Столица Колчака 22: адмирал едет навстечу колчаковщине

May 05, 2017 20:37



Правые в Сибирском Правительстве выделились в отдельную группу - Административный Совет (Михайлов, Гришин-Алмазов, Гинс, Шумиловский, Зефиров и др.) 24 августа 1918 года заменили собой Совет Министров и сразу заговорили о необходимости диктатуры, наведения порядка в стране с помощью нее. Самарский Комуч такой подход не устраивал, но на Самару наступала РККА и день ото дня она становилась все сговорчивее в условиях объединения власти с Омском [5].


Левых в Омске, которые выступали против действий Административного Совета (Новоселов, Якушев, Шатилович) вывели из состава правительства, Новоселова расстреляли, остальных заставили покинуть Омск. Хочется отметить, что сразу в нескольких мемуарах убийство Новоселова назвали «колчаковщиной до прихода Колчака».

Переговоры между Омском и Самарой привели в сентябре 1918 года в Уфе к образованию коллегиального правительства в составе 5 человек - Директории, под председательством Н. Д. Авксентьева (эсер). В ходе наступления РККА в Поволжье Директория переехала из Уфы в Омск (расположились в трех железнодорожных вагонах на запасной ветке. Так его и прозвали «веточным», т. к. сидят, как воробьи на ветке) [2].

Омск был провинциален - 130 тыс жителей. (Петроград 2 млн, в Москве - 1,6 млн, в Варшаве - 800 тыс, в Одессе и Киеве - по 600 тыс). Но, будучи важным ж.д узлом, к тому же, расположенным в крае со значительной долей казачьего населения, сыгравшего активную роль в свержении большевиков, он притягивал многих из тех, кто бежал из европейской России после Октября [2].

Подавляющее большинство зданий одноэтажные деревянные. Складов, в которых очень скоро настанет нужда для размещения припасов Антанты, мало. Казарм, необходимых для размещения армейских соединений, не хватало, причем в первую очередь в них будут размещать союзников, подчеркивает историк Мельгунов. Белая же Армия будет ютиться как попало, даже Колчак первое время имел в качестве кабинета небольшую проходную комнату. Вот и Директорию разместить в здании не удалось - только в вагонах.

Деловым аппаратом Директории стал Совет Министров, в большинстве состоявший из представителей бывшего Сибирского правительства. Иоффе так характеризует Директорию с точки зрения «правой и левой чаши весов»:

«Они [левые] надеялись, что Директория овладеет всеми ресурсами освобожденных территорий и двинет их в новом порыве под освободительными, демократическими лозунгами. Их враги, наоборот, видели в Директории средство ликвидации «учредиловской» эпохи безболезненно, без вооруженного столкновения; Директория была для них полустанком на пути к военной диктатуре». » [5].

Иоффе доказывает, что создание Директории к балансу левых и правых антибольшевиков не привело, а закончилось явным фиаско левых. Левые это, в большинстве своем, понимали, но были полны обреченного оптимизма. Иоффе описывает диалог между левыми, поехавшими в Омск и оставшимися на Урале:

«Авксентьев возразил: «Мы должны сунуться волку в пасть - или он нас съест, или он нами подавится». «Будьте уверены,- ответил Кроль,- что неизбежно первое»... Итак, два основных центра «учредиловцев» разделились: съезд членов Учредительного собрания оказался в Екатеринбурге, а Директория - в Омске...» [5].

По злой иронии судьбы поехавшие в Омск уцелеют в большей степени, а часть екатеринбургских будет ликвидирована в ходе подавления антиколчаковского мятежа в Омске 22 декабря 1918 года. Но об этом будет отдельный раздел. Здесь мы хотели в самых общих чертах показать богатую антибольшевистскую политическую жизнь от Самары до Омска. Пока она кипела, адмирал Колчак находился на Дальнем Востоке и наблюдал постыдную картину междуусобицы правительств Дербера и Хорвата, которой не могли нарадоваться японцы. Поняв, что делать там нечего, Колчак засобирался на Дон - к Алексееву и Корнилову.

К головной статье серии "Столица Колчака"

Колчак, СтолицаКолчака, ул100летОктября

Previous post Next post
Up