Поездка в Гороховец 2022 года. Часть 1-я

Nov 29, 2024 14:13

Приветствую вас, дорогие друзья!

Подумал я тут недавно, что много у меня скопилось в запасниках материалов о различных поездках по городам и весям необъятной Матушки-Руси. Решил, что пора наконец прекратить лениться и начать эти материалы потихоньку публиковать, а то всё о Москве, о Москве... В общем, в этот раз хочу начать рассказ в нескольких частях о чудесном городке под названием Гороховец, что расположен на правом берегу реки Клязьмы, в 157 км к востоку от областного центра города Владимира, у границы с Нижегородской областью. Словом, давайте прогуляемся по этому милому городку. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и начнём.

1. А начнём с истории. Город был основан, как укреплённый пограничный пункт на восточных границах Владимиро-Суздальского княжества великим князем Андреем Боголюбским в 1168 году во времена походов русских войск на Волжскую Булгарию. Первоначальное ядро города составлял детинец, расположенный на Никольской горе. Высота его земляных валов, сооружённых в XII веке, достигала пяти метров.

Впервые Гороховец, как «град Святой Богородицы», упоминается в Лаврентьевской летописи под 1239 г., когда его впервые сожгли татаро-монголы, после чего жизнь в городе надолго замирает. В конце XIV - начале XV века при князе Василии I Гороховец входит в состав Московского княжества. В это время юго-восточная пограничная засечная полоса Руси проходила по реке Оке, и называлась не иначе, как «Поясом Пресвятой Богородицы». Естественным продолжением этого пояса был и «град Святой Богородицы Гороховец», прикрывавший границу с востока.

В 1539 году волость пережила набег казанских татар и была разорена. Согласно легенде, когда враги осаждали Гороховец, над горой в лучах заходящего солнца появился образ огромного воина с мечом в руках. Враги в панике отступили, а место с той поры называется Пужаловой горой. Это возвышенность, отделена от древнего детинца глубоким оврагом, сейчас на ней расположен городской парк.

В 1563 году Иван Грозный передал Гороховец своему шурину, кабардинскому князю Михаилу Темрюковичу. В начале XVII века, в годы «Смутного времени», город снова стоял на защите Родины. С Гороховецкого уезда, из своей вотчины князь Пожарский отправился в Нижний Новгород, чтобы возглавить второе ополчение в 1612 году. А Гороховец в числе первых городов присоединился к народному движению. В 1619 году город пережил своё последнее разорение, и с тех пор утратил функцию оборонительной крепости.



2. С середины XVII века расцветает торговля и местные купцы, владевшие винокуренными заводами и кожевенным производством, взамен деревянных палат возводят себе каменные дворцы. Из 20 каменных купеческих палат XVII века, сохранившихся в России, 7 украшают исторический центр Гороховца. В одном из них ныне располагается музей «Дом Ершова (Сапожникова)», где показан быт и интерьер купеческих палат XVII века (его мы осмотрим в одном из следующих выпусков).

В это же время здесь на средства купцов были построены каменные ансамбли трёх монастырей: Знаменского, Никольского, Сретенского; а также комплексы приходской церкви Воскресения Христова и главного городского Благовещенского собора.

В 1778 году Гороховец стал уездным городом Гороховецкого уезда Владимирской губернии. В 1883 году в Гороховце насчитывалось 24 каменных дома и 381 деревянный, 69 лавок, 5 церквей и Николаевский монастырь, в ризнице которого хранились шесть царских и патриарших грамот. Жителей в 1897 году было 2824, промышленность была не развита (в 1883 году было 3 кирпичных завода и одна красильня), зато было много садов, жители занимались огородничеством и прядением тонких ниток. Гороховец содержал, вместе с земством, городское училище и женское училище, богадельню, содержимую на проценты с капитала, пожертвованного купцом Лахмановым, а также земскую больницу на 12 кроватей и амбулаторию.


3. Отдельной летописной страницей в истории города обозначены особняки деревянного зодчества, украсившие город на рубеже XIX и XX вв. Красота кровли, глухая и пропильная резьба по дереву радуют глаз русской самобытностью в сочетании с модным в то время европейским модерном. Это творение местных плотников, которые вошли в историю под именем «якушей». В прошлом слава этих талантливых людей была настолько громкой, что В. И. Даль включил их в свой «Толковый словарь живого великорусского языка».

