Весна на Пресне. Часть 2-я

Nov 14, 2023 18:27

Приветствую вас, дорогие друзья!

Продолжаем весеннюю прогулку по Пресне, начатую в прошлом выпуске, где мы с вами прогулялись по Столярному переулку и вокруг комплекса зданий бывшего машиностроительного завода «Рассвет» (ранее - фабрика «Мюр и Мерилиз»). Сегодня идём дальше. Усаживайтесь поудобнее, берите что-нибудь восхитительно вкусное и начнём.

1. И начнём мы вновь со Столярного переулка. Взгляд назад на готический главный корпус бывшей фабрики, а затем завода. Кстати, нашёл, что его ждёт. Историческое здание отреставрируют и очистят от пристроек, а затем откроют внутри БЦ. А вот вокруг...



2. Двор ЖК «Рассвет-Loft-Studio» (слева). Что интересно, данный ЖК не выстроен на месте чего-то старого, а перестроен из откровенно убогого административного здания 1999 года постройки. В процессе реконструкции был надстроен и введён в эксплуатацию в октябре 2018 года. Тот редкий сейчас случай, когда новое выглядит приятнее старого и ничего исторического снесено не было.


3. Граница делового квартала. Двигаемся в сторону Малой Грузинской.


4. Вид обратно. Справа тот самый ЖК.


5. Дом 2001 года слева, как пишут, строился для личного врача Ельцина. Часть квартир в доме продана, но, как утверждается, часть по-прежнему принадлежат членам его семьи.


6. Взгляд назад с Малой Грузинской. Московская весна.


7. Бесспорно одной из жемчужин Малой Грузинской улицы является городская усадьба П. И. Щукина (ныне Государственный биологический музей им. К. А. Тимирязева).


7а. Историческое фото, сделанное на рубеже XIX-XX вв. (источник).


8. Владелец усадьбы Пётр Иванович Щукин (1853-1912) был русским коллекционером из купеческой старообрядческой семьи. С начала 1890-х годов его захватило коллекционирование памятников отечественной истории и определило основное содержание будущего музея. В 1891 году, после смерти отца, он решил переехать в собственный дом и приобрёл участок площадью около 1 гектара («всё владение - площадь в 2022 кв. сажени») по Малой Грузинской улице, где планировал разместить своё разросшееся собрание. Для проектирования музейного здания он пригласил архитектора Б. В. Фрейденберга.

Строительство шло в несколько этапов и при участии различных зодчих. Первое здание (Музей российских древностей) было возведено Фрейденбергом в 1892-1893 гг. в глубине участка в духе ярославского зодчества. Он построил «древнерусский терем» - со ступенчатым шатровым крыльцом, крышами «в шахматы», флюгерами в виде флажков и двуглавых орлов. На восточном фасаде был выполнен миниатюрный балкон - копия балкона палат бояр Романовых на Варварке. Верхний этаж был отделан кирпичом с многоцветными изразцами и круглым медальоном с барельефом в виде крылатого единорога, а нижний украшен «бриллиантовым» (четырёхгранным) рустом. Аналогичны интерьеры: росписи по сводам с растительным мотивом, изразцовые печи и «дыньки». В Музей российских древностей вошли собранные Щукиным старинные гравюры, предметы персидского и японского искусства, а также русской старины.


9. Коллекция стремительно росла, поэтому возникла идея постройки ещё одного музейного здания. Она принадлежала известному русскому художнику В. В. Верещагину, который в одном из писем посоветовал Щукину «построить ещё один дом … и непременно соединить его крытым ходом с теперешним музеем». В 1896-1898 гг. Адольф Эрнестович Эрихсон выстроил вдоль красной линии улицы второе здание - тоже «псевдорусское», но более просторное. Два корпуса были соединены подземным тоннелем, вдоль стен которого тоже располагались экспонаты. Завершил ансамбль одноэтажный корпус для музейного склада и архива (1905 г., арх. Ф. Н. Кольбе). Хотя три здания созданы разными зодчими, они отлично гармонируют друг с другом.


