Уходящая Москва: Южный порт накануне уничтожения

Jan 14, 2022 14:54

Приветствую вас, друзья! Сердечно поздравляю вас со Старым Новым годом!

Сегодня, к сожалению, вновь будем о грустном, но в собянинской Москве (да и Москва ли это ещё?) по-иному быть не может. В конце декабря я опубликовал пост о строительстве платформы Печатники на МЦД-2, но на самом деле в тот день главной целью был не он, а начал я с конца лишь, чтобы он не потерял своей актуальности на тот момент. Ну, а вообще в тот морозный день главной целью были отснять на память Южный речной порт Москвы, который доживает последние дни. Возможно, что он просуществует и до лета, но уверенности в этом нет. Поэтому нужно было торопиться.

Вот, что в частности пишет официальный сайт стройкомплекса правительства Москвы:

На территории промзоны «Южный порт» площадью более 400 га планируется многофункциональная застройка, в том числе создание жилых кварталов, общественных кластеров, транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Южный порт» и технопарка. <...> Вдоль реки построят 16 жилых башен высотой от 90 до 200 метров, четыре башни апарт-отеля и офисный небоскреб высотой 350 метров. На первых этажах и стилобатах зданий в основном расположатся объекты торговли и социальные учреждения.

В центре нового района появятся «ворота города» с транспортно-пересадочным узлом мирового класса, который превратит Южный речной порт в новую точку притяжения деловой и социальной активности Москвы. Именно здесь возведут 350-метровый офисный небоскреб с многоэтажным стеклянным атриумом в основании. Под его сводами разместится транспортный узел с доступом к остановкам наземного транспорта, такси и веломаршрутам, паромному причалу и канатной дороге. Небоскреб будет связан с двумя башнями апарт-отеля высотой 250 и 180 метров огромной смотровой площадкой на высоте 180 метров. Помимо этого, здесь сконструируют бассейн со стеклянным дном и zipline - спуск с использованием сил гравитации по стальному канату с отрывом от земли, по воздуху, с помощью специального устройства, использующего блоки.

Выглядеть весь этот пиздец Шанхай будет как-то так: раз, два, три, четыре.

"Пластмассовый мир победил" здравый смысл, а столица России и крупнейший город Европы лишается самого крупного по грузообороту речного порта. Одного из двух пока ещё оставшихся. Полагаю, что и черёд Северного тоже не за горами. Планктону нужны офисы, ПИКу и другим друзьям Собянина нужно бабло, а "новым москвичам" нужно где-то селиться, чтобы замещать коренное население. Наша Москва уходит в небытие со скоростью падающей звезды, превращаясь в бездушный плавильный котёл с сияющими мертвенным неоновым светом витринами... В общем, Южный порт, открытый в 1939-м году, стоит в ожидании бульдозеров, которые сравняют его с землёй. Давайте же посмотрим на него и запомним каким он был, а заодно посмотрим, чем сейчас живут местные железные дороги, часть из которых всё же будет сохранена. Пост получился большой, так что про традиции предлагаю запастись чаем/кофе/чем-то покрепче. Ну, а теперь приступим.

1. Поход начался с того, что мы с коллегой randomshchik встретились на платформе Угрешская МЦК.



2. Спрыгнув с платформы, мы оценили, что снег здесь хотя бы убирается, сугробы на путях были вполне терпимые для прохода.


3. Вид в сторону станции Андроновка. Ветвь к станции Москва-Южный Порт идёт справа параллельно ветви № 16 к Люблино и перед путепроводом Волгоградского проспекта круто берёт вправо.


4. Зимняя "Ласточка".


5. И ещё одна. Мы, тем временем, уже стоим на ветви к Южному порту.


6. Слева - Волгоградский проспект, справа - какая-то складская база.


7. Взгляд назад. Входной светофор Угрешской.


8. Идём дальше. Слева за стенкой - рамповый участок перегона «Волгоградский проспект» - «Текстильщики» Таганско-Краснопресненской линии метро. А справа можно увидеть здание в стиле модерн, построенное в 1893 году. Изначально в нём располагалась станция биологической очистки сточных вод городских боен, затем - строительное управление № 805 ЗАО «Центрдорстрой», теперь какие-то склады.


9. По левую сторону идёт открытая часть перегона метро, а наша ветвь круто берёт вправо.


