Питерская промышленная станция Бадаевская и немного окрестностей

Sep 09, 2019 00:22

Отдых, конечно, штука прекрасная, но пора бы уже и что-то и написать, а то совсем я обленился. Сегодня будет заключительный рассказ про питерские железнодорожности, по которым мы погуляли за время нашей поездки. Ещё один будет просто про Питер. А этот будет про бывшую промышленную станцию Бадаевская (ныне числящуюся парком Бадаевский станции Волковская), расположенную практически в центре города, неподалёку от Московских триумфальных ворот, на улице Черниговская, а также окрестные железнодорожности. Прогуляться там меня сподвиг прошлогодний пост уважаемого питерского камрада, исследователя железных дорог li-lakoka. Уж больно интересное это место, такого я упустить никак не мог, даже несмотря на насморк с температурой.

1. Начали мы нашу прогулку от тупика на Черниговской улице. За спиной остался шумный Московский проспект. Впереди единственный сохранившийся на бывшей станции светофор. Но он, как водится, не работает. Справа кусочек здания богадельни и школы Ремесленного общества, ныне там расположена академия ветеринарной медицины (1873-1874 гг. - архитектор Г.И. Винтергальтер, 1900-1902 гг. - архитектор В.А. Пруссаков - перестройка).



2. Сразу за светофором - бывшая теперь уже по сути стрелка.


3. Путь направо вёл на ныне заброшенный хладокомбинат № 1. Он являлся одним из крупнейших производителей мороженого в Северо-Западном федеральном округе Российской Федерации. Именно он в далёком 1935 году первым в Ленинграде начал промышленное производство этого любимого многими лакомства. В настоящее время часть, как водится, снесена, идёт очистка территории под застройку. Прямо, как в Москве :( Серое основное здание хладокомбината пока ещё на месте.


4. На самой станции тоже всё грустно. Природа потихоньку берёт своё. Но рельсы пока ещё торчат.


5. Слева выглядывает из зарослей заброшенное здание поста электрической централизации железнодорожной станции Бадаевская.


6. Оно тоже зарастает помаленьку. Вместе со станцией. За ним, как, впрочем, и вообще слева от станции по ходу движения расположено Новодевичье кладбище.


7. Взгляд назад к тупику.


8. Ещё два подъездных пути от станции когда-то уходили вот туда, где стройка и далее, сейчас они сняты. Чтобы не изобретать велосипед, процитирую уважаемого li-lakoka:

Соединительная ветка раньше шла дальше, проходила в разрыве между сталинскими жилыми домами по Московскому проспекту, пересекала его (да, раньше на Московском проспекте был железнодорожный переезд!!!) и уходила в промзону на другой стороне, где и сливалась с кустом путей Варшавского вокзала. Природа быстро берет свое. Еще лет 10 назад эти пути, как и вся станция, были заставлены вагонами. Активную жизнь Бадаевских складов я не застал, но застал время когда тут сортировались рефрижераторы с хладокомбината и было очень много цистерн. Привозили их на какой-то из пройденных заводов или просто притаскивали отстаиваться, информацию найти не смог.


9.


10. Всего на станции, как я понял, было три основных пути с различными примыканиями. Станция была закрыта для выполнения грузовых операций и исключена из перечня железнодорожных станций 18 февраля 2016 г. В данный момент является парком станции Волковская. По сути - законсервированным.


11. Сейчас по факту полностью цел лишь один, самый ближний к улице. Два других местами разобраны.


12. Интересное здание справа - Санкт-Петербургская государственная академия ветеринарной медицины.


13. Первоначально являлось Домом акционерного общества товарных складов. Архитектор И.В. Экскузович. Построено в 1912-1913 гг. в стиле модерн.


14. Взгляд назад.


15.


16. Ещё одно примечательное строение через дорогу - Холодильник акционерного общества товарных складов ("Завод льда"), а впоследствии хладокомбината N 1. Построено по проекту архитектора Голензовского А.Ф. в 1914-м году. Ныне не работает, но вроде бы, как пишут, под снос не пойдёт.


17.


18. Справа также виднеется здание ЗАО «Аист» - единственного предприятия, которое хоть чуть-чуть вдыхает ещё жизнь в эту станцию, но об этом чуть дальше.