Наряду с плотничеством, самым распространённым промыслом в Гороховецком уезде в XIX - начале XX вв. был отход в котельщики. География отхода мастеров по металлу поражает воображение, это практически вся Российская Империя от Балтики и Черного моря до Амура. Руками и умением гороховецких котельщиков были построены практически весь первый русский военный металлический флот, все железнодорожные мосты, которые используются до сих пор. Гороховчане претворяли в жизнь и проекты великого русского инженера В. Г. Шухова, включая Шаболовскую башню.

В начале XX века в городе был основан котельно-судостроительный завод И. А. Шорина. В 1907 году здесь была построена и спущена на воду самая большая в мире на тот момент нефтеналивная баржа «Марфа Посадница» по доработанному проекту В. Г. Шухова. Впоследствии, в советские годы судостроительный завод стал градообразующим, где работала почти 1/3 населения города. Сейчас, его, конечно, уже не существует.

На рубеже XIX и XX веков купечество вновь играет важную роль не только в экономике города, но и в создании его архитектурного облика. Архитектура краснокирпичных массивных зданий несёт на себе следы смешений самых разных стилей, как «исторических» классических, так и модного тогда модерна.

В 1862 г. в Гороховец (точнее, в село Великово в 9 км от него) приходит Московско-Нижегородская железная дорога. Станция Гороховец - одна из пяти самых крупных на линии была выстроена по типовому проекту. Кроме вокзала, основного пассажирского здания, в комплекс вошли технические постройки и сооружения: депо с ремонтными мастерскими, водонапорная башня и водокачка (не сохранились), а также пристанционный посёлок из нескольких жилых домов для железнодорожных служащих и рабочих, мелкие путевые постройки.

Гороховецкий вокзал сохранил в себе дух и архитектурные черты ушедшей эпохи. Здание вокзала состоит из вестибюля, и двух залов ожидания. Рядом с вокзалом расположен багажный сарай - типичный элемент станционных комплексов ушедших лет. На здании багажного сарая выложена дата его постройки - 1909 год. В некоторых источниках также пишут, что здание было перестроено из первоначального. Примечательно, что вокзал в Гороховце считается «младшим братом» здания железнодорожного вокзала во Владимире, которое существовало до революции.

Станция обслуживает расположенную неподалёку нефтебазу, стекольный завод «Русджам-Гороховец», завод «Элеватормельмаш». Ранее она также обслуживала и упомянутый выше уничтоженный Гороховецкий судостроительный завод.

Еще один важнейший элемент старинной станции Гороховец - здание депо, которое по моему недосмотру не попало в кадр. Гороховецкое депо с мастерскими представляет собой двухэтажное здание, выполненное в форме эклектики с элементами классицизма. Эта постройка дошла до наших дней практически в неизменном виде и сейчас тоже используется для нужд станции. В комплекс станции также входят и ряд интереснейших жилых построек. Они были возведены для проживания работников станции и строились с огромной любовью и фантазией. Местные краеведы любят называть их усадьбами - за красоту и камерность.

Одной из самых знаковых построек, расположенных на станции Гороховец, является часовня. Она была построена ориентировочно в 1901-1903 годах. Часовню освятили в честь Николая Чудотворца, который является покровителем путников, что очень символично для часовни при станции. Однако, история Никольской часовни связана с одним из важнейших событий в истории станции Гороховец, а именно с визитом последнего русского императора Николая II. Император посетил станцию в 1896 году. Этот визит произвел настоящий фурор среди местных жителей. Императора радушно встречали хлебом-солью. Решение увековечить это событие строительством часовни было общенародной инициативой. Миниатюрное здание часовенки выполнено в упрощённых формах русского стиля. Здание сильно пострадало в советские годы - лишилось купола и других элементов. Сейчас часовню восстановили.


