Дорогами прошедших лет: от Рогожской заставы до Бауманской. Часть 1-я.

Nov 16, 2019 21:13

Из Крыма я прилетел поздним вечером 7-го сентября, а 8-го, как известно был день выборов в Мосгордуму, о которых в тот только и трубили из каждого утюга. А мне так не хотелось портить тот чудесный, тёплый и солнечный день политикой, что я вместо этого решил отправиться на свой любимый восток города, чтобы пройтись любимыми улицами, а заодно, разумеется, кое-что поснимать. В итоге гулял я от Рогожской заставы (она же известна, как застава Ильича) аж до Бауманской.

Почему аж, можете спросить вы, ведь идти там всего ничего? А всё потому, что я не привык искать лёгких путей. В этой связи прогулка растянулась на несколько часов и, если измерять, как сказали бы в былые времена, свѣтописях, то получилась она довольно объёмной. Поэтому я решил разделить её на две части. Сегодня мы с вами прогуляемся от собственно Рогожской заставы по Волочаевской улице до Красноказарменной площади, заглянем одним глазком на Трамвайно-ремонтный завод и, как гвоздь программы, осмотрим то, что осталось от бывшего подъездного пути завода "Кристалл".

1.



Начать повествование я бы хотел с краткого исторического очерка об этой ветви и окружающих предприятиях, которую я, дабы не изобретать велосипед, позаимствовал у Стаса sd3 из его замечательного поста об этих местах 2013-го года, который я настоятельно и категорически (как, впрочем, и весь интереснейший жж Стаса) рекомендую к прочтению:

Ветка к заводу Кристалл, так называемая Таможенная ветвь - старейшая московская товарная ветка. Основу её составляет соединительная ветвь от путей Нижегородского направления к Петербуржскому. Эта ветвь соединяла первые два московских вокзала - Николаевский (1851 г.) и Нижегородский, который был выстроен в 1861 году (вдоль современной Нижегородской улицы) (Курское направление открыто в 1866 г.). Тогда, после строительства Нижегородского, она и появилась. Ус от неё к месту, на котором сейчас стоит Кристалл, начал обозначаться на картах с конца 70-х годов XIX века. Тогда он заканчивался складами Северного общества на берегу реки Яузы. Развилка с основной ветвью находилась в районе её пересечения Второго Проломного проезда, который потом стал называться проездом Завода Серп и Молот, так как он делил территорию этого завода пополам. В поздний советский период, где-то в 70-х годах, Серп и молот, расширяясь, поглотил бывшую соединительную ветвь и разорвал её на своей территории (на месте примыкания ветви к главному ходу со стороны Курского вокзала до недавнего времени существовали подъездные пути сортопрокатного цеха). Впоследствии по направлению проезда Завода Серп и молот прошло ТТК, ветку при этом аккуратно пустили над туннелем автодороги. Но это уже конец ХХ-го века, а за сто лет до этого, в начале 80-х годов XIX века, вдоль самой соединительной ветви только начали строиться железопрокатные мастерские Юлия Гужона.

"В 1883 г. француз Юлий (Жюль) Гужон, сын обосновавшегося в 1845 г. в Москве Пьера Гужона, хозяина гвоздильного производства за Бутырской заставой, подал прошение московскому начальству: "разрешить железопрокатное производство, с постановкой машин и станков, на вновь устраиваемом мною заводе". Разрешение было получено, и в этом же году у Рогожской заставы появились мастерские Гужона, изготовляющие проволоку. В 1885 г. завод полностью выгорел, и по Москве ходили слухи, что сам хозяин и инициировал поджог - страховая премия была отнюдь не символическая. В 1890 г. Гужон поставил здесь первую мартеновскую печь, а с 1908 г. на заводе начался листовой прокат стали."

Завод же Кристалл возник уже в ХХ-м веке.

