Тула. Часть 3-я. Непарадная сторона города. Окончание

Oct 09, 2020 03:10

На дворе уже переливается огненными красками тёплая золотая осень, а у меня всё лежит куча фотографий прошедшего лета. С этой работой, в том числе теперь удалённой и погоней в любую свободную минуту за осенними видами, совершенно забросил ЖЖшечку. Сегодня исправляюсь и представляю вашему вниманию заключительную часть повествования об июльской поездке в город-герой Тулу, а именно продолжение прогулки по её непарадной части.

1. В прошлый раз мы остановились около улицы Токарева, рядом с выходом из Баташёвского сада. Давайте пройдёмся по этой улице, во многом представленной очень милым и уютным частным сектором.



2. Уютно.


3. Если бы ещё стеклопакеты с сайдингом не портили картину пасторали, то было бы совсем хорошо...


4. Колонка прямо на улице, вполне рабочая. До недавнего времени такую можно было встретить в последней московской деревне Терехово, которую безжалостно уничтожили в январе этого года...


5. Иногда, словно бы, вновь окунаешься в 90-е.


6.


7. Как я выяснил для себя, в Туле вообще много деревянной застройки. Что меня очень порадовало.


8. Но не только лишь деревянная Тула хороша. Вот, например, симпатичная двухэтажная "сталинка", чем-то напоминающая застройку московского посёлка Курьяново.


9. Конечно, некоторые дома не мешало бы подновить, но есть в этом отсутствии лоска какой-то свой непередаваемый шарм. Настоящая эстетика ебеней, как она есть и какой мы её любим.


10. Дворики в районе пересечения улицы Токарева и улицы Комсомольской.


11. С сарайчиками. Не знаю, используют ли их сейчас местные жители, но, судя по присутствию замков на дверях - что-то там да хранится.


12. Почти вся застройка в этом районе относится к середине 50-х годов.


13. А вот здесь, под козырьком подъезда мы пережидали дождь, который весь день кружил где-то рядом с нами и наконец всё-таки накрыл.


14. Впрочем, несмотря на грозный вид тучи, висевшей над городом, продлился он не слишком долго, но зато явил нам радугу.


15. К этому моменту душе стало явственно не хватать железной дороги, а здесь прямо за домами как раз пролегает перегон от станции Тула-Вяземская (которую я показывал в предыдущей части) в сторону станции Тула-I-Курская (Московский вокзал) и станции Плеханово на Вяземском направлении. Как раз проследовал пассажирский дизель-поезд.


16. Дождь закончился, вновь ярко засияло солнце, а мы по тропиночке отправились к железке, так и манящей к себе ароматом тепловозов.


17. Посмотрите какая идиллия: сочная после дождя зелень, тепловозная железная дорога, столбики, напоминающие старые телеграфные, радуга в небе, красота!.. Это, к слову, вид в сторону Ряжского вокзала.


18. А вот вид в другую сторону. Как я уже упоминал в предыдущей части, Тула-Вяземская является узловой станцией. Крайний левый путь ведёт к Московскому вокзалу или, по-иному, станции Тула-I-Курская на Курском направлении, два пути справа ведут к станции Плеханово на линии Вязьма - Ряжск.


19. Ещё одно фото с радугой.


20.


21. Частный сектор с другой стороны железной дороги.


22. Грузовой в направлении Тулы-Вяземской. Жаль, что снимать пришлось против солнца, но деваться было некуда.


23.


24. Здесь пути к Курскому направлению и в сторону Вязьмы расходятся в разные стороны.


25. К Московскому вокзалу со стороны Ряжского как раз проехал ещё один дизель-поезд (или, по-иному, рельсовый автобус).


26. Вид на развилку с длинного пешеходного мостика через пути. С радугой, которая по-прежнему не уходила с небосвода.


27. И вид в другую сторону. Налево - Московский вокзал и Курское направление, прямо - станция Плеханово и направление на Вязьму.


28. Чуть-чуть покрупнее.


29. Вид обратно.


30.


31. Тепловоз со стороны Московского вокзала. И, разумеется, забор, куда же без него?