4. В конце XIX - начале XX вв. самым значимым благодетелем для Гороховца становится купец II гильдии М. Ф. Сапожников (1836-1913), владевший крупными магазинами в Казани, Астрахани и Самаре, и жертвовавший на нужды земляков очень значительные средства. За его благотворительную деятельность, которую он вёл с 1882 года, им было построено: Богодельня, Городская больница, Городское училище, Женская гимназия, Прогимназия, Высшее начальное училище, водопровод в верхней части города. Помимо этого учреждались стипендии как для гимназистов, так и для гороховчан - учеников высших учебных заведений. Сапожников содержал фонд для бедных невест, а в 1904 году принял участие в создании Городского общественного банка.

После смерти М. Ф. Сапожникова в 1913 г. город Гороховец по завещанию получил капитал в 100 000 рублей, проценты от которого употреблялись на народное образование. Дело благотворительности в Гороховце продолжил его сын Константин Михайлович.

После Февральской революции, когда с марта по июль по Владимирской губернии прокатилась волна рабочих демонстраций, на предприятиях Гороховца в июне явочным порядком был введён 8-часовой рабочий день. В июле 1917 года размещённый в городе пехотный полк отказался выехать на фронт - сказалась агитационная работа большевиков. В первые дни Октябрьской революции большевики во главе с К. А. Киселёвым установили в городе советскую власть. В 1929 г. вследствие административно-территориальной реформы был образован Гороховецкий район в составе Ивановской промышленной области. При этом территория района стала в четыре раза меньше бывшего уезда.

В годы Великой Отечественной войны 17 тыс. гороховчан ушли на фронт, из них не вернулись с полей войны более 5 тыс. человек. 39 человек участвовали в героической обороне Брестской крепости. Десять человек получили в годы войны звание Героя Советского Союза. Именем двоих из них, А. В. Беседина и Н. Ф. Краснова названы улицы города.

14 августа 1944 г. образована Владимирская область и Гороховецкий район включен в её состав. В 1970 г. город попал в список 115 исторических городов РСФСР. В 2011 г. Гороховец включён в список 41 города России, имеющего статус «исторического поселения». В 2014 г. подписан Указ Президента Российской Федерации «О праздновании 850-летия основания г. Гороховца Владимирской области» в 2018 г. В 2017 г. Гороховец включён в предварительный список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО.


5. А теперь, осмотрев вокзал, и, ознакомившись с исторической базой, переходим к самому городу и его историческому центру. И начнём со Свято-Сретенского Гороховецкого женского монастыря, основанного по указу патриарха Никона в 1658 г. К 1678 г. в монастыре были две деревянные церкви - Сретенская (холодная) и Сергиевская (тёплая), а также двадцать монашеских келий, где жили 44 сестры («питались милостыней и рукоделием»).

В 1689 г. на средства гостиной сотни торгового человека Семёна Ефимовича Ершова вместо деревянной Сретенской церкви построена существующая до сих пор каменная. Тёплая Сергиевская церковь и колокольня были построены в конце XVII в. Стены вокруг монастыря возведены в начале XVIII в. В 1764 г. Сретенский монастырь был упразднён, церкви обращены в приходские. Монахини же были переведены в г. Арзамас. С 1870 г. Сретенская церковь была приписана к городскому Благовещенскому собору (прежде Сретенская церковь была самостоятельным приходом с собственными зданиями и землями).

Во времена советской власти Сретенский монастырь был закрыт. Возрождение обители началось в 90-х - начале 2000-х гг.


6. Храм Сретения Господня (1689 г.).


7.


8. Храм Сергия Радонежского (приблизительно между 1675 и 1699 гг.) с кельями, предназначенными для насельниц, и колокольней. Храм не имеет больших размеров; его венчание осуществлено при помощи одного купола, а главные фасады - совершенно просты в исполнении. Несмотря на это, церковь Сергия Радонежского представляет собой значимый объект культурного наследия и имеет статус памятника архитектуры XVII в. Во внутреннем убранстве храма на сегодняшний день сохранилась печь, которая роскошно украшена цветными изразцами. Данный объект стал лучшим образцом истинного мастерства гороховецких строителей, который сохранился до наших дней.


9. Территория монастыря.


10.


