БКЛ замкнулась. Часть 1-я. Северо-Восточный участок: «Марьина Роща» - «Сокольники»

Mar 05, 2023 19:36

Приветствую вас, дорогие друзья!

Как вы, наверное, помните, я стараюсь по возможности не пропускать дни открытия новых станций метро, чтобы запечатлеть их именно в первый день работы, чтобы увидеть эмоции пассажиров и вот эту всю праздничную атмосферу. Не стало исключением и 1 марта, когда, спустя 10 лет после начала строительства наконец замкнулась Большая Кольцевая линия метро.

Хотел начать цикл об открытиях последних дней ещё раньше, но, отсняв вслед за метро благополучно платформу Марьина Роща МЦД-2, к сожалению, приболел и сил что-то описывать не было. Сегодня вроде полегчало, так что с небольшим опозданием приступаю к рассказу об открытиях двух первых чисел марта в хронологическом порядке. И сегодня у нас будет северо-восточный участок замкнувшейся наконец БКЛ: от станции «Марьина Роща» до станции «Сокольники» с промежуточной «Рижской».

1. Начал я свой променад по новым станциям, прибыв на «Марьину Рощу» Люблинско-Дмитровской линии буквально через 5-10 минут после того, как Путин и Собянин по видеосвязи торжественно открыли её. На моих глазах пошли первые пассажиры, а работники метро утаскивали ограждения, которые закрывали переход на одноимённую новую станцию БКЛ.



2. Переход получился достаточно удобным. Со старой станции наверх ведут три лестницы, за которыми начинаются три вот таких ходка с интересной подсветкой сверху и снизу.


3. Эти ходки приводят пассажира в аванзал.


4.


5. Из аванзала вниз ведёт четырёхниточный эскалатор.


6. Понравилось решение с отделкой нижней части водоотводящего зонта нержавеющей сталью. В сочетании с отделкой из нержавейки балюстрад и дизайном светильников - смотрится весьма стильно.


7. За эскалатором мы вновь видим три ходка ведущих уже в аванзал новой станции.


8. Из аванзала на станцию в свою очередь ведёт короткая лесенка.


9.


10. А вот и новая «Марьина Роща» (проектное название - «Шереметьевская»). По конструкции пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (72 м).


11. Архитектурный облик станции был выбран в ходе голосования на портале «Активный гражданин», итоги были подведены 13 июня 2017 года. Оформление станции по замыслу архитекторов должно ассоциироваться с убранством старинных дворянских усадеб, в частности, с фарфором и изразцами, к которым отсылает стиль отделки пилонов. Пилоны стилизованы под выпуклые фарфоровые колонны. Некоторым они напоминают фарфоровые чайники, хотя я этого не увидел. Но выглядит строго и стильно.

Всего на станции «Марьина Роща» смонтировано 10 таких прямоугольных пилонов с закруглёнными углами, сконструированных следующим образом: вокруг чугунных тюбингов были смонтированы металлические каркасы, на которых закрепили 156 плит светло-серого итальянского мрамора высшего сорта «Бьянко Каррара». Каррарский мрамор добывается в Апуанских Альпах на севере Тосканы и считается одним из ценнейших сортов мрамора в мире. При производстве на мраморные плиты был нанесен кракелюр - насечка в виде паутины, придающая эффект мелких трещин и создающая ощущение, что пилоны отделаны колотой изразцовой мозаикой.


12. Путевые стены здесь, как и на двух соседних глубоких станциях севера БКЛ - «Савёловской» и «Рижской» - здесь решили оставить без отделки, а просто почистили от ржавчины и покрасили тюбинги обделки боковых станционных тоннелей в контрастный чёрный цвет.


13.


14. Проёмы между пилонами освещаются вот такими стильными круглыми светильниками, повторяющими форму светильников на эскалаторных наклонах.


15.


16. В общем, получилось неплохо.


17. А теперь пойдём смотреть самый длинный эскалатор в Москве и наземный вестибюль. Здесь почему-то сделали только два ходка, видимо, пересадочный поток с ЛДЛ ожидается больший. Хотя, со стороны вестибюля тоже есть пересадка, пусть и наземная, на о.п. Марьина Роща МЦД-2 и будущего МЦД-4.


18. Лестничные сходы освещаются вот такими симпатичными светильниками-«таблетками».


19. А вот и самый длинный эскалатор. Он тоже состоит из 4-х ниток.


