Лето в тверской глуши: станция Селижарово

May 29, 2023 18:56

Приветствую вас, дорогие друзья!

Сегодня хочу виртуально перенести вас в прошлое. И речь даже не о том, что снимки эти были сделаны в прошедшем году. Просто в том месте, куда мы сегодня перенесёмся до наших дней чудесным образом сохраняется подлинный дух железнодорожной старины и кажется что, время там остановилось. Среди глухих тверских лесов и непроходимых болот до сей поры прячется настоящий затерянный железнодорожный мир, а именно малодеятельная заповедная линия Торжок - Соблаго. Мне уже давно хотелось увидеть своими глазами хотя бы небольшой участок этой железки, да всё никак не удавалось. А тут в прошлом году друг как-то случайно пригласил составить ему компанию в однодневной автомобильной поездке по Тверской области и с удовольствием согласился на моё предложение сделать небольшой крюк и заехать в посёлок со сказочным названием Селижарово, где расположена одноимённая станция этой линии, о которой я сегодня и расскажу. Но сначала немного о самой заповедной железной дороге:

История линии Торжок - Соблаго началась со строительства «Кувшиновского подъездного пути» (современный участок Торжок - Кувшиново, протяжённостью 58 километров). Кувшиновский подъездной путь строился в первую очередь с целью обслуживания Каменской бумажной фабрики, расположенной в селе Каменное (Каменское) (нынешний город Кувшиново). Подъездной путь являлся частным, строился на средства владелицы фабрики Ю. М. Кувшиновой.

Временное движение на линии Торжок - Кувшиново открылось в 1911 году, в 1912 году линия была принята в постоянную эксплуатацию. В 1916 году был открыт участок Кувшиново - Селижарово протяжённостью 54 км. На момент открытия линия также была частной, являясь продолжением Кувшиновского подъездного пути, после революции была национализирована.

В 1928 году был открыт замыкающий участок протяжённостью 53 километра от Селижарово до станции Соблаго, которая находится на ещё одной заповедной Бологое-Полоцкой железной дороге. Общая протяжённость линии составила 165 километров. Таким образом, линия превратилась из тупиковой в транзитную и обрела свой нынешний вид. Планами того времени предполагалось, что станция Соблаго станет узлом пяти направлений (на Бологое, Великие Луки, Торжок, Новгород - Ленинград, Земцы - Смоленск), но в реальности так и осталась узлом трёх направлений.

Линия Торжок - Соблаго благодаря счастливому стечению обстоятельств долгое время оставалась в стороне от процессов реконструкции, которые привели к исчезновению на большинстве железных дорог общего пользования ручных стрелочных переводов, песчаного балласта и практически полному исчезновению семафоров. До сих пор песчаный балласт лежит практически на всём протяжении линии, на трёх станциях (Ранцево, Селижарово и Скакулино) сохранились действующие семафоры, а ручные стрелочные переводы остались на всех станциях, кроме станций Торжок и Торжок-Южный.

Ранее линия находилась в состоянии «ретро-участка» только из-за того, что не доходила очередь её реконструкции, в последнее время её сохранение в таком виде следует признать заслугой Всероссийского общества любителей железных дорог. Однако формального статуса музейной линии участок Торжок - Соблаго не имеет. С отменой в 2015-м году поезда Москва-Осташков, который следовал по данной линии, пассажирское сообщение представлено лишь курсирующим дважды в неделю пригородным поездом № 6955/6956 Осташков - Кувшиново (ранее курсировал до Торжка). Также на линии есть небольшое грузовое движение.

Впрочем, предисловие затянулось. Об остальных интересных аспектах жизни этой заповедной железки я расскажу по ходу повествования. Усаживайтесь поудобнее, берите чай/кофе/что покрепче и погрузимся в уют тверской глухомани.

1. Вас приветствует нечётный входной семафор станции Селижарово и сохранившаяся до наших дней телеграфная линия.



2. Вид обратно в сторону Торжка. Перегон Селижарово - Ранцево.


