Майское турне-2022: Переславль-Залесский

Aug 26, 2022 22:44

Физкульт-привет из солнечного Крыма, дорогие друзья!

Простите, что я так давно не появлялся. Во-первых, здесь вообще довольно сложно сосредоточиться на каком-то творчестве, потому что море, солнце, горы, свежий воздух и холодное пиво, а, во-вторых, потому что это сопряжено с некоторыми техническими сложностями. Ноутбук у меня тут слабенький и старенький, да и вообще я не люблю на них работать, интернет тоже не блещет быстротой...

Ну, и, конечно же, в-третьих, оба предыдущих фактора порождают главный фактор - лень. Но нынче я решил наконец исправиться и продолжить рассказ о майских, а то уж осень скоро, а я всё никак не добью рассказы об этом трипе. Сегодня у нас последний город из автомобильного трипа - Переславль-Залесский, затем будет два поста про Серпухов (туда я ездил уже на поезде) и закончим с поездками на майские праздники.

1. Непосредственно перед прогулкой по городу мы заехали к Плещееву озеру.



2. Площадь озера составляет 51,8 км², наибольшая длина 9,5 км (от устья реки Трубеж до выхода из озера реки Вёксы), максимальная ширина 6,5 км (по линии село Соломидино - село Городищи). Озеро имеет округлую форму, берега ровные, низменные, заболоченные. Максимальная глубина - до 25 м, средняя - 11 м. Объём воды - 0,58 км³, площадь водосборного бассейна - 436 км² (425 км²). Островов на озере нет. Плещеево является вторым озером Ярославской области (после озера Неро) и 246-е озеро России по площади водного зеркала. К моменту нашего приезда у берегов ещё можно было заметить нерастаявший лёд.


3.


4. Не обошли стороной и знаменитый синий камень, древнюю языческую святыню. С тех пор, что я не был здесь (с 2014-го года) к нему оборудовали дорожку, но при этом сделали платный вход, что мне категорически не понравилось. Ну, да ладно.

Если вдруг кто-то не в курсе, то название камня связывают с тем, что после дождя цвет камня меняется от серого к синему (такой цвет принимает его мокрая поверхность). Камень состоит из мелкозернистого кварцевого биотитового сланца. Синий цвет образуется от преломления и отражения света поверхностью чешуек биотита и зёрен кварца.

Синий камень был объектом поклонения мерян, а затем и древних славян-язычников, пришедших к озеру в ІХ-XI веках из новгородских и приднепровских земель. Суть и характер культовых отправлений, проводившихся у камня в дохристианские времена, современной науке неясны.

По преданию, уже в христианские времена, несмотря на наличие рядом Борисоглебского Надозёрного монастыря, переславцы нередко собирались у камня и устраивали буйное веселье, пляски и костры. Некоторое время монахи и священники ограничивались увещеваниями, пугая местных жителей тем, что в идоле живёт нечистая сила. Однако внимание к языческой святыне не ослабевало.

Всё изменилось в начале XVII века. В житии святого Иринарха Ростовского говорится о том, что преподобный посоветовал своему другу дьякону Онуфрию зарыть камень. Тот и зарыл «идола», отчего потом сильно болел. По другому варианту, наоборот, дьякон зарыл камень и за это выздоровел от лихорадки.

В земле камень пролежал некоторое время, а потом снова очутился снаружи. Водяная эрозия размыла склон, а замерзающий грунт понемногу выталкивал камень из земли.

В 1788 году его хотели использовать под фундамент строившейся Духовской церкви (она находилась на берегу Мурмажа, притока речки Трубеж, которая впадает в Плещеево озеро южнее Борисоглебского монастыря). Синий камень водрузили на большие сани и повезли по льду Плещеева озера. Но лёд не выдержал огромной тяжести, треснул, и камень утонул на глубине 2 аршин (1,4 метра). (Бердников ошибочно пишет про 2 сажени, то есть 4,3 метра.)

Через 70 лет Синий камень снова вынесло на берег озера, причём севернее его прежнего местонахождения. Дискуссия о причинах этого явления шла в газете «Владимирские губернские ведомости» и завершилась выводом о том, что камень выдавили весенние торосы, ураганный ветер и движение льдов.