20. На нижней части водоотводящего зонта подчёркивается этот рекорд. Длина эскалаторного наклона составляет 130 метров. Через каждые 5 метров на балюстраде стоят отметки сколько вы проехали: 5 м, 10 м, 15 м, и т.д. Такое вот ноу-хау. Но несмотря на это, самым глубокими станциями московского метро остаются станции «Парк Победы», где нет наземного вестибюля и нужно преодолеть два эскалатора - большой и малый.


21. Подниматься долго. Но необычно.


22. И вот мы в вестибюле. Он очень просторный.


23. Главной фишкой отделки, конечно же, являются вот эти металлические шары из нержавеющей стали.


24. Над дверями, ведущими в технические помещения в торце вестибюля имеется вот такое световое окно, которое в светлое время суток даёт дополнительное естественное освещение.


25. Теперь давайте поглядим на вестибюль снаружи. Турникеты на выход. Здесь можно выйти ко 2-й улице Марьиной Рощи, 4-му и 5-му проездам Марьиной Рощи, а также Шереметьевской улице.


26. А, если пройти по улице вдоль панельного дома на заднем плане метров 100, то можно попасть к южному сходу с конкорса Марьиной Рощи МЦД-2 (в будущем также МЦД-4 и дальнего пригорода Рижского направления). Об этом я напишу отдельно.


27. Сам вестибюль выглядит очень стильно, но в мартовскую погоду, да ещё и на фоне недостроенного человейника пока что с этого ракурса вместе всё представляется мрачноватым.


28. Благоустройство вокруг пока состоит только из плитки, фонарей и клумб. Ни лавочек, ни урн, ни флоры. Но, будем надеяться, что в будущем это исправят.


29. Внушительные размеры вестибюля объясняются тем, что внутри него помимо пассажирской зоны располагаются и технические помещения, которые обычно находятся под землёй, в частности, тягово-понизительная подстанция.


30. Стильно и лаконично. Вечером, когда хорошо видно подсветку, говорят, выглядит ещё лучше. Надо будет при случае съездить и посмотреть.


31. Название станции тоже вышло стильным. А в тёмное время, наверное, ещё круче.


32. Девушки особенно оценили шары и постоянно останавливались около них запилить селфач.


33. Кассы и билетные автоматы расположены над эскалаторным наклоном.


34. В день открытия на всём участке среди пассажиров можно было встретить большое количество работников Мосметростроя, который возводил северо-восток БКЛ. Разумеется, по устоявшейся за долгие годы традиции, они будут и далее доделывать то, что не было доделано непосредственно перед открытием :)


35. Турникеты на вход. Как вы, наверное, знаете, вплоть до сегодняшнего дня вход на все станции БКЛ бесплатный.


36. Едем вниз. Дна не видно.


37.


38. Следующая станция - «Рижская».


39. И сразу хочу сказать, что именно она возглавила мой личный топ, открытых 1 марта станций! Путевые стены станции, как уже говорилось выше, здесь также оставлены без отделки.


40. Проходы между пилонами выполнены в виде вот таких шикарных арочных порталов из нержавейки со встроенной подсветкой. В сочетании с пока ещё отполированным до блеска гранитным полом смотрится отлично.


41. Арочные порталы являются основным элементом оформления станции и, по замыслу архитекторов, символизируют въездные ворота в город, а светильники подчеркивают их форму. Проект станции разработан бюро Blank ARCHITECTS (Россия).


42. Многим людям моего и более старшего поколений арки навеяли ассоциации с заставкой сериала «Санта-Барбара».


43. Следует отметить, что в отличие от «Марьиной Рощи» путевая стена всё же не осталась совсем без отделки. Здесь реализован цоколь из тёмно-серого мрамора.


44. По конструкции «Рижская» пилонная, трёхсводчатая, глубокого заложения (63,5 м).


45. Выглядит очень стильно и футуристично. Довольно редкий, на мой взгляд, пример современной архитектуры, которому можно ставить твёрдую пятёрку. Вид в сторону выхода в город.


46. А вот вид в сторону пересадки на одноимённую станцию Калужско-Рижской линии. Сначала сходим туда.


47. Поднявшись по небольшому эскалатору, аналогичному на малом наклоне «Марьиной Рощи», попадаем в аванзал с тремя ходками. Отделка здесь также из нержавейки, но порталы не круглые, а квадратные.


48. При этом ходки не прямые, поэтому чувствуешь себя Алисой в зазеркалье. Очень круто!


49. Обалденное решение. Будем надеяться, что нержавейку будут часто мыть, а у вандалов не поднимется рука испортить эту красоту.