32. Прощальный взгляд на железку и идём дальше.


33. Троллейбусно-автобусное разворотное кольцо «Малые Гончары» на одноимённой улице, куда ведёт пешеходный мостик. Троллейбусная линия в район Малые Гончары по улице Пузакова была проведена в 1980 году. Здесь расположена конечная троллейбусного маршрута № 1 - Малые Гончары - станция Южная, а также автобусов маршрутов № 21 - Малые Гончары - Щегловская Засека и № 24 - Малые Гончары - ОАО «Тулачермет» (верхние проходные).


34. А вот и сам "рогатый" 1-го маршрута. Надеюсь, что Тула никогда не пойдёт путём Москвы и с троллейбусом там всё будет в порядке.


35. Дворики улицы Малые Гончары. Застроены кирпичными жилыми домами серии I-447 начала 60-х годов.


36. Есть в таких старых дворах что-то своё, родное и, по-своему, очень уютное.


37. Здесь мы вновь выходим к частному сектору, которым широко представлена как улица Пузакова, так и особенно перпендикулярная ей улица Штыковая. Вот, например, домик в цветах украинского флага жёлто-синих цветах.


38. Здесь же нам сразу показался на глаза и местный спасибо, что больше не кiт кот.


39. Некоторые домики вяглядят чуточку обветшалыми, но в целом на этой улице они ещё вполне крепкие.


40. И все разные. У каждого своё неповторимое лицо в отличие от убогой типовой застройки. И уже только лишь этим они прекрасны и заслуживают к себе достойного отношения и заботы.


41. Посмотрите какая резьба по дереву и везде свой оригинальный рисунок.


42. Это наследие, которое нужно бережно сохранять!


43. Кое-где хозяева сами приводят свои домики в порядок, ещё бы стеклопакеты ну хотя бы под цвет дерева и было бы совсем хорошо!


44. Поглядите какой уют!


45. И ещё привет из моего детства. Жалко, что не дисковый, но всё равно просто восторг! В Москве таких, по-моему, уже давно не осталось...


46. Когда-то (и совсем недавно по историческим меркам) трудно себе было представить жизнь без них, у каждого в кармане лежал жетончик, а сейчас это уже история. Как быстро летит время и как молниеносен технический прогресс...


47. Контрасты.


48. Красота!


49. А вот здесь окна совсем новые, но подобраны в тему. Отличный пример заботы о прошлом.


50. Улица Пузакова.


51. Ещё один привет из детства. Раньше такие были во многих московских дворах. Даже захотелось покачаться, но кто-то выломал сиденья...


52. Подходим к Зареченской промзоне. Она сложилась ещё в начале ХХ века. Основными предприятиями промзоны являются ОАО «Арсенал», входящий в концерн «Алмааз-Антей», НИИ «Стрела», Хлебозавод № 3. Ранее в промзону входил также существовал завод «Туласантехника», к сожалению, прекративший своё существование.


53.


54. Хлебозавод № 3, а за ним - территория завода «Арсенал», центрального предприятия промзоны, производящего радиолокационные станции, системы охранной сигнализации военно-технического назначения (периметровые и объемные), а также системы пожаротушения.


55. Проходная хлебозавода.


56. Бывшая самоварная фабрика М.И. Слиозберга. В "Списке фабрично-заводских промышленных заведений Тульской губернии" за 1911 год этот дом на углу улиц Литейной и Горской числится как самоварная фабрика Меера Иосифовича Слиозберга. На предприятии в тот момент трудилось 147 рабочих. В перечне предприятий за 1918 год фабрика уже не упоминается, вероятно, была национализирована. Сегодня в здании находится Управление Росреестра по Тульской области.


57.


58. Один из немногих встреченных аварийных деревянных домиков. Жаль, что его довели до такого состояния. Скорее всего, он уже не жилец. Тем более, что, похоже, заброшен.


