомбината № 7, на месте которого сейчас ТРЦ "Хорошо" примерно между 2007 и 2010-м годом, когда последние два рабочих светофора у переезда на 4-й Магистральной улице были навсегда погашены.
Ну, а теперь пришла пора перейти к фотографиям разных лет.
17. Это северная горловина станции Пресня. 2007-й год. Октябрьская ветвь уходит по дуге направо. По тогда ещё тепловозному грузовому Кольцу Машка тащит длинный состав. Сейчас объёмы грузового движения по Кольцу, к сожалению, существенно снизились и с выводом из Москвы промзон будут снижаться, судя по всему, и далее.
18. Самое начало ветви. Сбрасывающая стрелка для защиты от несанкционированного выката вагонов на главные пути. 2008-й год.
19. 2009-й год. Очередная Машка с очередным грузовым поездом. Ветвь уходит вправо.
20. Начало 2012-го года. Незадолго до окончательной ликвидации. При этом, на ветви был заменён маневровый светофор к главным путям Пресни (сравните с фото № 11). Хотя, ветвь уже не действовала. Вот такой вот парадокс!
21. Лето 2012-го года.
22. А уже осенью ветвь разобрали. Остался вот этот вот огрызок со сбрасывающей стрелкой.
23. При этом изначально, ветвь была на балансе у РЖД, когда начинали строить "Хорошёвскую" по документам она проходила, как подлежащая восстановлению. Поэтому, когда началась реконструкция Малого кольца под пассажирское движение, на главных путях врезали стрелку в направлении хода ветки. 2013-й год.
24. Однако, потом передумали. Перед запуском МЦК летом 2016-го года на месте ветви уже ничего не было. Стрелку убрали, СЦБ срезали. Осталась только вот эта дорожка, упирающаяся в строительную площадку "Хорошёвской" (где, кстати, на днях запустили первый тоннелепроходческий щит в сторону будущей станции Улица Народного Ополчения).
25. Северная горловина Пресни, вид в сторону Кутузово. 2005 год. Ветвь уходит влево.
26. 2010-й. Сити ещё вовсю строится.
27. А это лето 2016-го. Ответвления больше нет.
28. Начало ветви, вид в сторону Пресни. Ещё старый светофор, ещё присутствует накат. Март 2004-го года.
29. А вот в 2005-м выраженного наката уже не было, но сигнализация на отрезке до Хладокомбината действовала.
30. Вдоль всей ветви стояли вот такие вот деревянные столбы. В середине 2000-х провода на них уже были срезаны, почти всё расхватано на металлолом. Неясно что это было, не то средства управления сигнализацией для машинистов, не то какие-то средства связи... Фото 2005 г.
31. То же место в 2008-м году.
32. И в 2010-м. В этот промежуток как раз заменили светофор.
33. Ветвь к тому моменту успела конкретно зарасти. Этот светофор, относящийся к Пресне действовал вплоть до окончательной ликвидации, но на самой ветви в 2010-м году все они уже были погашены.
34. Начало 2012-го года. Последние месяцы существования ветки.
35. И всё. Осенью её не стало. Но светофор всё ещё запрещает выезд на станцию Пресня, которой вскоре тоже предстояли большие перемены.
36. Фото 2004-го года. После этого ярко-выраженного наката уже не было. Видимо, примерно тогда Хладокомбинат почти или совсем отказался от использования своего подъездного пути, который был последним из действовавших.
37. 2005-й год, вид в сторону Пресни.
38.
39. А это уже 2007-й год. Ветвь ещё окончательно не заросла, но наката уже совсем нет и вольготно растут одуванчики. Если бы тогда что-то ещё ходило, то их бы срезало колёсами. Вид в сторону Хладокомбината.
40. А в 2010-м тут уже были почти джунгли.
41. Запустение.
42. Хотя, даже встречались отрезки с довольно новыми железобетонными шпалами, которые положили зачем-то, видимо, незадолго до прекращения движения.
43. Где-то посередине отрезка между Пресней и переездом на 4-й Магистральной стоял входной светофор станции Октябрьские казармы. Но даже на этом фото 2004-го года он уже не действовал, т.к. станция уже была парком Пресни. Однако, сама ветка в тот момент ещё использовалась.
44. 2005 год.
45. А вот в 2010-м всё вокруг уже заросло и его стало почти не видно. Где-то примерно в 2005-2007 гг. за веткой перестали следить и пилить бурно растущие молодые деревца.
46. Начало 2012-го года. В сторону Хладокомбината.
47. И в сторону Пресни. Скоро всё это превратится в огромную стройплощадку станции "Хорошёвская".
48.
49. Сейчас ничего этого уже нет и в помине.
50. Если не знать, что тут тогда ещё была железная дорога, то можно даже и не заметить.
51. А это уже осень 2012-го. Немного отойдя от Пресни, путник утыкался в ворота осваиваемой стройплощадки.
52. Хотя остатки ветви лежали на её территории вплоть до весны следующего года. Декабрь 2012-го.
53. Подходим к переезду на 4-й Магистральной улице. 2004-й год. Видно, что всё попилено, расчищено, ветвь используется.
54. Переезд на тот момент был только что обновлённый, всё в высшей степени аккуратно.
55. Светофор работает, стоит знак.
56. И даже заметен накат.
57. А вот в 2005-м уже нет, правда, всё, по-прежнему, аккуратно. Наверное, редкие поезда тогда ещё всё же захаживали на Хладокомбинат.
58. Переезд с другой стороны.
59. А это 2007-й год, вид со стороны Пресни. Светофор ещё работает, но всё начинает зарастать. Вскоре ветвь забросили окончательно.
60.
61. Будка дежурного по переезду стояла заброшенной ещё с лучших времён ветви. И дожила с ней до её последних дней.
62. В 2010-м всё уже было кончено. Светофоры не работали.
63.
64. Хотя автомобильный светофор на переезде ещё подавал слабеньким лунно-белым сигналом признаки жизни. Но вскоре и он навсегда потух.
65. 2012-й год. Всё давно заросло. Светофор погашен.
66. Словно бы и нет тут никакой железной дороги.
67. А, нет, всё же ещё есть, но осталось ей недолго.
68. Сигнализация переезда тоже уже не работает.
69.
70. По иронии судьбы, этот переезд пережил всю ветку, будучи закатанным в асфальт самым последним, если не ошибаюсь, в 2014-м году.
71. Вид в сторону Пресни.
72. Октябрь 2012-го. Путь разобран, огорожена стройплощадка "Хорошёвской".
73. Весна 2013-го. Идёт активное освоение площадки, но ещё не всё снесено и срублено.
74. Памятник эпохе. В таком вот виде кусок некогда одной из крупнейших промышленных веток Москвы и пережил её на год или полтора.
75. А это уже прошедший 2018-й год. Слева оставшаяся часть стройплощадки, справа метро "Хорошёвская" с комнатами отдыха для локомотивных бригад метрополитена. В сторону Пресни.
76. И сейчас, в наше время трудно даже представить, что там, где сейчас стоит офис продаж высоток, растущих вдали, когда-то была ручная железнодорожная стрелка - налево подъездной путь Хладокомбината №7, а направо пути шли вперёд и доходили почти до самого Ленинградского проспекта...
Спасибо за внимание. Продолжение
читайте здесь.