50. Далее пассажир попадает в коридор, в конце которого имеются три аналогичных портала.


51.


52. Они ведут в аванзал «Рижской»-радиальной.


53. Спускаемся по лесенке и мы на старой «Рижской».


54. Идём обратно.


55. Ну очень крутая отделка!


56. Счастливые первые пассажиры и уставшие от работы журналисты :)


57. Надо будет ещё приехать поснимать отдельно как-нибудь в полночь, когда народу будет немного.


58. На потолке центрального зала установлен изогнутый дисплей, который позиционируется, как арт-объект в виде «ковра-самолёта». Данный объект создан при участии компании МТС, визуальный ряд создали с помощью технологий генеративного дизайна: часть творческого процесса выполнили нейросети. «Ковёр-самолёт» демонстрирует возможности мобильного интернета в метро. Например, благодаря высокой скорости передачи данных пассажиры могут продолжать пользоваться привычным контентом на станциях и в вагонах: слушать музыку, скачивать книги, играть в онлайн-игры и многое другое. В общем, по сути это реклама МТС, но в сочетании с футуристичным дизайном «Рижской» смотрится неплохо. Народ во всяком случае был в восторге и фотографировал без перерыва.


59. Выход в город.


60. Здесь аналогично «Марьиной Роще» тоже два ходка.


61. И четыре нитки эскалатора.


62. И отделка такая же, только без ноу-хау в виде надписей. Эскалатор длинный, но не самый длинный.


63. Подземный вестибюль просторный с симпатичной цветовой гаммой отделки.


64.


65. Выход в город. Туда я не пошёл, т.к. вестибюль банально для Москвы сопряжён с действующим подземником под Крестовской Заставой.


66. Белый овал на чёрном потолке над наклонным ходом тоже выглядит очень стильно.


67. Да, забыл отметить скамейки. Тоже очень неплохое решение.


68. В общем, мне станция очень зашла. Больше всех остальных.


69.


70. Кстати, и журналистов здесь было больше всех других станций. Видимо, многие переместились из «Сокольников», когда Собянин уехал именно сюда.


71. Ну, а мы наоборот. Следующая станция - «Сокольники».


72. Декоративно-художественное оформление станции посвящено метростроевцам и строительству первой очереди Московского метрополитена. Главный архитектурный элемент платформенного зала и надпутевых галерей станции - большие декоративные панно из глянцевых алюминиевых панелей в стилистике выдающихся художников и архитекторов-авангардистов, среди которых такие родоначальники русского конструктивизма и супрематизма, как Казимир Малевич, Владимир Татлин и Эль Лисицкий. На панно изображены фрагменты рекламных плакатов 1930-х годов с громкими лозунгами, посвящёнными строительству и открытию первой очереди Московского метрополитена, эскизы различных архитектурных сооружений Московского метрополитена (в частности, одного из промежуточных проектов станции «Сокольники» Сокольнической линии), а также архивные фотографии и абстрактные рисунки. Кроме того, на путевых стенах станции изображены лица работников московского метростроя:
- Татьяны Фёдоровой - первой и единственной женщины, возглавлявшей шахту;
- Николая Краевского, награждённого орденом Ленина за высокие показатели проходки;
- Ивана Филимонова - первого начавшего применять «московский» способ проходки тоннелей мелкого заложения.

Такой выбор оформления не случаен, ибо новая станция является пересадочной со одноимённой станцией Сокольнической линии, именно с которой 15 мая 1935 года отправился первый в истории московского метро поезд с пассажирами.

Архитекторы: А. Ю. Орлов, Н. И. Шумаков. Художники: А. Д. Душкин, А. И. Рукавишников.


73. Я не буду выкладывать здесь все декоративные панно, ограничусь лишь частью. На всё это стоит посмотреть лично, не пожалеете. А заодно и в парке можно погулять :)


74. Название станции на путевой стене. Понравился шрифт.


75. Деталь отделки потолка.


76. Станция имеет два вестибюля, один из которых связан с пересадкой, но удобнее всего попасть на пересадку через балкончики над путями, на которые ведёт лестница из центра зала.


77.


78. Конструктивно станция колонная, трёхпролётная, мелкого заложения (36 м) с островной платформой.


79. Очень неплохо.


80. Единственным крупным минусом (и это касается всех современных станций) я бы назвал вот это неимоверное количество всяких информационных табло, экранов, «инфососов» и «глобусов метро» в центральных залах. Они визуально засоряют пространство. Мне кажется, что достаточно было бы их размещения в вестибюлях или где-то сбоку, если они уж так нужны.


