Жителей больших городов трудно удивить трамваем. Для большинства людей это настолько привычная часть жизни, что их вообще замечают лишь тогда, когда нужно в трамвай сесть, либо же пропустить его/уступить дорогу. Однако существуют и необычные трамвайные системы, которые могли бы удивить даже бывалых жителей мегаполисов. Сегодня я расскажу об одной из них, к сожалению, в настоящий момент недействующей и с очень туманным будущим.
Речь пойдёт о трамвае села Молочное, что под Евпаторией, довольно широко известного, но только в узких кругах любителей. Трамвайная система в Молочном является одной из самых маленьких, если не самой маленькой трамвайной системой в мире. В 1986 году руководство Коростенского отделения Юго-Западной железной дороги в поисках путей оздоровления работников (более 10 тыс. человек) вышло на пансионат «Береговой» возле Евпатории. Несмотря на название, он располагается примерно в полутора километрах от моря, что создавало некоторые трудности, так как отдыхающих на море возили автобусом. Директор пансионата предложила отделению схему долевого участия. Было предложено неординарное решение - пустить трамвай, что в те годы, в условиях бензинового кризиса, было бы спасением.
Проект трамвайной сети был выполнен в начале 1989 года силами Коростенского отделения дороги, а с марта начались работы. Поставка материалов осуществлялась из Коростеня, контактную сеть и путь строили предприятия Коростенского отделения. Система была открыта 18 августа 1989 года.
1. Одна из двух конечных остановок - Пансионат «Береговой».
2. До 2014 года система работала каждое лето, перевозя с мая по сентябрь отдыхающих из пансионата на пляж и обратно. Местным жителям да и вообще всем желающим также не возбранялось пользоваться системой. В 2014-м году после присоединения Крыма к России поток отдыхающих существенно упал.
Летом 2015 года трамвай не работал в связи с реконструкцией пансионата, который обслуживает эта линия. В 2016-м туристический поток в Крым стал неуклонно расти, но пансионат так и не открылся и не открыт и по сей день. По слухам, не могут найти покупателя. Ну, а поскольку пансионат закрыт - закрыта и трамвайная система. По официальным данным, трамвай окончательно прекратил работу летом 2016 года. Для отдыхающих пансионата проезд был бесплатный, для всех остальных на момент закрытия он стоил 7 рублей.
3. Сеть состоит из одной одноколейной линии длиной около 1,5 км. Линия прямая почти на всём своём протяжении, за исключением изгиба в середине. Линия везде отделена от автомобильной дороги, вдоль которой она проходит. Пересечения дороги с трамвайной линией также отсутствуют. Колея узкая - 1000 мм, как у трамвая в Евпатории.
4. Путевое развитие на линии ограничивается лишь одной стрелкой, где от главного пути отходит ответвление в депо.
5. Ранее в самом депо существовало два пути, с одной стрелкой на территории самого депо, однако в данный момент второй путь разобран.
6. Поскольку линия на всём протяжении не имела ни одного разъезда или дополнительных путей, на линии использовались трамваи (один односторонний и один двусторонний), которые сцеплялись в поезд таким образом, что их кабины были направлены в разные стороны.
7. В составе одного поезда работало два двухосных трамвая: с двусторонним выходом: Gotha T57, и с односторонним выходом: Gotha T59E, носящие номера № 5 и № 20. Эти трамваи были привезены в Молочное из соседней Евпатории. Вагон № 5 до Евпатории успел поработать в Николаеве (там он носил № 414).
8. Печать запустения.
9. А вот собственно и депо.
10. Поворачиваем и идём гулять дальше в сторону пляжа.
11. Контактная сеть на линии имела напряжение в 550 В, как, например, и московский трамвай.
12.
13. Стрелка на линии ручная.
14.
15. Взгляд назад. Линия сама по себе очень живописна.
16.
17. Справа и слева от линии расположены солёные озёра. За озером располагается 40-й отдельный командно-измерительный комплекс войск воздушно-космической обороны МО РФ (3-я площадка) с радиотелескопом РТ-70.
18. В самой середине линии кто-то умудрился спи... утащить около 10 метров рельса.
19. Судя по всему, распилили автогеном.
20.
21. Ну и пару деревьев попадается по дороге.
22. Но в целом, восстановить путевое хозяйство и воскресить линию можно за довольно короткие сроки.
23. Радиотелескоп РТ-70 имеет антенну и два мощных передатчика 39 и 6 см диапазонов, с непрерывной мощностью 200 и 150 киловатт, соответственно. Является одним из крупнейших в мире.
24. Уникален тем, что кроме выполнения обычных радиоастрономических задач, связанных с пассивным наблюдением собственного излучения небесных тел, комплекс включает в себя мощные передатчики, которые позволяют проводить активные космические эксперименты, связанные с излучением в сторону исследуемых объектов мощных электромагнитных потоков с последующим анализом принятых сигналов - в мире всего два таких мощных радара - второй Голдстоунский в Калифорнии (США). Построен в 1978 году.
25. В противоположной стороне расположен Центр дальней космической связи с радиотелескопом РТ-32 (П-400П, ТНА-400). Является одним из крупнейших в Европе передатчиков космической связи. Дублирует РТ-70.
26.
27. Потихоньку приближаемся к пляжу.
28. Вдали уже видно конечную остановку.
29. А вокруг порхают бабочки.
30.
31. Очень красивые места и трамвай смотрится здесь гармонично и уютно.
32. Вторая конечная остановка - Пляж.
33.
34. Взгляд назад.
35. А вот собственно и сам пляж. Я вообще не очень люблю песчаные пляжи, но этот мне понравился. Там хорошо.
36. И бонусом фотография трамвая на линии, когда она ещё действовала. Фото взято
отсюда.
P.S.
Также попался сюжет 1-го канала о линии, когда она ещё работала, пусть будет для истории:
Click to view
На этом всё. Хочется добавить, что хоть я и законченный реалист, но в данном случае очень хочу немного побыть оптимистом и надеюсь, что на пансионат всё-таки найдётся покупатель. И не просто найдётся, а ещё и восстановит эту уникальнейшую линию и здесь снова будут весело звенеть среди степи и солончаков трамваи, перевозя пассажиров по этой живописнейшей линии на пляж и обратно.
Спасибо за внимание и до новых встреч! :)