3. И коли на этой станции у нас представлены действующие семафоры, то неплохо было поведать о том как они работают и какие бывают.
Основными элементами семафорной установки являются:

Собственно, сам семафор с приводным механизмом и светосигнальным прибором;
Линия гибкой передачи с двумя проволочными тягами, опорными столбиками и подвесными роликами (справа от ж/д полотна на фото);
Сигнальный компенсатор (балансир) с грузами, зубчатой рейкой, заклинивающим приспособлением и шкивами;
Сигнальный станок (или рычаг) с рычагом и шкивом.

Управление семафором осуществляется с помощью гибкой передачи, дающей возможность управлять сигналом на расстоянии до 1500 м. При переводе сигнального рычага, шкив, непосредственно скреплённый с рычагом, поворачиваясь на своей оси, натягивает гибкую тягу, сообщая ей ход около полуметра, послабляет сдающую тягу. Перемещение гибких тяг заставляет повернуться на оси и приводной шкив на семафоре. Ход приводного шкива при помощи эксцентрикового устройства передается крылу семафора, заставляя крыло принять открытое положение.

Гибкая передача снабжена натяжным прибором-компенсатором (балансиром), который при помощи грузов поддерживает постоянство натяжения тяг. Летом, при повышении температуры воздуха, тяги удлиняются и грузы компенсатора опускаются вниз; зимой тяги сокращаются и грузы поднимаются вверх. В случае обрыва сигнальных тяг грузы компенсатора закрывают семафор и удерживают его в таком положении до устранения обрыва. При управлении семафором до 100 м компенсаторы не устанавливаются.

При закрытии семафора, то есть при обратном переводе сигнального рычага, приводной шкив вращается в обратную сторону.


4. Существуют входные, выходные, проходные, маршрутные семафоры, а также семафоры прикрытия, но здесь представлены только входные. Ещё семафоры подразделяются на два типа: однокрылые или двукрылые (как здесь).

Однокрылые семафоры могут подавать следующие сигналы:
а) днём поднятым вверх крылом под углом 135° к мачте, а ночью одним зелёным огнём - «Путь свободен». Так сигнализируют входные семафоры при приёме поезда на главный путь с готовностью остановиться на станции, а также выходные, проходные и маршрутные семафоры и семафоры прикрытия;
б) днём горизонтальным положением крыла семафора, а ночью одним красным огнём - «Стой! Запрещается проезжать».


5. Сигналы двукрылых (как здесь) входных семафоров ещё интереснее: двумя поднятыми крыльями под углом 135° к мачте днём и зелёным и жёлтым огнями ночью сигнализируют - «Разрешается поезду следовать на станцию на боковой путь с готовностью остановиться на станции». Аналогичный сигнал используется на узловых станциях с наличием ответвления, где двукрылые семафоры используются в качестве выходных. В этом случае показание таких семафоров указывает на то, что поезд может свободно отправляться со станции на ответвление. Для контроля со стороны станции положения крыльев входного семафора ночью служат контрольные огни. При закрытом положении семафора на нём со стороны станции должны быть контрольные прозрачно-белые огни (хорошо видны на фото) по числу крыльев, а при открытом - зелёные огни соответственно числу открытых крыльев. У двукрылого семафора при запрещающем сигнале верхнее крыло находится в горизонтальном положении, а нижнее - вдоль мачты, перпендикулярно верхнему (как на фото).

При применении на однопутных участках с полуавтоматической блокировкой нормально погашенных выходных светофоров входные семафоры в открытом и закрытом положении должны иметь контрольные прозрачно-белые огни.


5a. Вот как этот семафор выглядит, когда он открыт. Данный сигнал означает необходимость проследовать на боковой путь и остановиться. Впрочем, на Селижарово все поезда останавливаются из-за электрожезловой системы, о которой чуть ниже. Автор: Абрамкин Сергей, фото сделано 15.10.2011 (источник).


5б. А когда поднято одно крыло - это означает проследовать по главному пути. Автор: Денис Еськов, фото сделано 23.10.2015 (источник).


6. Возвращаемся в лето. Компенсатор гибких тяг семафора.


