Прогулка по железкам севера: от Лихобор до Бескудниково

Feb 04, 2021 02:23

В субботний день 23 января наступившего года решили мы со Стасом, что нечего дома сидеть, а нужно пройтись по намеченному ещё ранее маршруту от Лихобор до платформы Дегунино, но в итоге дошли до Бескудниково, благо вечер был тёплый, приятный, с лёгким туманом и гулять было вполне себе в удовольствие. Места эти меняются стремительно, но ещё хранят в себе оттенок атмосферы прошлых лет. А ещё они довольно малолюдные и тихие, что в нашем огромном мегаполисе сейчас на вес золота. Самую большую сложность представлял выход к путям МОЖД (МЦК), где всё вокруг озаборено, а в тот день ещё и тусовалось много охраны, но, благодаря моему зоркому глазу, лазеечку мы-таки нашли. И довольно удобную.

1. Хотя, собственно Малое Кольцо нас интересовало лишь постольку-поскольку. Гулять по самому Кольцу сейчас особого удовольствия не доставляет, а сейчас там ещё и кипит стройка эстакад СВХ, так что ни о какой тишине речи и быть не может. А выйти на него нам было надо, чтобы попасть на соединительную ветвь 2А Лихоборы - Ховрино. Что мы благополучно и осуществили. Взгляд в сторону о.п. Лихоборы и путепроводов МЦК над Октябрьской ж/д. Входной светофор станции Лихоборы. Справа - опоры будущей эстакады СВХ.



2. Вправо уходят пути к о.п. Окружная, параллельно Кольцу идёт стройка СВХ, а мы поворачиваем налево по ветви 2А в сторону Ховрино.


3. Сразу же нам предстаёт комплекс одного из самых новых электродепо (ТЧ-19) «Лихоборы» московского метрополитена, которое обслуживает Люблинско-Дмитровскую линию. Введено в эксплуатацию 11 июня 2018 года.


4. Взгляд назад с рабочим поездом по третьму главному пути Окружной.


5. Даже в этих тихих местах вдали уже то тут, то там растут человейники, но здесь, на ветви тихо и спокойно, прогуливаться приятно. Единственное, что вокруг насыпало очень глубокие сугробы и в случае прохода состава с необходимостью уйти с полотна - полные ботинки снега гарантированы.


6. Впереди мост соединительной ветви времён постройки МОЖД над рекой Лихоборкой. Точнее пролёты, конечно, более современные, но опоры этого моста ещё царских времён.


7. Вид с моста. Справа - долина Лихоборки, слева - территория электродепо «Лихоборы».


8. Большая часть территории закрыта деревьями и хозпостройками депо, но с помощью телевичка можно заглянуть в щёлочку. На парковых путях депо отстаиваются вагоны 81-720/721 «Яуза», выведенные из пассажирской эксплуатации 2 августа 2019-го года. Многие их сильно ругали, а я их любил и всегда радовался, когда они попадались мне на Люблинке или Каховской линии. Надеюсь, что сделают какой-нибудь ретро-состав, хотя бы для торжественных случаев вроде дня рождения метро.


9. А вот выезжает на манёвры сцепка из "номерных". Всего депо насчитывает 38 канав.


10. Взгляд назад к МОЖД.


11. И пройдёмся ещё немного в сторону станции Ховрино.


12. Впереди Октябрьская железная дорога (или Ленинградское направление), справа на насыпи заброшенный вытяжной тупик с погашенным светофором, а ещё там а кадром остаётся подъездной путь ОАО «149 Механический завод» (основан в 1947 г.), который ныне, как и большинство московских предприятий стал арендной "коммуналкой" для различных коммерческих организаций.


13. Вдали у входного светофора станции Ховрино находится граница Московской и Октябрьской железных дорог. Справа виднеются контейнеры транспортно-логистического центра станции Ховрино.


14. Отсюда же можно также заглянуть в ещё одну щель на территорию электродепо «Лихоборы» с другого ракурса. Справа виден кусочек крытого метромоста над Лихоборкой, по которому проходят пути служебной соединительной ветви к депо с перегона «Окружная» - «Верхние Лихоборы» Люблинско-Дмитровской линии.


15. А тут как раз и движуха подоспела, пришлось отступить в глубокий сугроб и набрать полные ботинки снега.


16. «Машка» потащила с Ховрино на МОЖД длинный контейнерный поезд.


17. Возвращаемся к мосту над Лихоборкой и спускаемся с него. Царские опоры было бы неплохо отремонтировать, конечно.


