Приветствую вас, дорогие друзья!
Как вы, наверное, знаете в Москве с давних времён существует традиция открытия объектов метрополитена к новогодним праздникам. Но в этом году, к сожалению, готовность строящихся станций хотя зачастую и очень высокая, но не настолько, чтобы сделать подарок москвичам к Новому году. Но совсем без подарков мы с вами не остались. 23 декабря спустя много лет была открыта возрождённая эскалаторная галерея на Воробьёвых горах, вновь связавшая станцию метро «Воробьёвы горы» с улицей Косыгина.
Будучи сегодня неподалёку, я решил, что нужно заехать и оценить, что же получилось. Но перед тем как перейти к рассказу, считаю необходимым напомнить, что это вообще за галерея такая, как и когда она появилась и почему была закрыта и много лет не функционировала.
1. К концу 1950-х - началу 1960-х Юго-Запад стал богатым на содержание районом, новым центром притяжения Москвы. Станция «Воробьёвы горы» (тогда «Ленинские горы»), размещённая над рекой из соображений удешевления строительства, получила два выхода. И если вестибюль с выходом к спортгородку «Лужников» на левом берегу оказался удобным во всех отношениях, то правобережный вестибюль станции вёл в лесопарк с набережной. Сверху уже располагался гигантский район, Дворец пионеров и главная смотровая площадка столицы, открытая в 1948 году. Позже добавились ещё ряд других крупных общественных комплексов. В связи с этим было принято решение одновременно со станцией ввести в строй отдельный транспортный объект со своими собственными вестибюлями - крытую эскалаторную галерею с разницей высот около 34 метров. Архитекторами были А. Ф. Стрелков и В. Г. Поликарпова, а построена галерея была в стиле конструктивизм, который для тех лет был уже не особенно характерен. Изначально на обоих вестибюлях были установлены символы метрополитена, но ввиду дезориентирующего эффекта они были убраны. Вход на объект был свободным.
На фото нижний вестибюль галереи в 1983 году незадолго до закрытия станции (
источник).
2. Сама галерея представляла собой 3 эскалатора длиной 68 метров каждый, крытых сверху ступенчатым навесом с видом на Воробьёвы горы через окна. С обоих концов эскалаторов были вывешены указатели. В обоих вестибюлях располагались служебные и технические помещения. За время эксплуатации, из-за оползней и смещения горных пород, стены галереи покрылись трещинами, и она постепенно пришла в аварийное состояние. После закрытия по схожим причинам на длительную реконструкцию самой станции «Ленинские горы», галерея просуществовала ещё некоторое время примерно до 1988 года.
Однако ремонтировать галерею в условиях отсутствия рентабельности посчитали нецелесообразным и в октябре 1983 года в связи с окончанием срока безопасной эксплуатации эскалаторы приостановили работу для пассажиров. А по состоянию на 1988 год были прекращены даже их профилактические запуски. Позже все три эскалатора и какие-либо элементы архитектуры были демонтированы, а частично и разворованы на чермет. В 2001 году верхний вестибюль был снесён. Входы в оставшийся нижний вестибюль были замурованы, так что попасть внутрь галереи можно было только через оконные пространства и дыры в стенах. Заброшенный и никем не охраняемый объект постепенно разрушался, всё больше исключая возможность восстановления без предварительного сноса галереи. Впрочем, долгие годы о восстановлении лишь говорили и только в 2018 году, спустя 16 лет после завершения реконструкции самой станции «Воробьёвы горы» (вновь открыта 14.12.2002) было принято решение восстановить и галерею. В этой связи в 2019 году основные конструкции старой галереи, кроме фундамента был снесены.
На фото нижний вестибюль по состоянию на январь 2010-го года (
источник).
3. Проекты новой галереи менялись по ходу дела. Одним из первых был представлен вот такой проект и на мой взгляд, он являлся самым лучшим (
источник). Правда, здесь изображён верхний вестибюль, но не суть, они предполагались и в итоге были построены фактически полностью идентичными.
4. В 2020 году появляется уже такой проект (
источник). Он на мой вкус был похуже и сильно отличался от первоначального, больше походящего на оригинал. Но и он так и остался на картинках.
5. А реализован с некоторыми отклонениями в итоге был этот (
источник).
6. Что мы и можем лицезреть. Тут следует отметить, что как у нас это модно принято, открыли к дате, но с недоделками и работы продолжаются. Как будет в итоге, мы сможем увидеть, наверное, ближе к весне. Но то, что галерея заработала факт, безусловно, позитивный. Жаль только, что реализован был этот, а не первый проект. Это моё субъективное мнение.
7. Зайдём внутрь.
8. Здесь нас встречает праздничное новогоднее оформление. Сам вестибюль просторный и светлый, но меня несколько смутило освещение. Не в архитектурном плане, а в смысле яркости. Не знаю как у других, но у меня после пасмурной улицы аж зарябило в глазах. Словно из тёмного подвала резко вышел на солнце. Правда, глаза довольно быстро адаптировались.
9. На верхних ярусах вестибюлей планируется расположить зоны кафе, смотровые площадки и всякое такое подобное. Поэтому в вестибюлях предусмотрены лестницы и лифты. Пока лифты отключены, на вторых ярусах продолжаются работы. Мы с вами ещё заглянем туда только в верхнем вестибюле.
10. К отделке интерьеров у меня особых претензий не возникло.