10. В 1905 году Щукин подарил свою богатую коллекцию Российскому Историческому музею в Москве. После оформления дарственной 20 мая 1905 года коллекция Петра Щукина из более чем 300 тысяч предметов стала называться Отделением Российского исторического музея им. императора Александра III - Музей П. И. Щукина. За этот дар П. И. Щукин был удостоен звания действительного статского советника. Он оставался хранителем коллекции, приобретал новые экспонаты, оплачивал все расходы по содержанию музея и лично проводил экскурсии до своей смерти в 1912 году. После этого музей на Малой Грузинской был закрыт, а в 1917 году щукинскую коллекцию вывезли в Исторический музей. С 1918 года в зданиях размещался Музей старой Москвы.


11. Бывший музейный склад. Ныне минералогический зал музея им. К. А. Тимирязева.


12. Работа по созданию биологического музея началась осенью 1920 года, когда советский биолог Борис Михайлович Завадовский был приглашён на должность профессора, заведующего кафедрой биологии Коммунистического университета имени Я. М. Свердлова. Завадовский был крупным специалистом в области физиологии и эндокринологии, учился у основателя российской школы молекулярной биологии и генетики Н. К. Кольцова, а также выдающегося физиолога И. П. Павлова. Исследовательская работа в его жизни тесно переплеталась с популяризацией науки. Им было написано более 30 научно-популярных книг и брошюр, таких как: «Невидимые друзья земледельца», «Как мы питаемся. Научные основы питания», «Проблема старости и омоложения в свете учения о внутренней секреции», «Происхождение домашних животных». Самым большим подспорьем в деле популяризации научных знаний стала организация Биологического музея.

Основой послужили «Музей живой природы» доцента А. Л. Бродского, коллекция анатомических и зоологических препаратов. Весной 1921 г. под музей было выделено два зала в университетском здании на Миусской площади. Официальное открытие состоялось на торжественном собрании студентов и преподавателей 7 мая 1922 года. Тогда же он получил имя Климента Аркадьевича Тимирязева, которого Б. М. Завадовский считал одним из своих учителей по университету Шанявского.


13. Музей, по мнению Завадовского, не мог оставаться пассивным в ожидании своего посетителя, но должен был уметь сам войти в гущу масс, стать органической частью самой структуры города. Выполнение этой задачи Б. М. Завадовский видел в непосредственном продолжении музейной экспозиции на окружающие зелёные насаждения площади и улицы своего города. На несколько лет, пока музей находился в стенах Свердловского университета, сквер Миусской площади стал частью экспозиции музея, был превращён в живой постоянный уголок. Были организованы зелёные насаждения, демонстрирующие модели и правила организации семипольных и восьмипольных севооборотов, высевали культуры наиболее ценных технических лекарственных и медоносных трав, организовали мичуринский уголок, демонстрировали методику искусственного опыления и прививок у растений.

Несколько лет сквер Миусской площади являлся образцово-показательной базой для совместной работы Биологического музея и педагогов окружающих школ со школьниками-юннатами по организации проблемно-тематических насаждений. Завадовский считал, что подобные уголки природы следует устраивать в рабочих районах, используя зелёные площади скверов и парков, и надеялся, что Миусский сквер станет примером для организации биологических уголков и в Москве, и в других городах, и даже в республиках Союза.

В конце 1934 года, по ходатайству А. М. Горького, музей получил в распоряжение комплекс зданий на Малой Грузинской улице, дом № 15, бывший ранее усадьбой П. И. Щукина и его музеем. Позже, вдоль «нового» корпуса была выстроена отдельно стоящая оранжерея. Архитектурному комплексу с 1995 года официально присвоен статус памятника градостроительства и архитектуры федерального значения.


