Трамвайная линия по улице Сергия Радонежского

Sep 27, 2024 03:30

Приветствую вас, дорогие друзья!

В прошедший понедельник состоялось поистине эпохальное для Москвы событие. На улице Сергия Радонежского была пущена новая (ну почти) трамвайная линия. Можно сказать, первая с советских времён. Коротенький отрезок от Лесной улицы до Тверской Заставы и восстановленная спустя несколько лет после временного закрытия линия от улицы Панфилова до улицы Алабяна на эпохальные не тянут. А тут новую линию восстановили на старом месте спустя аж 72 года! Да, можно сказать, что она и не новая, так как трамвай там раньше ходил. Но едва ли среди жителей Москвы наберётся значительно число ныне живущих людей, которые хорошо помнят те времена, когда её сняли и перенесли на Школьную улицу (а потом и вовсе закрыли). Поэтому для большинства людей она абсолютно новая.

Про прокладку этой линии говорили довольно давно, но до дела не доходило никак. И тем более удивительно было увидеть весной, что работы начались и идут активно. И, я бы даже сказал, гиперактивно, ибо открыть линию планировалось в ноябре, но открыли её досрочно. Словом, такое событие я упустить не мог и вчера после работы съездил посмотреть, что получилось. А теперь по традиции хочу поделиться с вами. Усаживайтесь поудобнее, берите напитки с закусками и начнём.

1. От Курского вокзала я доехал до остановки «Костомаровский мост». Тут как раз расположена новая и довольно интересная развязка. Трамвай поехал по-старинке в сторону Волочаевской улицы.



2. Взгляд назад в сторону Курского вокзала. Костомаровский мост.


3. А вот и новая необычная для Москвы развязка. Влево уходят пути в сторону старого треугольника, где расходятся маршруты на Волочаевскую и Большую Андроньевскую улицы, а прямо и далее левее - новая линия.


4. Интересное, конечно, решение. Я так понял, что это иначе было невозможно вписать по допустимому радиусу.


5. А вот и он, трамвай возрождённого 2-го маршрута. Вплоть до 1980 г. он ходил в этих краях, только по Школьной улице (куда перенесли пути после ликвидации оных в 1952 г. по улице Сергия Радонежского (тогда - Тулинской), затем он был отменён вовсе. После этого данный маршрут запускали в других районах, но в итоге он так и канул в лету (подробнее здесь). Ну, а теперь его возродили по практически исторической трассе, что символично!


6. Очень непривычно видеть здесь стрелки.


7. Далее следует глухое пересечение. Насколько я помню, глухих пересечений под прямым углом в Москве вообще не осталось. Даже Электрозаводская ветка пересекает линию на Преображенском Валу не под прямым углом.


8. Взгляд назад. Храм преподобного Сергия Радонежского (он же Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе. Состоит из трёх разновременно построенных частей 1796-1864 гг. Роспись стен сделана московским изографом Андреем Рогожкиным.

Первый деревянный храм преподобного Сергия был построен в Рогожской слободе в начале XVII в., а первое упоминание о каменном храме относится к 1722 г. Нынешнее здание церкви было построено в 1818 г. на средства прихожан. Свой окончательный вид основной объём храма получил после реконструкции 1834-1838-х гг. Современная трёхъярусная колокольня была построена в 1864 г.

В 1922 г. из храма было вывезено более 80 кг серебряной утвари и других церковных ценностей. Перед закрытием в 1938 г. из храма удалось спасти несколько древних икон, однако большая часть церковного убранства оказалась уничтожена.

В последующие годы помещение храма использовалось под мастерские и склад. В процессе эксплуатации зданию был нанесён большой ущерб - стены и пол храма покрывали глубокие трещины и толстый слой копоти, а на его куполах и крышах росли маленькие деревца.

В 1985 г. храм был передан расположенному в Спасо-Андрониковом монастыре Музею древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублёва. В здании храма решено было устроить экспозицию древнерусского церковного искусства. Тогда же в храме начались реставрационные работы. В пользование РПЦ объект перешёл в 1991 г., а летом 2018 г. Департамент городского имущества Москвы передал храм в собственность Русской православной церкви.

Главный престол освящён в честь Святой Троицы, а приделы - в честь преподобного Сергия и святителя Николая.