"В 1896 году указом министра финансов России Сергея Юльевича Витте в Российской империи была введена государственная монополия на производство и продажу спиртных напитков.
В 1901 году монополия пришла в Москву. "Московский казённый винный склад №1", будущий завод "Кристалл", расположился на берегу Яузы, и являлся самым крупным и мощным предприятием. В год он должен был выдавать 2 млн. 100 тысяч вёдер вина (около 2,6 млн. декалитров), в то время как два других "склада" лишь по 1 млн. 50 тысяч вёдер (казённое водочное ведро - 12 литров).
На складе №1 в то время трудилось около полутора тысяч человек.
Открытие и освящение склада №1 состоялось 24 июня 1901 года. В начале своей истории завод производил всего три разновидности водки: "простую", "улучшенную" и "боярскую". Первоначально планировалось выпускать 600 тысяч вёдер водки высшего качества в год. Однако уже через неделю после открытия завода, ввиду огромного спроса на казённое вино высшей очистки, встал вопрос об увеличении его производства. Для этого было предложено: сначала увеличить число батарей (фильтров) для выпуска высококачественной водки, а затем и "перестроить весь склад ради выделки вина высшей очистки".
Будущий "Кристалл" с самого начала являлся передовым промышленным комплексом, оснащённым самым современным оборудованием и имевший многоступенчатую систему контроля качества продукции.
К 1914 году ассортимент выпускаемой продукции расширился до пяти наименований: теперь здесь выпускали водки "Московскую особенную", "Хлебное вино", "Столовое вино", "Горилку" и наливку "Запеканка". "Московская особенная" - пожалуй, самый знаменитый сорт русской водки, разработанный великим химиком Д. И. Менделеевым.
С 31 октября 1914 года завод был закрыт в связи с введением в стране "сухого закона" на период войны. Некоторое время в его здании располагался военный госпиталь, однако запрет на производство не был абсолютным. Складу №1 позволялось производить спирт для нужд армии и "учреждений народного здравия", отпускать вино иностранным гражданам и дипломатическому корпусу, выполнять заказы на поставку спирта союзнической Франции. Часть производственных мощностей была переориентирована на выпуск лекарственных средств на спиртовой основе."

Потом был советский период, а потом начался и последний период жизни завода.

"В январе 1987 года завод получает своё нынешнее название "Кристалл". В 1993 году регистрируется Открытое акционерное общество "Московский завод "Кристалл" и его торговая марка.
В 1998 году к основному производству ОАО «Московский завод «Кристалл» присоединен филиал - спиртовой завод в деревне Корыстово в Каширском районе Подмосковья.
Спиртзавод «Корыстово» ведет свою историю с 1883 года, когда помещики Литвиновы, братья Николай и Владимир, построили на берегу Оки Винокуренный склад №19.
С 1951 года завод плотно сотрудничает с ВНИИ ПБТ в развитии новых технологий по производству спирта, в Корыстово ведется активная научная работа. Некоторые новшества в технологическом процессе были внедрены на заводе впервые в спиртовой промышленности.
В 2009 году ОАО «Московский завод «Кристалл» начинает развитие новой производственной площадки по розливу ликероводочной продукции на филиале «Корыстово». Закуплены линии розлива на 6 и 12 тысяч дал, оборудованы цеха.
С апреля 2012 года производство ЛВИ в Корыстово запущено на полную мощность."

Линии завода Московский Кристалл были остановлены 15 мая этого года (т.е. 2013-го - прим. моё).

А с Серпом и молотом было так. В течение всего ХХ века завод развивался и наращивал мощности (хотя и несколько сдержанно, в виду нахождения его на территории Москвы и связанными с этим ограничениями), продолжая отстраиваться даже в 80-е годы, а с начала 90-х, как и везде, по всему бывшему СССР, начался спад производства. Восстановиться в своих силах заводу уже не удалось, он стал умирать. В начале этого тысячелетия по территории предприятия прошло ТТК. Вообще, ТТК в Москве - это как Рубикон в Италии или Исакогорка в Архангельске - пока не проедешь, туалеты не откроют. Вот и тут, пока ТТК не построено, вроде ещё что-то работает, но я отвлёкся. В 2008 году литейное производство и прокатный стан были перенесены в город Ярцево Смоленской области. Сейчас девелоперы ходят вокруг завода и никак не могут поделить территорию для застройки высотным жильём, выставочными центрами, многофункциональными торгово-офисными комплексами, телецентрами, медиапарками и прочим, что теперь строят в Москве.

