Вся Москва разрушена, осталось только Тушино (с)

Jul 13, 2019 22:43

Сегодня у нас будет Тушино. Разумеется, не всё Тушино, ведь оно большое, но его кусочек, причём довольно примечательный и незаслуженно обходимый стороной гуляющими. Чем знаменито Тушино? Многие помнят из курса истории, что в Тушино (тогда ещё - деревне), упоминавшемся ещё в начале XVI века, во время Смуты располагался лагерь Лжедмитрия II, который по этому случаю получил погремуху "Тушинский вор". В 1938 году Тушино стало городом в составе Красногорского района Московской области и увеличивалось в размерах вплоть до 1960-го года, когда вошло в состав Москвы. Тушино посвящали стихи, например, вот такие:

Я вышел из троллейбуса,
Давай-ка сам езжай.
Троллейбус № 70,
«Шестерочка» трамвай.

Иду Волоколамочкой
До Тушина пешком.
С моей любимой дамочкой -
Чекушкой. И пивком.

Шатаются прохожие,
А также тротуар.
Эх, был бы помоложе я.
Хоть и сейчас не стар.

Фонарики потушены.
Еще светло вполне.
Иду пешком до Тушина,
А Тушино ко мне.

Отсюда

А ещё Тушино известно одним из ведущих отечественных авиадвигателестроительных предприятий - заводом «Красный октябрь», основанным в 1932 году, который ныне носит имя «Московское машиностроительное предприятие имени В. В. Чернышёва», а также Сходненским деривационным каналом и Сходненской ГЭС, но давайте обо всём по порядку.

1. Прогулку начнём на улице Тушинской (ну, а на какой же ещё?), у самого дальнего выхода из метро, за железной дорогой Рижского направления. Здесь, на севере "Тушинского острова" (а это по сути именно остров, так как со всех сторон окружён Москва-рекой, Сходней, деривационным каналом, а также каналом им. Москвы) расположено всего 2 жилых микрорайона Тушина - 14-й и 15-й, всё остальное пространство занято промзоной. Ещё совсем недавно на этом месте был этакий заповедный уголок "святых" 90-х, барахолка. Продавали всё подряд, в том числе своё личное имущество прямо с рук.



2. Здесь уже более 10-ти лет строится-строится, да никак не построится многоярусный паркинг. Его сооружение началось аж в 2007-м году, когда я учился на 2-м курсе института, а затем на долгое время было заморожено. Котлован и сваи оставались под открытым небом. Активные работы были возобновлены в 2014-м году, однако, судя по всему, у него тяжёлая карма и он до сих пор не достроен и не сдан в эксплуатацию.


3. Здание паркинга накрывает сверху участок железнодорожного подъездного пути бывшего «Красного октября», а ныне «ММП им. Чернышёва».


4.


5. Для работы этого подъездного пути был сооружён вот такой "тоннель". Этот факт намекает на немалую важность этого подъездного пути и позволяет быть относительно спокойным за его существование в будущем.


6. Переезд на Тушинской улице. Сам путь в доступном простым смертным виде очень короткий, однако довольно интересный.


7. Здесь имеется вот такой вот улавливающий тупик на пригорке для предотвращения несанкционированного выката вагонов с заводской территории на переезд.


8. Стрелки здесь ручные. Накат еле заметный, но, если судить по информации из интернета и периодически всплывающим фото, путь используется, просто нечасто. Отдельной местной достопримечательностью является этот одноглазый светофор с синей линзой. Несколько лет назад была ещё красная линза, но потом куда-то канула. Сам светофор в настоящее время не работает и выполняет скорее декоративную функцию.


9. Завод хорошо охраняется, даже створки ворот подъездного пути подогнаны на совесть. Щель очень узкая, продолжение пути сфоткать очень трудно. Внутри имеется достаточно солидное путевое развитие.


10. Вид в сторону станции Тушино.


11.


12. Идём дальше, здесь многое изменилось за последние годы. Прямо не узнать улицу!


13. Доходим до угла улицы с поэтическим названием Вишнёвая. Она получила его по предложению местных жителей. С 1960 года до 12 июня 1963 года она именовалась Октябрьской, но была переименована для устранения одноимённости с Октябрьской улицей, расположенной в Марьиной роще.


14. Здесь сохранилась сталинская застройка города Тушино. Например, этот, кирпичный жилой дом серии II-03 был построен в 1954 году.


15. Программа "Моя улица" не прошла мимо Вишнёвой улицы. Когда я там гулял, она как раз была перекопана, что вкупе с лившими до этого два с половиной дня дождями, доставляло массу неудобств. Ну да ладно, нам к трудностям не привыкать.