9. Глухое пересечение. Условно старый путь (их тут все меняли) перпендикулярен новому.


10. Старый треугольник.


11. И путь на Большую Андроньевскую улицу.


12. Ну, а мы следуем по новой линии в сторону Рогожской Заставы.


13. Говорят, что среди местных жителей нашлось весьма много недовольных (лично я свечку не держал), но, на мой взгляд, трамвайная линия придала улице некоторый шарм, а сама улица стала уютнее, чем былой автобан с бутылочными горлышками с обеих сторон.


14. Взгляд назад.


15. Да, возможно, линия сожрала некоторую долю проезжей части и запущенный по ней на данный момент лишь один маршрут это пока капля в море, но, думаю, в будущем (например, если запилить после окончания всех работ треугольник около Сыромятнического тоннеля), здесь можно ещё и новые маршруты придумать.


16. Так или иначе улица стала какой-то более дружелюбной. Ещё б деревья где-нибудь посадить...


17. Трамвай приближается к единственной на улице новой остановке «Андроньевская площадь». К слову, здесь я хотел бы выразить своё фи. Сама площадь от остановки находится довольно далеко. Куда логичнее было бы назвать её в честь расположенного в двух шагах Хлебникова переулка.


18. Трамвай у остановки. На фоне старой застройки смотрится шикарно. Куда лучше, чем автомобили.


19. Уехал на Курский.


20. Сделано всё довольно красиво и добротно. Даже несмотря на спешку. Придраться особо не к чему.


21. Встречный в сторону Рогожской Заставы.


22. Вид обратно. На закате снимать непросто, но вот такие кадры я люблю, когда они получаются.


23.


24. Идём дальше. Как же гармонирует малоэтажная застройка этой стороны улицы с трамвайной линией.


25.


26. Ну реально красиво же! Ещё бы троллейбусы сюда вернуть... Но это уже не при Семёныче.


27. Кстати сказать, при всей моей стойкой неприязни к большей части современной архитектуры, многофункциональный бизнес-центр Golden Gate на заднем плане мне даже нравится. Но его хочется повернуть по часовой стрелке, чтоб блок как в конструкторе Лего встал на место. И, как я прочитал в этих наших интернетах, не только мне.


28. На улице сделали несколько наземных переходов со светофорным регулированием вместо былой бездушной магистрали с подземниками. Это очень хорошо.


29. Закатный взгляд назад с трамвайной кривой.


30.


31. Против солнца, конечно, очень нелегко снимать, но виды там роскошные, а трамвайная линия их гармонично дополнила.


32.


33. Остановка «Станция метро „Площадь Ильича“», которую давно пора переименовать в историческую Рогожскую Заставу, тем более, что площадь в отличие от метро переименовали. Да и будущий ТПУ стоило бы назвать Рогожская вместо «Серп и Молот». Завод Гужона (он же «Серп и Молот») всё равно уничтожен и застроен, а историческое название данной платформы было Москва-Рогожская.


34.


35. Взгляд назад.


36. А вот и второе глухое пересечение путей на линии. Только на этот раз не совсем под прямым углом. Вместе с этой линией возродили к жизни линию по улице Рогожский Вал, которая была закрыта с 21 мая 2022 г. в связи со строительством путепровода Горьковского направления (МЦД-4) над бульваром Энтузиастов. Не знаю как теперь будет с другими путепроводами рядом, которые тоже нужно реконструировать, но пока линия работает.


37. Вид в сторону Абельмановской (Покровской) Заставы.


38. И новая развязка.


39. В сторону Андроньевской площади.


40. Морковочка.


41. И сразу две Морковочки.


42. Остановка со схожим названием «Станция метро „Площадь Ильича“». Кстати, процитирую-ка я под занавес обзора неизвестного мне автора с Викимапии, который написал неплохую статью на тему:

Первая трамвайная линия по Вороньей улице (с 1923 года - Тулинская улица, ныне улица Сергия Радонежского) была открыта 31 мая 1876 года, это была однопутная Рогожская линия конно-железных дорог Первого общества через Садовое кольцо и Николоямскую улицу, работавшая только зимой. Позднее линия конки стала круглогодичной.