7. Следует отметить также ещё одну уникальную особенность данной линии. На участке Соблаго - Кувшиново по сей день действует упомянутая выше электрожезловая система (ЭЖС), которая в России не применяется сейчас практически нигде. Дабы не пересказывать принцип работы своими словами, процитирую замечательный Дзен-канал «Заповѣдная магистраль»:

Эта старинная сигнализация применяется здесь ещё со времён телефонных аппаратов "Л.М. Эриксона и Ко".

При ЭЖС два одинаковых электрожезловых аппарата связаны между собой однопроводной электрической линией. На каждой станции при ЭЖС как правило два таких аппарата, для отправления поездов на перегон как в нечётном, так и чётном направлениях.

Разрешением на отправление поезда со станции на перегон при электрожезловой системе служит жезл, машиниста, который извлекается из электрожезлового аппарата перед самым моментом отправления, после того как соседняя станция даст своё согласие на отправление поезда.

Сначала согласие получает устно, по телефону, после запроса дежурной по станции (ДСП) отправления. Например:

ДСП по ст. Селижарово: "Могу ли отправить к Вам поезд №6956?"
ДСП соседней станции Ранцево отвечает: "Ожидаю от Вас поезд №6956"

А затем ещё и дежурный по соседней станции даёт ещё и электрическое согласие на отправление поезда, вращая ручку индуктора. Вот только после этого дежурная по станции Селижарово может свободно извлечь жезл из аппарата нужного перегона (в нашем случае Селижарово-Ранцево), который до этого момента был надёжно заблокирован электромеханическим замком в аппарате, вложить его в жезлоподаватель и вручить его машинисту.

И пока поезд №6956, отправленный со станции Селижарово, не прибудет в Ранцево, не освободив перегон и машинист не отдаст жезл дежурному, чтобы тот вложил его снова в аппарат, никакой другой поезд ни со станции Селижарово, ни с Ранцево невозможно будет отправить. Этим гарантируется безопасность движения поездов и таким вот образом работает электрожезловая система блокировки (источник).

Именно из-за этой особенности поезда, следующие через Селижарово не могут пройти станцию по главному пути без остановки.


8. Восточная горловина Селижарово.


9. Вид обратно. Очень уютная и пасторальная станция.


10. Помимо всей прочей экзотики, в Селижарово на стрелочных переводах вместо банальных флажков сохранились аутентичные флюгарки.


11. Не знаю, правда, светятся ли они там сейчас в темноте как положено, ждать до вечера у нас, к сожалению, не было времени.


12. Будка стрелочного поста и шкив переводного семафорного рычага, которым регулируется переключение сигналов. В данном случае поездов, к сожалению, не ожидалось, поэтому будка была закрыта, а дежурный ушёл пить чай.


13.


14. Красота.


15. А какой там непередаваемый аромат креозота в воздухе!..


16. На станции имеется главный, несколько приёмо-отправочных и тупиковых путей. Также станция обслуживает несколько окрестных предприятий.


17.


18. Слева ответвляется подъездной путь ООО «Селижаровоагропромснаб». На его площадке осуществляется погрузка леса. В широком смысле лес - это главная грузовая специализация данной станции.


19. Вид обратно. Ещё один подъездной путь, обслуживающий Селижаровский карьер, занимающийся добычей нерудных материалов с 1992 года. Предприятие производит гравийный щебень любой фракции и сопутствующие материалы: отсев горный, обогащенный песок, ЩПС, ПГС.


20.


21. Козловой кран ООО «Селижаровоагропромснаб» для погрузки древесины.


22. Также готовая к вывозу продукция свалена и с другой станции.


23. Вид обратно. Справа габаритная рама на подъездном пути.


24. Провинциальный уют.


25. Приведу несколько устаревший техническо-распорядительный акт (ТРА) станции Селижарово. В частности, разворотный треугольник для паровозов уже разобран. А зря. На этой линии просто напрашивается экскурсионное паровозное движение.


26.


27. Пассажирская платформа и здание вокзала, которые ныне обслуживают лишь две пары пригородного поезда Осташков - Кувшиново в неделю.


28. Вид обратно.


