Трамваи Останкино и не только

Jul 14, 2021 21:08

Приветствую вас, дорогие читатели!

Как я и обещал в своём предыдущем рассказе о сносе гостиницы «Останкино», в этот раз я хочу показать вам отснятый в тот же день (1 мая) участок трамвайной линии от кольца «Останкино» до метро «ВДНХ», а также немного спасибо, что живого монорельса и завершить повествование небольшой пешей прогулкой по уютным уголкам Бутырского и Тимирязевского районов. Запасайтесь чаем/кофе/чем покрепче и давайте гулять!

1. Начнём, как я уже писал выше, от кольца «Останкино». Трамвай 17-го маршрута на фоне дворца графов Шереметевых (1792-1798 гг.), который уже много лет всё реставрируют и реставрируют, да никак не могут закончить.



2. Остановка для посадки пассажиров.


3. Здание диспетчерской конечной трамвайной станции «Останкино», построено весной 1945-го года. Из-за левого угла диспетчерской со стороны 1-й Останкинской улицы выглядывет уголок здания легендарной пончиковой, которая существует на этом месте аж с начала 1950-х годов. Вплоть до середины 1990-х представляла собой обычный киоск, а в 1996-м выстроено нынешнее здание, пережившее несколько пожаров. В этой культовой пончиковой неоднократно бывал и я, когда гулял в этих краях в школьные годы. Фото самого здания пончиковой, к сожалению, не вышло. Но место рекомендую! Режим работы: с мая по сентябрь c 11:00 до 21:00, с сентября по май с 11:00 до 19:00, по понедельникам закрытие на час раньше.


4. Конечная трамвайная станция «Останкино» открыта в 1923 году вместе с линией от Крестовской заставы (ныне более известной как площадь Рижского вокзала), став первой в Москве линией трамвая, которая была сооружена уже после революции. Первые 30 лет работы линия проходила по современной 1-й Останкинской улице (Изначально называлась Дворцовая улица, по Останкинскому дворцу. В 1922-1928 гг. - Останкинская ул., с 1928 г. - 1-я Останкинская ул. Названа по бывшему подмосковному селу Останкино (с конца XIX в. в черте Москвы), на территории которого находится).

В 1952-1954 годах она была перенесена на параллельную 3-ю Останкинскую улицу, ныне несуществующую, а в середине 1980-х годов её частично отодвинули ещё дальше к улице Академика Королёва, которая и поглотила 3-ю Останкинскую и улицу Большую Кашёнкинскую (отсюда название соседней - Кашёнкин Луг). В наши дни от этой линии остался участок в Останкине, а линия по проспекту Мира от Рижского вокзала до Останкина была разобрана в 1997-99 годах, теперь на её месте идёт дублёр.

В 2002-м года линия временного перекрывалась из-за возведения опор монорельса на участке от пересечения с 1-й Останкинской улицей и Останкинским проездом до кольца. С 15 октября 2002 года трамвай вернулся в Останкино.


5. В настоящее время конечная обслуживает маршруты: № 11 - Останкино - 16-я Парковая улица; № 17 - Останкино - Медведково и № 25 - Останкино - Сокольническая застава. А исторически первым на этом месте появился маршрут № 19 - Останкино - Даниловская слобода и ходил по нему до 1925-го, когда был сокращён до Балтийского (ныне Рижского) вокзала. Подробнее об этом можно прочитать здесь. Вторым сюда пришёл маршрут № 9 - Лубянская площадь - Останкино (в 1927-м сокращён от Лубянской до Сухаревской площади, затем в 1931-м пущен уже от Курского вокзала, затем в 1935-м сначала сокращён до Покровских ворот, а затем и вовсе отменён. Более подробно об истории этого маршрута можно узнать здесь.

Третьим маршрутом, пришедшим в 1930-м году на это кольцо стал маршрут № 39 - Останкино - площадь Журавлёва, который в 1943-м году ненадолго перебросили из Останкина в Ростокино, затем в 1944-м вновь вернули, но уже с противоположной конечной на Бауманской площади. В 1947-м маршрут был продлён да Политехнического музея, в 1950-м возвращён на Бауманскую площадь, а спустя три года отменён на 10 лет и возрождён уже на том маршруте, который мы все хорошо знаем - метро «Чистые Пруды»- метро «Университет» (Более подробно - здесь).

