Январский мост Бачелиса и немного Троице-Лыково

Jul 18, 2021 02:18

Ну что, дамы и господа, жарко вам? Вот и мне тоже жарко, конечно, но я не кляну по этому поводу судьбу. Полтора месяца пролетят незаметно, лето скоро кончится и снова будет 7 месяцев холодрыги, когда большинство тех, кто сейчас страдает от жары будут точно так же страдать от холода. Но, тем не менее, поскольку жара имеет место быть, я решил сегодня с целью хотя бы морального охлаждения вернутся самому и вернуть вас в середину января, когда на улице было около -20 и стояла чудесная солнечная морозная погода.

В тот чудный день, несмотря на холод (да, зиму я тоже принимаю такой какая она есть), я решил осуществить свой давний план и поснимать со льда расположенный на Рижском направлении МЖД мост Бачелиса над каналом имени Москвы. Я уже пару лет хотел это сделать, но нормальных морозов не было и гулять по льду было, мягко говоря, не очень безопасно, а тут звёзды наконец сошлись, прыгнул я в машину и поехал на Авиационную улицу, где у ЖК "Алые Паруса" расположен т.н. народный парк «Щукинская набережная».

1. Парк расположен прямо у устья канала имени Москвы. Конечно, сама система каналов и шлюзов продолжается дальше на юг, но волжская вода встречается с Москва-рекой именно здесь, у шлюза № 8.



2. Пешеходный зимник к полуострову, входящему в природно-исторический парк «Москворецкий». Здесь также расположено историческое устье реки Химки (примерно за углом).


3. Автомобильно-трамвайный Строгинский мост. Сооружён из предварительно напряжённого железобетона, соединяет районы Щукино и Строгино. Авторы проекта - инженер А. Б. Друганова и Б. А. Горожанин. Автомобильное движение открыто по одной половине 25 декабря 1980 года. Полностью введён в эксплуатацию 5 ноября 1981 года, трамваи 21-го маршрута пошли 6 ноября 1981 года, трамваи 10-го маршрута -10 сентября 1982 года.

К 1990-м гг. мост сильно провис, в связи с чем в 1998-1999 гг. была проведена масштабная реконструкция. Здесь впервые в Москве была применена укладка трамвайных рельсов по бесшумной технологии. Сейчас вновь реконструируется. Вдали виднеются дома по набережной Новикова-Прибоя.


4. Нижняя голова шлюза № 8 канала имени Москвы, а над ним гордо возвышается громадина моста Бачелиса (он же мост № 424). Множество раз я снимал этот мост сверху, пил там пиво и вино под гул проносящихся сотен поездов, а вот снизу довелось впервые. Нежно его люблю, он уютный, а главное - не охраняемый. И покуда здесь для МЦД-2 не возвели второй параллельный мост - буду и дальше им любоваться.

Мост сооружён в 1936 году в рамках строительства канала по проекту А. С. Бачелиса. Работы на 30-метровой высоте ве­лись и днём и ночью, они были закончены за один год - в срок, исключительно короткий даже по нынешним темпам. Этот железнодорожный мост - наиболее интересный по кон­струкции из всех, построенных над каналом Москва-Волга (ныне канал имени Москвы). Он представляет собой трёхшарнирную арку со 120-метровым про­лётом, превышавшим длину пролётов всех железнодорожных мостов в Советском Союзе и уступавшим лишь 172-метровому мосту через реку Эсла в Испании.

В 1930-х гг. являлся после­дним словом инженерной техники мирового мостостроения бла­годаря оригинальности его конструкции и применённому в про­екте чрезвычайно высокому «коэффициенту смелости». Величина «коэффициента смелости» определяется соотно­шением пологости свода арочного сооружения и длины его пролёта: чем положе кривая арки, тем больше механическое напряжение, воспринимаемое устоями распор. Для крупнейших мостовых сооружений того времени это соотношение составляло от 1:2,4 до 1:4,8. Длина арочного пролёта моста Рижской (тогда - Калининской) желез­ной дороги превышает его пологость в 5,86 раза - он стал пер­вым в мире по «коэффициенту смелости».

