Летние крымские зарисовки. Часть 1-я

Apr 16, 2022 01:45

Приветствую вас, дорогие читатели!

Уж лето 2022-го близится, а у меня всё никак не доходили руки до фотографий, снятых в Крыму летом прошедшим. Я решил исправить это досадное упущение и заодно немножко разбавить содержание блога. Ну, и заодно согреть вас этой дождливой весной видами летней южной природы и не только природы. Всего по Крыму будет три выпуска и сегодня у нас выпуск первый, в котором мы прогуляемся по старым улочкам Ялты, немножко по Гурзуфу, а в конце посмотрим на потрясающий водопад Джур-Джур в окрестностях Алушты. Приступим!

1. Я нежно люблю гулять по улочкам старой Ялты. И уже выкладывал в своё время подобную прогулку, но тогда это была прогулка чуть в стороне от центра, а сегодня мы посмотрим то, что непосредственно прилегает к набережной. Начал я прогулку с примечательного здания на улице Чехова, идущей параллельно набережной. Это сооружение в неоготическом стиле является ничем иным как лютеранской кирхой Святой Марии. Построено в XIX веке на средства немецкой общины Ялты.

В 1874 году генеральный совет консистории по просьбе ялтинских лютеран обратился в Министерство внутренних дел с заявкой на постройку церкви. Небольшой участок земли на улице имени Чехова (тогда Виноградная), намеченный под строительство кирхи, принадлежал городскому архитектору Г.Ф. Шрейберу. Его же, общество протестантов и Евангелическо-лютеранская церковь, попросили разработать проект будущей кирхи и возглавить строительный комитет.

Вице-президент Евангелическо-лютеранской генеральной консистории епископ Рихтер направляет представление министру внутренних дел генерал-адъютанту А. Е. Томашеву рассмотреть разработанный Густавом Фридриховичем Шрейбером проект кирхи. Комиссия строительного комитета, ознакомившись с проектом, сделала ряд замечаний и возвратила его на доработку. В составлении рекомендаций по корректировке проекта принимал участие член строительного комитета действительный статский советник Э.И. Жибер.

Одновременно горожанами, исповедовавшими лютеранскую веру, проводился сбор пожертвований на строительство кирхи. За короткий срок было собрано около 17 тыс. рублей. 1000 рублей подарили император Александр II и его супруга, 700 рублей общество протестантов получило от германского императора Вильгельма I. Кирха строилась около 10 лет. Была построена 1885 году. Название ее в честь «Святой Марии» посвящалось также дочери архитектора, безвозмездно передавшего свой небольшой участок под строительство.

Общий архитектурный вид кирхи автор решил в неоготическом стиле. Кроме стрельчатых арок в оконных и входных проемах, фасад украшала остроконечная колокольня в виде шестигранной пирамиды. Со временем она была разрушена. После революции 1917 года кирха была закрыта. В советские времена здесь был жилой дом, потом шахматный клуб. В 1992 году молитвенный зал и подсобные помещения переданы в пользование Немецкой Евангелическо-лютеранской Церкви Украины. Небольшому культовому сооружению - лютеранской кирхе Святой Марии скоро исполнится 140 лет.

Сегодня церковь служит духовным центром немецкой общины Большой Ялты. Стоит отметить, что в храме есть орган. По выходным в кирхе звучит органная музыка. Внутри она оформлена со всей присущей лютеранскому вероучению скромностью: алтарь лишен богатых украшений и всяческой позолоты, стены покрашены обычной краской и побелены в верхней части. Прямо над алтарем на стене написано «Gott ist die Liebe» - «Бог это любовь».



2. К сожалению, в отличие от культовых сооружений, разнообразных гостиниц и бывших дворцов и усадеб, об обычных домах Ялты в сети очень мало информации. Например, об этом жилом доме ничего найти не удалось. Однако, могу сделать предположение, что построен он как и многие по соседству, примерно в конце XIX - начале XX века.


3. Улица Морская, соединяющая улицы Кирова и Садовую (первая плавно переходит во вторую) с Набережной.


4. Здесь застройка тоже практически сплошь дореволюционная, хотя кое-где встречаются и надстройки и наслоения более современные.


5. Набережная. Слева здание отеля «999», а исторически это была гостиница «Маріино», которая представляет собой комплекс сооружений, возникших на разных этапах строительства и претерпевших на себе ряд изменений, дополнений и утрат в течение 150 лет истории их эксплуатации. Изначально в 1840-м году было начато строительство на участке Б.А. Голицына двухэтажного владельческого дома (предположительно архитектор Ф. Эльсон или К. Эшлиман), в 1870-е на перешедшем к Мейеру участке земли возводятся два идентичных трехэтажных дома (архитектор Г. Шрайбер), в 1880-е участок под номером 188 становится собственностью К.В. Бентковского, который начинает застраивать угол Морской и Набережной улиц тремя двухэтажными и двумя одноэтажными домами, и берёт на себя работы по их возведению. Все первые этажи отдаются им под магазины, вторые под «меблированные комнаты» на 27 номеров. Отделка фасадов четырёх домов, из которых два почти тут же объединяются, несёт на себе отпечаток упрощенных примеров классицизма.