Сегодня Синий камень по неясным геологическим причинам уходит в землю. Сорок лет назад он выдавался на поверхность чуть ли не в рост человека, а теперь его высота менее чем до колена.


5. Вид на озеро с Александровой горы.


6. Александрова гора, или Ярилина плешь, - очень древнее, культовое, не укрепленное святилище племени меря богу солнца Яриле. Памятник истории, культуры, археологии.

Нижние слои - со времен неолита (фатьяновские топоры). В IX в. возникает "раннегородской комплекс со смешанным славяно-мерянским населением". Тот самый пункт, о котором Повесть временных лет говорит: "А на Клещине озере меря же". Комплекс пустеет в XI в.

Александр Невский в честь победы над немцами в 1240 году основывает здесь монастырь с церковью Бориса и Глеба; тут же могла быть его загородная "дача" (отсюда - название горы).
Монастырь погибает в Смуту XVII в. и больше из пепла не встаёт. В 1629 году, по Писцовой книге, поверхность Александровой горы переходит на покос Никитскому монастырю.

На горе велись раскопки. У подножия вскрыто курганное поле (1341 погребение), среди инвентаря - секира и топоры, предметы для всадника, арабские монеты IX-X вв.; фиксируются остатки монастыря XIV-XVI вв. (стена и шесть башенок); найдено более тысячи монет времени Ивана Грозного (видимо, монастырский клад, зарытый перед Смутой).


7. Храм Рождества Пресвятой Богородицы - каменный пятиглавый храм с высокой ярусной колокольней. Строился с 1791 вместо двух старых деревянных церквей. Главный престол Рождества Богородицы освящен в 1795, тёплый Никольский придел - позднее. Церковь была закрыта в 1928 году, ныне действующая.


8. Рядом располагается упомянутый Никитский монастырь, там мы ещё побываем отдельно.


9. К сожалению, время близилось к вечеру, поэтому до других монастырей я доехать не успел, хотелось ещё пройтись по городу. Это Свято-Никольский женский монастырь.


10. А это Успенский Горицкий монастырь, основанный в XIV в. при Иване Калите. Свое наиболее известное название он получил от расположения на возвышенности - «горице». Первые постройки монастыря не сохранились, существующий ансамбль сложился в XVII-XVIII вв. В 1744 г. монастырь превратился в резиденцию епископа Переславской епархии и развернулось большое строительство. Были возведены новый Успенский собор, колокольня, перестроены монастырские стены. В 1788 году Высочайшим указом Переславскую епархию упраздняют и строительные работы прекращаются. Только в мае 1919 года в монастыре был открыт Переславль-Залесский краеведческий музей. Он работает и сегодня, коллекция музея насчитывает десятки тысяч экспонатов, огромная библиотека хранит редкие грамоты и книги, прижизненные издания великих русских писателей.


11.


12. Красивый свет.


13.


14. А вот в Никитский монастырь мы успели. Он расположен на окраине города, в северной его части, на берегу Плещеева озера. Это самый древний монастырь Переславля-Залесского, по некоторым данным основанный ранее 1186 г. Предание гласит, что его основал князь Борис, сын Владимира Красное Солнышко.

Надвратная колокольня, в три яруса, была построена в 1818 г. В ней был устроен храм Архангела Гавриила. Колокольня выдержана в традициях своего времени, чем резко отличается от всего остального ансамбля.


15. Храм Благовещения Пресвятой Богородицы - каменная пятиглавая церковь с колокольней при трапезных палатах, построенная в XVI в. и сильно перестроенная в XVII. Шатровая колокольня (1668) примыкает к трапезным палатам. Предположительно в этих палатах останавливался Пётр I во время своего первого приезда в Переславль.


16.


17.


18.


19. На заднем плане виднеется часовня "Столп" (XVIII век), поставленная на месте столпа преподобного Никиты.


20. И Четырехстолпный Собор Никиты Великомученика. Он был построен в центре монастырской территории по велению Ивана Грозного вокруг небольшой каменной церкви Никиты Столпника. Старая церковь вошла в новый собор как его южный придел. Собор неоднократно перестраивался, в результате чего восьмискатная крыша была заменена на четырёхскатную (XVIII в.), были стёсаны дуги закомар. В 1980-х обрушился центральный купол пятиглавия. В настоящее время реставрационные работы уже завершены.