59. Храм Сошествия Святого Духа на Апостолов. Приход этой церкви образовался в XVII столетии и составлял особую, казенную, слободу в городе. Прихожане были на положении крепостных людей при оружейном заводе. Первоначальный храм был деревянный во имя Великомученика Георгия, он построен в XVII в. «на Хопре» (река, на берегу которой находился толкучий рынок). В 1698 г. вместо деревянной церкви построили каменную с приделом во имя Апостола Иоанна Богослова.

В 1757 г. церковь разобрали и построили новую во имя Сошествия Святого Духа с приделами Апостола Иоанна Богослова (слева) и Великомученика Георгия Победоносца (справа). По богатству украшений и количеству серебра эта церковь занимала первое место между зарецкими церквами г. Тулы. В приходе с 1864 г. открыто церковно-приходское училище.


60. Георгиевская церковь была закрыта согласно постановлению президиума Мособлисполкома от 16 февраля 1930 года. Вскоре была разобрана колокольня. Долгое время в бывшей церкви находились разные конторы и склады. Ныне внешний вид этого здания печален. Дореволюционных качественных фотографий Георгиевского (Святодуховского) храма обнаружить не удалось. По широким пилястрам основного объёма и едва сохранившемуся богатому лепному декору наличников специалисты предполагают, что церковь была построена в формах барокко. Однако уцелевший фрагмент декора стены относится, скорее, к классицизму. Возможно, стены храма украшались при позднейших перестройках.

В 1991 году здание Георгиевской церкви было поставлено на госохрану в качестве памятника истории и культуры регионального значения. Летом 2019 года полуразрушенное здание церкви передали в безвозмездное пользование Тульской Епархии для использования в соответствии с целями деятельности и дальнейшего ремонта в рамках возложенных обязательств по договору. 25 августа и 8 сентября 2019 года были отслужены молебны о начале восстановления храма.


61. Улица Луначарского (до революции - Георгиевская).


62. Закат после дождя в тот вечер тоже был волшебный!


63. Заброшенный домик 1954-го года постройки.


64. Это уже набережная Дрейера, довольно мрачноватое вечером место, но нам не привыкать!


65. Охраняемый железнодорожный мост через реку Упу у самой северной горловины станции Тула-I-Курская. Ближайший путь ведёт к Туле-Вяземской, по нему как раз следует рельсовый автобус, по дальним мостам проходят пути Курского направления в сторону Москвы. Пишут, что раньше по мосту был свободный проход. Теперь охраняется вооружённой охраной.


66. Рядом с мостом расположен бывший Тульский сахарорафинадный завод. Он был основан в 1871 году Московским товариществом сахарных заводов. В 1877 году перешел в аренду к князю Оболенскому, в 1879 году - во владение Товарищества братьев Терещенко. В 1912 году завод от Товарищества братьев Терещенко перёшел во владение сахарозаводчика Бродского, в том же году - к заводчикам Бабушкину и Гетеру. С 1914 года Тульский сахарорафинадный завод принадлежал Тульско-Черкасскому товариществу свёклосахарных и рафинадных заводов. Правление находилось в Киеве, контора - в Туле. 3 мая 1918 года был национализирован на основании декрета СНК. В 2010 году его постигла судьба тысяч других предприятий на просторах нашей многострадальной Родины, он был признан банкротом.


67. Вечерние улочки Тулы прекрасны!


68. Храм Вознесения Господня. Церковный приход образовался в XVII веке, к тому же времени относится и первое упоминание о Вознесенской церкви в книге Тульского посада (1646 год). В 1712 году на средства купца Андрея Федорова Владимирова была построена каменная церковь. Но в ней не было придела для совершения утренней литургии и прихожане обратились к епископу с просьбой о строительстве придела. Вскоре разрешение было получено, но построить придел не удалось, потому что церковь оказалась слишком ветхой.

В 1754 году было решено разобрать церковь и построить новый двухэтажный храм. Возведение существующего ныне храма длилось более тридцати лет. В 1755 году первый этаж храма был выстроен и освящён. Верхний, из-за недостатка финансирования, остался недостроенным. В 1767 году прихожане организовали сбор средств на завершение строительства. В 1779 году строящееся здание пострадало от пожара. Столь протяженным сроком строительства, возможно, объясняется заметное несоответствие плоскостных фасадов (в стиле классицизма) роскошным и пластичным формам светового барабана (в стиле барокко). В 1787 году храм был окончательно достроен и 2 октября того же года освящён. Рядом с храмом была возведена колокольня с шестью колоколами.