В 1895-1898 гг. архитектор Н.П. Краснов достраивает три дома на Набережной до объёма трёх этажей, объединяет их общей балюстрадой крыши и решает южный фасад в духе модернизированной неоклассики. Одновременно капитально ремонтируется все остальные сооружения на участке Бентковских. Вместимость «меблированных комнат» увеличивается почти вдвое и насчитывает уже 52 номера с более комфортными условиями проживания. Три разновеликих объёма, Краснов достраивает до уровня третьего этажа, объединяет их общей балюстрадой крыши и развивает систему, заложенных изначально элементов ординарной пластики в главном фасаде.

С окончанием в 1898 году всех строительных работ «Маріино» превратилось в одно из лучших зданий города и стало соперничать в престижности с «Россией». В столичных газетах и в Крыму появились объявления: «…В самом центре города, - 5 минутах езды от пароходной пристани, городского сада, театра, курзала и купален, Vis-à-vis с павильоном Парижской кондитерской Верне. Вид на море. 50 вновь отделанных комнат и квартир…». Из объявлений можно было узнать, что номера получили новую отделку, «электрические звонки», а их обладатели - «лучший в городе домашний стол». После реконструкции возможности «Маріино» резко возросли. Количество номеров увеличилось почти вдвое. Путеводитель также сообщал, что при меблированных комнатах имеется 16 самых разнообразных магазинов».

В июне 1897 года здесь несколько дней жила Леся Украинка и её тётя - Е.А. Тесленко-Приходько. С 20 июля по 2 августа 1899 года смежные номера в нём занимали А.П. Чехов и О.Л. Книпер. Это было время зарождения их любви, а для А.П. Чехова писателя время возникновения замысла самого знаменитого его рассказа «Дама с собачкой».

В1902-1903 гг. архитекторы Н.П. Краснов и Н.Г. Тарасов проводят заключительный этап реконструкции. Сносится угловое двухэтажное здание магазина, постройки 1883 года и на его месте возводится западное крыло «Маріино» с башней эркером и фасадами, аналогичными восточному крылу. На крыше возводится мезонин. Лестничная клетка в центре украшается трёхпролётным маршем в духе модерна. Со стороны двора и Морской улицы возводятся ещё три пристройки к основному объёму гостиницы. По сравнению с начальной стадией её вместимость увеличивается почти втрое и составляет 72 номера.

После землетрясения 1927 года с крыши сняты бордюры и стоящие на них декоративные вазы. В 1950-х годах балконы третьего этажа заменены лоджиями. В этой гостинице в июле 1928 года останавливался во время поездки по стране А.М. Горький. Здесь впервые встретились долгие годы знавшие друг друга по переписке А.М. Горький и С.Н. Сергеев-Ценский. В начале августа 1929 года в свой последний приезд в Крым в гостинице несколько дней прожил В.В. Маяковский. 1970-1972 годы был проведён капитальный ремонт всех сооружений, предваряющий передачу комплекса санаторию «Киев». В июле 1999 года пожар охватил трёхэтажное здание бывшей кухни, постройки 1870 годов. В результате, осталась одна коробка. С 2006 года - мини-гостиница «999».


6. Знаменитый Ялтинский маяк, стоящий здесь с 1957-го года. Впрочем, первый маяк здесь был установлен в 1891 году и являлся предшественником существующего. Рядом можно заметить пассажирское судно на подводных крыльях Комета 120М, которое несколько раз в день курсирует в Севастополь.


7. Восточная оконечность набережной. Здесь начинаются узкие ялтинские улочки, постепенно поднимающиеся в горы. Здание торговых рядов графа Мордвинова, построенное в начале XX века всё тем же Н. П. Красновым, который, кстати, являлся и архитектором знаменитого Ливадийского дворца.


8. Улица Игнатенко. Конечно, вид несколько портят машины, но, к сожалению, от них никуда не спрячешься.


9. Взгляд назад.


10. Дворик.


11. Пельменная в дореволюционном домике.


12. Начало весьма живописной и колоритной улицы Дражинского. Историческое название - Массандровская. Современное название в честь революционера Юрия Дражинского (1892-1920), активного участника борьбы за установление советской власти в Крыму в 1917-1920 годах, члена Крымского подпольного комитета.


13. Впрочем, вот этот спуск вправо вниз и сейчас носит название Массандровская улица. По ней можно спуститься к одноимённому пляжу, одному из лучших в Ялте.


