Этот пост зрел у меня почти целый год, всё руки не доходили сесть и написать, оно почти потеряло релевантность. Ну надо ж наконец. Но я всё равно постараюсь дать поменьше спойлеров.
Как-то я по ссылкам нащупал комикс Kick-Ass (который “Пипец”, да). Наверное, когда появились первые слухи и трейлеры на
http://kino-govno.com/. Начал читать - и читал запоем. Уж больно оно было лихо и неожиданно.
Чем оно купило? Ну, в первую очередь, прямолинейностью и реализмом. Обычный школьник-лузер, без тёмного прошлого, сверхспособностей, боевых талантов или хотя бы даже миллиардов долларов. Личных драм особо нет - ну только вон красивая одноклассница не даёт. Ему приходит мысль стать супергероем. Оборудует себе костюм и снарягу из доступного на ебэе и пошло поехало.
Поскольку он лузер, у него получается хреново: травматизм, кровища, события разворачиваются более лихо, чем ожидалось. Герой потерян. Но у него появляются поклонники, друзья-энтузиасты (особенно девочка-помощница), геройский статус укрепляется и дела идут в гору.
А вот дальше комикс делает правильную вещь: выясняется, что друзья у героя на деле не очень-то и круты, а недруги - очень серьёзные люди, которые не любят шутить. “Результат немного предсказуем”: понеся тяжёлые потери, добро с превеликим трудом вымучивает победу и уползает зализывать раны. Главный герой остаётся лузером, а ситуация с дамой сердца становится хуже прежнего.
И в этом есть правда жизни, простая истина: когда начинаешь играть в серьёзные игры, обычно начинаются серьёзные проблемы. Задрот не преображается в супермена моментально. Он, как правило, остаётся задротом.
Комикс всю дорогу был исполнен в такой андерграундной стилистике. Сильно не пиарился, популярность обрёл в основном за счёт слухов, историю показывал непричёсанную и суровую. Но, увы, в этом формате он продержался недолго.
Фильм был, к сожалению, голливудизирован по самое немогу. До середины фильма всё ещё держалась в рамках приличия - но, затем, задрот внезапно покоряет недоступную красавицу, соратники его и впрямь оказываются крутыми как яйца, а в финале он грандиозно побеждает главного негодяя наикрутейшим возможным способом.
Голливуд не любит неформат. Тут, кстати, можно упомянуть ещё покалеченный “Wanted” (который “Особо опасен”) - который из отмороженного комикса про битвы одних отморозков с другими превратился зачем-то в борьбу благородного добра с коварным злом. Kick-Ass’у, конечно, досталось меньше - но всё равно основная идея о суровых реалиях задротства оказалась потеряна.
На этом фоне глотком свежего воздуха стал снятый почти одновременно “Super”. Его снимал именитый хулиган Джеймс Ганн, который в прокрустово ложе хэппи-эндов укладываться не хотел. В результате удалось сохранить оригинальность продукта.
Обычный мужик-лузер, без тёмного прошлого, сверхспособностей, боевых талантов или хотя бы даже миллиардов долларов. Личная драма довольно тривиальна: девушка ушла от такого тюфяка. Ему приходит видение: стать в супергероем. Оборудует себе костюм и снарягу из доступного в магазине и пошло поехало.
Поскольку он лузер, у него получается хреново: травматизм, кровища, события разворачиваются более лихо, чем ожидалось. Герой потерян. Но у него появляется девочка-помощница, геройский статус укрепляется и дела идут в гору.
Дальше всё происходит примерно как в оригинале “Пипца”: друзья слабоваты, враги - суровы, тяжёлые потери, вымученная победа и лузер остаётся лузером.
Параллели настолько очевидны, что “Супер” можно назвать духовным наследником “Пипца”-комикса и, по факту, тру-экранизацией его оригинальной идеи. Хотя, конечно, работа Ганна - куда более злая, дикая и по-коэновски тяжёлая. “Супер”, пожалуй, является пересечением “Пипца” и классики жанра суперлузеров - х/ф “Таксист”.
Ну и, после “Таксиста”, нельзя не упомянуть тусующегося рядом со всей этой компанией и вышедшёго примерно в то же время “God Bless America”. Обычный мужик-лузер, без тёмного прошлого, сверхспособностей и миллиардов долларов. Личная драма довольно тривиальна: жена ушла от такого тюфяка, дочка растёт говнюком. Его утомляет всеобщее моральное разложение общества. Достаёт любовно хранимый пистолет и понеслось. Дальше, конечно, девочка-помощница, сложности и т.п.
“Господи, благослови Америку” отличается от остальных фильмов тем, что фокус там не на становлении героя (он, всё-таки, не совсем уж беспомощен с самого начала и не попадает в какие-то уж совсем крутые приключения), а на той фигне, которая творится вокруг. Забавны телекадры в начале. Интересны монологи героя, куда более развёрнутые, чем Денировские бормотания про дождь из “Таксиста”. Ну и, наконец, очарователен сам юмор, который гораздо тоньше комиксовых эскапад “Пипца” и задорного трэша “Супера”.
P.S. Тут в комментах вспомнилось: "Благослови Америку", пожалуй, восходит не только к таксисту, но и к "С меня хватит" ("Falling Down", который с Майклом Дугласом).
Короче, вот такой обзорчик. Три разных фильма, три разных героя, три разных истории, три разных настроения, три разных отношения к сексу, три разных финала. Ах да, четыре - если включить оригинальный комикс “Kick-Ass”.
Мораль басни: крупные бюджеты портят идеи. Хотите интересного и оригинального - обращайтесь к независимому искусству. Ну и, вообще, удивляйте себя.