14. С годами музей развивался и сейчас в залах музея на площади 900 м² размещена обширная экспозиция, самая крупная в России: «Природа и человек», «Мир животных», «Мир растений», «Физиология и анатомия животных», «Физиология растений», «Эволюционная теория», «Развитие жизни на Земле», «Происхождение и эволюция человека». Проводятся экскурсии и практические занятия с микроскопами для школьников и студентов по примерно 100 темам. Предметы фондов, сотрудников, идеи и программы Биологического музея можно встретить на Фестивале науки МГУ имени М. В. Ломоносова, «Детской площадке» Московского международного открытого книжного фестиваля, фестивалях и субботниках журнала «Seasons», фестивале малых детских издательств «Книжный фонарь», книжном фестивале nonfiction и др.

Украшением музея стали природно-ландшафтные диорамы «Птичий базар», «Смешанный лес», «Песчаная пустыня» и другие, созданные в 1950-х годах под руководством одного из крупнейших советских художников диорам Е. И. Дешалыта.

В 1997 году была создана «Комната открытий» - первая в России интерактивная экспозиция по биологии. Здесь посетители всех возрастов могут потрогать и взять в руки различные предметы, попробовать на вкус экзотические фрукты, определить по запаху пряности, измерить свой рост и вес, рассмотреть под микроскопом мелкие природные объекты и под руководством научного сотрудника выполнить специально разработанные задания.

В 2008-2016 годах Биологический музей инициировал и организовывал межмузейный проект «Семейное путешествие». На прилегающих к зданиям участках с 2013 года создана открытая ландшафтная экспозиция с альпийскими горками, дендрарием, открытой экспозицией, где представлены в том числе растения Красной книги г. Москвы.

В течение года по выходным и в каникулы на территории музея проводятся различные интерактивные занятия, игры-квесты на биологическую тематику. Музей сотрудничает со многими научными, творческими и общественными организациями, принимает участие в федеральных биологических и экологических программах.


15. Детали отделки нового корпуса.


16.


17.


18. Старый корпус и кусочек оранжереи справа.


19. Старый корпус воссоздаёт облик древнерусских палат. Многие элементы внутреннего убранства и внешнего декора были скопированы с памятников русской архитектуры XVII в. Нельзя не отметить наличие изразцового декора, особенно характерного как раз для ярославской школы зодчества. Кто бывал в Ярославле - поймёт.

С 1895 г. музей открыт для свободного посещения, причём владелец усадьбы сам давал пояснения и комментарии к своей коллекции. Собрание прославилось своей многогранностью: в нём были представлены оружие, ткани, ковры, картины, гравюры, церковная утварь, посуда и драгоценности. Самостоятельным отделом являлась библиотека. В музее изучали старинные предметы для своих произведений известнейшие художники того времени - А. Васнецов, В. Суриков, В. Серов.


20. Общий вид здания.


20а. Фото второй половины 1900-х гг. (источник).


21. Детали декора.


22. Барельеф с крылатым единорогом.


23. Боковая часть здания с глухой стороны двора.


24. Напоследок ещё немного деталей оформления нового корпуса и ограды.


25. Вид с противоположной стороны улицы.


26. Взгляд назад в сторону улицы Красная Пресня.


27. Идём дальше. Расторгуевский переулок. Название дано в XIX веке по фамилии домовладельца. Неканоническое имя Расторгуй и фамилия Расторгуевы (Росторгуевы) известны с XVI века. Но сам переулок мы посмотрим чуть позже, а сначала осмотрим окрестные дворы.


28. Доходный дом 1904 г.


29. В его дворе сохранилось два четырёхэтажных дома серии МГ-1 1956 года.


30. Один из них при этом даже явно был недавно капитально отремонтирован, так что вероятно ещё постоит.


31. Слева трёхэтажный жилой дом 1956 года постройки. Пишут, что по словам местных старожилов, дом хотели построить выше, но этого не позволили сделать подземные воды протекающей тут реки Пресни. Но это я бы счёл спорным, ибо русло Пресни находится восточнее, под Новопресненским переулком, далее она образует пруды на территории Зоопарка (в т.ч. Большой и Малый Пресненский пруды), протекает вдоль Конюшковской улицы, под Горбатым мостом и впадает в Москва-реку у Новоарбатского моста.