Четвёртым и одним из ныне существующих на кольце маршрутов стал 17-й. Это произошло в 1936-м году и маршрут был Останкино- Клиническая площадь. Затем, в 1943-м году вторая конечная была перенесена на Кропоткинскую (ныне - Пречистенские ворота) площадь, которую в 1949-м сменила конечная у Петровских ворот, в 1951-м - Белорусский вокзал, а в 1953-м сначала Пушкинская, а затем Трубная площадь. Вслед за этим маршрут был отменён до 1963-го года, когда его новой конечной вместо Останкина стала ВДНХ (южная), ну а в Останкино он вернулся в год 850-летия Москвы - 1997-м и второй его конечной с тех пор неизменно является Медведково (Более подробно здесь).


6. Следующим маршрутом, продлённым сюда от Комсомольской площади в 1953-м году, стал № 7 - Останкино- Богородское. В 1972-м был изменён на Останкино - Детский санаторий, затем в 1989-м - Останкино - улица Подбельского. В 1992-м вновь стал ходить до Детского санатория, а в 1993-м опять переведён к улице Подбельского, вслед за чем в 1995-м был убран из Останкина на Каланчёвскую улицу и более сюда не вернулся (Более подробно - здесь).

С 1959-го по 1972-й гг. здесь также работал маршрут № 10 Сокольническая застава - Останкино (о его истории более подробно - здесь), который спустя 10 лет после отмены был возрождён уже в Щукино.

Зато в 1972-м году здесь появляется известный нам ныне маршрут № 11 - 16-я Парковая улица - Останкино, продлённый сюда от конечной ВСХВ (северная). С тех пор он так и ходит этим маршрутом с двумя небольшими перерывами: в 1984-1986 его укорачивали от 16-й Парковой до метро «Семёновская» и на короткий период в 2002-м году во время упомянутых работ по сооружению опор для монорельса (Более подробно об истории маршрута - здесь).

Следует также отметить, что в период с 1984-го по 1995-й годы сюда ходил маршрут № 5 - Медведково - Останкино (ранее - Лесная улица (метро «Белорусская»), который в 1995-м был обрезан с другого конца по Ростокино, превратившись по сути во внутрирайонный маршрут (более подробно - здесь), а затем и вовсе отменённый в 1997-м с одновременным возвращением 17-го уже из Медведкова. Таким образом, участок от конечной «Останкино» и по улице Академика Королёва - единственный сохранившийся участок того старомосковского 17-го маршрута, который в 1940-х годах следовал от усадьбы через Белорусско-Балтийский (ныне Белорусский) вокзал аж до станции метро «Кропоткинская»!


7. Ну и, наконец, последним из существующих маршрутов 1 сентября 2013 года здесь был введён 25-й, который стал своего рода реинкарнацией маршрута № 10, действовавшему на этой линии до 1972-го года (перипетии истории 25-го маршрута можно изучить здесь). Только он ходит реже всех, поэтому на фото 17-й.


8. Он же на фото чудесного памятника старорусского зодчества - храма Троицы Живоначальной в Останкине (1677-1692 гг.). Вообще это трамвайное кольцо одно из самых уютных в Москве, на мой взгляд.


9. Выход на маршрут.


10. Общий вид кольца с юга. Оно, как вы уже поняли, имеет три пути для отстоя вагонов.


11. А вот и 25-й следует на кольцо.


12. На фоне Телецентра.


13. Живописная кривая перед выходом на участок вдоль улицы Академика Королёва.


14. Очень уютное место.


15. И зелёное. Просто 1 мая листвы ещё было маловато.


16. На фоне эстакады монорельса. За поворотом напротив Аргуновской улицы они сходятся и идут друг над другом.


17. Всегда нравился этот подэстакадный участок линии. Остановка «Аргуновская улица».


18. Несмотря на всю "техногенность" этого участка, он тоже какой-то уютный, вокруг нет автомобилей, много зелени.


19.


20. Взгляд назад.