19. Взгляд назад. Эх, хорошо летом!


20. Здесь начинаются остатки путевого развития на Бадаевские склады, от которых станция и получила своё название. Склады имени А.Е. Бадаева - комплекс деревянных складских помещений. Построен в Петрограде в 1914 году купцом 1-й гильдии Растеряевым на участке площадью 27 га. После октября 1917 года использовался для хранения запасов продовольствия.

В начале блокады Ленинграда склады подверглись бомбёжке со стороны немецких войск и сгорели, вследствие чего город лишился части своих продовольственных запасов. В сознании ленинградцев пожар на Бадаевских складах стал символом начала голода 1941-42 годов, однако версия о том, что именно этот пожар был главной причиной бедствий, не соответствует действительности.

Этому событию посвящено стихотворение А.М. Городницкого «Недели первые блокады…»:

«...Горят Бадаевские склады,
На низком невском берегу.
Мука сгорает, над районом
Дым поднимается высок,
Красивым пламенем зелёным
Пылает сахарный песок.
Вскипая, вспыхивает масло,
Фонтан выбрасывая вверх.
Три дня над городом не гаснул
Печальный этот фейерверк...»


21. В 1945-70 годах Бадаевские склады отстроены заново. 20 мая 2010 года около 15-00 на Бадаевских складах вновь вспыхнул пожар. В ближайшие годы планируется новая застройка территории Бадаевских складов. Комплексное развитие территории, как и в Москве, разумеется, предполагает строительство 950 тыс. м2 торговых и офисных площадей. Вот и путей на склады уже не видно. Закончилась их эпоха. Также имелись ответвления на хлебозавод «Фацер» и ОАО «Масложировой комбинат Санкт-Петербурга».


22. А вот здесь, у переезда появляется небольшой накат.


23. Всё дело в том, что, как я уже говорил этот небольшой отрезочек станции использует для манёвровых работ ЗАО «Аист».


24. Переезд. Вдали виднеются трубы старейшей из действующих электростанций Санкт-Петербурга ЭС-1 Центральной ТЭЦ. Она была основана в 1886-м году, как Электростанция Общества электрического освещения. Торжественный пуск состоялся 16 ноября 1898 г.


25. Вот так осуществляются манёвры. Вагоны с территории ЗАО «Аист» выталкиваются локомотивом на Бадаевскую, а затем переводится стрелка и они уходят в направлении станции Волковская направо.


26. Предприятие основано, как Мыловаренный завод А.М. Жукова в 1845 году, затем неоднократно меняло своё название: Мыловаренный завод N 1 (1865); Мыловаренный завод им. Карпова (1918); Лениградский Государственный Комбинат синтетических моющих средств им. Л.Я. Карпова (1963); АОЗТ Промышленный комбинат «Аист» (1996) и, наконец, обрело нынешнее - ЗАО «Аист».


27. В середине XIX в. предприимчивый ярославский мужик Алексей Жуков приехал в Петербург. Купив на Боровой ул. лавку, он стал торговать мылом и свечами. Затем открыл на берегу реки Лигвы (сейчас это Лиговский пр.) маленький мыловаренно-салотопенный заводик. Жуков пригласил на работу немецких мастеров.

В 1865 г. завод был официально зарегистрирован и получил название "Мыловаренный завод N 1". Визитной карточкой завода было мраморное мыло (бело-голубое), которое выпускалось глыбами по 135 пудов (более 2 тонн). Затем его резали на куски (по 400 грамм) и заворачивали в тройную обертку (белая бумага, фольга, сверху голубая бумага) с этикеткой, изображающей фабричную марку «Жука-скарабея». Вскоре «Мраморное» мыло с изображением маленького жука-скарабея (герб Жукова) стало известным и популярным по всей России. А на Нижегородской выставке в 1896 г. завод получил право ставить на своей продукции клеймо - двуглавого орла, который был наивысшим знаком качества того времени.