16. Трудно сказать, что за строение, но, судя по всему, тоже послевоенное, как и сталинские дома. Рядом с ним расположена трансформаторная подстанция. Вероятно, это строение тоже имеет какое-то отношение к электросетям.


17. Дальше по улице расположен шикарнейший памятник эпохе, а именно Дворец культуры «Красный октябрь». Здание построено в 1965 году и отлично сохранилось во всех деталях, если не считать входную группу дверей.


18. Эти двери единственное, что портит идиллию эпохи хрущёвской "борьбы с излишествами".


19. Да, это вам не вычурный модерн начала XX века, и не помпезная сталинская архитектура, но сейчас такого уже не строят. Памятник эпохе. Правда, пишут, что сам завод от здания отказался и не использует его. Так что спешите видеть пока его кто-нибудь не перестроил под очередной унылый бизнес-центр.


20. Вот как дальше по улице. Здесь в перестроенном здании 1974-го года расположен БЦ "Империал-парк" с кафе и ресторанами.


21. В тот день программа "Моя улица" больше напоминала "Моё болото".


22. Одни из въездных ворот завода, в здании слева также расположена одна из проходных.


23. Чем-то напомнило Пресненский СИЗО (Пресненскую пересыльную тюрьму).


24. Чуть-чуть милых "сталинских" двориков. Здесь идиллию нарушает офис ЕдРа. Ну и многочисленные машины, конечно.


25.


26. Сам завод основан, как уже говорилось, в 1932 году на базе авиаремонтных мастерских Гражданского воздушного флота. Здесь впервые в стране были созданы звездообразные поршневые моторы конструкции Швецова-Назарова-Коссова: МГ-11, МГ-21 и МГ-31Ф для лёгких гражданских самолетов «Сталь-2», Ш-7. В годы Великой Отечественной войны на заводе производились авиадизели конструкции Чаромского-Тулупова-Яковлева: АН-1, М-30, АЧ-30Б для ночных бомбардировщиков Пе-8, Ер-2, а также торпедных катеров и танков. С июля 1941 по март 1942 года завод был в эвакуации в Казани. С 1945 по 1947 года главным инженером, а с 1947 по 1983 год директором завода был В. В. Чернышёв, в честь которого сейчас и названо предприятие.

В 1947 году на заводе организовали крупносерийное производство первых в стране турбореактивных двигателей РД-500 на базе британских Rolls-Royce Derwent V, а также изготовили двигатель ВК-1 (тяга 2,7 т) конструкции В. Я. Климова, который позволил истребителю-перехватчику МиГ-15бис увеличить дальность полёта до 2000 км, а фронтовому истребителю МиГ-17 стать первым отечественным самолётом, превысившем скорость звука в горизонтальном полёте. Двигатели использовались на самолётах конструкции Ильюшина, Лавочкина, Микояна, Сухого, Туполева, Яковлева. В 1952 году на заводе начали производство авиадвигателя АМ-5А (конструктор А. А. Микулин) для всепогодного истребителя-перехватчика Як-25. В 1958 году завод приступил к изготовлению двигателя С. К. Туманского Р11Ф-300, который на истребителе МиГ-21 позволил установить рекорды скорости и высоты полёта. Одновременно на заводе производились жидкостно-реактивные двигатели С2-1150 конструкции А. Исаева для межконтинентальной крылатой ракеты «Буря».

В 1960-1970-е годы практически вся истребительная авиация ВВС СССР оснащалась двигателями производства ММП имени В. В. Чернышёва: на предприятии был начат серийный выпуск мощных двухвальных ТРДФ со сверхзвуковыми ступенями компрессора конструкции С. К. Туманского, Н. Г. Мецхваришвили - К. Хачатурова: Р11В-300, Р11АФ-300, Р11Ф2С-300, Р29-300, Р29Б-300, Р-35 с тягой от 3,9 т до 13,2 т. Двигатели устанавливались на высотных самолётах-разведчиках и сверхзвуковых истребителях (фронтовых, перехватчиках, бомбардировщиках) «Яковлева», «Микояна», «Сухого». С 1982 года завод изготавливал двухконтурный форсированный авиадвигатель (ТРДДФ) четвёртого поколения конструкции С. П. Изотова РД-33 для истребителей МиГ-29.