10. Взгляд назад с величественными трубами и градирнями ТЭЦ-8 ПАО «Мосэнерго».


11. Далее начинается практически природная зона.


12. Пустырь по правую руку - территория бывшей базы материально-технического обеспечения ГУП «Мосгортранс». После её сноса там хотели поначалу построить новое трамвайное депо. Теперь, говорят, решили строить автобусный парк.


13.


14. Приближаемся к Южнопортовой улице. Здесь слева некогда был ещё один путь от станции Южный Порт, который примерно здесь по дуге уходил на территорию бывшего завода АЗЛК (Московский завод «Рено»).


15. Южнопортовая улица.


16. Чётный входной светофор станции Москва-Южный Порт.


17. Впереди горловина станции. Где-то в кустах слева прячутся остатки ветви на АЗЛК.


18. Справа - пути в парк Южная Гавань и непосредственно в порт. Вот они-то ныне и не используются больше, и похоже, будут ликвидированы вместе с портом. Туда-то мы сначала и отправимся.


19. Переезд на Южнопортовой улице. Сигнализация по одному пути пока ещё включена.


20. Взгляд назад.


21. Будка дежурного закрыта...


22. С другой стороны та же ситуация. Один светофор закрещен, второй пока ещё горит.


23. Парк Южная Гавань. Все пути занесены снегом. Тут его уже было по колено.


24. Впереди виднеется сооружённый в 2017-м году Южнопортовый путепровод. Зачем сооружали, если всё равно собрались всё потом ликвидировать?


25. Стрелка в снегу.


26. Здесь под снегом пути расходятся на два куста. Правый в западную часть порта, левый в восточную.


27. Левый куст. Какое-то служебное здание, напоминающее промышленное депо и одинокий вагон перед ним.


28. Путь к бывшему угольному складу Южного речного порта, там были отвалы каменного угля, разгружаемого с барж.


29. Символичный крест.


30. Служебное здание с другой стороны. На самом деле мне кажется, что это что-то типа весовой.


31. Ибо на пути перед зданиям стоят самоходные весоповерочные тележки.


32. Входим в порт. Слева путь к портовым кранам восточной части. Есть ещё путь справа, но его совсем не видно.


33. Пропан. Кислород. А, если проще, то это заправочная станция.


34. Очистные сооружения порта.


35. И склады.


36. Портовые краны. Они прекрасны! Рельсы тянутся прямо под ними до самого конца.


37. На заднем плане уютно расположились спальники района Печатники.


38. Единственным островком жизни в заснеженном Южном порту была вот эта маленькая площадка погрузки металлолома. Но вывозят этот лом грузовиками. Не удивлюсь, если это ломают уже сам порт.


39. Под краном немного проступают из-под снега рельсы.


40. Кварталы Печатников, Николо-Перервинский монастырь и кусочек острова, образовавшегося после спрямления русла реки Москвы при при создании Перервинского гидроузла и Перервинского водохранилища. Местные зовут его Бобровым островом.


41. Выглянуло солнце. И как-то скептически ухмыльнулось нам сквозь облака.


42. Ещё немного эстетики портовых кранов.


43. Исторические довоенные складские здания Южного порта. Слева стоит теплоход «Иван Калита».


44. И видок вблизи у него не очень. Поэтому не могу сказать точно, на зимовке ли он здесь или обрёл вечный покой.


45.


46. Красивые склады. Интересно, собянинские варвары хоть их-то сохранят?


47.


48. Взгляд назад. Что-то подожгли.


49. Здание управления ОАО «Южный речной порт». Построено в 1939-м году.


50. Ещё немного эстетики портовых кранов.


51.


52. Красивая эмблема.


53. Вид на район Нагатинский затон.


54. Открытый в конце 2019-го года Кожуховский мост, на заднем плане трубы бывшей ТЭЦ ЗИЛ.


55. Западная часть порта. Здесь ещё одно историческое складское здание и пару кранов. Туда ведут упомянутые выше подъездные пути правого куста.


56. Управление порта с другой стороны.


57. Ещё одна милая деталь прошлого. Обратите внимание какие тут изначально были симпатичные фонари.


58. Склад с другой стороны.


59. Столовая Южного порта. 1939 год.