32. Отремонтированный дом серии МГ-1. Впервые вижу дом данной серии в таком сочетании цветов.


33. Второй дом более привычного окраса. Как, например, в 8-м микрорайоне Лефортова. До него, видимо, ремонт ещё не добрался.


34. Возвращаемся на Малую Грузинскую. Рыбный ресторан La Maree. Выстроен в 2006 году (тогда это был ресторан индийской кухни) на месте одного из последних на Пресне деревянных домов, в котором ещё в 90-е располагался психдиспансер.


35. Не смог также обойти вниманием (хотя, уже и снимал его) католический кафедральный собор Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии, который безусловно является второй архитектурной жемчужиной улицы. Он был открыт в 1911 году. Архитектор Ф. О. Богданович-Дворжецкий. Сооружён в неоготическом стиле. Является самым большим католическим собором в России и одним из трёх действующих католических храмов Москвы наряду с храмом святого Людовика Французского и храмом св. Ольги.

В 1938 году здание собора забрали у церкви. В 1956-1996 годах там находился ПТО «Мосспецпромпроект». Возвращён католикам в 1996 году. В соборе служатся мессы на русском, польском, английском, французском, испанском языках, латыни, тридентские мессы, а также литургия по армянскому обряду и литургия по византийскому обряду, проводятся встречи молодёжи, занятия по катехизации, благотворительные концерты органной и духовной музыки. При соборе есть библиотека и церковная лавка, редакция российского католического журнала.


35а. Собор в год открытия. Видно, что изначально он несколько отличался от нынешнего отсутствием башенок над главным входом (источник).


36.


36а. Неплохое историческое фото 1991 года примерно с того же ракурса. Как видно, здание в годы советской власти особенно не перестраивалось (источник).


37. Ну, а теперь, как я и обещал, возвращаемся в Расторгуевский переулок. Правда, чем-то примечательных строений здесь практически нет. В основном советские. В здании справа 1956 года постройки сейчас размещается гостиница «Лемар», слева различные магазины.


38. А вот бывший советский цех завода «Рассвет», выходящий фасадом в Расторгуевский переулок. Ныне часть бизнес-центра «Рассвет» с кафешками и прочим.


39. Кстати, ещё один пример неплохой реконструкции промышленного цеха в БЦ без сноса.


40. А напротив него мы можем видеть целый сказочный лес человейников ЖК «Пресненский вал, 14», выстроенного на месте машиностроительного завода «Красная Пресня» (изначально - «Механический завод Грачева и К°»), основанного в 1884 г. Завод занимался разработкой, проектированием и сборкой вибропрессового оборудования, предназначенного для производства тротуарной плитки, стеновых блоков, бортового камня, кирпича. В последнее время территория сдавалась под офисы, сам завод был выведен. В июле 2013 г. начат снос заводских корпусов для строительства жилых домов. Даже завод по производству оборудования для своей любимой плитки Сергей Семёныч не пожелал возродить. Кстати, вот это вот является победителем Премии Архсовета-2015 в номинации «Лучшее архитектурно-градостроительное решение». Какие же там у них решения среди проигравших были?


41. Идём в сторону Пресненского Вала. Симпатичное и давным-давно (по меньшей мере, лет десять) заброшенное дореволюционное здание по адресу Расторгуевский переулок, 14, которое каким-то чудом до сих пор не снесли.


42. Всё же хочется верить, что оно обретёт вторую жизнь.


43. Подходим к Пресненскому Валу. Слева жилой дом серии II-29 1967 года, справа здание бывшей автобазы Конституционного Суда РФ.


44. И в завершение рассказа - часики над одним из входов в здание. Просто понравились.


На этом на сегодня всё. Но с Пресней я пока не заканчиваю. В следующий раз мы с вами отправимся южнее, в район Шмитовского проезда и прогуляемся там. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Пресня, архитектура, история, Пресненский, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, Россия, Москва

Previous post Next post
Up