21.


22. Справа - Трапезные Палаты.


23. Ещё один котик. Их там очень много.


24. А теперь перенесёмся в центр города к кремлю (точнее к тому, что сохранилось от него).


25. Переславский кремль - центральная часть древнерусского города Переславль-Залесский. В XI веке на северном берегу Плещеева озера рядом с Александровой горой находился древний город Клещин. Ныне от Клещина остались лишь валы.

В 1152 г. Юрий Долгорукий перенёс крепость в более просторное место восточнее озера. И назвал поселение Переяславлем в честь Переяславля-Русского (ныне Переяславль-Хмельницкий в Киевской области), столицы Переяславского княжества. Кремль был окружён валами с деревянными крепостными стенами, которые, увы, не уберегли его от бед: несколько раз его разрушали татаро-монголы (в XIII-XV вв.), а литовцы - в 1608 г. В 1759 г. деревянные стены полностью обветшали и были разобраны. Ныне от кремля сохранились лишь валы.

В кадре можно увидеть Спасо-Преображенский собор. Заложен Юрием Долгоруким в 1152 году. Достроен при Андрее Боголюбском в 1157 году. Представляет собой одноглавый крестовокупольный четырёхстолпный трёхапсидный храм - самый ранний из белокаменных архитектурных памятников Северо-Восточной Руси. Функционирует как филиал городского музея-заповедника. Доступ внутрь ограничен.

На переднем плане Бюст Александра Невского, прославленного уроженца Переславля-Залесского. Открыт 28 декабря 1958 года. Скульптор - С. М. Орлов, архитектор Л. Капица.


26. На территории кремля расположено ещё три храма. Слева в кадре мы видим церковь Благоверного князя Александра Невского (1740-е гг.) была построена на средства переславского купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова) на пару с соседней Владимирской церковью. Оба храма относились к Богородицко-Сретенскому (Сретенско-Владимирскому Новодевичьему) монастырю, находившемуся на Красной площади города, вблизи Преображенского собора. Вскоре после возведения новых храмов монастырь был упразднен, а церкви сделали приходскими. От монастыря осталась только часть стены со сторожкой. До 1930-х годов между храмами стояла высокая колокольня, она была разобрана при реконструкции Ярославского шоссе.

Церковь Александра Невского в Переславле В советское время храм некоторое время продолжал действовать, оставаясь в ведении церковной общины. В ноябре 1925г. храм был ограблен, воры похитили ценности XVII-XVIII веков. С 1930-х годов в храме была устроена центральная городская библиотека. Позднее положение ухудшилось - в алтаре сделали хлебный магазин (соседний Владимирский собор использовался как пекарня), а в остальной части − гараж Леспромхоза. Внутреннее убранство церкви было почти полностью утрачено. Комиссия, посетившая Переславль-Залесский в 1936 году, постановила сохранить оба храма как часть интересного архитектурного ансамбля Красной площади. В начале 1990-х годов Александро-Невский храм был возвращен верующим, сейчас в нем проводятся богослужения.

Справа стоит Владимирский собор. Он был построен в 1740-е гг. в Богородицко-Сретенском (или Сретенско-Владимирском) девичьем монастыре на пару с церковью Александра Невского на средства купца Филиппа Фадеевича Угрюмова (Угримова), близ Красной (центральной) площади города. После упразднения этого монастыря в 1764г. обе церкви стали приходскими. В начале ХХ века просторный и перестроенный Владимирский собор был превращен в главный городской храм, и поэтому получил у горожан прозвание Новый (в отличие от Старого - так именовали древний Спасо-Преображенский собор). Внешний облик Владимирского собора довольно необычен - высокое здание с очень тесно поставленными главами на высоких барабанах, одна трехгранная апсида с двумя ярусами окон, узкий и высокий купол под центральным барабаном. Последний - очень велик по сравнению с боковыми, что тоже придает внешнему виду храма своеобразности.