21. Прямо над линией расположена станция «Улица Академика Королёва» Московского монорельса. Открыта 20 ноября 2004 года и архитектурно является уникальной в системе по многим параметрам, что обусловлено её местоположением прямо над трамвайными путями на высоте в 12 метров. Это единственная эстакадная станция не с одной островной платформой, а с двумя береговыми длиной 40 метров и шириной по 4,8 метров каждая. Это единственная полностью крытая станция в системе (все остальные станции оборудованы лишь навесом на металлических колоннах). Также уникальной является система входа на станцию: кассово-турникетный вестибюль расположен не на уровне земли, а над платформами, на третьем уровне станционного комплекса. Вход на станцию осуществляется через крытый эскалаторно-лестничный наклон, оборудованный двумя линиями сдвоенных эскалаторов и ведущий сразу на третий уровень вестибюля, после чего пассажиры по двум лестницам спускаются в западный торец второго платформенного уровня. Точно также осуществляется и выход со станции. В восточном торце станции оборудован трёхуровневый лифт для удобства маломобильных граждан. Архитекторы: В. С. Волович и Н. И. Шумаков.


22. Благодаря станции и эстакаде, здесь в солнечные дни можно наблюдать красивую игру света и тени.


23. После станции у обеих линий идёт кривая влево, а затем эстакада и трамвайные пути пересекают 6-й Останкинский переулок.


24. Взгляд назад. Прямо рядом со станцией монорельса у трамвая также имеется остановка «Улица Цандера». Таким образом, здесь образуется вот такой своеобразный ТПУ. Правда, монорельс сейчас ходит куда реже трамвая...


25. Красивая кривая.


26. Встречный.


27. 6-й Останкинский переулок. Хотел в этом месте поймать трамвай вместе с составом монорельса, но час ожидания так и не принёс результатов. Либо одно, либо другое. Я плюнул и решил попытать счастья дальше.


28. Трамвай и ЭТО.


29. Пожалуй, участок между 6-м Останкинским переулком и Останкинским проездом - самый живописный на всём протяжении совместного хода трамвая и монорельса за счёт того, что он пролегает через сквер им. Сергея Королёва, где, кстати, расположен и мемориальный дом-музей академика, в котором с 1959 по 1966 г. он жил и работал.


30.


31. Взгляд назад.


32. Подходим к Останкинскому проезду.


33. Ещё один взгляд назад. Остановка «ВДНХ (южная)». Очень уютно.


34. Пересекли проезд, вид обратно в сторону сквера. Здесь монорельс и пути трамвая расходятся, монорельс остаётся правее за кадром.


35. Отличное место для съёмки трамваев. В кадре и станция «Выставочный центр» монорельса, и "Рабочий и колхозница", и даже махина ЖК "Триколор" здесь смотрится более-менее уместно.


36.


37. С зумом.


38. Трамвайное движение ну очень оживлённое! Пока мой друг отправился перекусить, я стоял и ждал, когда представится возможность снять трамвай в одном кадре с монорельсовым составом.


39. Наконец со стороны сквера на эстакаде показался состав.


40. И кадр наконец удался! Сразу аж с тремя видами электротранспорта. Жаль, что без троллейбуса... Впрочем, когда он на ВДНХ был, то его разворотный круг был левее за кадром и тут бы он в кадр всё равно не попал.


41. Ещё один совместный кадр уже без электробуса, который уехал заряжаться.


42. Остановка «Метро „ВДНХ“».


43. Дальнейший участок я решил отложить на потом и как-нибудь обязательно поснимаю. Ну, а мы с другом решили прокатиться на монорельсе раз уж оказались рядом. Сам я на нём не ездил до этого со времён открытия метро «Фонвизинская».


44. Пользуясь случаем, пощёлкал станцию «Выставочный центр», хотя вообще-то было бы неплохо посвятить монорельсу отдельный репортаж. Не могу сказать, что питаю к нему какие-то особенные чувства, но всё же сооружение любопытное и единственное в своём роде, а, если его-таки закроют (чего уже давно хотят сделать), то хоть на память останутся снимки.


45.


46. Гостиница "Космос" и памятник Покорителям космоса.


47. А вот и уже знакомый нам по предыдущим фото состав.