Устои моста опираются на 1984 деревянных свай. Вечером 4 августа 1936 года ровно в 20:05 открылось пассажирское движение через мост № 424, а строители приступили к разборке старого железнодорожного хода. Создание такого сооружения потребовало от работы проектировщика и строите­лей чрезвычайной технической тщательности и чёткости. Со­вершенно необычна и конструкция моста, установленного на относительно мягком и зыбком грунте с помощью мощных бетонных опор, установленных на деревянных сваях.

С обеих сторон моста устроены лестницы для пешеходов, позволяющие подняться на мост и спуститься с него. Также на самом мосту есть карманы безопасности. При проходе поезда достаточно зайти в карман, где собственно и можно душевно посидеть, любуясь прекрасными окрестными видами, шлюзованием в канале, а также проходящими поездами. Карманы устроены с обеих сторон моста.


5. Строительство моста, получившего № 424, началось в апреле 1935 года. На осуществление проекта были заложены сжатые сроки: перевод движения поездов на новую трассу должен был быть завершён не позднее 1 августа 1936 года. Работы велись круглосуточно.

Замысел требовал высокого качества и точности выполнения всех видов работ. Строительство осуществлялось в основном силами заключённых Дмитровлага и переброшенных из других лагерей «каналоармейцев» при личном участии и контроле Бачелиса, командированного на канал Москва - Волга в апреле 1935 года.

К июлю 1935 года было завершено рытьё котлованов под фундаменты устоев, началась забивка свай (по 992 на каждом устое). 21 сентября закончены свайные работы на московском устое, 14 октября - на тушинском. К 11 апреля 1936 года завершено бетонирование устоев. Параллельно с бетонными работами в декабре 1935 года проводились заготовка и сборка кружал, их установка закончена 7 марта 1936 года. С 5 мая по 21 июня 1936 года производилось бетонирование пролётного строения, с 9 мая по 21 июня - бетонирование свода (параллельно проводились установка части опалубки вертикальных стенок и верхней плиты, армировка частей свода и установка шарниров свода). 21 июня 1936 года были завершены бетонные работы, к 20 июля - раскружаливание балок над сводом и отсыпка конусов. Согласно отчёту в журнале «Москваволгострой», на строительство было затрачено 69 545 рабочих человеко-дней; в среднем на строительных работах бывало занято до 250 человек в сутки.


6. Идём на полуостров.


7. Вид на Строгинский мост с нижней причальной стенки шлюза № 8.


8. Восьмой шлюз сооружён также в середине 1930-х гг, архитектор В. Ф. Кринский. Является памятником архитектуры. По конструкции - железобетонный, двухкамерный. У верхней головы камеры перекрывается сегментными затворами, у средних и нижних - двухстворчатыми воротами. Полезная длина камеры - 290 м, ширина камеры - 30 м, глубина - 5,5 м. В шлюзе № 7 и № 8 возможно проведение встречного шлюзования.


9. Детали.


10. А вот и ЭП2Д следует по мосту. Шлюз в духе того времени богато и красиво декорирован.


11. Скульптура юноши.


12. Правда, время её не очень пощадило.


13. Из шлюза шёл сброс тёплой воды и здесь образовалась вот такая заводь, где уточки чувствовали себя чудесно. А позже я видел, что народ прямо по льду подходил в упор сюда, чтобы их покормить. С большим риском для своей задницы. У заводи толщина льда была, мягко говоря, не очень.


14. Внимательный читатель найдёт бутылку из-под "Очакова".


15. Скульптура девушки с рыбой.


16. ЖК "Алые паруса". Слева - устье реки Чернушки, которая выше по течению в парке Покровское-Стрешнево образует всем известные пруды.


17. Величественное сооружение, конечно.


18. Пора было двигаться обратно. Зимний вечер был просто чудесный!


19.


20.