29. Влево отходит ещё один подъездной путь. Там расположено ещё одно лесозаготовительное предприятие.


30. Переезд и вездесущий магазин К&Б.


31.


32. Где-то примерно здесь ранее располагалось ответвление к разворотному треугольнику для паровозов.


33.


34. Западная горловина станции.


35.


36.


37. Флюгарочка и шкив переводного семафорного рычага. Настоящая железнодорожная экзотика.


38. Взгляд назад к горловине. Погода в тот день была очень переменчивая. Нас стала настигать туча.


39. С эффектом телевичка.


40. Линия гибкой передачи здесь расположена не со стороны самого семафора. Весьма любопытная конструкция.


41. Компенсатор гибких тяг.


42. Ещё в моём детстве телеграфные столбы можно было встретить практически вдоль любой магистральной линии. Теперь - это тоже экзотика. Да ещё в таком хорошем состоянии. Кстати, они используются и для электропитания световых сигналов семафора, используемых в ночное время.


43. Вид обратно. Туча приближалась.


44. А вот и чётный семафор, а за ним перегон Селижарово - Скакулино.


45. Как и противоположный - он был закрыт.


46. Хорошо видны жёлтая и зелёная линзы световых сигналов, используемых в ночное время для разрешающих показаний.


47. А тросики линии гибкой тяги проходят через трубу прямо под полотном.


48. Вот такая хитрая конструкция.


49. Красные линзы, служащие ночью для запрещающего сигнала.


50. И, пожалуй, лучший кадр, сделанный в тот день. Вдали уже льёт.


51. А мы решили выбраться в посёлок через железнодорожный мост, расположенный рядом. Двигаемся по перегону в сторону Скакулино.


52. Взгляд назад. Накрыло.


53. Мост через реку Селижаровку, которая в посёлке впадает в Волгу.


54. Селижаровка в сторону устья.


55. И в сторону истока.


56. А с другой стороны она чудесным образом трансформировалась в Елижаровку.


57. А мы повернули на тропочку в посёлок.


58. И немного прогулялись по его центральной части, благо дождь быстро закончился и вновь засияло солнце. Здесь есть немного послевоенной и даже дореволюционной застройки. Это у нас, как водится, улица Ленина, центральная в посёлке.


59. Симпатичное дореволюционное здание.


60. Действующая водоколонка и послевоенная типовая сталинка.


61. Местная детская школа искусств. Здание явно дореволюционное.


62.


63. Селижаровское муниципальное учреждение «Музей». Это так официально написано. А вообще - это местный краеведческий. Здание построено в конце XIX века.


64. Колокольня бывшего Селижаровского Свято-Троицкого мужского монастыря. Построена в 1835 году по проекту архитектора И. Ф. Львова, разрушена в 1930-е годы, восстановлена в 2009 году.


65. Мост через Волгу.


66. Сама Волга здесь уже Москва-реки. Слева в отдалении можно увидеть устье Селижаровки.


67. Вид с другого берега на центр. Справа от колокольни - храм Петра и Павла XV века.


68. Это единственная уцелевшая историческая постройка бывшего Селижаровского Свято-Троицкого мужского монастыря.


69. Ещё разок возрождённая колокольня.


70. Местный парк на набережной Волги.


71. Администрация ПГТ. Датой основания Селижарово считается 1504 год, с 1937-го года имеет статус посёлка городского типа. Население: 5931 человек (2021).


72. Ещё одно примечательное здание - библиотека.


73. Автомобильный мост через Селижаровку.


74. И вид с него на устье оной.


75. Местный торгово-развлекательный комплекс. Сразу представил себе такую дискотеку из прошлых времён.


76. Симпатичный частный дом с палисадником.


77. И в завершение рассказа просто несколько красивых видов Тверской области. Бескрайние просторы.


78. Лихославльское озеро.


79. После грозы.


80. И суперлуние, которое было в тот вечер.


81.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что вам было интересно и вы в полной мере ощутили всю экзотику этой чудесной глубинки. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, Тверская область, архитектура, история, подъездные пути, фото, краеведение, Россия, Селижарово, путешествия

Previous post Next post
Up