Полгода назад, во второй половине февраля мы с
gen-shtab осматривали ход строительства III и IV главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская - Москва-Техническая-Курская (она же более известна, как Каланчёвская). Эти работы проводятся ввиду необходимости увеличения пропускной способности данного участка для прохождения здесь двух линий Московских центральных диаметров - существующей линии D2 (Нахабино - Подольск) и активно сооружаемой в настоящее время D4 (Апрелевка - Железнодорожный). Работы параллельно ведутся на множестве площадок, в том числе и здесь, начиная от самого Курского вокзала и до платформы Каланчёвская включительно.
Этот участок является одним из двух самых сложных на будущем четвёртом диаметре (второй -
соединительная ветвь между Киевским и Смоленским ходом), работы ведутся в стеснённых условиях, рядом с жилой и офисной застройкой, без прекращения движения поездов, за исключением небольших технологических "окон". Но, несмотря на все эти трудности, работы идут очень активно и прогресс за полгода очень значительный. Вчера, благо погода этому благоприятствовала, я вновь прогулялся по участку и оценил ход работ. Давайте посмотрим, что изменилось.
1. Начнём наш поход от горловины станции Москва-Пассажирская-Курская или, по-иному, Курского вокзала. На вокзале сейчас также идут активные строительные работы. Будут реконструированы старые и возведены новые платформы, затем будут построены новые пути Курского (два) и Горьковско (один) направлений в сторону Москвы-Товарной-Курской и Карачарова соответственно. Но там пока работы в самом зачатке.
2. Вид в сторону Каланчёвской. Справа видна новая подпорная стена, которая полгода назад представляла собой лишь забитые сваи. Слева работы по сооружению подпорной стены только начались.
3. Вид на Курский вокзал сверху. Справа ведутся какие-то строительные работы у заброшенного здания депо. Вероятнее всего началась его реставрация с целью превращения в очередную хипстерскую цитадель, как было заявлено.
4. Курский вокзал с зумом. К слову сказать, в скором времени многие привычные поезда дальнего следования переедут с него на Павелецкий, Киевский и строящийся Черкизовский вокзалы. На Курском останется лишь несколько ПДС, а в работать он будет в большей степени как вокзал для электричек. Я обязательно буду освещать этот процесс.
5. Параллельно строительству подпорных стен ведётся сооружение нового Казаковского путепровода. Напомню, что старый был демонтирован из-за невозможности пропустить под ним четыре пути. Сейчас улица Казакова разорвана строительной площадкой на две неравные части.
6. Одно пролётное строение нового путепровода уже установлено. Вид в сторону Садового кольца.
7. Готовая подпорная стена во всём своём великолепии, ведутся завершающие работы. Выпирающие из стены скошенные элементы - это, как я понял, забетонированные оголовки дополнительных анкерных креплений.
8. Вид с зумом в сторону Старобасманного путепровода.
9. Вновь попалась "Ласточка" в новой МЦДшной ливрее. Ещё раз рассмотрел её внимательно, неплохо-неплохо. Синяя полоса добавляет изюминку в привычный корпоративный окрас РЖД.
10. Параллельно прямо рядом со стройплощадкой подпорной стены и Казаковского путепровода строится что-то ещё. Что именно - мне неизвестно, но вполне возможно, что к железной дороге это не имеет никакого отношения и вырастет здесь очередной офисный комплекс или что-нибудь в этом духе.
11. Рабочий момент.
12. У Старобасманного путепровода на месте снесённого особнячка с противоположной стороны начали забивать сваи второй подпорной стены.
13. Общий вид со Старобасманного путепровода в сторону Курского вокзала.
14. С другой стороны путепровода сваи забиты, но подпорная стена в железобетоне ещё не сформирована.
15. В феврале на той стороне велись лишь работы по выносу из зоны строительства кабелей, а с этой стороны только забивали сваи.
16. Спустимся вниз. Вид в сторону Курского вокзала.
17. И в сторону Каланчёвской.
18. Из стены торчат как раз анкерные крепления, которые обеспечивают большую прочность конструкции.
19. Общий план участка в сторону Курского вокзала от пешеходного мостика у Хомутовского тупика.
20. Вид в направлении Каланчёвской. Готовятся к бетонированию последнего участка стены с этой стороны.
21. Армирование выполнено, опалубка установлена, осталось только залить бетоном и ждать пока он наберёт необходимую прочность.
22. В сторону Курского вокзала.
23. Рабочий момент.
24. В сторону Каланчёвской.
25.
26. Пешеходный мостик.
27. Стена.
28. Честно говоря, не понял почему в этой точке идёт понижение её высоты. Может быть, Геннадий заглянет в комменты и подскажет?
29. Общий вид.
30. Планчик от Новобасманного путепровода в сторону Курского вокзала. Свайное поле здесь формировали ещё зимой, но стену пока не сооружают.
31. Масштабно, конечно!
32. С другой стороны только начинается процесс забивания свай.
33. А вот и вид с Новобасманного путепровода в направлении Комсомольской площади и платформы Каланчёвская. Справа вовсю идёт формирование свайного поля, чуть дальше уже строятся опоры для будущих путепроводов и собираются их металлоконструкции. Слева пока никаких работ не ведётся.
