Календарь. Июль от античности до 16 века. Римский календарь

Jul 26, 2014 15:20

Оригинал взят у gorbutovich в Календарь. Июль от античности до 16 века. Римский календарь
Июль - жаркий месяц середины лета, время активных сельскохозяйственных работ для крестьян и приятного отдыха для знати. Месяц горячий в разных смыслах, он и назван в честь одного из самых ярких политиков всех времен и народов Юлия Цезаря.



14 век. Святые, чьи праздники приходятся на первую половину июля: Св. Свитун, Св. Мартин, Св. Томас, Св. Бенедикт, Св. Милдред, Св. Кенельм со своей головой в руках, Св. Маргарита. Астрологический и церковный календарь в шести частях / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: St. Swithin, St. Martin, St. Thomas, St. Benedict, St. Mildred, St. Kenelm, St. Margaret. Source
В республиканском античном Риме июль назывался Quintilis от quintus - пятый. Квинтилис был переименован в честь рожденного в этом месяце великого реформатора Юлия Цезаря и стал называться Julius mensis - "месяц Юлия". Поэтому, вначале краткий рассказ о римском летоисчислении. Тем более, что наше слово "календарь" происходит от римского слова "календы".

Первоначально в Риме год был разделен на десять месяцев. Считалось, что это дело ума и рук самого Ромула, основателя Рима. Год начинался 1 марта.


2.


Календарь со знаками зодиака со сменными штырями. Каменная плита 3-4 вв. н.э., найденная в Риме.

Обозначение дней года в Древнем Риме. В поздней античности использовался календарь со штырями, подобный нашему «вечному» календарю. Первый штырь обозначал день недели - он вставлялся в отверстие под изображением бога-покровителя данного дня. Ряд начинается с Сатурна, слева направо: далее Солнце, Луна, Марс, Меркурий, Юпитер, Венера. Второй штырь служил для обозначения месяца, он вставлялся в тот сектор круга, на котором был изображен соответствующий данному месяцу знак зодиака, а третий, слева и справа от вертикальных столбцов, указывал день месяца. Ряд планет было принято начинать с Сатурна, потому что он считался наиболее удаленной от Земли планетой с самым продолжительным временем обращения. Такие языческие календари были удобны, и потому их охотно использовали и христиане. На другом известном календаре со штырями сверху было проделано 365 отверстий, соответствующих числу дней солнечного года.
Значения названий месяцев такие: Март - по имени Марса; апрель - в честь Афродиты, через этрусское посредство; май - Майя, мать Меркурия; июнь - Юнона; а далее по числовому признаку: квинтилис /quintilis /пятый, позже названный июлем, в честь Юлия Цезаря; секстилис /sextilis /шестой месяц, позже названный августом по имени Октавиана Августа; септембер /september /седьмой; октобер/ october /восьмой; новембер/ november /девятый и десембер /december /десятый. По преданию, Нума Помпилий, легендарный второй царь Древнего Рима, ввел еще два месяца - январь, в честь Януса и февраль /februalia - во имя великой искупительной жертвы в конце года - Februa.

Впоследствии первый день года был перенесен на 1 января, поскольку со 153 до н.э. в этот день вступали в должность консулы, а ранее данная церемония не была связана с определенным днем.

3.


Фрагмент римского календаря, содержащего Fasti Amitermini. 84-55 года до н.э. Музей Римской цивилизации, Рим. via, по клику - прорисовка via.

Римский календарь действовал как журнал записи гражданского времени. Основанный великим понтификом он указывал для каждого месяца на период торговли - буквы с A до H, на счастливые F и несчастливые N дни, религиозные праздники - NP, даты народных собраний - С.
У римлян в месяце фиксировались только три дня: календы, ноны, иды, каждый из которых соответствовал началу новой лунной фазы. Этими днями месяцы разделялись на три неравные части.

Календы /Calendae - от латинского calare - звать, отсюда и произошло слово "календарь". Календы - это первый день каждого месяца, начало новой луны. Календы были днями, когда понтифики объявляли переходящие праздники месяца, а также днями выплаты долгов, записанных в долговые книги - calendaria.