В декабре 1929 г. Владимирский собор был закрыт и отдан под Дом физкультурника. В 1933 году соборная колокольня, представлявшая собой круглую башню, была снесена вместе с каменной оградой, окружавшей два храма. Она стояла между Владимирским и Александро-Невским храмами, приблизительно на том месте, где сейчас проходит расширенное Ярославское шоссе. Постановление о сносе этих сооружений было вынесено Переславль-Залесским Городским Советом, а Главнаука ответила согласием. Во время Великой Отечественной войны собор был переделан в хлебопекарню, а в алтаре открыли хлебный магазин. В 1992 году Владимирский собор был возвращён Церкви. В наши дни собор почти до конца отреставрирован.


27. Чуть в стороне стоит шатровая церковь Петра Митрополита (1585 г.) - одна из редких сохранившихся в Переславле-Залесском отдельных церквей, построенных ранее XVII века. Она поставлена на месте более древней деревянной, первое упоминание о которой есть в грамоте митрополита Фотия в 1420 г. Церковь стоит на территории бывшего «государева двора», где, вероятно, митрополит Петр останавливался, будучи в Переславле.

Церковь была поставлена во имя одного из самых чтимых русских святых, Петра, митрополита Киевского и всея Руси (1308-1326 гг.), перенесшего митрополичью кафедру из Владимира, где она находилась до того, в Москву, по приглашению Ивана Калиты. В 1326 г., незадолго до смерти, он заложил Успенский собор в Московском Кремле.

Переславская церковь Петра Митрополита необычна по своей форме. Она крестообразна в плане и лишена выступающих наружу апсид. Граненый шатёр церкви поставлен на несколько рядов кокошников. Изначально основной объем храма был окружен открытой галереей - гульбищем, но позднее, в XVIII веке, аркаду гульбища заложили, и в 1793г. в подклете устроили нижнюю церковь Михаила Архангела. Нынешняя колокольня с высоким шпилем была построена в XIX веке на месте старой звонницы. Внутреннее убранство церкви относится к XIX веку, сохранились и более старые двери в верхний храм.

Шатровая форма была придана храму не случайно. На Руси именно шатровыми были большинство храмов-памятников: вмещавшие небольшое количество молящихся, они были высокими и видными издалека.
В XIX веке реставрацией церкви занимался академик В. В. Суслов. В 1957 г. церковь снова реставрировали, восстановили древнюю форму кровли; позднее, в 1965-1968 гг. реставрацию продолжили: восстановили изначальную форму оконных проемов, сбили штукатурку XIX века, обновили кирпичную кладку.

В 1988 г. в газете «Коммунар» (от 12 мая) была опубликована статья Н. В. Левицкой «Предлагаем принять участие», в которой горком комсомола приглашал всех желающих так или иначе принять участие в реставрации церкви Петра Митрополита, а затем (!!!) разместить в ней «видеобар или молодежное кафе, на втором этаже - интерклуб, центр по эстетическому воспитанию дошкольников и так далее». На это предложение откликнулись научные сотрудники, шокированные подобным подходом к использованию и реставрации памятника и настаивавшие на реставрации храма силами компетентных людей, а не добровольцев-любителей. В сентябре 1991 года храм Петра Митрополита вернули Русской Православной Церкви. Шатёр храма все еще находился в лесах, но реставрация постепенно подходит к концу, и есть надежда, что один из интереснейших храмов Переславля скоро предстанет во всей своей красе.


28. Вечерело, но время до темноты ещё оставалось, так что мы решили прогуляться по городу.


29. В Переславле тоже немало красивых домов с резными наличниками.


30. Синяя буханочка.


31. Поднялись на крепостной вал.


32. С него открывается вид на Свято-Никольский женский монастырь. Он был основан как мужской в 1350 году, в 1382-м, когда было нашествие татарских полчищ, руководимых ханом Тохтамышем, на земли Переславля, монастырь разорили вместе с городом. В 1408 году монастырь сожгли отряды эмира Эдигея.

Восстановили монастырь в XV веке; до Смутного времени монастырь переживал расцвет, в 1505 году великим князем Иваном Васильевичем III монастырю были пожалованы государственные земли.

В 1609 году обитель полностью разорена польско-литовскими захватчиками, и лишь в 1613 году возобновилась монашеская жизнь; в 1613 году в монастырь пришёл старец Дионисий, впоследствии схимонах и затворник; он начал новое возрождение монастыря. Его преемником стал ближайший сподвижник игумен Варлаам, который, по преданию, стал духовником преподобного Корнилия Молчальника.