48. Дом на улице Академика Королёва 1958-го года постройки. Сколько пива в старших классах было выпито в том дворе!


49. Мой любимый участок монорельса, где линия пересекает улицу Академика Королёва. Пожалуй, самый красивый вид.


50. Бывший Останкинский пивоваренный завод и его грандиозный элеватор. В 1936 году по распоряжению Наркомпрома в стране было начато грандиозное строительство десяти пивоваренных заводов, одним из которых был Останкинский Пивоваренный. Однако помешала война, и первая варка была осуществлена лишь в январе 1949 года. Тогда он находился в ведении Министерства вкусовой промышленности СССР, затем Министерства промышленности продовольственных товаров РСФСР, Министерства пищевой промышленности РСФСР, Мосгорагропрома и производил стандартные советские сорта пива. Очень скоро любители пива по достоинству оценили качество "Жигулевского", "Московского" и "Рижского" пива, сваренных на Останкинском пивзаводе. Изготовляемое на заводе пиво сорта "Юбилейное" - первое пиво, прошедшее государственную аттестацию качества продукции и получившее право носить Государственный знак качества СССР (1967 год).

После приватизации преобразован в АО (позднее ОАО) «Останкинский пивоваренный завод». Ассортимент производимого пива значительно расширился: добавились линейки «Останкинское», «Старая бочка», «Московское бочковое», «Жигулёвское Московского разлива». Незадолго до прекращения пивоварения на заводе изготовлялись содержащие алкоголь напитки под названием «Ямайка», позиционированные как специальное пиво. Прекратил выпуск пива в 2008 году. Основная деятельность в настоящее время - предоставление в аренду недвижимости. Ну, а скоро, наверное, здесь вырастут очередные человейники. Был у завода в лучшие годы и свой подъездной путь от станции Москва-Товарная Ленинградского направления, который ответвлялся от него близ платформы Останкино.


51. Мы сошли на «Улице Милашенкова», состав отправился к конечной «Тимирязевской».


52. Заход на станцию и к разворотной эстакаде.


53. На станции мы были единственными пассажирами, хотя заполненность состава была под завязку. Все поехали дальше.


54. Станция с улицы.


55. Останкинская башня и ЖК «Фонвизинский», который как сейчас у собянинских модно, входит в состав ТПУ «Фонвизинская». Какая может быть связь между человейниками и транспортно-пересадочным узлом для меня до сих пор загадка.


56. Далее мы углубились во дворы 81-го микрорайона Бутырского района. Они очень милые, уютные и тихие.


57. Там можно встретить вот такие домики, которых в нынешней Москве всё меньше и меньше, а скоро и вовсе не останется. Построен в 1952-м году.


58. Как и соседний. Посмотрите как он смотрится на фоне собянинского многоэтажного уродца 2016-го года в стиле "таджикский постмодернизм".


59. Старая уютная Москва.


60. ОАО «Останкинский мясоперерабатывающий комбинат». Основан в 1954 г. и является одним из крупнейших производителей колбасных изделий и полуфабрикатов в России. Предприятие ежедневно реализует до 200 т колбасных изделий и до 100 т полуфабрикатов около 200 наименований, в том числе, популярной торговой марки «Папа может». Около 50% продукции комбината реализуется в Москве и Московской области, остальное - в других регионах России и СНГ. Но это, наверное, всё тоже скоро станет историей. Пишут, что расположенный по соседству Останкинский молочный комбинат прошлым летом добили, как ранее и пивоваренный завод. Наверное, и мясокомбинат скоро постигнет та же участь. Ненасытным тварям нужна земля под новые человейники.


61. Но вернёмся в уютные дворы. Дом 1961-го года.


62. Такой вот интересный... Наверное, гараж.


63. Уютно.


64. Ещё один домик 1958-го года на фоне новостроя. Вот какой же он простой, но насколько приятнее смотрится, чем этот собянинский уродец...


65. Пристроенный лифт, лавочка у подъезда. Всё такое знакомое с детства!


66. Поступательно двигаясь в сторону улицы Добролюбова, мы дошли до небольшого квартала домов 1951-1952 гг.


67. Там очень приятные дворы.


68. Этот квартальчик чем-то напомнил мне другой, расположенный на «Беговой», о котором я писал зимой.


