Уже пару лет как я забросил свою давнюю традицию посещать новые станции метро в день их открытия, начатую аж в моё 15-летие 6 мая 2003 года. В тот день на Арбатско-Покровской линии открылась новая станция «Парк Победы», ставшая на тот момент 165-й станцией московского метро. Нельзя сказать, что с тех пор день в день я посещал в обязательном порядке абсолютно все новые станции, но большинство посетить удалось. Однако после
открытия «Савёловской» БКЛ 30 декабря 2018 года по различным обстоятельствам ни одной новой станции в день открытия мне посетить не удалось. Сегодня я решил исправиться и вновь вернуться к этой давней традиции, тем более звёзды, что называется, сошлись.
Новые 240-я и 241-я (с учётом временно закрытых на ремонт) станции московского метро «Народное Ополчение» и «Мнёвники» открывались в соседнем районе и мне было нужно всего лишь сесть в поезд на своей «Хорошёвской» и прокатиться всего два перегона, чтобы попасть на новую конечную Большой Кольцевой линии. С неё и начнём.
Сразу оговорюсь, что я ехал не с целью сделать какой-то подробнейший обзор с кучей деталей (это без меня сделают другие). Моей целью было запечатлеть своими глазами исторический первый день работы новых станций. Так что рассказ будет небольшой.
1. Итак, «Мнёвники». Скажу сразу, что визуально эта станция мне понравилась больше, хотя в связи с политикой удешевления первоначальных проектов, они обе получились более аскетичными, чем предполагалось изначально. На путевых стенах станции её название написано как огромным шрифтом...
2. ...так и маленьким. Не знаю, что собой должно символизировать такое решение, но получилось довольно необычно.
3. Пожалуй, больше всего на «Мнёвниках» мне приглянулась даже не сама станция, а вот эти светильники на эскалаторных наклонах, которые создают довольно зачётный геометрический эффект в сочетании с отделкой потолка. Вроде бы довольно скромно, а смотрится хорошо.
4. И сверху, кстати, тоже.
5. Южный подземный вестибюль станции, который (как, впрочем, и северный) пока что ведёт фактически в никуда. Станция расположена на искусственном острове Мнёвниковская пойма и вокруг неё в настоящее время практически ничего нет. К станции подходит только один маршрут наземного транспорта, ещё несколько проходит в отдалении по улице Нижние Мнёвники. В будущем здесь должен быть построен мост в район
Филёвской поймы, которая ныне имеет очень плохую транспортную доступность. И, к большому сожалению, человейники. В прошлом, к слову, здесь собирались построить парламентский центр, чтобы именно тут заседали наши слуги народа, думая какой ещё дурацкий закон придумать и принять. Но не срослось, народные депутаты и сенаторы не захотели покидать уютный Тверской район.
6. Классный наклон получился, мне нравится.
7. Теперь посмотрим на станцию. По конструкции она представляет из себя практически классическую "сороконожку" (колонная трёхпролётная станция мелкого заложения с одной островной платформой), только построенную на бо́льшей глубине и отделанную современными материалами. Изначально станция планировалась «по образцу мадридского метро», с двумя платформами берегового типа и одним двухпутным тоннелем посередине. Однако в ходе сотрудничества с генподрядчиком строительства ОАО «Мосинжпроект» было принято решение строить более традиционную для Московского метрополитена островную платформу, а "береговыми" станут строящиеся ныне юго-западнее станции «Терехово», «Кунцевская» и «Давыдково».
Архитектурный облик станции был выбран по результатам открытого национального конкурса, победителем которого стало архитектурное бюро Тимура Башкаева. Основным материалом оформления станции должен был быть бетон: как окрашенный и фактурный, так и конструктивный черновой, но в итоге проект претерпел некоторые изменения. На платформе и в вестибюлях установлены декоративные опоры красного цвета.
8. Основную массу колонн всё же облицевали панелями из архитектурного бетона, пол выложили классическим серым полированным гранитом.
9. Центральная часть станции облицована красными панелями. Не помню, что это за материал, обманывать не буду.
10. No boarding.
11. У северного выхода наклон также состоит из трёх эскалаторов. Впрочем, на этой станции и в будущем не приходится ожидать огромных потоков, для которых необходимы четырёхниточные эскалаторы.
12. Северный вестибюль. На улицу я, сразу говорю, не поднимался, погода нынче была не слишком располагающая к съёмкам в тёмное время суток на открытом воздухе. Отмечу, кстати, что лифт на платформу из вестибюля работает и при нажатии кнопки 1-го этажа приятным женским голосом говорит нечто вроде: "Не торопитесь, у нас ещё вся ночь впереди". Может быть, эту запись сделали специально к 1-му апреля, не знаю, ибо лифт довёз до платформы благополучно и ночевать там не пришлось.