34. Спустимся вниз.
35. Небольшая буровая установка. Я так понял, что её используют для устройства анкеров.
36. Потихоньку меняют опоры контактной сети, старых почти не осталось.
37. Справа идёт завершающий этап формирования подпорной стены, вдали - готовое будущее пролётное строение путепровода и второе в процессе сборки.
38. Схема будет примерно такая: после завершения строительства одного нового путепровода один существующий путь буде перенесён на него, движение временно будет осуществляться в реверсивном режиме. Старые путепроводы, которые строил ещё Щусев будут демонтированы. Затем на их месте будут сооружены новые, плюс ещё один построят с левой стороны. Таким образом, когда работы будут завершены, справа (по направлению нашей прогулки) пойдут пути D2 и D4 в сторону Дмитровской и Станколита соответственно, а с левой в пути двух диаметров в сторону Курского вокзала. При этом власти обещают, что "щусевский" облик опор будет сохранён, а арочные пролёты дополнят его, потому как Щусев изначально хотел построить путепроводы именно с фермами.
39. Мимо тем временем следовал необычный состав.
40. Это был диагностический компекс инфраструктуры «Спринтер-Интеграл». Как вы могли догадаться, он предназначен для диагностики и мониторинга объектов железнодорожной инфраструктуры.
41. Вскоре проследовали "Иволга" с РЭКСом.
42. Взгляд назад.
43. А теперь посмотрим на работы, которые ведутся непосредственно рядом с примыканием к путепроводу.
44. Сваривают армокаркас будущей сваи.
45. Параллельно идёт сборка пролётного строения. На заднем плане - готовое. Всего их будет девять. Две однопутных и одну двухпутную арки установят над Южным проездом, а ещё шесть непосредственно на Комсомольской площади - напротив фабрики «Большевичка» и напротив улицы Маши Порываевой на углу Каланчёвской улицы в непосредственной близости от пассажирской платформы Каланчёвская.
46. Свайное основание будущей опоры. Судя по всему, это будет устойная опора.
47.
48. Опора на противоположной стороне Южного проезда готова.
49. Вид обратно.
50. Немножко поездов на фоне стройки и Казанского вокзала. Потому что это красиво!
51.
52. Вид на сборку пролётного строения с Рязанского проезда.
53. И на готовый пролёт.
54. Ещё одна готовая опора с электропоездом и трамваем.
55. И, наконец, работы по переустройству платформы Каланчёвская. Сооружается новая платформа в сторону Нахабино, посадка и высадка пассажиров осуществляется на временной деревянной платформе. Попасть на временную платформу можно по деревянному же мостику с противоположной, "подольской" платформы. Вид в сторону Курского вокзала.
56. Вид с зумом.
57. И в сторону Рижской.
58. Южная горловина станции Москва-Техническая-Курская (Москва-Каланчёвская).
59. И вид с платформы.
60. Бонусом хочу показать вам аттракцион Мосгортранса музейный маршрут троллейбуса Т, который я, прогулявшись, отснял коли уж оказался у Трёх вокзалов. Один из "рогатых" отдыхает на территории 2-го парка.
61. Чудесный кот, по всей видимости живущий на территории парка. Посмотрите как сладко зевает!
62. Маршрут был запущен в День города по всей вероятности, чтобы успокоить противников уничтожения московского троллейбуса. Успокоили ли? Нет. Но всё равно уж лучше так, чем вообще никак.
63. Длина этого кольцевого маршрута чуть более трёх километров от Казанского вокзала до Елоховской площади и обратно, которые я прошёл пешком за час с перерывом на перекусить.
64. Транспортной функции у него практически ноль, разве что доехать от метро «Комсомольская» или «Красносельская» до «Бауманской», но вряд ли найдётся много любителей осуществлять пересадку с одной линии метро на другую таким нетривиальным способом. Так что его основная функция именно ностальгическая, но хоть так...
65. На Нижней Красносельской попался вот такой интересный дом начала XX века, который раньше не замечал.
66. Хоть где-то в Москве ещё можно сфотографировать вместе троллейбус и трамвай...
67. Кстати, вся контактная сеть новая, ещё блестит медью, стрелки и пересечения тоже новые, скоростные. Что мешало это сделать по всей Москве, чтобы троллейбусы проходили стрелки, кривые и пересечения без снижения скорости - непонятно.
68. Походя сфотографировал также пути Казанского направления в сторону вокзала со сборищем локомотивов.
69. Очень жаль, что контактную сеть "музейного" маршрута повесили на банальные консоли и столбы. Столбы можно было бы сделать изящными, с фонарями. Например, такими, как стоят на углу Новорязанской улицы и Рязанского проезда у вокзала и использовать для подвески КС красивые послевоенные консоли со звёздами с закрытых линий. Вот
такие.
70. Впрочем, всё делалось второпях, чтобы успеть ко Дню города. Может быть, случится чудо и то, что я предлагаю будет реализовано. Надежда умирает последней!
На этой оптимистической ноте я заканчиваю свой репортаж. Буду следить за этой и другими железнодорожными стройками и дальше. Ведь, железная дорога - это любовь с первого взгляда и навсегда. Надеюсь, что вам было интересно. Спасибо за внимание. И традиционно будьте здоровы и живите богато!