В настоящее время основной продукцией предприятия являются двигатели для лёгких фронтовых истребителей, учебно-тренировочных самолётов, вертолётов, самолётов местных воздушных линий, легких транспортных самолётов, беспилотных летательных аппаратов. Предприятие производит двигатели РД-33 и его модификации для самолетов МиГ-35, МиГ-29, МиГ-29CМТ, МиГ-29К/КУБ, МиГ-29М/М2, находящихся в эксплуатации как российских, так и иностранных ВВС. Одним из важных направлений деятельности является ремонт и постпродажное сопровождение двигателей РД-33 и его модификаций. Совместно с ОАО «Климов» предприятие провело разработку нескольких модификаций двигателя РД-33, в том числе РД-ЗЗМК для корабельного истребителя МиГ-29К. С 2015 года ММП имени В. В. Чернышева поставляет комплектующие для вертолётного двигателя ВК-2500 разработчику двигателя ОАО «Климов». Двигатель ВК-2500 устанавливается на вертолеты Ми-8, Ми-24, Ка-52 и Ми-28. Производство ведётся в рамках программы по импортозамещению - ранее единственным производителем являлся украинский завод «Мотор Сич».

АО «ММП имени В. В. Чернышёва» в 2015 году вошло в состав кооперантов производителей двигателей семейства ТВ7-117 для самолетов Ил-112, Ил-114 и вертолетов Ми-38. В конце 2015 года предприятие выпустило первые узлы для двигателя ТВ7-117В.


27.


28. Люблю слова с приставкой "пона-". Они хорошо выражают мои эмоции, когда я рядом со старыми заводскими цехами вижу такое вот: Понаехали! Понастроили! и ещё много других слов на "пона-" и не только.


29. Вот такое вот соседство.


30. Ещё один кабак.


31. Прощальный взгляд на Вишнёвую улицу.


32. На углу Вишнёвой и Малой Набережной улиц расположена автомойка. Говорят, что хорошая, но дорогая. Не пробовал.


33. Выходим к Сходненскому деривационному каналу. Здесь отличное место, чтобы отрешиться от мирского и подумать о смысле бытия. Вон, как тот товарищ, задумчиво сидящий у блестящих на закате вод. Закат, кстати, тем вечером вышел красивый.

Канал построен в 1932-м году, имеет длину 2,4 километра. Отходит от канала им. Москвы вблизи Химкинского водохранилища, проходит вдоль Лодочной и Малой Набережной ул. по границе районов Южное Тушино и Покровское-Стрешнево СЗАО, а затем впадает в реку Сходню. Через канал перекинуты Восточный и Западный мосты.

Главное назначение канала - обводнение Москва-реки. По каналу и реке Сходне сбрасывается основная масса волжской воды (30 м³/с) из Химкинского водохранилища в Москва-реку. Сток регулируется гидроузлом вблизи устья канала. Энергия воды срабатывается на Сходненской ГЭС, расположенной в конце канала. На отдельных участках почти не замерзает и является местом зимовки уток-крякв. Вблизи устья канала в 1939 г. во время земляных работ найден человеческий череп возрастом 15 тысяч лет, что является древнейшей антропологической находкой на территории Москвы.


34. В зарослях попадаются вот такие раритеты из прошлого.


35. ЛЭП-110 кВ «Новобратцево - Тушино» и «Новобратцево - Герцево».


36.


37. Взгляд назад. Вдали виден Восточный мост через канал, по которому проходит улица Свободы - магистраль местного значения. По ней ходит большое количество НОТ, в том числе трамвай № 6.


38. И Западный мост в лучах заката. Он связывает южную и северную части Сходненской улицы, но с 1970-х годов не используется, так как южная часть Сходненской улицы была поглощена заводом и сейчас находится внутри его территории и простым смертным недоступна. Она заканчивается у того выхода из метро Тушинская, где началась эта прогулка.


39.


40. Западный мост используется местной молодёжью, чтоб постоять и попить пива на воле, любуясь закатами.


41. Слева расположен напорный узел Сходненской ГЭС.


42. А ещё левее испытательные сооружения «Красного октября» (или же ММП им. Чернышёва), аналогичные тем, что я недавно показывал в прогулке по Золотой улице.


43. Здесь испытывают двигатели РД-33 самолётов МиГ-29.


44. Сходненская ГЭС является крупнейшей из электростанций канала им. Москвы и одной из старейших ГЭС России (построена 1932-1937 гг.). Эксплуатируется ФГБУ «Канал имени Москвы», электрическая мощность составляет 29 МВт.


45. Сам Западный мост.


46. Ах эти манящие вечерние окна старых домов! От них всегда веет каким-то домашним теплом и уютом. Это домик 1953-го года постройки на Лодочной улице.


47. Вечерняя "шестёрка" поехала к Сходненской.


48. Ну и напоследок бывшая автобаза Тушинского машиностроительного завода (ТМЗ), сейчас это просто рассадник сомнительных автосервисов.


Надеюсь, что было интересно. Спасибо за внимание и до новых прогулок!

жд, архитектура, история, подъездные пути, фото, промышленность, краеведение, промзона, завод, Россия, Тушино, Москва

Previous post Next post
Up