Конка на Рогожскую Заставу просуществовала до 24 июля 1909 года, пока не была заменена на двухпутную Рогожскую линию электрического трамвая. Первым трамвайным маршрутом, прошедшим по новой линии, стал маршрут № 23 - Лубянская площадь - Рогожская Застава. На Рогожской Заставе, как и во времена конки, было построено разворотное кольцо, других линий в это время здесь ещё не существовало. В 1912 году маршрут № 23 был заменён на маршрут № 27 - Бутырская Застава - Рогожская Застава, а в следующем 1913 году к нему добавился маршрут № 32 - Марьина Роща - Рогожская Застава.

1 сентября 1923 года открылось продление трамвайной линии от Рогожской Заставы (в том же году переименована в Заставу Ильича) по бульвару и шоссе Энтузиастов, маршрут № 27 был продлён сначала до Горбатого моста, а в 1925 году - до Дангауэровской слободы (ныне район станции метро «Авиамоторная». На Рогожской Заставе при этом осталось трамвайное кольцо, обслуживавшее впоследствии различные регулярные маршруты, в том числе трамвайный маршрут № 2, запущенный в 1924 году по маршруту Марьина Роща - Рогожская Застава (дореволюционный маршрут № 32, ходивший между этими же пунктами, был отменён ещё в 1919 году). В 1930 году маршрут № 2 был продлён в Дангауэровскую слободу, а в 1933 году - во Владимирский посёлок.


43. 10 января 1931 года открылась новая трамвайная линия по улице Рогожский Вал, соединившая Заставу Ильича с Абельмановской и Крестьянской Заставами. По этой линии прошли трамвайные маршруты № 38 и 46, курсирующие по ней и сегодня. Таким образом, на Заставе Ильича сформировался крупный трамвайный узел с разворотным кольцом, обслуживавший к первой половине 1930-х годов уже пять трамвайных маршрутов.

Массовое сокращение сети Московского трамвая в 1940-х - 1960-х годах затронуло и узел на Заставе Ильича. В рамках подготовки к реконструкции и расширению Тулинской улицы 29 июня 1952 года была закрыта трамвайная линия по Тулинской и Ульяновской (ныне - Николоямской) улицам от Заставы Ильича от Интернациональной (ныне - Яузской) улицы. Также в этот день было закрыто трамвайное кольцо на Заставе Ильича. Взамен была построена и в тот же день открыта короткая линия по параллельной Школьной улице, благодаря которой сохранилась связь линий по шоссе Энтузиастов и Рогожскому Валу и по Большой Андроньевской улице, а также сохранялась связь Перово и Новогиреево с центром Москвы. По новой линии-связке был перезапущен трамвайный маршрут № 2, который в те годы ходил по маршруту Перово поле - Политехнический музей. Интересно, что более никаких маршрутов по линии по Школьной улице за все годы её существования не ходило.

В конце 1970-х появились планы сохранения исторической застройки Школьный улицы, реставрации «Ансамбля Рогожской ямской слободы» и превращения улицы в пешеходную музейную зону. В связи с этим 4 августа 1980 года была закрыта трамвайная линия по Школьной улице, а вместе с ней и трамвайный маршрут № 2, восстановленный позднее по другой трассе. Формальным основанием для закрытия этой линии стало Постановление Исполкома Моссовета № 43 от января 1976 года «О проекте изменения трамвайной сети по этапам реконструкции города» - в соответствии с которым намечалось снизить объём перевозок трамваем на 25% от существующего на тот момент уровня. На протяжении 20 лет неиспользуемые рельсы постепенно приходили в негодность на открытом воздухе (поскольку на Школьной улице было закрыто автомобильное движение, то старые трамвайные рельсы никому особо не мешали), лишь в 2000 году их закатали в асфальт.