21. Возвращаемся на лёд. Очередная "Иволга" проходит через мост.


22.


23. А вот и "Ласточка" в ливрее МЦД.


24. И ещё одна ЭП2Д.


25. Вечер был хорош, поэтому было принято решение поехать ещё в Троице-Лыково, последнее московское село в черте МКАД, расположенное неподалёку около Строгино. Тут надо сделать небольшое отступление и рассказать о его истории:

Известно с с XVI века, как дворцовое село Троицкое. В 1610 году имение было пожаловано князю Борису Лыкову царём Василием Шуйским. Князь перенёс село вместе с деревянной Троицкой церковью ближе к Москве-реке, на старом же месте продолжала существовать деревня Черепково (Черевково) с каменной часовней на месте алтаря бывшей церкви (в советский период была заброшена и полуразрушена; окончательно снесена в 1980 году к Олимпийским играм), тогда же установилось название нового села: Троицкое, Лыково. После смерти Бориса Лыкова село вновь получило статус дворцового, так как дети князя умерли в раннем возрасте, и наследовать имение было некому (по другим сведениям, досталось Ивану Нарышкину в качестве приданого после женитьбы на княжне Лыковой. В 1682 году он был схвачен мятежниками во время «стрелецкого бунта» и после пыток принял смерть на Красной площади).

В 1690 году село было пожаловано дяде Петра I Мартемьяну Нарышкину. По его заказу в 1690-1695 годах возведён каменный храм Троицы Живоначальной (автор проекта, предположительно, Яков Бухвостов). По легенде, камень в основание храма заложил Петр I. Деревянный Троицкий храм был перенесён на новое место, в сад, и переосвящён в честь Успения Богородицы. Деревянный одноглавый Успенский храм просуществовал до 1937 года.

После смерти Мартемьяна Кирилловича село было передано во владение Льву Нарышкину, с 1749 года село принадлежало Екатерине Разумовской (урождённой Нарышкиной), с 1784 её сыну, графу Андрею Разумовскому. При Разумовских в усадьбе был заложен регулярный парк, затем усадьба была под залогом и в 1804 году перешла роду Бутурлиных. Николай Бутурлин в 1840-х годах выстроил новый, каменный Успенский храм (архитектор Николай Козловский), кирпичный господский дом и оранжереи.

С 1876 года усадьба принадлежала купеческому роду Карзинкиных. При новых владельцах усадьба и Успенский храм были существенно перестроены. К 1904 году в селе жили 610 человек (125 дворов). В 1914 году Юлия Карзинкина отдала главный дом под устройство богадельни, а сами Карзинкины переехали в построенный Иваном Ропетом «сказочный» деревянный дом (сгорел в 1990 году). Перед смертью в 1915 году Юлия Карзинкина завещала имение учреждаемой Свято-Троицкой общине, которая в феврале 1917 года вселилась в усадьбу, но была ликвидирована в 1918 году.

В советское время усадьбу использовали как санаторий (здесь, в частности, в феврале - марте 1922 года жил Ленин). В том же 1922 году имение было отдано московскому зоопарку, который так и не воспользовался подарком. Затем там был учреждён рабфак для активистов из Туркменистана, а после Великой Отечественной войны - военно-музыкальная школа, отсюда несколько странный и не очень уместный здесь топоним - Туркменский проезд.

Село вошло в состав города Москвы в 1960 году и во многом сохранило свой сельский, а ныне дачный облик. Северная часть села, находившаяся по другую сторону оврага, была снесена при строительстве микрорайона Строгино (район улицы Твардовского). До конца 2013 года от неё сохранялся кусочек «частного сектора» с единственным жилым домом по 3-й Лыковской улице, идущей от улицы Твардовского. В настоящее время село внесено в «Список охраняемых деревень Москвы», снос которого в ближайшее десятилетие не планируется. Хотя, от Собянина и его команды можно ожидать, как мы знаем, чего угодно.


