Восстановленная трамвайная линия от «Семёновской» до «Авиамоторной»

Mar 01, 2023 12:17

Приветствую вас, дорогие друзья!

В преддверии открытий таких важных транспортных объектов, как замыкающие северо-восточный и юго-восточный участки Большой Кольцевой линии метро (БКЛ), а также о.п. Марьина Роща МЦД-2, хочу рассказать вам об открытии восстановленной трамвайной линии от станции метро «Семёновская» до метро «Авиамоторная», которое произошло 15 февраля, но прошло куда более буднично и малозаметно, чем торжество по случаю открытия БКЛ, которое начнётся меньше, чем через час. Движение трамваев здесь было закрыто аж 14 сентября 2019 года. Тогда во многих источниках причиной закрытия участка называли строительство второго выхода со станции «Авиамоторная» БКЛ, но по факту перекрытие было нужно всего лишь для сооружения в конструкциях небольшого подземного перехода под Авиамоторной улицей, который ведёт к собственно упомянутому выходу (сам выход строится и по сей день). Вся остальная линия более 3-х лет простояла закрытой именно из-за этого пресловутого строительства, создавая множество неудобств местным жителям, которые вынуждены были пользоваться компенсационными автобусами.

При этом, более чем полгода после остановки движения работ по строительству перехода вообще не велось, рабочие вышли на объект только в апреле 2020 г. и строили его почти 3 (!) года, что, конечно, вопиющий бардак. Но не будем о грустном. Линия восстановлена, трамваи пошли, давайте вернёмся в пятничный день 17 февраля и прогуляемся по линии. Как обычно - берите чай/кофе/что покрепче, усаживайтесь поудобнее и поехали!

1. Начал я свой поход от от «Семёновской». Эта часть линии не была закрыта, но здесь отсутствовала часть маршрутов. С восстановлением 15.02.2023 г. закрытого участка здесь ходят обновлённые маршруты № 32 (метро «Партизанская» - Курский вокзал) и № 46 (3-я Владимирская улица - Метрогородок). После окончания строительных работ на шоссе Энтузиастов и в районе Рогожской Заставы, 46-й маршрут будет перенаправлен в Калитники.



2. Большая часть трамваев 32-го маршрута пока обслуживаются вагонами модели 71-623 («Морковка»), обитающими ныне на ТРЗ, где на время реконструкции депо Апакова открыт его филиал. К слову, от вагонов этой модели Сергей Семёныч хочет избавиться уже в этом году, поэтому ловите пока они есть!


3. 46-й же маршрут полностью на Витязях.


4. Линия поворачивает с Измайловского Вала на Измайловское шоссе. На заднем плане храм Воскресения Христова. Построен в 1855 году в основном на средства купца М. Н. Мушникова, а также на пожертвования прихожан на Семёновском кладбище, которое появилось в 1771 году в связи с эпидемией чумы (сейчас на его месте Семёновский парк). Детали убранства - по эскизам архитектора К. А. Тона. Главный престол - Воскресения Христова, приделы - во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (северный) и святого равноапостольного князя Владимира (южный). В 1901 году реконструирована трапезная и колокольня (архитектор А. П. Михайлов), на хорах устроен придел святителя Николая Чудотворца.

В 1930-е годы был закрыт. Обезглавлен, со стороны улицы сбит архитектурный декор. Шатровая колокольня с восьмигранным ярусом звона разобрана. Сделаны пристройки. В здании храма размещались цеха. В 1956 году снесено кладбище, на его месте разбит сквер. Богослужения возобновлены в 1998 году.

Святыни: иконы: блаженного Августина, епископа Иппонийского с частицей святых мощей (написана с мозаичного образа XII века, находящегося в соборе г. Чефалу на острове Сицилия, Италия), блаженной Матроны Московской с частицей мощей.


5. Буквально через сотню метров линия делает поворот вправо на проспект Будённого.


