Приветствую, дорогие читатели! Как вы, наверное, помните в конце мая я показывал вам прогулку по
трамвайной линии в Коптево от 10 мая, когда трамваи наконец туда вернулись после уёбищного прекрасного собянинского ремонта путей, который по факту практически не вёлся полгода, а люди задыхались в пробках на вонючих компенсационных автобусах. Но вернулись они тогда не вполне, т.к. в этот же день произошло некое повреждение питающего фидера и линия от Соболевского проезда до метро «Дмитровская» встала.
Думаю, не ошибусь, если предположу, что кабель повредили столь необходимые, по словам собянинско-хуснуллинской команды "эффективных" менеджеров, мигранты из солнечных и песочных южных республик бывшего Союза, но как бы то ни было, в тот день мне пришлось довольствоваться походом до Михалково, а эту линию отложить до лучших времён. И вот, пару недель назад я решил не лениться после работы и сгонять погулять там. Тем более, что прошла гроза, было свежо, а я вообще люблю такую погоду. За сим предлагаю и вам виртуально окунуться в атмосферу того вечера и прогуляться по этой очень живописной и уютной линии!
1. Начнём наш поход от Михалковского треугольника, где я в прошлый раз повернул налево к кольцу Михалково. Теперь мы пойдём направо. Оттуда как раз поворачивает на Соболевский проезд трамвай 27-го маршрута.
2. Взгляд назад. Остановка «Соболевский проезд». Здесь ходят маршруты: № 23 - Станция метро «Сокол» - Михалково (до 21:00); № 27 - Станция метро «Войковская» (после 21:00 - станция метро «Сокол») - станция метро «Дмитровская» и № 30 - Ул. Кулакова - Михалково.
3. История 27-го маршрута и этой линии довольно долгая и интересная, я буду рассказывать её постепенно по мере продвижения по маршруту.
4. Через некоторое время после окончания ремонтов был восстановлен на своём маршруте и 29-й трамвай (Михалково - станция метро «Дмитровская»), который в этих местах ходит не так давно (а о более старых перипетиях его истории можно почитать
здесь). Сейчас он обслуживается новенькими "Львятами". Это самый новый подвижной состав в Москве вообще и в Краснопресненском депо в частности.
5. Линия от Тимирязевской академии (куда уже ходил трамвай от Петровско-Разумовского) до Михалкова была построена в 1923 году, ныне проходит по Михалковской улице (на фото) и улице Прянишникова, а затем продолжается далее. На тот год вообще пришлось самое крупнейшее расширение трамвайной сети Москвы со времён благополучного довоенного и дореволюционного 1912 года.
6. Трамваи на Михалковской улице.
7. Трамвай на пересечении Михалковской и Большой Академической улицей, которая в основном теперь проходит в тоннеле как Северо-Западная хорда. В былые времена здесь был просто обычный перекрёсток двух дорог, а по Большой Академической ходил и троллейбус 57-го маршрута.
8. Остановка «Большая Академическая улица».
9. В сторону Михалкова.
10. Большой Садовый (Академический) пруд. Расположен на территории парка Сельскохозяйственной академии им. К.А. Тимирязева. Сооружён в середине XVIII в. на территории усадьбы Петровско-Разумовское, в пойме реки Жабенки. Площадь 19,0 га. Средняя глубина 2,0 м. Питание главным образом из Химкинского водохранилища. Берега укреплены железобетонными плитами. Имеются песчаный пляж и лодочная станция. Пруд используется для купания и прогулок на лодках. Есть прокат лодок и катамаранов.
11. Линия проходит прямо по берегу пруда. Очень живописно.
12. Взгляд назад.
13. Ещё разок пруд. Справа торчит осветительная мачта стадиона «Наука». Он был построен в 1941 году. Другие объекты инфраструктуры построены в послевоенное время. Современный вид стадион приобрёл в 1962 году. С этого времени он стал принадлежать спортивному обществу «Буревестник», которое объединяло студентов и преподавателей большинства вузов Советского Союза. Тут делал свои первые спортивные шаги заслуженный мастер спорта по хоккею Вячеслав Александрович Фетисов, тренировался олимпийский чемпион по классической борьбе Николай Фёдорович Балбошин. В 1980-х годах стадион стал всесоюзной базой олимпийского резерва по борьбе. В нулевых «Наука» перешла в ведомство Московского авиационного института. На стадионе работают секции вольной и классической борьбы, бокса, футбола, хоккея, волейбола, баскетбола и тенниса.
14. Три вида транспорта на одной линии. Это уже улица Прянишникова. Названа так 3 июня 1948 года в честь Дмитрия Николаевича Прянишникова (1865-1948), русского агрохимика, биохимика и физиолога растений, основоположника советской научной школы в агрономической химии, который посвятил огромную часть своей жизни работе в Тимирязевской академии. Старое название - улица Нижняя дорога.