69. Эти дома, судя по их виду, недавно ремонтировали. Будем надеяться, что постоят ещё нам на радость.


70.


71. Ещё один старый двор по соседству.


72. А вот этот чудесный домик на углу 2-го Гончаровского переулка и улицы Руставели отчаянно нуждается в ремонте.


73. Посмотрите какая красота! Но как всё облупилось...


74. Дом построен в 1947 году. Получил третью премию на конкурсе лучших построек года, организованном Управлением по делам архитектуры РСФСР. Включён в свод архитектурных памятников Москвы. Архитектор - Яков Лихтенберг, автор проектов станций метро «Кропоткинская» и «Динамо».

Мнение об этом доме доктора искусствоведения профессора К.Н. Афанасьева: "Конфигурация плана дома образует большой светлый открытый двор, имеющий пропорцию двух квадратов. Озеленение и благоустройство придают уют и украшают дом не только снаружи, но и со стороны двора, который, скорее, должен быть назван не двором, а сквером или садом. Именно такими домами, обеспечивающими повседневный быт семей с детьми и уют, и следовало бы застраивать наши города…

Жилой дом в Бутырском хуторе - это классическая тема - оформление окон, входов, применение руста. И хотя там нет большого ордера, здание сделано по классическим правилам. Но в этой классике снова проявился характер автора, мужественность, монументальность его таланта, что очень характерно для Лихтенберга. Он добивается этого за счет несколько преувеличенного масштаба здания, укрупненных деталей. Это именно то, что в архитектуре называется "героическим масштабом" - здание как бы рассчитано не на обычного человека, а на человека-героя. И Лихтенберг делает это очень корректно".


75. Этот же дом фасада. Моё фото июня 2019-го года.


76. Во дворе, как тогда полагалось, был установлен фонтан. Кстати, сам двор привели в порядок. Хочется верить, что и сам дом всё же приведут, а не снесут.


77. А вот он со стороны 2-го Гончаровского переулка.


78. Улица Гончарова. Названа в 1958 г. память о писателе Иване Александровиче Гончарове (1812-1891), известном по произведениям "Обломов", "Обрыв", "Обыкновенная история", "Фрегат „Паллада“". Прежнее название - Левый проезд бывшего селения Бутырский Хутор - по расположению переулка слева от Савёловской линии Московской ж/д.


79. Гончаровский пруд в Гончаровском же парке.


80. А вот ещё один чудесный квартал из красных домов на улице Руставели, тоже находящихся в удручающем состоянии и нуждающихся в реставрации.


81.


82. Угловой дом с фасада, выходящего на улицу Руставели. Моё фото июня 2019-го года. Посмотрите какой он красивый! Очень хочется верить, что его не снесут.


83.


84. Построен в том же 1947 году, как и дом на углу 2-го Гончаровского переулка.


85. Соседний дом индивидуального проекта, построенный в 1957-м году.


86. Арки, как я уже говорил, моя слабость.


87. Детали.


88.


89. Ну, а дальше мы двинулись в сторону Тимирязевского района.


90. Савёловское направление МЖД, граница Бутырского и Тимирязевского района, а также в целом СВАО и САО. В тот день по одному пути шли работы по замене рельсошпальной решётки. Рабочий поезд.


91. Дмитровское шоссе на север.


92. Безымянный сквер на пересечении Дмитровского проезда и Тимирязевской улицы. Необычные жилые дома 1990 года постройки.


93. Пустырь над бомбоубежищем.


94. Дворовая голубятня в Чуксином тупике. Не знаю, действующая ли.


95. Ну, а закончили прогулку мы с другом в нашем любимом месте, у платформы Гражданская, где мы развиртуалились после знакомства в ЖЖ по теме старинной архитектуры уже четверть века назад и приходим сюда пообщаться и поглазеть на поезда все эти 15 лет. И будем приходить пока стоит старая Гражданка, пока её не сломали, чтобы построить новодел.


На этом всё. Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до скорых новых встреч. Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!

жд, архитектура, история, монорельс, фото, Тимирязевский, прогулки, промышленность, краеведение, трамвай, промзона, Останкино, Россия, Бутырский, Москва

Previous post Next post
Up