6. Рядом с храмом расположен ещё один памятник архитектуры - жилой дом кирпичных магнатов Гусаревых в стиле неоклассицизм. Построен в первой половине XIX века, возможно, даже до Отечественной войны 1812 года. Первые сто лет он принадлежал роду Гусаревых. После революции в помещение заняла школа, а после этого здесь находился Исследовательский центр по проблемам управления качеством подготовки специалистов. К концу нулевых был в плохом состоянии, ныне идёт его восстановление.


7. Поворот линии на проспект Будённого. На заднем плане слева дореволюционное здание 1880-х гг.


8. Задний двор особняка Гусаревых и храма.


9. А на углу проспекта Будённого и Семёновского проезда расположена трамвайная развилка.


10. Линия по проспекту (прямо) всё это время действовала, а вот линия по Семёновскому проезду и далее (направо) с 2019-го года была закрыта.


11. Теперь она вновь действует! Слева тянется огромная территория научно-производственного центра газотурбостроения «Салют», справа расположен Семёновский парк (уничтоженное кладбище) и конечная станция общественного транспорта «Проспект Будённого», ныне автобусно-электробусная, а ранее - троллейбусная. До 1973 г. носила название «Мейеровский проезд», так раньше назывался проспект Будённого.


12. Взгляд назад.


13. Вагоновожатые тоже рады восстановлению линии и фотографам!


14. Семёновский парк на месте бывшего Семёновского кладбища.


15. Вид обратно.


16. Пересекаем промышленную Золотую улицу, про которую я писал отдельную статью.


17. Далее линия по Семёновскому путепроводу (1956 г.) пересекает пути Казанско-Рязанского направления МЖД. «Морковка» как раз следует по нему.


18. Казанско-Рязанское направление и тупики парка Перово IV (бывшая станция Москва-Сортировочная-Рязанская). Про неё я писал здесь и здесь.


19. Трубопроводная эстакада над путями. Судя по декору - весьма старая.


20. Возвращаемся на линию. Сразу за путепроводом начинается улица Госпитальный Вал.


21. Взгляд назад.


22. Здесь линия круто уходит влево и становится полностью обособленной от автодороги.


23. Своё название Госпитальный Вал (часть бывшего Камер-Коллежского вала), получил по военному госпиталю, который основал ещё Пётр I в 1707 году (ныне Главный военный клинический госпиталь имени Н. Н. Бурденко). Ну, а трамвай сюда пришёл в 1933 г., когда была построена Лефортово-Семёновская линия, по которой мы собственно и гуляем сегодня.


24. Взгляд назад.


25.


26. «Морковки» очень гармонируют с панельками серии П-44Т.


27.


28. Остановка «Ухтомская улица».


29. Вид обратно.


30. Симпатичное довоенное административное здание 1936 г.


31. Другая сторона улицы скоро изменится. Сюда пришла хреновация. Особенно жаль вот этот дом 1933 г. Скоро его снесут. И не только его.


32.


33.


34. Далее линия делает красивый поворот.


35. Тихая Крюковская улица. Возникла в начале XX века. На картах середины XIX века на этом месте обозначено сельцо Александровское, принадлежавшее Марии Александровне Лонгиновой, в девичестве Крюковой, четвероюродной сестры М. Ю. Лермонтова. С её фамилиями связаны названия Крюковской и Лонгиновской улиц. Справа забор Введенского (Немецкого) кладбища.


36. Ещё два дома под снос. Архитектурной ценности они не несут, но вы же знаете, что будет на их месте...


37. Трамвай на фоне красивого здания факультета дошкольной педагогики и психологии МПГУ.


38. Общий вид назад.


39.


40. Далее линия идёт вдоль ограды Введенского кладбища и резко спускается вместе с улицей вниз. Такой перепад высот объясняется тем, что у перекрёстка с улицей Новая Дорога протекает в коллекторе река Синичка и её долина располагается в низине. О наличии данной реки также напоминают названия расположенных неподалёку 1-й и 2-й Синичкиных улиц.


41. Взгляд назад.


42. Северо-восточные ворота Введенского кладбища. Открыты в 1878 г. Арка построена в 1907 г. в псевдоготическом стиле по проекту архитектора А. Форинта. Памятник архитектуры. Слева от них ещё один памятник - Дом у северо-восточных ворот, он же приходской дом Лютеранской церкви.