60. Скульптура девушки. За ней под снегом прячутся подъездные пути. Видна вышка, на которой я как-то во времена оны начал было пить виски из горлышка с видом на акваторию, но сей упоительный миг был прерван матерными криками охраны.


61.


62. Монумент грейферному ковшу.


63. Переводной механизм стрелки намекает нам, что здесь под снегом прячутся пути.


64. Дорога к Первой проходной порта. Рельсы на переезде замело снегом.


65. Движемся обратно по правому кусту (хотя, здесь он левый).


66.


67. Взгляд назад.


68. Вновь уже знакомый нам парк Южная Гавань.


69. И переезд на Южнопортовой улице.


70. А теперь посмотрим станцию Москва-Южный Порт. Она (вероятнее всего, в урезанном виде) должна сохраниться.


71. Многие стрелки на станции оборудованы пневмообдувочными устройствами и резкий звук продувки среди общей тишины поначалу заставлял вздрагивать.


72. Взгляд назад. Видна стрелка вправо. Это то, что осталось от подъездного пути АЗЛК.


73. Не сказать, что станция совсем пустует, но большая часть путей занесена снегом.


74. Некоторые светофоры погашены.


75. Раньше не доводилось бывать здесь зимой. Красиво.


76. Неожиданно стало проглядывать низкое декабрьское солнце, создавая неповторимый свет.


77. Пустующие пути.


78.


79.


80. Взгляд назад. Выходной светофор.


81.


82. Солнце проглядывало сквозь тучи всё смелее и смелее. Свет становился всё приятнее.


83. Зимняя пастораль.


84. Станционные постройки и два состава, которые в тот день стояли на станции.


85.


86. Облака разбегались, а зимний закат разгорался всё ярче и ярче.


87.


88. Взгляд назад.


89. Гость из Колпино.


90. Моё любимое место на станции. Сортировочная горка (точнее, полугорка) с лесом светофоров. Правда, горочные светофоры были погашены. В телевик они выглядят как целый светофорный лес.


91. Эстетика рельсошпальных решёток.


92.


93. Очень красивое место!


94.


95. Повторительные светофоры в снегу выглядят не хуже манёвровых.


96. Взгляд назад.


97. Пустующие пути станции.


98. Полугорка.


99. Заглянем на территорию завода железобетонных изделий № 7 производственного объединения «Мосспецжелезобетон». Правда, большая часть территории уже давно сдаётся в аренду...


100. И железнодорожные пути уже, судя по всему, не используются. Эта территория по планам мэрии также будет застроена...


101. Сугробы там по колено.


102. Романтика зимних промзон, уходящих в небытие. Кстати, во времена оны местность, в которой расположена промзона носила жизнеутверждающее и не лишённое аристократизма название Сукино болото.


103. Похоже на бывшую канализационно-насосную станцию.


104. Возвращаемся на станцию.


105. Завьюжило.


106. Старые светофоры великолепны.


107. Тёплые, ламповые...


108. Стрелка к гейту в электродепо «Печатники» (ТЧ-15) Московского метрополитена.


109. А таких светофоров мне, кажется, раньше не встречалось.


110. Ворота депо. Это один из трёх действующих гейтов железной дороги с московским метро.


111. Сунул камеру под ворота. Большой брат бдит.


112. Двигаемся к выходу.


113. Взгляд назад на полугорку.


114. Тупиковое ответвление для манёвров.


115. Горловина станции.


116. Идём в сторону Люблино.


117. Вид обратно. Нечётный входной светофор Южного Порта.


118. Над тупиковым путём до сей поры стоят старенькие фонари на деревянных столбах. Недействующие, конечно, но всё же раритетные по московским меркам.


119. Закат эпохи.


120. Путепровод над Шоссейной улицей. Дальше уже путепровод над Курским ходом и станция Люблино. Здесь же строится ТПУ «Печатники» и ЮВХ.


121. Но там мы уже были, в связи с чем на этом всё.


Спасибо за внимание. Надеюсь, что было интересно и красиво. До скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

Предыдущие рассказы про Южный Порт:

> Май 2017
> Сентябрь 2017

жд, Москва-Южный Порт, архитектура, история, подъездные пути, Угрешская, фото, прогулки, промышленность, краеведение, промзона, МОЖД, Россия, Москва

Previous post Next post
Up