13. Центральный зал со стороны северного вестибюля.
14. В центре зала уютно расположилась скамеечка. По бокам их тоже хватает и они довольно симпатичные, широкие и удобные.
15.
16. Вид в сторону строящейся станции «Терехово», которую обещают открыть в декабре (что, как показывает опыт, означает, что в 2022-м году). А слева кусочек того самого лифта.
17. Следующая станция «Народное Ополчение».
18. И здесь сразу хочется посетовать на название. Нет, я ничего не имею против народного ополчения как такового, но называть станцию метро так - совершенно не в московских традициях. Первоначальное проектное название «Улица Народного Ополчения», хоть и более громоздкая языковая конструкция, но вполне соответствует московским традициям, а так... На любителя. А тут ещё и совершенно удивительная по глупости история с её переименованием в последний момент из «Карамышевской», в которую её в свою очередь переименовали из проектной УНО... Уже были изготовлены карты Тройка с названием «Карамышевская», уже были установлены буквы на павильонах и путевой стене, уже были напечатаны и расклеены схемы в вагонах, когда кому-то пришло голову, а не попилить ли нам бабла не провести ли голосование в Активном гражданине. В итоге получилось то, что получилось. Ну ладно, свыкнемся.
19. Отделка станции по проекту посвящена как раз русским ополченцам, освободившим Москву от польско-литовских интервентов в 1612-м году, ополченцам Отечественной войны 1812-го и, разумеется, ополченцам Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Такое оформление соответствовало первоначальному проектному названию станции, но потом кому-то пришло в голову, что «Карамышевская» лучше. А потом опять... В общем, что получилось в итоге - я уже написал выше.
20. Основная цветовая гамма станции серая. Колонны отделаны нержавейкой, пол выложен полированным серым гранитом.
21. Этот мальчик не сводил глаз с камеры на протяжении всего своего пути, поэтому не могу не выложить это фото. Вдруг, когда подрастёт найдёт себя на фото в исторический день появления метро в районе Хорошёво-Мнёвники, кто знает? :) Тут, кстати, следует упомянуть, что метро сюда должно было прийти ещё в 70-е годы. Тот самый пресловутый третий путь «Полежаевской» был построен по
первоначальному проекту Краснопресненского радиуса ТКЛ, в котором предполагалась "вилка" и ответвление в сторону Проспекта Маршала Жукова и далее в Серебряный бор и Строгино, но потом от "вилки" было принято решение отказаться. Однако «Полежаевская» уже строилась и была реализована в соответствии с проектом. А метро в Хорошёво-Мнёвники в итоге пришло аж спустя полвека.
22.
23. По конструкции станция аналогична предыдущей. Колонная трёхпролётная мелкого заложения с одной островной платформой и двумя вестибюлями. В будущем здесь появится пересадка на проектируемую Рублёво-Архангельскую линию метро.
24. Западный вестибюль станции. Мне показалось, что на этой станции они попросторнее, чем на «Мнёвниках», но здесь и потоки другие предполагаются. Густонаселённый район, куча разного наземного транспорта плюс пересадка в будущем. Правда, пересадка будет в противоположном восточном вестибюле, но не суть.
25. Здесь отделка наклона попроще, а такие светильники мы уже видели на других новых станциях. Так сказать, современная классика, как в своё время были "факелы" на "сталинских" станциях и "сигареты" на позднесоветских и в 90-е - нулевые.
26. Центральный зал.
27. А вот в восточный вестибюль ведёт уже четырёхниточный эскалатор, что логично. В будущем именно там будет пересадка на Рублёво-Архангельский радиус.
28.
29. Наклон.
30. Этот вестибюль имеет отличную от всех предыдущих концепцию. Наверху расположен распределительный зал, а вход и выход находятся справа и слева от эскалаторов, а самое сердце вестибюля с досмотровой зоной, кассами и прочими привычными атрибутами непосредственно над наклоном.
31. Открыта 1 апреля 2021 года. И это не шутка! :) На «Мнёвниках» я, к сожалению, такой таблички не нашёл.
32. Турникеты на вход в метро слева.
33. Сам вестибюль. Довольно просторный. Был бы ещё просторнее, если бы не все эти хреновации с металлодетекторами и прочей бесполезной хренью.
34. Турникеты на выход. А пересадка будет, судя по всему, из распредзала перед эскалаторами.
35. Редкий вид "Оки" в баклажанном окрасе.
36.
37.
38. А на табличке в тоннеле так и останется "Граница станции Карамышевская".
39. И на этом на сегодня всё. Московское метро растёт и это хорошо!
Спасибо за внимание и до скорой новой встречи! Будьте здоровы, живите богато и никогда не старейте душой!