В 1878 г. на этом месте был устроен Смотрительский двор. Он включал сторожку, сарай инвентаря, псарню, оранжереи. В них круглый год выращивали цветы и растения, пригодные для высадки на участках с ранней весны, когда сходил снег. В 1907 г. дом кладбищенского смотрителя с конторой при нём был перестроен архитектором А. Форинтом в стиле модерн.


43. Красивый спуск к долине спрятанной от наших глаз Синички.


44. Вообще очень фотогеничное место.


45. Снизу расположена остановка «Введенское кладбище». В своё время, когда мне было лет 12, убегая от группы гопников, успел здесь вскочить в подошедший ну очень вовремя трамвай и остаться с телефоном и без разбитой рожи.


46.


47. Единственная встреченная за весь день не вполне «Морковка» в окрасе московского транспорта.


48.


49. И вот мы внизу, в долине Синички. Она протекает практически аккурат под улицей Новая Дорога (справа) и впадает в Яузу у Рубцова моста.


50. Общежитие Главного клинического военного госпиталя им. Бурденко (кирпичный жилой дом серии серии I-511). Построен в 1960 году.


51. Улица Новая Дорога.


52. И ещё несколько видов обратно на красивый спуск с кривой. Без трамвая.


53. И с оным.


54.


55. И двигаемся дальше. Линия снова поднимается в горку в сторону Госпитальной площади.


56. Вид обратно.


57. Справа расположены дореволюционные корпуса госпиталя им. Бурденко.


58. Трамвай на фоне этой малоэтажной застройки смотрится очень гармонично.


59. Вид обратно. Встреча поколений.


60. Напротив госпиталя им. Бурденко располагается городская клиническая больница № 29 им. Н. Э. Баумана с симпатичным сквером. Основана в 1875 г. княгиней Натальей Борисовной Шаховской (1825-1906). Покровительницей больницы была последняя русская императрица Александра Фёдоровна.


61. Остановка «Госпитальная площадь». Часть исторических корпусов госпиталя, как мы можем видеть, реставрируют.


62. А на самой площади при повороте на Солдатскую улицу линия делает очень любопытную петлю.


63. Выглядит это вот так. Такой необычный поворот объясняется просто. Раньше здесь находился трамвайный треугольник и со стороны Госпитального моста и Госпитальной улицы сюда шла ещё одна трамвайная линия от Старокирочного переулка. Она проходила от Бауманской улицы по Старокирочному переулку, Лефортовской площади, Малой Почтовой улице, затем по Госпитальному переулку и одноимённым мосту и улице до Госпитальной же площади. Далее процитирую дословно замечательный сайт Александра Елагина «Путеводитель по трамвайной Москве»:

Движение трамваев от Разгуляя до Госпитальной площади было открыто ещё в 1923 году. До 1954 года рельсы этой линии пролегали по Доброслободской улице, Аптекарскому переулку, пересекали трассу по Бауманской улице глухим пересечением и продолжались в Старокирочном переулке и далее. В результате грандиознейшего антитрамвайного "погрома" (иначе произошедшее характеризовать трудно) в 1953-54 годах значительная часть сети в районе Лефортова (включая линии по Старой Басманной, Спартаковской, Новорязанской, Нижней Красносельской, Доброслободской и другим улицам) была уничтожена. Уцелели только некоторые линии, в их числе - по Бауманской улице и по Старокирочному переулку. Для их соединения вместо глухого пересечения был сооружён треугольник, движение по которому началось 25 ноября 1954 года. Линия по Малой и Большой Почтовой улицам в сторону Сокольнической заставы, ответвлявшаяся от трассы к Госпитальному мосту у поворота в Госпитальный переулок, просуществовала ещё немного и была закрыта 4 августа 1958 года.