В конце XVII века в монастырь привезён Корсунский крест - это главная святыня обители. Крест монастыря находился на хранении в Переславском историческом музее, сейчас находится в Никольском соборе.

Весь ансамбль монастыря уже к последней трети XVIII века был отстроен в камне. 28-метровая шатровая колокольня (1693); тёплая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы и Святые врата с надвратной церковью во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла (1772); каменная ограда (1761). Очень долго строился главный Никольский собор (1680-1721 годы); это был высокий пятиглавый собор, имеющий три далеко выступающие апсиды и широкие оконные проёмы.

10 июня 1898 года заштатный Никольский мужской монастырь был обращён в общежительный женский. Из Свято-Успенского Александровского монастыря прибыли четыре монахини и восемь послушниц. Старшая монахиня Антония была назначена настоятельницей с возведением в сан игумении. За усердные труды Священный Синод наградил игумению Антонию золотым наперсным крестом.

В 1899 году был произведён капитальный ремонт двухэтажного келейного корпуса с настоятельскими покоями, возведены несколько хозяйственных построек. К 1900 году была возобновлена придельная церковь Сретения Господня и освящена новая - Всех святых (1902) в Благовещенском храме. В 1903 году внутри был заново отреставрирован летний Никольский собор. Число насельниц было уже около ста человек.

Времена гонений на Церковь в XX веке дали обители двух священномучеников - епископа Орехово-Зуевского Никиту (Делекторского), 3 августа 1898 года рукоположённого в сан священника ко храму Николаевского женского монастыря города Переславля, и протоиерея Евгения Елховского, с 30 октября 1907 года вплоть до закрытия монастыря 20 февраля 1923 года бывшего старшим священником. В 2000 году Юбилейный Архиерейский собор Русской православной церкви причислил их к лику святых.

В 1923 году власти закрыли монастырь; главный же собор и колокольню взорвали. Долгое время в обители находилась животноводческая база. 27 декабря 1993 года постановлением Святейшего синода Русской православной церкви был открыт Никольский женский монастырь, после чего началось его восстановление.


33. Храм Смоленской иконы Божией матери (Корнилиевская церковь). Кирпичный храм типа восьмерик на четверике, сооружённый в 1694-1705 гг. попечением иеромонаха Адриана как собор Борисоглебского монастыря. В трапезной был тёплый Борисоглебский придел, к трапезной с запада примыкает двухэтажный жилой корпус, над которым надстроена колокольня. Был закрыт в 1936 году, использовался как склад и жилье. Ярусная колокольня обрушилась в 1988 году. В 1994 году храм возвращён верующим, с 1996 года приписан к Никольскому монастырю, ремонтируется.


34. Местная живность.


35. Ещё один красивый храм. Хотя и современный.


36. Взглянем на него поближе.


37. Это церковь Знамения Пресвятой Богородицы находится недалеко от реки Трубеж у западного проёма городского вала. Это один из недавно построенных храмов Переславля-Залесского. Сначала на этом месте стояла деревянная церковь, построенная супругой Дмитрия Донского Евдокией. Это сооружение сгорело в ХVII веке. Рядом с церковью с ХVI века находился ещё один одноимённый храм, известный в петровские времена как церковь Знамения Пресвятой Богородицы, «что при кораблях». Здесь неподалёку размещались корабли потешной флотилии Петра I, впоследствии сгоревшие.

В 1788 году вместо старой деревянной церкви вдовая майорша Анна Ивановна Маслова построила новую каменную церковь. С 1863 года при Знаменской церкви существовала церковно-приходская школа, где обычно обучалось 20-30 детей. Храм разрушили в 1930-е годы, на его фундаменте построили винный магазин. Последним владельцем его был предприниматель А.Г. Громыко. По его инициативе впоследствии разобрали магазин и по благословлению владыки Михея приступили к строительству храма. Новая Знаменская церковь построена в 2000 году на пожертвования многих людей. Освящена в 2004 году.


38. Поднимемся обратно на вал.


39. И прогуляемся в сторону центра.