81.


82. В пространстве под лестницами на балконы смонтированы два светильника-витража с декоративными буквами «М», вписанными в окружность - точно такие же буквы «М» из металлических реек украшают наземный вестибюль станции метро «Боровицкая» (а до 1986 года украшали оригинальный вестибюль 1935 года постройки станции метро «Библиотека имени Ленина»). Красиво!


83. Поднимемся на мостик.


84. В глухом северном торце станции на мостике организована обзорная площадка.


85. С неё можно поглазеть на центральный зал с высоты. Под площадкой размещаются эскалаторы, ведущие в вестибюль (лифты находятся в подэскалаторном пространстве, куда можно попасть с платформ).


86. Красиво!


87. Идём смотреть пересадку. Что интересно, выход со станции непосредственно в новый вестибюль находится отдельно, непосредственно с платформы, а от проходов на пересадку он отделён стеклянным заграждением.


88. Можно поглазеть на наклон.


89. А на пересадку ведёт отдельный эскалатор.


90. Потолки здесь чёрные, а светильники такие же как на соседних станциях.


91. Поднявшись, попадаем в зал, откуда расходится два коридора. Один официально ведёт на станцию «Сокольники» Сокольнической линии, другой (за спиной) с неё. По факту пассажиры пользовались ими в обоих направлениях.


92. Тот, который ведёт на одноимённую станцию заканчивается аванзалом в ранее неиспользуемый восточный глухой торец старой станции. Там нас встречает ламповая атмосфера 30-х годов с лампочками накаливания и плиткой на полу.


93. Очень интересный контраст получился.


94. Спуск на «Сокольники» СЛ.


95.


96. Идём обратно к противоположному коридору.


97. Он ведёт в подуличник старой станции, который всегда использовался для входа/выхода через старый вестибюль. Теперь он по сути стал совмещённым для обеих линий.


98. А мы идём в отдельный южный вестибюль новой станции. Там находится копия постановления № 831 СНК СССР об образовании Московского метростроя от 2 октября 1931 года. Эта дата с тех пор считается днём рождения Мосметростроя.


99. Сам вестибюль весьма просторный. Тематика оформления потолка посвящена всё тому же Мосметрострою.


100. Эскалаторный наклон.


101. Выход в город к Русаковской улице, Сокольнической площади и Стромынке.


102. Он интересен тем, что из подземного перехода наверх ведёт не лестница, а эскалаторы. Прямо на уровень земли.


103. И отделка павильона весьма стильная, всё в той же тематике, посвящённой строительству метро.


104. Круто сделали, молодцы!


105. Павильон расположен прямо напротив знаменитой каланчи, в стороне от исторического.


106.


107. Пешеходный бульвар у исторического павильона привели в порядок и сделали очень неплохое благоустройство.


108. Особенно порадовало, что здесь уже высадили достаточно взрослые деревья, летом аллея будет выглядеть симпатично. Кстати, теперь аллея носит название Сквер Московского метро.


109. А выход в сторону парка, а также к улицам Сокольнический Вал, Олений Вал и Богородскому шоссе расположился рядом с храмом Воскресения Христова в Сокольниках. Он начал строиться по инициативе протоиерея Иоанна Кедрова в 1909 году на 300 тысяч рублей, собранных прихожанами, а освящение происходило 22 декабря 1913 года. В народе именовалась «Кедровской церковью». Уникальный образец стиля модерн в церковном строительстве архитектора П. А. Толстых. Любопытная деталь: храм вопреки традиции повёрнут алтарём к югу - к месту рождения Христа. Один из последних храмов, построенных в Москве до Октябрьской революции. Никогда не закрывался.


110. Лестничный сход лаконичный, без крыши. Имеется лифт.


111. Стильно!


112. Этот вестибюль мне визуально показался чуть меньше противоположного. Но тоже довольно просторно.


113. Кассы.


114.


115. И эскалаторный наклон.


116.


117. Он, кстати, двухъярусный за счёт довольно большой глубины станции.


118. Спустившись с одного, нужно ещё пройти ко второму и спуститься по нему.


119. Метро растёт!


И на этом всё на сегодня. Надеюсь, что вам понравилось. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи на юго-восточном участке. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Сокольники, метро, Большая Кольцевая линия, архитектура, Рижская, Марьина Роща, фото, Россия, Москва

Previous post Next post
Up