Казалось, что оставшейся трассе, петляющей по живописным переулкам Лефортова и лежащей в стороне от оживлённых автомобильных магистралей, уже ничто не может угрожать. Многие годы так и было - трамваи 43 и 50 маршрута обеспечивали удобную связь районов метро "Бауманская" и Госпитальной площади. Беда (в виде трассы третьего автомобильного кольца) подкралась незаметно; хотя, по сведениям Вадима Розалиева, при проектировании кольца, которое тогда именовалось "Кольцо В", предусматривалось движение трамваев вдоль трассы автомагистрали. 21 мая 1986 года Госпитальный мост был закрыт на реконструкцию - как было объяснено, после реконструкции этот мост должен был стать частью автомагистрали, которая за мостом должна была в тоннеле пройти под Лефортовским парком. В защиту исторического Лефортова началось массовое общественное движение - ибо тоннель угрожал нарушить и без того шаткое экологическое равновесие и водный баланс парка, да и не место стадам автомобилей в таком уникальном своей историей и архитектурой районе. То были первые годы "перестройки", когда казалось, что мир ещё можно изменить к лучшему; да и люди, ответственные за принятие решений, тоже пленились на некоторое время этой иллюзией и прислушались к мнению народа. (Увы, те годы давно прошли, и с общественным мнением уже давно не принято считаться при принятии решений...)

Итак, строительство кольца через Лефортово было приостановлено. Замерли работы и на полуразобранном Госпитальном мосту. А про трамвай, похоже, просто забыли. Рельсы и контактная сеть на всей трассе продолжали безнадёжно ждать вагонов, покрываясь ржавчиной. В середине 1990-х годов линию, так и не разобранную, залили асфальтом, а контактную сеть после этого сняли. Вновь пошли машины по реконструированному (но так и не расширенному, как планировалось) Госпитальному мосту. А транспортную связь, которую обеспечивала трамвайная линия, так ничто и не заменило.


64. Вот такая история. Уже долгие годы ходят разговоры о восстановлении этой линии, но воз и ныне там.


65. Своё название Солдатская улица получила 7 июня 1922 г. по находившейся здесь в конце XVII - начале XVIII вв. солдатской слободе. Ранее, с XVIII в. улица называлась Петропавловской, по церкви апостолов Петра и Павла, находящейся на ней.


66. Вид обратно в сторону закрытой линии по Госпитальной улице.


67. И перспектива Солдатской улицы с трубой ТЭЦ-11 ПАО «Мосэнерго» им. М. Я. Уфаева.


68. Справа оградка церкви апостолов Петра и Павла.


69. Храм Петра и Павла в Лефортове (также Церковь Петра и Павла в Солдатской слободе) очень старый. Он был построен в 1711 г. на средства Петра I в Солдатской слободе полка Ф. Я. Лефорта. Очевидно, на её месте прежде находился деревянный храм конца XVI - нач. XVII вв. Несмотря на пожары 1737 и 1812 гг. здание дошло до наших дней в первоначальном облике.


70. Архаичная для начала XVIII в. архитектура (четверик, увенчанный пятиглавием) позволяет предполагать, что храм воспроизводит облик церкви-предшественницы.


71. В советское время храм не закрывался и сохранил внутреннее убранство XVIII в., в том числе пятиярусный деревянный резной позолоченный иконостас. Главный престол храма - в честь святых апостолов Петра и Павла, в трапезной два придела - св. ап. Иоанна Богослова и прп. Сергия Радонежского.


72. Возвращаемся на линию.


73. Взгляд назад.


74. Линия проходит мимо станции метро «Лефортово» БКЛ и кинотеатра «Спутник», около которых строят-строят, да никак не могут построить пресловутый ТПУ (забор на фото).


75. Далее на линии следует кривая, за которой начинается Авиамоторная улица.


76.


77.


78. Вид обратно. Маленький Витязь на фоне махины состоящего из трёх корпусов панельного жилого дома серии П-55 (1985 г.).


79. Остановка «Кинотеатр „Спутник”». По правую сторону тянется огромная территория ФГУП «Центральный институт авиационного моторостроения (ЦИАМ) им. П. И. Баранова» (основан в 1930 г.).


80.