2. Давайте для начала посмотрим на карты. Эта датируется 1881-м годом. На ней хорошо видная Таможенная ветвь, соединяющая Нижегородский вокзал (и направление), находившийся в те времена за Покровской заставой на пересечении Нижегородской улицы и Рогожского вала, с построенном в то же время Курским (а через него с Николаевским). Нижегородский, кстати, в то время был единственным из московских вокзалов, расположенный за городской чертой того времени, Камер-Коллежским валом. Однако уже к концу XIX столетия поезда Нижегородского (впоследствии - Горьковского) направления были переведены на Курский вокзал, откуда отправляются и поныне. Здания станции и линия до неё были ликвидированы в 1950-х годах с началом массового жилого строительства в этом районе.


3. Карта 1901-го года. Вот здесь уже отчётливо виден отходящий от соединительной ветви ус подъездного пути к новооткрытому Московскому казённому винныйу складу №1. Также из интересного на карте отмечена Анненгофская роща. Это историческая местность, а также бывший парк в Москве, основанный в 1730-е годы. Роща была полностью уничтожена знаменитым разрушительным смерчем, пронёсшимся по Москве 16 (29) июня 1904 года. В советское время на её месте были возведены корпуса МЭИ.


Здесь позволю себе ещё раз процитировать Стаса sd3, только на этот раз другой его пост о тех же краях:

Таможенная ветвь когда-то начиналась от Поста 5 км на Нижегородском ходу (это между платформами Серп и молот и Карачарово - место, увековеченное в названии главы бессмертной поэмы). В 2008 году в связи со строительством третьего главного пути Пост 5 км был уничтожен, а ветку замкнули с соединительной на станцию Андроновка Московской Окружной уже без примыкания к Нижегородскому ходу.

Я уже писал, что эту ветку по праву можно назвать старейшей из московских товарных веток - она начала обозначаться на картах Москвы с конца 70-х годов XIX века. Тогда она являлась тупиковым отростком от длинной соединительной ветви между Нижегородским и Петербуржским вокзалами (соединительная ветвь обходила стороной железнодорожные ремонтные мастерские - теперь станция Москва Товарная Курская) и вела к таможенным складам на высоком берегу Яузы, обозначавшимся на картах в те времена как Товарная станция Северного Общества. Позднее решено было устроить на этом месте винные склады. Открытие и освящение Казённого винного склада №1 состоялось 24 июня 1901. С этого момента берёт своё начало история завода Кристалл.

А соединительная ветвь впоследствии потеряла своё изначальное значение, обросла заводами, разомкнулась и полностью утонула в промзоне, став длинной и тупиковой. Сейчас на ней существует две станции: одна ближе к Нижегородской магистрали, вторая - у шоссе Энтузиастов, она называется Северный пост и в своё время обслуживала большую промзону во главе с прекратившим производство несколько раньше Кристалла металлургическим комбинатом Серп и молот. Проходя через Серп и молот, ветка пересекала Золоторожский вал, питала 101-й Центральный автомобильный ремонтный завод (а до войны - склады), там же овощебазу, а со стороны старинного Трамвайного ремонтного завода склады, потом переходила Волочаевскую улицу и попадала собственно на завод Кристалл.

4. Карта 1915-го года. Анненгофская роща здесь уже отмечена, как бывшая. На Золоторожской (ныне Волочаевской) улице появляется линия трамвая.


5. Спустя 10 лет, в 1925-м году можно отметить появление довольного мощного путевого развития. Сам "Кристалл" носит уже советское название "Спирто-водочный завод №1", а Золоторожская улица с 1919-го носит имя Бухаринская в честь большевистского деятеля Николая Бухарина.