15. Улица делает резкий поворот.
16. Взгляд назад. Остановка «Университет печати».
17.
18. Ещё один "Львёнок". Надо сказать, что 29-й ходит сильно реже 27-го.
19. Уютное место. Много зелени.
20.
21. Угол улицы Прянишникова и Тимирязевской улицы. Линия поворачивает на неё.
22.
23. Угловое здание факультета плодоовощеводства ТСХА.
24. Местная достопримечательность - деревянный «Дом Вильямсов». Построен как жилой коттедж по типовому лондонскому проекту в 1874 году. Живут ли там сейчас, я не знаю, а вот в 1893-1939 гг. жил и работал ученый-почвовед В. Р. Вильямс.
25. Главный административный корпус ТСХА, он же ректорат. Бывший дворец усадьбы Петровско-Разумовское, построенный в 1865 г. по проекту архитектора Н. Л. Бенуа. Недавно отреставрирован. Большинство остальных зданий на реставрации в настоящий момент.
26. Трамвай отлично смотрится на фоне этого замечательного образца русской архитектуры. В далёком 1730 году село Петровское в качестве приданого перешло к Кириллу Разумовскому и с тех самых пор зовётся Петровско-Разумовским (отсюда и все окрестные названия: две станции метро, платформа Октябрьской ж/д, проезды, аллеи и т.д.). В 1865 году в Петровско-Разумовском была основана Петровская сельскохозяйственная и лесная академия (с 1923 года - имени К.А.Тимирязева). В те уже почти незапамятные времена академия находилась далеко за городской чертой и нуждалась в надёжной связи с Москвой. В этой связи в 1886 году сюда была подведена линия паровичка (трамвая на паровой тяге), которая соединила академию с сетью городских трамваев (или, как тогда говорили, городских железных дорог) в районе Бутырской заставы (Савёловский вокзал).
Интересно то, что несмотря на открытие как раз на Бутырской заставе 25 марта (6 апреля) 1899 года первой в Москве линии электрического трамвая до Петровского парка, эта линия долгое время оставалась неэлектрифицированной. Контактная сеть и электрические трамваи пришли сюда почти через четверть века, в 1922 году. С 1922 по 1923 год здесь оканчивался трамвайный маршрут 12, а затем линию продлили в Михалково, о чём я уже писал выше. Существующий 27-й маршрут появился здесь в 1947-м году, тогда он ходил в самый центр, от Коптева до Петровских ворот.
27. Тимирязевская улица. У светофора вдали трамвай уйдёт влево на выделенную линию вдоль автомобильной дороги. Слева - 5-й корпус ТСХА, изначально построенный как ферма в конце XVIII века. До него реставрация пока что не дошла.
28. Начало живописной выделенки вдоль Тимирязевской улицы.
29. Взгляд назад.
30. Остановка «Пасечная улица».
31. Выделенка прекрасна! Между ней и дорогой всё засажено деревьями, поэтому линия образует вот такой чудный зелёный "тоннель".
32. Остановка «Институт биотехнологий (по требованию)».
33. Взгляд назад. Очень красивая линия!
34.
35. Далее линия поворачивает от Тимирязевской улицы влево в сторону Красностуденческого проезда.
36. Взгляд назад.
37. "Лесной" трамвай.
38. В сторону Красностуденческого проезда.
39. Красиво и уютно.
40. Очередной "Львёнок" 29-го маршрута.
41.
42. А вот и милая старушка "Татра" 27-го.
43. И вот мы выходим к Красностуденческому проезду и главной достопримечательности на линии - одноимённой остановке.
44. Павильон трамвайной остановки «Красностуденческий проезд» является старейшим и единственным сохранившимся в Москве остановочным павильоном дореволюционных времён. Ещё совсем недавно он пребывал в аварийном состоянии. В 1980 - 1990 годы остановка сильно пострадала от пожара, были утрачены все деревянные элементы, уцелели только чугунные колонны и решётка в нижней части. Несмотря на это, в нём длительное время функционировали пункт приёма ремонта обуви, а затем типичная для 90-х - 00-х гг. палатка, где торговали водой, пивом и сигаретами. Но в июле 2018 года была проведена полная реставрация объекта с укреплением чугунных деталей и восстановлением утраченных элементов. Реставрационные работы завершились 3 августа 2018 года, а павильон был включён в перечень объектов культурного наследия регионального значения.
