СТОЛИЦА КОЛЧАКА

Nov 07, 2017 18:42



В серии статей "Столица Колчака" мы попытаемся быть честными и объективными исследователями, изучая исторические материалы, мы будем стремиться к передаче максимально полной картины событий. Мы рассмотрим мемуары членов колчаковского правительства, высокопоставленных военных армии Колчака. Будут представлены мнения союзников (французов, англичан, американцев), членов бывшего Учредительно Собрания. Заглянем в воспоминания красных командиров, воевавших с белыми в Сибири. Рассмотрим протоколы допросов самого Александра Колчака - сказанное им невероятно интересно.

А. В. Колчак - фигура сложная. Не будь в России революций и Гражданской войны, не будь смуты, - Колчак, возможно, вошел бы в учебники истории как герой. Как исследователь Севера, сделавший немало существенных исправлений на тогдашней географической карте страны. Как хороший военный, выполнявший свой долг на русском флоте в Первую мировую, участвовавший в восстановлении русского флота после Цусимского разгрома в Русско-Японской.

Возможно, Колчак, не будь Революции, давно был бы и забыт. Многочисленные историки, ссылаясь на документы и мемуары, готовы сказать о Колчаке много того, что его совсем не красит. Может быть, что у самовлюбленного, самоуверенного и бездарного в военном отношении Колчака, каким он предстает в трудах этих историков, были очень высокие покровители, которые давали ему на флоте звание за званием, трубили о нем в своих салонах, писали в газетах, «пиарили», как сегодня говорят. В последние десятилетия Российской Империи все это могло быть: элиты вели политические игры, склоняя императора то в одну сторону, то в другую, в результате даже такие люди, как Протопопов, занимали в государстве ключевые посты. Немало было сделано назначений, которые, в конце концов, способствовали краху Империи.

Но 1917 год произошел, Россия прошла через революции, Гражданскую войну, интервенцию. В тяжелейших испытаниях по разные стороны фронта оказывались родственники, сослуживцы. Адмирал Колчак сыграл одну из наиболее заметных ролей в этой трагедии. Став одним из лидеров Белого движения, он в историю России попал раз и навсегда, мечтал ли он об этом или к этому совсем не стремился. Последний этап его жизни и деятельности был так ярок, что осталось в тени его командование флотом, его полярные исследования. История дала именно ему шанс повлиять на десятки миллионов людских судеб, на какой-то миг он получил возможность сказать свое слово, которое, быть может, могло повернуть страну на этой исторической развилке в другую сторону.

Верховным Правителем Колчаком остались недовольны самые разные его современники, каждый за свое. Союзники по Антанте в результате поражения Колчака не получили от России того, чего хотели. Не заняли из-за Колчака вожделенных позиций на Дальнем Востоке США и Япония. Монархисты обвиняют Колчака в его «левизне», коммунисты, эсеры и кадеты - в «правизне», «реставраторстве». У миллионов людей в Сибири свои претензии к колчаковскому правлению, богатому на «перегибы на местах» (которых и у красных хватало - все-таки гражданская война).

Хаос, страх, вольница, интриги, разобщенность - все это породило разные образы Колчака. Одни, выгораживая себя, позже в мемуарах приписывали ему слова, которые он мог и не говорить, от которых даже лично открещивался. Другие произвол отдельных офицеров описывают как намеренные приказы Колчака. Третие пишут о Колчаке, отвечая на мемуары бывших политических противников, прославляют или проклинают Колчака и его действия, которыми он поддержал одну из сторон. Четвертые просто рисуют плакаты и пишут листовки, статьи в газетах, занимаются пропагандой в РККА, среди рабочих или крестьян, которых надо мобилизовать на фронт или поднять на восстание в тылу Колчака. Пятые агитируют против красных и за Колчака (а шестые и седьмые эти агитматериалы сегодня приводят как абсолютную истину). Современники по-разному оценивают его, дают широчайший спектр мнений.

Обидно, что сегодня снимаются фильмы и пишутся статьи об адмирале, где высокомерно игнорируются одни исторические свидетельства, но бесстыдно выпячиваются другие, что на выходе дает прилизанные сказки, только унижающие историческое достоинство сотен миллионов людей. Историческая фигура становится фигурой размена в политических и идеологических войнах. Нет, политическое и идеологическое противостояние всегда должно и обязано быть, но оно должно быть всегда во благо народа, а для этого надо не допускать искажений нашей истории, беспристрастно пресекать низкие шулерские приемы манипулирования историческими фактами и сведениями.

В серии статей "Столица Колчака" мы попытаемся быть честными и объективными исследователями, изучая исторические материалы, мы будем стремиться к передаче максимально полной картины событий. Мы рассмотрим мемуары членов колчаковского правительства, высокопоставленных военных армии Колчака. Будут представлены мнения союзников (французов, англичан, американцев), членов бывшего Учредительно Собрания. Заглянем в воспоминания красных командиров, воевавших с белыми в Сибири. Рассмотрим протоколы допросов самого Александра Колчака - сказанное им невероятно интересно.

ОГЛАВЛЕНИЕ

=== ИГРА С ИСТОРИЕЙ ===
01. Памятник "под домашним арестом"
02. Несовершенная ошибка Елены Мизулиной
03. Адмирал в книгах, фильмах и сериалах
04. Омская КПРФ рекламирует адмирала

=== ХОРОШИЙ И ПЛОХОЙ АДМИРАЛ ===
05. Хороший или плохой исследователь. Часть 1 - хороший
06. Хороший или плохой исследователь. Часть 2 - плохой
07. Хороший или плохой военный. Часть 1 - "Я и флот"
08. Хороший или плохой военный. Часть 2 - Минный заслон Петрограда
09. Хороший или плохой военный. Часть 3 - Охота за шведской рудой
10. Хороший или плохой военный. Часть 4 - ...а "Слава" тебя найдет!

=== РУССКИЙ АДМИРАЛ И РОССИЙСКИЕ РЕВОЛЮЦИИ ===
11. (Не)навистный (не)принятый Февраль ПРИНЯТ
12. "Держался курса и теченье ловил..."
13. Демократ против сторонника воинской дисциплины
14. Оружие под воду
15. Нож цензора: Как "слепить" Стрелкова из Колчака
16. Брошеный Флот - растоптаный Февраль
17. Адмирал и Великая Октябрьская Революция
18. А погоны-то английские! Как далеко можно зайти в непринятии большевизма

=== АНГЛИЙСКАЯ ФИГУРА В РУССКОЙ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ ===
19. Морской офицер на политическом льду
20. Белые перед необходимостью объединить необъединимое

продолжение следует...

Колчак, СтолицаКолчака, ул100летОктября

Previous post
Up