14. Застройка улицы также в основном дореволюционная, с некоторыми поздними вкраплениями. В связи с расположением у моря и пляжа, владельцы местного жилья всеми правдами и неправдами пытаются расширить жилплощадь под сдачу отдыхающим в сезон.


15. На время свернём от Дражинского и переулочками и лестницами поднимемся наверх.


16.


17. Ялта - город лестниц.


18. И котиков.


19.


20. Поднимаемся на Поликуровский холм.


21. Здесь расположен один из символов Ялты - церковь Иоанна Златоуста со знаменитой колокольней. Изначальный храм был возведён по чертежам архитектора Г. И. Торичелли. Состоял из пиленных известковых блоков, окрашенных в жёлтые тона, в стиле псевдоготики. Храм венчало пять куполов, покрытых сусальным золотом. Особое изящество придавала храму трехъярусная колокольня, возвышающаяся на 45 метров над уровнем моря. Колокольня получила статус «главного градостроительного и навигационного ориентира города» и была внесена во все международные карты (лоции) Чёрного моря. Вокруг храма располагалось старое кладбище, остатки которого сохранились до сих пор.

История храма неразрывно связана с генерал-губернатором Новороссийского края графом М. С. Воронцовым. Он решил основать соборный храм для будущего города за государственный счёт. Место постройки было выбрано неслучайно - холм, на котором стоит церковь, своим юго-западным отрогом спускается к побережью, образуя мыс, называемый местными жителями мысом Святого Иоанна. Предполагают, что когда-то здесь уже была церковь, уничтоженная турками во время войны в 1774 году. Проектом собора в 1830-е годы занимался архитектор из Одессы Георгий Торичелли. Строился собор с 1832 по 1837 годы. Освящение храма архиепископом Гавриилом произошло 16 сентября 1837 года, а на следующий день Ялте был присвоен статус города. Император Николай I со своей семьёй побывал в соборе сразу после его освящения. Рядом с собором была построена трёхъярусная колокольня.

В начале 1880-х годов собор святого Иоанна Златоуста претерпел существенную перестройку под руководством городского архитектора Николая Краснова. На основании собственных чертежей и эскизов он расширил здание собора и уменьшил количество куполов до одного большого, придав храму черты византийского стиля. Средства на работы по улучшению храма пожертвовал городской голова Ялты - барон Андрей Врангель. В 1883 году появился новый придел - в честь апостола Андрея Первозванного. С 1913 по 1932 год в храме служил протоиерей Димитрий Киранов, в будущем священномученик.

После революции и окончательного установления советской власти в Крыму, храм был закрыт в 1937-ом году. Из него сделали продуктовый склад. В Ялте до войны проживали немецкие колонисты, которых выселили после объявления войны в 1941 году. Когда пришли в Ялту немцы в 1941 году, они заняли квартиры выселенных, а их имущество свезли в собор с намерением вернуть его владельцам. В 1942 году неизвестными склад церкви был ограблен и подожжён. Церковь горела всю ночь и была полностью уничтожена. Обуглившиеся стены стояли до середины 1950-х годов. Впоследствии стены храма были разобраны на камень, а церковная площадь стала местом для вещевого рынка. Но высокая колокольня осталась стоять, потому что она была нанесена во все карты как навигационный знак. Благодаря протесту английской навигационной компании, советские власти решили сохранить колокольню.

После падения советской власти благодаря священнику протоиерею Владиславу Шмидту, который по настоящий момент является настоятелем, в 1994 году началось воссоздание храма. Автором нового проекта стала крымский архитектор А. В. Петрова. В архиве Воронцовского дворца она нашла чертежи первого архитектора Торичелли, и за три года храм был воссоздан в том же виде, как и при графе Воронцове. 26 ноября 1997 года в стенах строящегося храма была отслужена Божественная литургия. 26 ноября 1998 года храм был освящён архиепископом Симферопольским и Крымским Лазарем (Швецом). 22 декабря 1999 года над храмом были подняты святые кресты.


22. А при ещё территория храма является пристанищем для многочисленных пушистых обитателей.


23. Все они разные, но каждый из них прекрасен!


24.


25. Поликуровская улица.


26. Взгляд назад. Воскресная школа им. Св. великой княжны Ольги Николаевны.


27. Далее по лестницам мы поднялись на улицу Бассейную. Она очень тихая и уютная.


28. Старенький фонарь на деревянном столбе. Уже только за их обилие очень люблю Ялту.


29.


30. Дореволюционный жилой дом. Информации о нём в сети я не нашёл.


31.


32. Можно предположить, что он был построен в качестве доходного неким статским советником Телесницким. А вот что такое ДжеваирЪ мне неведомо. Поиск даёт только, что есть такое тюркское имя, но тут вряд ли имеется в виду это. Возможно, что это на крымскотатарском означает также что-то связанное со зданиями и было взято на вооружение архитектором или самим статским советником.


