энкаустика

Nov 16, 2010 10:51




В октябре прошла выставка современной иконы «Свет Троицы» в галерее Московского союза художников. На этой выставке в числе многих других были представлены работы уникального, на мой взгляд, иконописца - священника Андрея  Давыдова.

Отец Андрей окончил постановочный факультет Школы-студии МХАТ по специальности художник сцены. Иконописью занимается уже более 30-ти лет: работал как художник иконописец в иконописных мастерских Московской Патриархии, Московском Свято-Даниловском монастыре, по различным церковным и частным заказам в России и за рубежом.

Уникальность о.Андрея в том, что он возродил и практически единственный в совершенстве овладел древнейшей техников иконописи - энкаустикой.  Ярким примером древней живописи в технике энкаустика являются знаменитые Фаюмские портреты (погребальные портреты в римском Египте). Привожу один из Фаюмских портретов: портрет юноши (II в.н.э.)


а теперь икона Архангела Гавриила, написанную о.Андреем в технике энкаустики:


Иконы, исполненные в этой технике, пишутся натуральными пигментами, замешанными на восковой основе, которая предварительно долго и сложно готовится. Сначала воск долгое время должен находиться на свету и на воздухе. Затем он специальным образом вываривается и высушивается. И так несколько раз. В результате из темно-желтого воск превращается в практически белый. Этот "пунический" воск плавится при температуре выше ста градусов. Воск о.Андрей смешивает с натуральными красками, на основе полудрагоценных камней. Одно из главных достоинств - удивительная сохранность и прочность изображения. Воск обволакивает пигменты, защищая краски от реакций и влаги.

Такие цвета не один химический состав не сможет заменить. Поэтому все иконы о.Андрея яркие, праздничные. Даже по сравнению с темперой, энкаустика выглядит совсем по-другому…Иконы, написанные в этой технике (кроме  большей долговечности) выглядят как будто более живыми.

Быть может, это следствие ещё одного приема, который о.Андрей использует в своей иконописи: укрупнение изобразительной формы по отношению к масштабу доски. От классических методик иконописи, согласно которым изображение Святого не должно выходить за рамки «ковчега» (углубление в середине доски), о.Андрей немного отклоняется. Благодаря этому общее впечатление от иконы значительно усиливается, лик Святого кажется как будто приближенным к молящемуся. Вот как комментирует этот вопрос Голубева И.Б. (ведущий искусствовед Спецпроектреставрации г.Пскова): «Изображение, выходящее за пределы поля, за ковчег, приобретает собственное пространство, усиливает иллюзорное движение света, цвета и формы, чем устремляет гармонический импульс - к нам. Неуловимость идеального образа максимально приближена. Глаза в глаза смотрят Спаситель, Богоматерь, Ангелы и Святые. Иконописец о.Андрей Давыдов свидетельствует: они рядом, ближе, чем нам кажется».
Удивительный иконописец и удивительная техника. У него, кстати, и школа иконописная своя есть.


Вот ссылка на его сайт http://www.rusicons.ru/

немного из истории и теории иконописания, проблема современных иконописцев

Previous post Next post
Up