18. Здесь мы ненадолго ушли от одной железной дороги, чтобы через близлежащие кварталы дойти до другой - Савёловской. Здесь располагается филиал «Северо-Восточный» ГУП «Мосгортранс» (автобусно-электробусный парк), он же бывший 7-й автобусный парк, находящийся здесь с 1957-го года. На маршрут как раз выходил автобус М10 (Лобненская улица - Метро «Китай-город»), но на табло у него стояла «Маяковская»


19. Лихоборка - правый и самый крупный приток Яузы, по совместительству самая длинная из малых рек столицы - её протяжённость составляет 30,2 километра, из них 10,4 км - в открытом русле, 17,4 км - в подземном коллекторе и 2,4 км - в обводном канале. Берёт начало у посёлка Ново-Архангельское, устье расположено у бывшего села Леоново, впадает в реку Яузу рядом со станцией метро «Ботанический сад». Используется для обводнения рек Яузы и Москвы волжской водой, сбрасываемой из Химкинского водохранилища через Головинские пруды, Головинский канал и реку Норишку (Лихоборская обводнительная система).


20. Начало Дубнинской улицы, главной магистрали Восточного Дегунина. Получила своё имя в 1966 году по городу Дубне (город возник в 1956 г. близ впадения реки Дубны в Волгу в связи с организацией там Объединённого института ядерных исследований) из-за расположения на севере Москвы и в память о том, что в 1941 году на этом направлении у Дубны были остановлены рвавшиеся к Москве войска нацистской Германии.


21. Поплутав среди гаражей, мы вышли к Савёловскому направлению.


22. Перегон Москва-Бутырская - Бескудниково. Вид в сторону платформы Окружная.


23. И в сторону платформы Дегунино. Справа торчит труба нелюбимого местными ГУП «Спецзавод № 2 Экотехпром» по термической переработке твёрдых бытовых отходов. Проще говоря, мусоросжигательного завода. Работает ли он сейчас для меня так и осталось загадкой, одни люди пишут, что всё заброшено, а другие, что стоят очереди из мусоровозов. Может кто-то из местных или соседей скажет точнее?.. К слову, фото сделано с остатков насыпи от старого переезда через пути Савёловского хода, который существовал здесь очень давно и исчез с карт примерно в 50-х годах XX века.


24. Люблю сумерки на железной дороге!


25. Но расслабляться нельзя, с вводом режима МЦД поезда ходят очень часто.


26.


27. "Замок" 1976-го года постройки. Является административным зданием ОАО «Вертикаль», которое занимается продажей и арендой башенных кранов, автокранов, подъёмников и другой строительной техники. На переднем плане неэлектрифицированная соединительная ветвь № 4 Бескудниково - Владыкино-Московское, связывающая Савёловское направление с МОЖД.


28. Это одна из немногих соединительных ветвей, которых не было в изначальном проекте Окружной ж/д и появившихся уже в советское время, причём, далеко не сразу. На картах Москвы она не обозначалась вплоть до 1947-го года, однако она есть на немецком аэрофотоснимке Москвы 1942-го года. Вероятнее всего, её построили или непосредственно перед войной или в самом её начале. Ранее Савёловское направление имело связку с остальной железнодорожной сетью столицы через закрытую ныне историческую ветвь Бескудниково - Лосиноостровская. О сохранившихся до наших дней следах этой ветви я рассказывал в этом посте.


29. Планчик поближе. Входной светофор Владыкино. Ветвь выписывает здесь живописную дугу. Над ней виднеется платформа Окружная и её строящийся близнец под будущие 3 и 4 пути Савёловского хода.


30. Насыпь старого переезда.


31. Затем мы решили пройтись по 4-й ветви в сторону Бескудникова.


32. Вместе с темнотой опустился и лёгкий туман, что делало фото проносящихся поездов ещё интереснее.


33. За поворотом - платформа Дегунино.


34.


35. Взгляд назад.


36. Не успели мы пройти и 100 метров, как заметили, что 4-й ветви следует грузовой. Пришлось вновь нырять в сугроб.


37. Таким образом, мы со Стасом встретили грузовую движуху на всех соединительных ветвях МОЖД, которые посетили в январе: на ветви 2А и 4-й во время этой прогулки и на 20-й, когда гуляли в районе Котловки.


38. Платформа Дегунино.


39. И вид обратно с очередной электричкой.


40. Фото чуть смазалось, но мне уж больно понравился эффект освещения от встречи двух составов.


41. Зелёный.


42. И жёлтый.


43. Миновали Дегунино и идём к Бескудниково, очень живописное место.


44. Ещё один световой эффект от встречи аэроэкпресса с ЭД4М.


45. Вид обратно.


46. Ну очень живописное место.


47. Очередная электричка.


48. И встречная.


49. Входные светофоры станции Бескудниково.


50. А в домах, что слева на Керамическом проезде мне доводилось работать в 2012-м и 2013-м годах в офисе одной конторы, которая организовывала довольно крупный форум в ЦМТ. Воспоминания остались двоякие. С одной стороны иногда было весело, но и бывало и откровенно тяжело, да и добираться в эти края было не слишком удобно. Впрочем, хорошие премиальные сгладили этот момент. Это были мои две единственных местных командировки (в черте Москвы).


51.