6. Правда, это продолжалось недолго. В 1937 году после того, как последнего репрессировали, была названа Волочаевской - по названию станции Волочаевка, у которой произошло одно из ключевых сражений Гражданской войны, когда Народно-революционная армия Дальневосточной республики сразилась с Белой гвардией. И вот на этой чудесной карте 1952-го года она носит уже нынешнее название. Обратите внимание, как разросся куст подъездных путей! Имеется даже разворотное кольцо, что на железной дороге встречается нечасто. В правом нижнем углу уже вполне обозначились контуры пока ещё существующей, но дышащей на ладан станции Северный пост (я писал о ней здесь и здесь), которая
и обслуживала эту большую промзону. Единственным недочётом карты является то, что на ней не обозначено соединение кристалловского пути с кольцом.


7. А вот на также замечательной карте 1968 года этот недочёт уже исправлен и связка показана.


8. Перед непосредственно прогулкой также взглянем на аэрофотоснимок 1996-го года. Кривая линия подъездного пути от Северного поста почти до самой Яузы видна чётко, а вот соединительной ветви от Северного поста к платформе Серп и Молот на Курском ходу уже давно нет.


9. Ну, а теперь начнём прогулку! Площадь Рогожская застава, многофункциональный бизнес-центр Golden Gate (2014-й год), рядом с которым скромно виднеется храм преподобного Василия Исповедника у Рогожской заставы. Он был построен в 1895-97 гг. (арх. А.П. Попов) около Рогожской заставы, на средства братьев В.А., П.А. и А.А. Бахрушиных. В 1922 году новоявленные власти изъяли свыше 6 пудов серебряных церковных ценностей и утвари и более пуда медных денег. В 1935 г. храм был закрыт.

После 1945 года полностью перестроен. Колокольня разрушена до первого яруса, купол, глава и крест снесены, здание надстроено, внутри сделаны перекрытия для трёх этажей. В 1967 сбит декор и заштукатурены стены. В храме размещался архив, затем банк. 3 декабря 1998 года состоялось малое освящение храма. При храме открыта воскресная школа. В 2013-2014 годах начата реконструкция и восстановление храма.


10. Улица Сергия Радонежского. Первоначально называлась Воронья ул. (под этим названием известна уже в XVIII века) по располагавшейся здесь в XVII-XVIII веках Вороньей слободе Андроникова монастыря (в 1745 году упоминается «за Яузою в приходе церкви Сергия Чудотворца что в Вороньей слободе»). В 1923-1992 годах - Тулинская ул., по одному из литературных псевдонимов Ленина - К. Тулин. Современное название дано по находящейся поблизости церкви преподобного Сергия Радонежского (построена в начале XVII века), основателя и первого игумена Троице-Сергиевой лавры (около 1321- 1391 гг.). Учеником Сергия Андроником был основан в XIV веке ближний Андроников монастырь.

Справа застройка XIX века, в т.ч. часовня «Проща» Спасо-Андроникова монастыря (Старое название - часовня Спасо-Андроникова монастыря на Вороньей улице). По преданию, на этом месте преподобный Сергий Радонежский, отправляясь в Нижний Новгород в 1365 году, простился со своим учеником, основателем Спасо-Андроникова монастыря преподобным Андроником. Часовня известна с XVI в. и согласно Синодальному отчету 1722 года была построена «когда неведомо». Когда она сильно обветшала, решено было построить на ее месте новую. На средства купца В.А. Александрова архитектор А.А. Латков в 1889-1890 гг. и возвел эту часовню в память пятисотлетия со дня смерти святого Сергия.

Часовню закрыли в годы советской власти в 1929 году. Ее отдали Союзу безбожников завода «Серп и молот». Шатер был снесен, в здании размещался магазин, мастерская. В 1995 г. часовня была возвращена Церкви и отреставрирована. Сейчас там совершаются богослужения. Далее по улице за ней расположены бывший жилой дом XIX века, главный дом городской усадьбы П. А. Татарникова (1813-1816 гг.) и флигель городской усадьбы Н. М. Афанасьевой - памятник архитектуры 1813-1816 гг. (впоследствии перестраивался, но сохранил многие первоначальные детали, в том числе изразцовые печи, а на первом этаже - своды Монье). Слева по улице стоят обычные типовые двадцатидвухэтажные жилые панельки 1985-го года постройки.