45. Как уже упоминалось выше, в 1886 году в Москве был пущен паровой трамвай, названный москвичами «паровичком» и один из маршрутов прошёл здесь, от Бутырской заставы до Петровской земледельческой академии. На пути следования маршрута была и эта остановка, которая, вероятнее всего носила название «Ивановский проезд», как до 1925-го именовался нынешний Красностуденческий. Основу нынешней остановки составляет первый павильон, который был построен в конце 1890-х годов по проекту Ф. Когновицкого, а затем в 1926 году реконструирован Евгением Шервинским с использованием чугунных деталей. К слову, на маршруте № 27 некоторое время работал кондуктором писатель Константин Паустовский.
Идентичный образец павильона остановки долгое время сохранялся прямо посреди кольца метро «Войковская» и долгое время использовался как склад инструментов рабочих транспортной службы, был закрыт металлическими щитами и поэтому отлично сохранился, не пострадав от агрессивного воздействия погоды, но был уничтожен во время недавней варварской собянинской псевдореконструкции.
46. Вы посмотрите как чудно смотрится долгожительница "Татрочка" с павильоном! Вот бы ей ещё оригинальный красно-бежевый окрас и было бы вообще идеально.
47. А вот и самый современный трамвай на фоне самого старого павильона.
48. Далее линия следует по улице Дубки и это ещё один её очень живописный участок.
49. По улице Дубки на этом участке запрещено движение автомобилям, кроме локальных заездов и линия идёт под сенью деревьев парка «Дубки», по которому и получила своё название улица.
50. Посмотрите какое дивное место! И как гармонично сочетается с природой трамвай.
51. И никаких машин.
52. Остановка «Парк „Дубки“» (по требованию), пожалуй, могла бы поспорить с другими "парковыми" остановками за место самой живописной. Посмотрите какая гармония.
53. Встречный трамвай.
54.
55. Приближаемся к концу зелёного "тоннеля" и остановке «Префектура Северного округа». А навстречу нам следует по 29-му маршруту очередной "Львёнок".
56.
57. Уехал вдаль.
58. У префектуры линия делает резкий поворот в сторону улицы Костякова.
59. 27-й на повороте.
60. Вдали уже улица Костякова. А названа она так в 1958 году в память об учёном-мелиораторе Алексее Николаевиче Костякове (1887-1957), который, как легко догадаться, также работал в Тимирязевской академии.
61. Выход линии на улицу Костякова.
62. Остановка «Улица Костякова».
63. Взгляд назад.
64. Встречная "Татрочка".
65. Участок, где на момент съёмки (15 июля) продолжался вялотекущий ремонт.
66. И взгляд в закат назад.
67.
68.
69. Улица Всеволода Вишневского с Останкинской башней вдали.
70. Вечерняя улица Костякова с ремонтом путей.
71. Движемся к Дмитровскому проезду.
72.
73. Здесь, по всей видимости, из-за рукожопости рабочих, что-то сотворивших с рельсами, трамвай долго не мог тронуться и образовалась такая вот пробочка, а вожатые стояли и совещались, что делать. Но, как известно, русской женщине подвластно всё, она и в горящую избу войдёт, и коня на скаку остановит, а уж с какими-то кривыми рельсами сладит и подавно. Вскоре они нашли какое-то, оставшееся для меня тайной, решение и трамваи поехали.
74. "Львёнок" поворачивает на Дмитровский проезд к конечной остановке «Станция метро „Дмитровская”». А до 1999-го года линия здесь не делала поворота, а продолжалась дальше, проходила под путепроводом Рижского направления МЖД, шла по 2-й Хуторской улице, поворачивала на Вятскую, доходила до Бутырской заставы. Там она выходила на Сущёвский вал и далее по Верхней Масловке шла к Петровскому парку и далее до улицы 8-го Марта, где было разворотное кольцо. И именно таким вот длинным маршрутом от самой «Войковской» следовал вплоть до 1999-го года 27-й трамвай, покуда эту линию не убило строительство на Сущёвском валу ТТК. При этом участок этой линии от Бутырской заставы до Петровского парка был как раз самой первой линией электрического трамвая в Москве. Но и его не пощадил Лужков в угоду автомобилизации. Более подробно об этой линии предлагаю вам почитать в моём
ретроспективном очерке десятилетней давности.
75. Конечная остановка «Станция метро „Дмитровская”».
76. Взгляд назад.
77. Заход на кольцо. Здесь тоже до сих пор ведутся ремонтные работы. К - качество!
78. Конечная трамвайная станция «Дмитровская» была открыта 20 июня 1999 года после закрытия линии трамвайного маршрута № 27 до улицы 8 Марта.
79. Имеет четыре пути для разворота и отстоя вагонов.
80. И на этом всё.
81. Бонусом - вечерняя телебашня.
Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч, дорогие читатели. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!