Jul 11, 2019 12:29
Немножко автобиографического
Сначала немного контекста и большой камингаут. Вышло так, что в школе я очень много чего обязательного НЕ ДЕЛАЛ ВООБЩЕ. То есть были предметы, по которым я просто сдался и не делал НИЧЕГО. Ни домашки, никаких заданий, если вызывают к доске - говорю «не готов» и сижу дальше.
В общем, такой провал постсоветской школьной системы, которая столкнулась с умным, но плохо социализированным и совершенно не подходящим к самому формату такого обучения ребёнком.
При этом, учебники я читал все, так что не то чтобы совсем неуч ) И в целом школьный объём знаний освоил, разве что химию совсем не знаю.
В общем, что я делал: русский, математика, черчение, информатика, частично физика. У нас была школа с музыкальным уклоном, так что этим я тоже занимался - хор, сольфеджио, музыкальная литература.
В чём я не участвовал: химия, биология, история, литература, обществознание, география (хотя я всегда обожал карты и знал, где чего).
С английским было двойственно. Я с детства неплохо нахватался словарного запаса. Но в грамматике были пробелы и в говорении на уроках я не участвовал. В последний год учительница английского просто стала давать мне письменные задания на перевод: на уроке я сидел и делал их, стабильно получал за них 4, а за отсутствующую домашку 2, что усреднялось в итоговую тройку.
По идее, меня, наверное, должны были отчислить или оставлять на второй год, но меня как-то «натягивали на тройки» и я прошёл таким макаром все 11 классов (то есть 10, потому что в 90-е после 3-го класса шёл сразу 5-й. Говорили, что в 4-й класс идут какие-то «отстающие», которые не осилили начальную школу, но я ни об одном таком не слышал. Насколько я знаю, сейчас этого пропуска нет, а есть нормальный 4 класс).
Так вот, уже не помню, в 9 или 11 классе, было сочинение. А, нет, вспомнил. В 9-м было изложение. Я на него опоздал, был посажен на заднюю парту с симпатичной отпетой двоечницей из нашего класса, у неё оказалась книжка с текстами, из которой мы благополучно списали. После чего нам стало весело и мы стали искать смешные слова в книжке и угарать над ними, за что и были изгнаны из класса. В общем, хорошо прошло.
А, значит, в 11-м классе я писал выпускное сочинение по литературе. Опять возвращаемся к предыстории: сочинений до этого я не писал НИ РАЗУ. Это была ещё одна из моих зон беспомощности. Мне казалось, что я совершенно этого не могу, что это надо делать каким-то правильным, определённым образом, а я не умею. Но даже если пытался просто высказать свои мысли на тему, у меня либо не было мыслей, либо они казались совершенно убогими и недостойными (годы спустя те навыки, которые предполагалось получить от сочинений, я развил жежешечкой).
И вот я прихожу писать выпускное и понимаю, что теперь то никак не отвертишься - придётся писать. Как смогу, но придётся. Я, конечно же, был в ужасе. Но тут случились две штуки.
1. Можно было выбрать тему сочинения из 4-5 заданных. При этом разрешалось пользоваться текстом произведения, а книжку, если надо, выдадут.
2. Ко мне вдруг подошла учительница литературы, которой я своим баловством и неуспеваемостью, наверное, попортил крови, и кратенько изложила план сочинения - то есть, напиши о том-то и том-то. Ну типа, какие чувства вызывает произведение, что-то ещё, не помню уже: в общем, расписала по пунктам.
Тогда я выбрал тему про стихотворение Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное...». Потому что там 16 строчек, а значит, его можно прочесть сразу же, на месте.
В общем, я стал писать, придерживаясь плана, и с удивлением обнаружил, что Я. ЭТО. МОГУ. Что я могу много чего сказать про эти 16 строчек. И даже испытал удовольствие от процесса.
Ещё большим моё удивление было, когда объявили оценки и я, несмотря на небольшой недобор по объёму, получил ЧЕТВЁРКУ за своё первое (оно же последнее и выпускное) сочинение. Ещё и по стиху, при том что в поэзии я до сих пор пень.
P. S. Заодно вспомнилось. Классе в 3-м или 5-м я как-то раз из озорства написал диктант по русскому языку, заменяя каждое слово (по возможности) на его антоним. За что был отчитан в кабинете директора при матери и учительнице русского (той самой, что годы спустя спасла меня на выпускном сочинении).
жизнь