11. Вдали, в сторону Николоямской улицы видны Храм преподобного Сергия Радонежского (Троицы Живоначальной) в Рогожской слободе (1796-1864 гг.) и высотка на Котельнической набережной (1938-1952 гг.). Как можно увидеть, правая сторона полностью сохранила историческую застройку, левая же её полностью утратила.


12. Здесь я свернул на коротенькую улицу Прямикова. Слева двухэтажный дом, построенный в качестве жилого в 1802 г. по проекту А.В. Балашова, а за ним тоже явно дореволюционное здание, только не удалось выяснить какого года, видимо, это строжайшая тайна. Потому, что там расположен отдел ФСБ по ЮВАО.


13. Сворачиваем в Гжельский переулок. Симпатичный трёхэтажный двухподъездный кирпичный жилой дом, построенный в 1891 году.


14. Ещё чуть-чуть ФСБ.


15. Выходим к началу Волочаевской улицы. Вдали виднеются Боковые ворота (XVIII в.) Спасо-Андроникова монастыря, основанного в XIV веке. Слева ещё один дореволюционный жилой домик.


16. А мы идём направо к путепроводу Курского/Горьковского направления.


17. Пересекаем под ним железную дорогу и вот начинается основная часть Волочаевской улицы. Застройка здесь довольно разнокалиберная. Вот, например, слева пятиэтажный трёхподъездный кирпичный жилой дом серии I-511 конца 50-х.


18. А вот девятиэтажная панелька серии И-760А 1982-го года. На заднем плане конструктивисткий жилой дом 1930-го. Обратите внимание, какие винтажные светильники над подъездом панельки. Люблю такие милые детали прошлого.


19. Налево в горку от Волочаевской уходит узенький Строгановский проезд. Первоначально известен как улица Куриная Слободка (полагают, что жители активно разводили кур). В XIX веке возникло современное название - по усадьбе, принадлежавшей в 1751-1828 годах графам Строгановым (последний владелец - Павел Александрович Строганов (1772-1817).


20. Ещё одна милая деталь прошлого, праздничное оформление подъезда к 850-летию Москвы, которое пышно праздновалось в теперь уже далёком 1997-м году.


21. Очередная панелька 1983-го года, а у неё во дворе...


22. Вот такое любопытное строение. Это бывшее производственное здание с встроенной водонапорной башней, построенное в 1881 году. В прошлом - завод «Текстильмашдеталь». Основан в 1880 г. как ремизно-бердная фабрика М.С. Константинова. После революции носил имя Н.И. Бухарина и имела адрес - Бухаринская улица, 11 (ныне - Волочаевская).

На фабрике изготавливались берда, ремизы хлопчатобумажные и стальные, бердочный зуб, рядки, фланель шлихтовальная для ткацких фабрик, чистильная байка, кирза бумажная и тканая. С 1949 до 1958 года - Московский механический завод. Сейчас на территорий расположен офисный центр "Золотой снег". Название придумывал какой-то явно очень креативный товарищ.


23. Очень крутая башенка.


24. Дальше справа по улице расположено одно из старейших транспортных предприятий Москвы - Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ). Он был построен в 1909 году сначала, как трамвайный парк и получил название Золоторожского. Уже к началу 1910 года выпускал на линию 65 моторных и 8 прицепных вагонов. Интересно, что коллектив парка не принимал активного участия в забастовках и вскоре после Октябрьской революции парк был закрыт, и его деятельность как грузового парка возобновилась только в середине 1920 года.

В 1922 году парк вновь начал выпускать на линию пассажирские вагоны, а к концу 1920-х годов был реконструирован. К тому времени Золоторожский трамвайный парк стал называться трамвайным депо имени Бухарина и был специализирован на эксплуатацию вагонов типа КМ. В 1937 году в нём эксплуатировалось 115 моторных вагонов КМ и 179 двухосных вагонов С и М. Депо выпускало на линию 98 моторных и 168 прицепных вагонов. Также в 1937 году депо дважды меняло своё название. Сначала оно стало называться Первомайским трамвайным депо, а затем за ним закрепилось имя С.М. Кирова.