52. Для контраста фото, сделанное с этой же точки осенью 2012-го года, когда я после работы в пятницу, чтобы убить время до встречи с друзьями, решил прогуляться до метро «Алтуфьево» пешком. Ностальгический зелёный окрас рижанки и «Машки» на заднем плане.


53. Подходим к Горловине Бескудниково. Справа под снегом подъездной путь Московской базы хранения ресурсов Министерства внутренних дел РФ.


54. Электричка в Дубну.


55. Окна той самой панельки на Керамическом проезде, где располагался офис, в котором тогда довелось поработать.


56.


57. Красиво!


58. Подошли к Медведковской ветке, она справа, за спиной - тупик для манёвров, которые как раз предполагались, ибо на светофоре горел лунно-белый сигнал.


59.


60. Прямо - тупик. Слева - Медведковская ветвь. А справа когда-то проходила упомянутая историческая ветвь Бескудниково - Лосиноостровская. Если подняться чуть повыше, то можно увидеть остатки её насыпи.


61. В Бескудниково красивая горловина.


62. Мы решили дождаться манёвров.


63. И долго ждать не пришлось. Чмуха тащила в тупик грузовой состав. Тут следует упомянуть, что Бескудниково по основному применению является грузовой станцией 1 класса и вообще немножко рассказать о ней. Открыта в 1901 году вместе с главным ходом Савёловского направления, названа по одноимённому посёлку, позже ставшему районом Москвы, на ответвлении от станции Лосиноостровская Северных ж/д (ныне Ярославское направление МЖД), которое более известно как Бескудниковская ветвь, про которую я писал выше. Чуть позже, когда был достроен Савёловский вокзал и появилось отдельное Савёловское направление, станция стала узловой, каковой остаётся и поныне, благодаря построенной уже в советские годы ветви № 4.

Станция Бескудниково имеет три маневровых района и четыре парка: приёмоотправочный, отправочный № 1 на Малое кольцо, сортировочный, отправочный № 2 на Марк и Лобню. 21 путь общей протяжённостью 14,3 км - в том числе два главных, один путь для обгона экспрессов, пять приёмоотправочных (на бетоне), семь отправочных, шесть путей для отстоя вагонов (на дереве). Стрелочных переводов 64, из них 28 на бетонном основании. От станции ответвляется ряд промышленных железнодорожных веток, важнейшие из которых - подъездной путь Северной станции водоподготовки (район Северный, в настоящее время заброшен и на большей части протяженности разобран) и упомянутый выше 10-километровый подъездной путь необщего пользования к примыкающей станции МГАО «Промжелдортранс» отделения «Медведково» (Медведковская ветка).

Станция имеет горку малой мощности, маневровая работа ведётся методом осаживания. До начала 2000-х годов маневровая работа велась ныне запрещённым в черте Москвы (шумозащита) методом толчков с горки. Грузовая работа осуществляется в едином технологическом комплексе с находящейся в оперативном подчинении станцией Марк. Местный груз развозят два манёвровых тепловоза ЧМЭ3.

Станция обслуживает асфальтобетонный завод, бетонный завод № 1 («Мосинжбетон»), завод «Мокон», выпускающий бетонные конструкции, мостовые панели и балки, Бескудниковский комбинат строительных материалов, московскую военную базу МВД РФ, ООО «Компас». Через станцию Марк - ОАО «Бетас», ДСК-7 (переработка известнякового щебня для производства асфальта и бетона). Разгрузка: стройматериалы, цемент, глина, металлопрокат, пищевые продукты - сахар, рис. Погрузка: металлолом (в адрес металлургических комбинатов России), сборный груз. Общий объём грузовой работы по станциям Бескудниково и Марк составляет 80-100 вагонов в сутки, летом их число достигает максимально 250, зимой снижается до 30-50.


64. Одна из упомянутых выше местных Чмух тащит грузовой.


65. Красиво!


66. Взгляд назад.


67. И с электричкой.


68. Грузвой поехал задом обратно на другой путь.


69. А мы пошли искать дыру в заборе, чтобы войти на платформу, как нормальные культурные люди, а не зайцы-безбилетники.


70. Бонусом - модный собянинский ЭтоЭлектробус 170-го маршрута (Станция метро «Верхние Лихоборы» - Станция МЦД Бескудниково), прибывающий на свою конечную. Понравился светофой эффект от подсветки на мокром асфальте.


На этом на сегодня всё. Надеюсь, что прогулка пришлась вам по душе, а фото понравились. Спасибо вам за внимание и до скорых новых встреч! Будьте здоровы, живите богато! И нескучно!

Восточное Дегунино, жд, история, фото, Савёловское направление, прогулки, промзона, МЦД, метро, Лихоборы, подъездные пути, Бескудниково, краеведение, промышленность, МЦД1, МОЖД, Россия, Ленинградское направление, Москва, Ховрино

Previous post Next post
Up