Храм имел одну позолоченную главу, крыша была крыта белым листовым железом, иконостас был позолоченным, а все иконы были написаны знаменитым мастером того времени Григорием Ивановичем Белоусовым. В 1824 году на первом этаже появился придел Святой Варвары, устроенный благодаря купцу Ивану Ивановича Владимирова. В 1883 году при храме была открыта церковноприходская школа. В 1834 году случился пожар на втором этаже, во время которого сгорел весь иконостас, написанный Белоусовым, а новый появился там лишь в 1844 году.

К наиболее чтимым святыням храма относились икона Скорбящей Божией Матери (точная копия с чудесно явленной иконы в Санкт-Петербурге в 1888 году) икона великомученицы Варвары и часть мощей великомученика Пантелеймона.

В начале 1930-х годов храм был закрыт, колокольня впоследствии снесена. Церковь Вознесения является памятником истории и культуры федерального значения. Здание поставлено на госохрану в 1960 году согласно постановлению Совета Министров РСФСР. В 1961 году в бывшем храме находилась мастерская «Союзшахтоосушения». В 1992 году Вознесенскую церковь возвратили Тульской епархии. При храме есть приходская школа и библиотека. С 20 марта 2008 года по решению Епархиального совета храм является миссионерским.


69. Совсем рядом расположено ещё одно преинтереснейшее здание с трагичной судьбой. Это бывшая старообрядческая церковь Благовещения Пресвятой Богородицы. В 1912 году две тульские старообрядческие общины - беспоповцев и беглопоповцев - начали возведение церкви на Демидовской улице. Освящена она была осенью 1914 года. Одним из основных жертвователей и организаторов стал известный купец Василий Никитич Салищев. Архитектор неизвестен, однако существуют предположения, что им мог быть С.М. Серебровский или братья Веснины.

Церковь является представителем национально-романтического течения стиля модерн, которое сочетало в себе традиции древнерусской архитектуры и их осмысление в духе модерна. Благовещенская церковь в Туле в то время была одним из немногих представителей этого уникального стиля, наряду с храмом-памятником на Куликовом поле и старообрядческим храмом в Гавриковском переулке в Москве. Многие уникальные элементы, в том числе четырехскатный шатер, высокий стройный четверик, а также купола и старообрядческие кресты были уничтожены и не сохранились до наших дней. Церковь была закрыта большевиками в 1938 году.

В дни обороны Тулы здесь находился Тульский комитет обороны, возглавляемый В.Г. Жаворонковым. (По оценке военных инженеров это здание, единственное на тот момент во всем городе, могло выдержать прямое попадание авиабомбы.) По данным краеведа С.А. Рассаднева, в 1945 году в этом здании размещался лагерь немецких военнопленных. К северу от храма также находилось еще одно помещение в стиле национально-романтического модерна; наверху в нем находилась просфорня, внизу - котельная калориферного отопления храма. Было разобрано в начале 1970-х. В настоящее время здание используется городской службой "Тулагорсвет".


70. Ну и напоследок пару видов платформ Московского вокзала, снятых в ожидании поезда.


71.


На этом я завершаю свой рассказ об июльской поездке в Тулу, но обязательно снова вернусь в этот город, который пришёлся мне очень по душе и подарил множество неизгладимых впечатлений. Также хочется ещё раз сердечно поблагодарить моего очаровательного гида Елену из Тулы, без которой я бы ни за что не увидел множества чудесных уголков этого замечательного города!

А вас всех, дорогие читатели, сердечно благодарю за внимание. Будьте здоровы и живите богато! До скорых новых встреч!

> Первая часть рассказа о Туле
> Вторая часть рассказа о Туле

Тула-I-Курская, жд, архитектура, история, подъездные пути, фото, прогулки, промышленность, Тула-Вяземская, промзона, Тула, Россия, путешествия

Previous post Next post
Up