25. В начале 1960-х было решено реконструировать трамвайное депо в троллейбусный парк, так как восток и юго-восток столицы нуждались в троллейбусном предприятии. Однако, хотя часть работ была выполнена, предполагаемая реконструкция не была завершена, и к 1975 году стало ясно, что завершить её не удастся.

К этому времени Исполком Моссовета принял решение о реконструкции завода СВАРЗ с целью создания производственной базы по ремонту автобусов. Таким образом стало необходимым организовать ремонт трамвайных вагонов в другом месте. Так возникла идея создания на базе трамвайного депо имени Кирова трамвайно-ремонтного завода. В октябре 1976 года депо прекратило эксплуатационную деятельность и получило название Трамвайно-ремонтный завод (ТРЗ).


26. В короткий срок депо было реконструировано, и на поточных линиях для ТО и ремонта вагонов стал осуществляться поточно-зонный капитальный ремонт вагонов Tatra-T3. Были расширены и оснащены новым оборудованием слесарный, механический, электромонтажный и свароный участки завода. Вновь организованы моечный, прессовый участки, электротехническая лаборатория. Особенностью завода ТРЗ является то, что капитальный ремонт узлов и агрегатов для вагонов выполняется на других заводах ГК Мосгортранс. Объём таких кооперированных поставок составляет более 70%.

Коллектив завода формировался в основном из специалистов завода СВАРЗ. Так первым директором завода был назначен Н.Ф. Леонов, бывший начальник цеха завода СВАРЗ. Многие работники депо имени С.М. Кирова остались работать на предприятии и освоили новые заводские профессии. В настоящее время ТРЗ осуществляет текущий, средний и капитальный ремонт всех типов четырехосных трамвайных вагонов.


27. Много раз ходили слухи о закрытии ТРЗ и застройке этой территории, но, к счастью, он и поныне стоит на месте и выполняет свои прямые обязанности.


28. Здесь же на территории расположен запасник музея ГУП «Мосгортранс», а по факту последнее пристанище некоторых отслуживших своё трамваев.


29. Взгляд назад в сторону путепровода Курского направления.


30. И вот мы пришли к переезду. Это подъездной путь (теперь уже бывший) завода "Кристалл".


31. Здесь было одноуровневое пересечение ж/д пути с путями трамвая. И в настоящее время только само пересечение и осталось. До очередной реконструкции трамвайных путей.


32. Прогуляемся в сторону бывшего завода "Серп и Молот", с территории которого подъездной путь шёл на "Кристалл". Рельсы обрываются буквально через десяток метров.


33. Навсегда погашенный заградительный светофор переезда пока ещё на месте.


34. И шпалы на месте.


35. Бывшая ветка довольно сильно заросла, но поскольку по ней регулярно ходят люди - протоптана тропинка и пройти особого труда не составляет. Справа остаётся территория ТРЗ. Слева - корпуса и паркинг АО «КРОК Инкорпорейтед».


36.


37. Как всегда на заброшенных ветвях навалено немало всякого хлама. Тем более, что обстановка вполне располагает здесь бухать. Никто ментов не вызовет, тихо, спокойно. Но убирать-то за собой надо!


38. Немного не успел я застать здесь с фотиком рельсы...


39.


40. Взгляд назад.


41. После территории ТРЗ справа начинается какой большой пустырь за забором.


42. Потихоньку приближаемся к Золоторожскому валу.


43.


44. Ещё раз взгляд назад.


45. И вот мы вышли к Золоторожскому валу. Раньше здесь была стрелка назад, на территорию 101-го центрального автомобильного ремонтного завода Главного автобронетанкового управления Минобороны России. Говорят, что он и по сей день ещё действует и является практически единственным авторемонтным заводом, где продолжают заниматься ремонтом представительских автомобилей ЗИЛ и ГАЗ, а также осуществлять капитальный ремонт автомобилей «Волга» различных модификаций. Но железки здесь больше нет.