26. В селе, конечно, помимо старых, немало и довольно новых домов за высокими заборами, но всё равно на фоне высоток соседнего Строгино смотрится очень контрастно.


27. Храм Успения Пресвятой Богородицы. Храм выстроен в 1843-1858 годы в псевдорусском стиле. Архитектор Н. И. Козловский. Перестроен в 1900-х годах по проекту архитектора С. Ф. Кулагина. Интерьеры, внутреннее убранство (иконостас) - 1994--2011 годы (И. А. Лепихов). Объект культурного наследия регионального значения.


28.


29. Взгляд назад к воротам. Красивый в тот день был закат! Роскошный, я бы сказал.


30. Сейчас вся эта территория на высоком берегу Москва-реки входит в подворье храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Троице-Лыково. Насколько я понимаю, с не очень давних пор. Слева - старинный Храм Троицы Живоначальной.


31.


32. Троицкая церковь (церковь Живоначальной Троицы) была построена в 1694-1697 годах (по другим данным - 1698-1703 годах) по заказу стольника Мартемьяна Нарышкина. Как уже упоминалось, предположительно, архитектором выступал Яков Бухвостов. С 2013-го церковь относится к ведению Покровского ставропигиального женского монастыря.


33. Троицкий храм сходен в оформлении и композиции с церковью Покрова в Филях и считается одним из первых церковных сооружений в стиле московского барокко. Здание имеет в плане лепестковую форму. Его главный объём представлен увеличенным четвериком, над ним возвышаются два восьмерика, образующие колокольню. Композицию венчает барабан с одной главой и ажурным крестом, который изначально золотили мастера Оружейной палаты. Богатый декор фасадов представлен витыми колонками, сложными резными карнизами и наличниками. По бокам от главного объёма симметрично поставлены западный притвор и помещение алтарной части, внизу ансамбль окружает гульбище с балюстрадой. Отличный вид на храм открывается из расположенного на другом берегу Серебряного бора, особенно из парка "Ветеран". В прошлом году я уже упоминал его здесь (фото № 34).


34. Выходим за территорию и по крутому спуску вдоль стен подворья идём к берегу Москва-реки.


35. Домик 1917-го года постройки.


36. Вечерело.


37. И всё сильнее подмораживало.


38. И вот мы на набережной, которая носит название Одинцовской. На другом берегу - Серебряный бор, фонари - это как раз прогулочные дорожки парка "Ветеран". Вдали испаряются в небо трубы районной тепловой станции «Крылатское».


39. Причал Троице-Лыково. Раньше здесь была паромная переправа в Серебряный бор.


40. Народ вовсю гуляет по реке. На другом берегу - пляж № 2 Хорошёвского Серебряного бора.


41.


42. Луна.


43. И ещё раз она во всей красе.


44. Зажглись фонари.


45.


46. Вид обратно.


47. Вышел ненадолго на лёд, но в этом месте он в меня большой уверенности не вселил, под ногами захлюпало и я предпочёл вернуться.


48. Вдали светятся огнями территории госдачи «Сосновка-3» и оздоровительного комплекса «Рублёво» ОАО «РЖД».


49. Пешеходный зимник в Серебряный бор.


50. Взгляд назад.


51.


52. Стало ощутимо холодно, пора было возвращаться к машине. Подъём к Троице-Лыково.


53. Сельский уют.


54. Да, это Москва.


55.


56. Вообще Троице-Лыково надо будет как-нибудь более подробно отснять днём в тёплое время года.


57. Чудесно, что в Москве ещё сохранился такой уголок и ему повезло (во всяком случае пока) больше, чем последней московской деревне Терехово.


58. Контрасты.


59.


60. В общем, как я уже говорил, хорошо, что у нас есть смена всех времён года.


61. И на этом всё.


Надеюсь, что было интересно и познавательно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, история, Щукино, фото, Рижское направление, прогулки, КиМ, Тушино, архитектура, мост Бачелиса, Троице-Лыково, краеведение, малые реки, Россия, Строгино, Москва

Previous post Next post
Up