11. Храм Сретения Господня располагает уникальным декоративным убором, который выражен в кокошниковом фризе, разнообразии форм наличников, сложно декорированных поясков, перспективных порталах, золотых ажурных крестах, а также глазурованным лемехом, которым декорированы купола, что создаёт яркий образ всего собора. Особенно красиво сияют на солнце резные золотые кресты. Оконные проёмы собора искусно украшены резными наличниками. На данный момент именно этот собор является одним из самых выдающихся памятных строений Гороховца, выстроенных в XVII веке.


12.


13. Теперь прогуляемся по городу. Сразу бросается в глаза огромное количество жилых домов с резными наличниками, при этом абсолютное большинство из них обитаемы и находятся в хорошем состоянии.


14. Встречаются и вот такие.


15. Выходим к Клязьме. Наплавной мост, который демонтируется на зиму. В 2022 г. по какой-то причине его не смогли навести даже к началу июня, поэтому, к сожалению, не удалось попасть на другой берег и осмотреть расположенный там Свято-Знаменский женский епархиальный монастырь.


16.


17. Клязьма.


18. После этого мы отправились на Лысую гору, что возвышается над уровнем реки почти на 100 м. Уникальнейшее по своей живописности место. Единственный минус - в конце весны и начале лета там просто тучи комаров и какой-то особо лютой местной мошкары. Особенно во второй половине дня.


19.


20. На северном берегу Клязьмы на многие километры вдаль и вплоть до горизонта - лишь девственная природа: леса, луга и болота.


21. Смотрите какая красота!


22.


23. Виды такие, что просто дух захватывает и хочется снимать и снимать.


24. Из благ цивилизации при полном зуме вдали можно увидеть лишь вышки базовых станций сотовой связи.


25. Лысая гора снизу.


26. Исконно русский пейзаж. Вообще берёзы в Гороховце какие-то особенные что ли. Очень мощные, ветвистые и густые.


27.


28.


29. У самой воды почва довольно сильно заболочена. Это единственное место, где удалось к ней вообще подойти.


30. Пора обратно наверх.


31.


32.


33. Вид с Лысой горы на храм Знамения Пресвятой Богородицы с приделом Иоанна Богослова и колокольней, расположенный на северном берегу Клязьмы на территории Свято-Знаменского женского епархиального монастыря, куда попасть не удалось из-за того, что мост был разобран. Храм построен в 1679 году на средства купца Семёна Ершова.


34.


35. Возвращаемся в город. Это деревня Городищи, которая непосредственно примыкает к новым жилым кварталам Гороховца.


36. Телефон-автомат. Жаль, что не дисковый старого образца.


37. Куда же без местных котиков?


38. Детская площадка на окраине Гороховца.


39. Далее по грунтовке, которая зовётся Красносельской улицей, мы двинулись на юг города к Московской улице (трасса М-7 «Волга»).


40. Вдоль трассы мы видим всё те же милые домики с резными наличниками. Обратите внимание, при ремонте этого дома был использован сайдинг, но за счёт сохранения резных наличников сайдинг не портит внешний вид дома.


41.


42. Московская улица.


43. Ещё один местный котик.


44. Переходим на другую сторону. Один из бывших особняков фабриканта Шорина.


45. А вот за этим частным домом прячется ещё один особняк фабриканта известный как «Дом Шорина».


46. Этот подлинный шедевр русского деревянного зодчества является одной из визитных карточек города.


47. Сказочный терем в стиле модерн был построен предположительно около 1902 г. крупным гороховецким предпринимателем-старообрядцем И. А. Шориным для семьи (жены Анастасии, старшей дочери Семёна Ивановича Семёнычева, и четырёх сыновей) своего сына Михаила. Иван Шорин длительное время работал в фирме «Строительная контора инженера А. В. Бари», он, как уже упоминалось, считается основателем Гороховецкого судостроительного завода (фактически, до революции заводом управлял его сын Михаил). Завод просуществовал до конца 1990-х и сыграл большую роль в развитии Гороховца в советский период. Автором проекта дома, предположительно, является архитектор Ю. Ф. Бруни.


48. Семья прожила тут до 1928 года. В 1918 году, когда завод национализировали, Михаил остался работать там управляющим, однако уже тогда на него начались гонения. После нескольких необоснованных обвинений во «вредительстве» Михаил Иванович принимает решение переехать из Гороховца в Москву.