46. Золоторожский вал в сторону бывшего Кадетского плаца, располагавшегося на Проломной заставе (ныне - Краснокурсантская площадь).


47. ОАО "Золоторожский хлеб". Открыт в 1930 г. Пишут, что он уже тоже всё.


48. Бывший переезд. Ворота завода "Серп и Молот". Здесь рельсы уже успели уничтожить.


49. А ещё совсем недавно путь лежал. Яндекс-панорама 2018-го года.


50. И 2013-го. Уже тогда ничего не действовало, прямо на рельсах была парковка.


51. Взгляд на переезд в обратную сторону.


52. Рядом бывшая первая проходная завода «Серп и Молот» (1975 г.).


53. Теперь здесь на небольшой части территории расположен арт-парк «Символ». Вот это вот называется "Инсталляция «Солнце»", а на заднем плане красавец-паровоз 9П-140.


54. Долгие годы стоял заброшенным на территории бывшего завода «Серп и Молот». В декабре 2015 года паровоз перемещён к забору завода на Золоторожскому Валу, а в июле 2016 года - к воротам в рамках благоустройства территории проекта «Символ». На август 2016 года механизмы паровой машины целые, в отличии от такого же паровоза в музее на Рижской.


55. Заброшенная насосная станция № 5.


56. Здесь же рядом осветительная вышка, оставшаяся от внутризаводской железнодорожной станции и бывший заводской тепловоз ТГМ1-316, нашедший здесь свой приют и ставший памятником.


57.


58. Бывшее заводоуправление СиМа. Построено в 1883 г. владельцем-основателем завода Гужоном.


59. Собственно арт-парк.


60. Теперь пойдём обратно.


61. Заглянул под забором на ТРЗ и был сразу обруган какой-то тётенькой в оранжевой жилетке и явно с гипертрофированным синдромом вахтёра.


62. Вот и снова переезд на Волочаевской.


63. Взгляд с противоположной стороны улицы.


64. Рельсы здесь уже сняли, пока ещё стоит памятник былой эпохе - покосившийся заградительный светофор.


65. Чуть дальше остались шпалы. Здесь была стрелка. Перед заходом на заводскую территорию путь раздваивался. Левее был собственно кристалловский подъездной путь, а правее коротенький путь к маленькому заводскому депо. Что внутри - покажу в следующей части.


66.


67. А пока вернёмся на Волочаевскую улицу.


68.


69. Двухэтажное здание, построенное в 1902 году. Один из корпусов Военного университета Министерства обороны России (территория № 2 (Лефортово).


70. У Военного университета вообще довольно обширная территория. Вдали виден второй корпус 1904-го года постройки. Слева - типовые блочные шестнадцатиэтажки серии II-68-01 1970-х годов постройки.


71. Взгляд назад.


72. Подходим к Красноказарменной площади.


73. Трамвайное кольцо Красноказарменная площадь. Введено в строй в 1908 г. Бывшая конечная маршрута № 48 (Красноказарменная пл. - Калужская застава, 1954-1956 гг.). До 23 декабря 2017 г. являлась простым служебным кольцом. использовавшимся лишь в период ремонта трамвайных путей по Волочаевской улице. В связи с перенаправлением на Красноказарменную площадь маршрута № 20 здесь был организован обеденный пункт водителей трамваев данного маршрута. В настоящий момент кольцо обслуживает маршрут № 20 - Курский вокзал - Красноказарменная пл.


74. Ну и напоследок вид на ОАО «Туполев», ТТК, Центральный научно-исследовательский институт черной металлургии им. И. П. Бардина и новостройки жилого комплекса бизнес-класса «Каскад».


На этом пока всё. Очередной выпуск "Краеведения с Серёжей" подошёл к концу. Надеюсь, что было интересно.
Продолжение читайте здесь.

жд, Таганский, история, Лефортово, промзона, Кристалл, заводы, архитектура, подъездные пути, трамвай, краеведение, промышленность, Волочаевская улица, СиМ, Россия, Москва

Previous post Next post
Up