81. Красивое здание проходной ФГУП ЦИАМ с часами. 1953 г. Основными направлениями деятельности Института являются:
- Разработка прогноза и основных направлений развития авиационных двигателей с учётом достижений мировой авиационной науки и техники.
- Фундаментальные исследования в областях газовой динамики, прочности, теплообмена, горения, акустики.
- Прикладные исследования по формированию облика различных типов воздушно-реактивных, авиационных поршневых и ракетных двигателей; проектированию узлов и систем авиационных двигателей; обеспечению надёжности и безотказности.
- Испытания авиационных двигателей, их узлов и систем в реальных условиях эксплуатации.
- Проектирование стендового оборудования и средств измерений.
- Методология создания двигателей.
- Разработка высокоэффективных ГТУ для энергетики и газоперекачки.

На базе института работают филиалы кафедр МАИ, МФТИ, МГТУ и МЭИ.


82. Дворик напротив. Здание в удручающем состоянии на фото - бывший Московский опытный механический завод в структуре Всесоюзного треста производственных предприятий Госкомитета СССР по профтехобразованию. В 1920-е гг. здесь были мастерские товарищества «Победа», выпускавшие металлические кровати.


83.


84. Административный корпус ФГУП ЦИАМ. 1934 г.


85. Несмотря на запуск линии, до 19 февраля продолжал ходить компенсационный автобус № 032.


86. Не особенно красивый, но совершенно нетипичный (а потому заслуживающий внимания) для Москвы шестиэтажный дом. Построен по индивидуальному проекту в 1990 году.


87. Безымянный переулок в сторону Энергетической улицы. На заднем плане красивые краснокирпичные дома 50-х годов.


88. Авиамоторная улица делает крутой поворот вправо.


89. Трамвай на фоне, как я его про себя обозвал: «здания с трубами». Это Всероссийский НИИ нефтяной промышленности (основан в 1954 г.).


90. Здесь я свернул ненадолго во дворы, чтобы полюбоваться моими любимыми редкими для Москвы домами серии МГ-2. Тут их целых пять штук!


91. Все они покрашены в разные цвета, но вот этот зелёный мне понравился больше всего. Построен в 1958 г.


92. Как и его ближайший сосед песочного цвета. А вот серо-голубой на заднем плане старше. Он 1956 г.


93. Классные домики. Прямо за ними проходит Казанско-Рязанское направление МЖД.


94. Уютное место.


95.


96. Вернёмся на линию. Вид обратно.


97. И в сторону метро «Авиамоторная».


98. «Морковка» на фоне ещё двух домиков серии МГ-2.


99. Как же они хороши!


100.


101. Прямо по курсу и строился пресловутый подземный переход, из-за которого линия была закрыта с 2019 г.


102.


103. Вот здесь. А слева продолжается строительство второго выхода станции БКЛ, которую интегрируют с этим переходом.


104. Обещают в этом году.


105. Но пока так.


106.


107. Подходим к трамвайной развязке на углу с Красноказарменной улицей.


108. Вид обратно. Слева учебный корпус «И» Московского технического университета связи и информатики в стиле конструктивизм 1930 г. Бывшее общежитие Электротехнического Института Связи (позднее Московский институт инженеров связи (МИИС). Раньше здесь располагалась военная кафедра МТУСИ.


109. 32-й поворачивает на восстановленную линия. Линия налево к метро и по Красноказарменной улице не закрывалась.


110. В сторону метро. Здесь, кстати, хитрая схема организации движения трамваев. Но об этом как-нибудь в следующий раз, когда я вновь буду писать про эти края.


111. Вид обратно.


112. И в заключение - Красноказарменная улица у префектуры ЮВАО, где я в начале 2020-го года закончил прощальный поход по маршруту 24-го троллейбуса, который тогда работал последний день.


На этом всё. Надеюсь, что вам было интересно, тем более, что трамваев давненько уже не было. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

метро, архитектура, история, Лефортово, фото, прогулки, промышленность, краеведение, трамвай, промзона, строительство, Россия, Москва

Previous post Next post
Up