К началу XX в. владельцами завода стали сыновья Жукова: Александр и Григорий Жуковы, которые привлекали к развитию производства ученых-химиков; заменили на заводе практиков-иностранцев русскими специалистами; организовали химическую лабораторию. В качестве консультанта завод посещал Д. И. Менделеев. Мыло Жукова покупали не только домохозяйки, оно поставлялось и императорскому двору, и на нужды Российской армии.
С тех времен сохранилась только одна, главная постройка комбината - химическая лаборатория. которая по-прежнему работает.

В 1918 г завод был национализирован, и ему присвоили имя Карпова - наркома химической промышленности. Завод продолжал свою работу даже во время блокады, производя мыло, необходимое фронту и городу.

В 90-е собственником предприятия стал трудовой коллектив, который дал ему название «Аист». Закрытое акционерное общество «Аист» - одно из ведущих предприятий производителей бытовой химии в России.


28. Двигаемся в сторону Лиговского проспекта.


29. Здесь у нас переезд. Будка дежурного заброшена. Но переезд действующий. Правда, мне осталось неясным, кто ручным методом закрывает шлагбаумы, когда происходит движение поездов.


30. Взгляд назад. Вы же наверняка знаете и даже видели, а скорее всего и использовали мыло «Аист»? Вот тут его и штампуют.


31.


32. Перешли Лиговский, оглядываемся назад.


33. И идём в сторону Волковской.


34. Малинка растёт.


35.


36. Подходим к путям Путиловской ветви, на которой расположена станция Волковская. Справа торчит остов конца XIX века, оставшийся от опоры путепровода бывшей ветви, которая некогда соединяла Витебское направление и станцию Цветочная на Путиловской ветви.


37. Выходим к Путиловской ветви. Путиловская ветвь (также Путиловская линия, Железная дорога Путиловского товарищества) - историческое название одной из грузовых линий Петербургского железнодорожного узла. Другие названия в интерпретациях связанных маршрутов - Северное полукольцо, Северная портовая ветвь и другие. Проведена в 1870-1880 годах от уже существовавшей между Варшавским и Николаевскими вокзалами Соединительной ветки в направлении Путиловского завода и Нового порта на Гутуевском острове.

Путевые посты (служебные разделительные пункты) по пути следования к порту от Соединительной ветки: Цветочный пост, Корпусный пост, Пущино. Последняя являлась внутренним узловым пунктом на территории Путиловского завода у причалов Нового порта, с ответвлениями на внутризаводское путевое развитие и через остров Вольный в сторону конечного пункта Новый Порт в таможенной зоне на Гутуевском острове гавани. В настоящее время маршруту исторической линии соответствует участок Санкт-Петербург-Товарный-Московский - Волковская - Цветочная - Корпусный Пост - Новый Порт (13 км). Станцию Новый Порт я немного захватил в посте про прогулку на Канонерский остров.

Ветвь полностью грузовая за одним исключением. Её использует для попадания на Московский вокзал поезд Москва - Санкт-Петербург - Таллин при следовании из Таллина и для попадания на станцию Лигово и далее в сторону Эстонии при следовании из Москвы с заездом в Санкт-Петербург.


38. В сторону Цветочной.


39. И в сторону Волковской.


40. Над путями расположен путепровод Воздухоплавательной улицы, названной так в 1908 году по Учебному воздухоплавательному парку, находившемуся в начале XX века поблизости.


41. Вдали виднеются входные светофоры Волковской.


42. Взгляд назад к Цветочной.


43. Ну, а далее, по пути в центр мы немного прогулялись вдоль насыпи Витебского направления железной дороги.


44. В сторону Витебского вокзала.


45. И в сторону области.


46. Туда как раз поехал какой-то поезд в Белоруссию.


47. Вдали виднеется железнодорожная станция Санкт-Петербург-Витебский и платформа Боровая.


48. Поближе.


49. Электричка в Оредеж.


50. И на этом всё.


Больше мы в этот раз по железным дорогам не шлялись, а завершали поездку просто прогулками по городу. Об этом в следующем посте.
Спасибо за внимание и до скорых встреч!

жд, Волковская, история, Витебское направление, подъездные пути, Путиловская ветвь, инфраструктура, фото, прогулки, промышленность, промзона, Петербург, Россия, Бадаевская, путешествия

Previous post Next post
Up