33. Зато оттуда открывается замечательный вид на западную часть Ялты. Вдали виднеются зубцы горы Ай-Петри.


34. Ещё один милый домик.


35. И спускаемся обратно вниз.


36. Люблю такие детали города. Старые вывески, почтовые ящики...


37. И фонари тоже.


38.


39. Возвращаемся на улицу Дражинского.


40. Вот такие штуки я тоже люблю.


41. Конечно, часть домов не мешало бы привести в порядок. Хотя, вот такая обветшалость части зданий и изрисованность мне даже напомнила Рим. Там, если уйти в сторону от центра такого хватает. И климат с природой схожие.


42. Такие вот морские гады.


43. Уютный переулочек, точнее улица Данченко. Но по виду больше напоминает переулок, да и по факту соединяет две улицы.


44.


45. Есть что-то в этой хаотичности застройки прибрежных городов.


46. Подходим к концу улочки.


47. Взгляд назад.


48.


49.


50. И в завершение о Ялте пару видов на город с Массандровского пляжа...


51. Виднеется один из самых известных ялтинских недостроев, ныне демонтируемый. Это корпус «Парус» Дома творчества «Актёр» в Массандре. Стройка была заморожена ещё аж в 1988-м году.


52. И чуть-чуть Ялтинской набережной вечером. Марина.


53. Нижняя Набережная и Часовня Новомучеников и Исповедников Российских (2009 г.).


54. И уходящее вдаль судно на закате.


55. Бонусом к Ялте - вид на неё в телевик из открытого моря.


56. А теперь немножко Гурзуфа, который является самым дальним пригородом Ялты в сторону Алушты. Подчиняется Ялтинскому горсовету, всё что дальше - уже Алуштинскому.


57. Посёлок очень чистый и уютный.


58. А в архитектурном плане весьма напоминает прибрежные города той же Италии или Черногории.


59. Особенно мне нравятся вот эти огромные деревянные балконы.


60. И в отличие от самой Ялты, в Гурзуфе гораздо меньше кричащих выставок и прочей яркой рекламы. Смотрится куда гармоничнее и радует глаз.


61. Скалы в бухте Чехова, рядом с музеем «Дача Чехова в Гурзуфе».


62. Внутри музея были, но там я не снимал, как-то заслушался экскурсию. Рекомендую, кстати!


63. Знаменитая гора Аю-Даг или Медведь-гора. Символ Гурзуфа и один из символов Крыма вообще.


64. А вот этот котик просто пленил моё сердце!


65. Он явно живёт в этом вазоне и зарабатывает моделью себе еду, которые ему дают за позирование. Словно, понимает, что это очень выгодно. Я его, кстати, и на фото совершенно незнакомых мне людей в сети встречал. Ровно на том же месте, в этом же вазоне и с едой вокруг :)


66. Бонусом к Гурзуфу - лазурь моря.


67. А теперь в качестве заключения перенесёмся под Алушту в окрестности села Генеральского, где расположен один из самых красивых водопадов Крыма Джур-Джур и каскад более мелких водопадов и ванночек на реке Улу-Узень. Живописное дерево по дороге к водопаду.


68. Река Улу-Узень.


69.


70.


71.


72. Очень красивое место.


73. А вот и сам Джур-Джур. В переводе с крымскотатарского означает «Журчащий». По другой версии название происходит от арм. Ջուր-Ջուր (дословно - «вода-вода»), а по ещё одной от персидского «джур» - журчание бегущей воды.


74. Является самым полноводным водопадом Крыма. Расположен на высоте 468 м над уровнем моря. Река Улу-Узень спускается со стометровой высоты по трёхкаскадному порогу. С известнякового уступа, высота которого 15 метров, широким пятиметровым потоком вода обрушивается в глубокий котлован и бурно стремится вниз по руслу реки. Джур-Джур - самый мощный водопад в Крыму: его средний многолетний расход воды составляет 270 литров в секунду. Он не иссякает даже в самое сухое время года.


75. И напоследок пляж в селе Солнечногорское, откуда идёт дорога к водопаду. Вдали виднеется Малореченское и Храм-Маяк Святителя Николая Мирликийского, покровителя моряков и путешественников. Построен в 2007-м году.


76. И в другую сторону. Вдали виднеется Медведь-гора, только уже со стороны Алушты.


На этом пока всё. Надеюсь, что вам понравилось. А в следующем выпуске читайте про горы, лучше которых могут быть только горы, на которых ещё не бывал (с). Спасибо за внимание и до скорой новой встречи. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

архитектура, история, фото, прогулки, Ялта, Алушта, Гурзуф, Крым, Россия, природа

Previous post Next post
Up