Всё свое имущество они оставили в доме, с собой взяли лишь личные вещи, включая белье, одежду, иконы и книги. Практически сразу дом и всё имущество были национализированы (возможно, непосредственно по заявлению Михаила Ивановича). В Москве М. И. Шорин поступил на работу в наркомат судостроения, но вскоре его направляют осуществлять контроль с последующим включением в работу на судоремонтном заводе в г. Сретенске Читинской губернии.

Наплывала новая волна репрессий и в 1938 году Шорина несправедливо осудили сроком на 15 лет и отправили в лагерь, где, не добившись справедливости, он скончался. В 1957 году за отсутствием состава преступления он всё же был реабилитирован. Родственникам не удалось найти даже могилы Михаила Ивановича.

В советское время в доме располагалась школа. Сейчас в доме Шориных находится Дом народного творчества и ремёсел.


49. Напротив дома Шориных, на противоположной стороне трассы М-7 стоит храм Казанской иконы Божией Матери.

В 1622 г. село Красное с окружающими многочисленными деревнями было пожаловано царём Михаилом Федоровичем князю Ивану Петровичу Буйносову-Ростовскому. В писцовой книге 1628 г. в селе значится деревянная клетская церковь Николая Чудотворца с тремя приделами - муч. Феодора, преп. Марии Египетской, преп. Михаила Малеина. Указывалось, что церковь построена владельцем села - князем Буйносовым-Ростовским. «При церкви поп Иван, пустой двор попов, дьячек, земли церковной по 10 четвертей в поле; в селе двор княжий, в нём живут дворовые люди, двор людской, 16 дворов крестьянских и 8 бобыльских. К селу за речкою слободка бобыльская - 11 дворов, бобыли пашут на князя землю и на суда наймуются».

Во второй половине XVII века село Красное снова значится государевым дворцовым селом. В нём располагался «двор государев», где жили воеводы, насчитывалось 62 крестьянских и бобыльских двора. В 1678 г. в селе находятся уже две деревянные церкви - в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы с приделом cв. Николая Чудотворца (холодная) рубленная «в углы» и св. Алексия человека Божия (тёплая). Рядом с церквями возвышалась колокольня «рублена восьмериком верх шатровый».


50. В 1708 г. вместо двух деревянных церквей построена одна каменная на средства гороховецкого купца Ширяева. Колокольня построена одновременно с церковью. В 1817 г. стены холодного храма «приподняты накладкою до 3 аршин и с того времени наружный вид храма остаётся без существенных изменений; внутренние же украшения храма обновлялись не однажды». В церкви были следующие престолы: главный - в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, в тёплой трапезе - во имя Преображения Господня и cв. Николая Чудотворца. Из святых икон особенно чтима прихожанами и окрестными жителями Казанская икона Пресвятой Богородицы. Икона была убрана в расшитую золотом и унизанную жемчугом ризу с вызолочеными по серебру венцом и окладом. Другая икона Казанской Божией Матери была, по преданию, «шита шелками княгиней Буйносовой-Ростовской». В храме хранилось напрестольное Евангелие 1628 года и напрестольный крест с частицами св. мощей и частями священных предметов (древа Господня, ризы Господней, ризы Богоматери, камня гроба Господня, гроба Богородицы, земли из-под гроба Господня, камня с горы Преображения, камня страстей Господних, камня Неопалимой Купины).


51. В 1897 г. приход включал жителей села Красного и деревень Омлева, Куприянова, Ветельниц и Выезда. По клировым ведомостям на тот момент в приходе числилось 1121 мужчин, 1335 женщин. Село перешло в городскую черту Гороховца в декабре 1960 г. Храм является единственным в городе, не закрывавшимся в советское время и поэтому в целом сохранил свой облик и внутреннее убранство.


И на этом, пожалуй, на сегодня закончим, потому как пост и без того получился весьма объёмным, а продолжение читайте в следующей части. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

P.S. И не забывайте, что у меня есть телеграм-канал, где я публикую не только ссылки на ЖЖ, но и другие моменты из жизни, запечатлённые на камеру или телефон: https://t.me/rajon_pride

Гороховец, монастыри, поездки, жд, архитектура, история, фото, Владимирская область, прогулки, Россия, природа, путешествия

Previous post Next post
Up