40. Уютный частный сектор.


41. Здесь мы решили перейти Трубеж.


42. Вот по этому мостику.


43.


44.


45. Местные задворки.


46. Очень понравился вот этот балкон. Почему-то подумалось, что там точно живут хорошие люди.


47.


48. Ещё один красивый храм Покрова Пресвятой Богородицы, построенный в 1769 году на пожертвования купца П. Быкова и уездного секретаря Д. Тольского. Позднее к нему была пристроена трехъярусная колокольня со шпилем. Эта церковь не закрывалась в советское время, поэтому сохранила свою изначальную планировку и внутреннее убранство. Сейчас храм Покрова стоит в стороне от оживленной центральной улицы, окруженный высокими деревьями и небольшими домиками.


49.


50.


51. Народная (в прошлом - Торговая, Базарная) площадь Переславля находится в центре города рядом с центральным перекрестком. С конца ХVI столетия она была центром торговой жизни города. В 1884 году на площади поставили водонапорную башню (до этого времени переславцы брали воду из речек). От башни для желающих «по 8 руб. с сажени» провели подземные трубы к разным городским строениям. Сегодня на Народной площади все изменилось: в 1930-е годы снесена стоявшая здесь церковь Князя Владимира начала ХIХ века (теперь тут поставлен крест), на месте водонапорной башни располагается здание городской мэрии, а рядом - детский центр «Ювента», построенный в середине ХХ века как Дом культуры фабрики кинопленки.


52. Интересный деревянный дом. Сначала я подумал, что он покосился, но потом понял, что это такая задумка.


53. Единый информационно-расчётный центр. Здание начала XX века, ранее являлась детским приютом, рядом располагалась церковь (не сохранилась).


54. И выходим на Ростовскую улицу (по сути - Ярославское шоссе), главную улицу города. Здесь сохранилось немало каменных дореволюционных зданий.


55. И изящный храм Симеона Столпника. Это кирпичная двухэтажная пятиглавая церковь, один из лучших образцов переславского барокко, построена в 1771 году. К четверику с боковыми выступами примыкают небольшая трапезная и шатровая колокольня. В нижнем этаже тёплый придел Алексия, человека Божия. Закрыта в начале 1930-х годов, до 1980-х годов занята Народным театром, поддерживалась в порядке. Возвращена верующим в 1992 году.


56.


57. Выставочный зал Переславского краеведческого музея (2-я половина XIX в.).


58. Жилой дом конца XVIII века.


59.


60. Вновь пересекаем Трубеж по Сергиевскому мосту.


61. Взгляд назад.


62. Красивейшее здание средней школы № 1 г. Переславля-Залесского. Было построено в 1908-1914 гг. для Переславской мужской гимназии.


63. Вид на него с вала. Справа корпус младших классов школы № 1 (ранее также был корпусом гимназии).


64. А теперь переместимся к устью реки Трубеж, т.е. вновь к Плещееву озеру.


65. Здесь рядом с ухоженной набережной расположен ещё один прекрасный образец церковной архитектуры - Храм Сорока мучеников Севастийских. Сорокосвятская церковь (1775 г.) стоит у устья Трубежа, на берегу Плещеева озера, в Рыбацкой слободе. Построена церковь была, вероятно, на месте прежней деревянной, известной с начала XVII века.

Высокая увенчанная шпилем колокольня была пристроена в XIX веке. Её отделка заметно отличается от основного четверика: рустованные стены нижнего яруса, полуколонки и высокие арочные проёмы верхних ярусов. На правом берегу Трубежа напротив Сорокосвятской до прихода советской власти стояла Введенская церковь, составлявшая с первой своего рода пару.


66. Набережная. Любимое место для прогулок и фото среди местных и туристов.


67. Церковь с набережной.


68.


69. И на этом мы отбыли обратно в Москву.


Конечно, Переславлю хотелось бы уделить побольше времени, но в тот день мы решили действовать по плану, чтобы на следующий попасть в Серпухов, а в Переславль не проблема приехать ещё раз, благо не слишком далеко. Поэтому на сегодня всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

поездки, архитектура, история, Переславль-Залесский, фото, краеведение, Ярославская область, Россия, путешествия

Previous post Next post
Up