44. Долгое время существовали планы по восстановлению трамвайного движения по Школьной улице и прямой трамвайной связи Перово и Новогиреево с центром Москвы. В сентябре 2011 года мэром Москвы Сергеем Собяниным был утверждён план мероприятий по восстановлению и развитию трамвайных путей в городе Москве на 2012-2016 годы. В рамках исполнения этого плана на совещании у мэра Москвы 20 мая 2013 года было принято решение о восстановлении трамвайной линии на Школьной улице. Однако лишь в начале 2015 года ГУП «Научно-исследовательский и проектный институт городского транспорта города Москвы» («МосгортрансНИИпроект») получил от «Мосгортранса» право на разработку проекта и смет на восстановление трамвайного движения на Школьной улице, а в декабря 2015 этот же НИИ разместил запрос о разработке проекта по восстановлению трамвайного движения на Школьной улице. Все эти события вызвали жёсткое сопротивление со стороны местных жителей Таганского района, выступивших против восстановительных работ. К вопросу подключились муниципальные депутаты, в связи с чем все проектные и подготовительные работы в 2016 году пришлось сначала приостановить, а потом и окончательно свернуть. В мае 2019 года в рамках очередного благоустройства Школьной улицы трамвайные пути на ней были полностью демонтированы.

Невозможность восстановления линии по Школьной улице привела в итоге к подготовке проекта восстановления трамвайной линии по улице Сергия Радонежского, закрытой в 1952 году. С точки зрения удобства для пассажиров этот вариант оказался гораздо более удобным и быстрым, чем объезд через Школьную улицу. На все подготовительные работы, согласования и экспертизы проекта новой линии ушло около 6 лет, и лишь в апреле 2024 года начались первые строительные работы. Проектом было предусмотрено строительство 800 метров новых трамвайных путей (в двухпутном исчислении), двух новых трамвайных стрелок, двух глухих пересечений путей, а также двух новых остановочных павильонов. На Рогожской Заставе сохранялся существовавший ранее оттянутый поворот на Рогожский Вал, поворотов в центр с Рогожского Вала и в область с Большой Андроньевской улицы не предусматривалось. Все эти работы удалось совместить с комплексным благоустройством улицы Сергия Радонежского, во многом именно поэтому строительство трамвайной линии было отложено на 2024 год и именно поэтому данные работы были поручены Департаменту капитального ремонта г. Москвы.

Строительство трамвайной линии по улице Сергия Радонежского заняло чуть менее 6 месяцев и завершилось торжественным открытием 23 сентября 2024 года. Несмотря на достаточно небольшую длину открытого участка, это событие стало знаковым в истории Московского трамвая: линия по улице Сергия Радонежского стала третьей из запланированных ещё в 2011 году к восстановлению и строительству (после восстановления линий по Волоколамскому шоссе и Лесной улице). Более того, последнее на тот момент восстановление ранее закрытой линии состоялось в 2017 году (600-метровый участок путей по Лесной улице с кольцом у Белорусского вокзала), а новые трамвайные линии в Москве в целом не строились с 1982 года (когда была построена последняя новая линия по Таллинской улице) и с 1999 года (когда была построена линия на Продольном проезде у ВДНХ, последняя линия взамен закрывшейся).

Памятуя о ходившем по Школьной улице (и ранее по Тулинской улице) маршруте № 2, единственный запущенный по новой линии трамвайный маршрут также получил этот номер. На следующий день, 24 сентября 2024 года, было восстановлено закрытое на 2 года движение трамваев по Рогожскому Валу. С 21 мая 2022 года по 23 сентября 2024 года через Рогожскую Заставу отсутствовало движение трамваев в связи с закрытием линии по бульвару Энтузиастов на время строительства нового железнодорожного путепровода Курского направления. В период закрытия в рамках строительства линии по улице Сергия Радонежского трамвайная развязка на площади Рогожская Застава, а также пути на шоссе Энтузиастов и на Рогожском Валу были полностью реконструированы с заменой рельсо-шпальной решётки.

На Рогожской Заставе появилось второе на сегодняшний день глухое двухпутное пересечение трамвайных путей в Москве. Первое располагается на трамвайной развязке у станции метро «Преображенская площадь», все ранее существовавшие глухие пересечения трамвайных путей в Москве были демонтированы.

На фото линия уходит под новый путепровод МЦД-4 и далее к метро «Авиамоторная».


45. Ещё разок многофункциональный бизнес-центр Golden Gate.


46. И трамвай 2-го маршрута на закате.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

P.S. И не забывайте, что у меня есть телеграм-канал, где я публикую не только ссылки на ЖЖ, но и другие моменты из жизни, запечатлённые на камеру или телефон: https://t.me/rajon_pride

Таганский, архитектура, история, инфраструктура, фото, прогулки, краеведение, трамвай, Россия, Москва

Previous post Next post
Up