11. А вот и начало собственно галереи. Эскалатор установили трёхниточный, как и было исторически.
12.
13. А вот как здесь было в марте 2014-го года, когда мы залезали туда с моей питерской подружкой Юлей. К тому моменту вся галерея представляла собой лишь железобетонный остов, всё остальное растащили.
14. Теперь как-то так. Наклон тоже оформили к празднику. Довольно симпатично.
15. Тут просто напрашивается привести этот исторический кадр из советско-итальянско-французского фильма «Подсолнухи» (1970, реж. Витторио Де Сика) с едущей вниз по центральной нитке героиней Софи Лорен. На нём можно не только полюбоваться на итальянскую кинодиву, но и оценить интерьер старой галереи. Съёмки фильма велись в 1969 году (
источник).
16. Так выглядели эскалаторы через 6 лет после окончательного закрытия, в 1994 году (
источник).
17. А так в 2000-м (
источник). Автор фото в описании подчёркивает, что на тот момент черметчики ещё не успели до конца отодрать крепёж эскалаторов от наклона. Сверху виден ещё не разрушенный верхний вестибюль. Год спустя его уже не было.
18. Людям вокруг, как я понял, в целом понравилось. Особенно детям.
19. Взгляд назад.
20. В марте 2014-го было так. Подниматься было не столь комфортно.
21. Р-раз и почти приехали!
22. А вот в 2014-м нам с Юлей пришлось попотеть. Но она всё равно была довольна. Вместо вестибюля сверху нас встретил бетонный забор.
23. Сейчас всё, конечно, иначе.
24. Как и внизу, здесь постарались создать пассажирам новогоднее настроение.
25. Народу для воскресного дня и такой погоды было довольно много.
26. То ли дело в марте 2014-го, когда только таким как мы приходило в голову туда залезть.
27. Вестибюль здесь тоже просторный и практически аналогичен нижнему.
28. А теперь выйдем на улицу. Но первым делом перенесёмся во времени в прошлое и посмотрим каким был старый вестибюль незадолго до закрытия в 1981-1982 гг. (
источник).
29. История смены проектов восстановления галереи здесь аналогична эпопее с проектами нижнего вестибюля (
источник). Как я уже говорил, на мой взгляд это проектное решение было самым близким к оригиналу и лучшим из всех.
30. Потом здесь (как и внизу) запланировали такое (
источник).
31. А реализовывать стали по аналогии третье (
источник).
32. И вот, что получилось. Кстати, у меня сложилось впечатление, что нарисованной в проекте смотровой на крыше не будет. Почему - поясню дальше.
33.
34. Первый раз увидел в метро блинный автомат. Не какой-то там автомат с шоколадками и колой, а именно блинный автомат. Это очень круто! Правда, пробовать я не стал, у меня было очень мало времени да и есть в тот момент совершенно не хотелось. Но саму идею всячески одобряю, ибо блины это пища богов!
Рядом с автоматом лифт на второй ярус.
35. Но он был отключён, поэтому я поднялся по лестнице.
36. Причём, не на второй ярус, а сразу на крышу. Здесь нет никаких намёков на общедоступную смотровую площадку, зато в наличии всякие технические помещения, трубы вентиляции и прочая. Так что не думаю, что эта зона будет доступна для пассажиров.
37. Вот этажом ниже другое дело. Там и стеклянное ограждение установлено уже.
38. Правда, сомневаюсь, что в будущем там будет что-то похожее на это проектное решение (
источник).
39. А отсюда и виды интересней, потому что выше, деревья практически не мешают.
40. Грех не привести для сравнения этот замечательный кадр 1967 года с примерно тем же видом (
источник). Смотрите какая красота!
41. Сити.
42. Новодевичий монастырь, трубы ТЭЦ-12, гостиница «Украина» и дебаркадер Киевского вокзала.
43. Здание СЭВ, высотка на Кудринской и Останкинская башня. Также справа в кадр попало новое колесо обозрения на ВДНХ.
44. Лужники и МИД на заднем плане.
45.
46. И вид на Лужнецкий метромост и центр.
47. Храм Христа Спасителя, Кремль, гостиница «Ленинградская», высотка на Котельнической и прочая. Хороший вид оттуда в общем.
48.
49. А вот и второй ярус. Здесь будет зона кафе. Забыл обратить внимание есть ли туалеты... Здесь пока продолжаются строительные работы, но по большей части они уже завершены. И даже ёлочка стоит. Пассажирам подниматься сюда не запрещают, но большинство из них просто даже не знает, что можно.
50.
51. Выход на смотровую.
52. Здесь, конечно, вид не такой как с крыши уже будет. Особенно летом. Деревья закрывают обзор.
53. Вид на нижний вестибюль.
54. Обратите внимание как мило по-новогоднему декорировали кабель! :)
55. И пора обратно вниз.
56. В общем, галерея в целом получилась ничего.
57. Но жаль, что не был реализован, например, этот проект. За счёт большей площади остекления галерея бы выглядела более лёгкой и воздушной (
источник). Ну да что теперь говорить...
58.
59. Вжух и приехали.
60.
61. Надо будет вернуться, когда всё закончат, а вокруг появится листва. Будет интересно сравнить.
62. С учётом нависающего над головой моста дорога от галереи до метро, если отбросить метров 100-150 открытого пространства, получается почти «сухие ноги».
63. И на этом на сегодня всё.
Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!