Определение начала месяца возлагалось на особого жреца, а позже на верховного понтифика, следившего за новолунием из особого ритуального сооружения на Капитолийском холме и торжественно объявлявшего о нем народу, а глашатаи публично выкликали это на площадях.

Ноны, первая четверть луны, приходились на пятый или седьмой день, за 9 дней до полнолуния. Иды соответствовали полнолунию, они выпадали на тринадцатый или пятнадцатый день месяца.

4.


Июль. Фрагмент римской мозаики 3 века н.э. Тунис, El Jem , Archeological Museum of Sousse. via
Счет дням велся в обратном порядке: день следующий за идами, являлся семнадцатым или пятнадцатым днем до календ следующего месяца. Такой способ счета дней будет применяться вплоть до 16 века.

Дни могли быть счастливыми и несчастливыми (см. рис.3). В счастливые дни разрешалась общественная деятельность, а в несчастливые такая деятельность запрещалась. Общественные религиозные праздники, festi, выпадали и на счастливые, и на несчастливые дни.

Со временем месяцы в Риме сильно смещались. Чтобы разрешить несоответствия, время от времени, как правило, раз в два или четыре года, к году прибавлялись дополнительные дни и месяцы. Право регулирования лунного года в соответствии с солнечным принадлежало понтификам, в числе прочего, они могли вводить "вставной (дополнительный) месяц" /mensis intercalaris, менять по своему усмотрению его продолжительность. Наделенные неограниченной властью, понтифики превратили календарь в инструмент коррупции, политтехнологий и просто мошенничества. Они продлевали своим друзьям срок судейской должности, сокращали его своим врагам, приближали или оттягивали сроки платежей, позволяли откупщикам быстро обогащаться или приводили их к разорению. В результате, в последние годы республики в счете дней царил полный хаос. Злоупотребления довели до того, что осенние праздники Autumnalia отмечались весной, а урожай собирали среди зимы.

Порядок в летоисчислительном бардаке навел, как известно, Юлий Цезарь, осуществив реформу календаря, при помощи выписанного из Египта советника - греческого астронома Созигена, жившего в Александрии. К моменту реформы ошибки и произвол понтификов привели к расхождению во много дней - по данным у разных специалистов от 67 до 90 дней между временем года, обозначенном в календаре, и реальным. Цезарь решительно включил эти 67-90 дней в 46 год до н.э., который продолжался то ли 432 дня, то ли 445, то ли 455 дней, и начал усовершенствованный порядок счета дней с 1 января 45 года до н.э.. Как видим, неразбериха не только в самом календаре, но и в исследованиях по нему.

5.


Июль из "Календаря Филокала" или Хронографа 354 года /лат. Chronographus anni CCCLIIII - древнеримской иллюминированной рукописи, созданной в 354 году н.э. для богатого римлянина-христианина Валентина. Оригинальный манускрипт не сохранился. Копия с несохранившейся копии - карандашные рисунки в манускрипте 17 века из коллекции Барберини. Ватиканская библиотека / Vatican Library, cod. Barberini lat. 2154
Реформируя календарь, Цезарь позаботился, чтобы не был нарушен его гражданский порядок (см. рис.3). Однако, лидер нации довольно сильно изменил дух календаря, введя туда новые праздники, дабы отмечать свои победы. Так зарождался императорский культ.

Было решено, что теперь в календаре не будет приниматься во внимание Луна, юлианский календарь исключительно солнечный. После трех лет, состоящих из 365 дней, вводился год из 366 дней.

Реформа оказалась успешной - юлианским календарем пользовались более 1600 лет. В 1582 году папа Григорий XIII ввел в оборот календарь своего имени, чтобы устранить недостатки предшествующей программы календарного расчета. Однако, григорианский календарь тоже несовершенен. В юлианской версии один день терялся за 128 лет, а в григорианской один день пропадет за 3000 лет. Время на исправление текущего недостатка пока есть - научные умы, наверное, что-нибудь придумают к 4581 году от Рождества Христова.

6.


Между 1163-1165 г. Собор в Отранто, Лечче, Апулия, Италия. Фрагмент мозаики. Июль. Рак. via
Вернемся к июлю.

Названия месяца в европейских языках, согласно статье "Июль" в "Энциклопедическом словаре Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907":
« Июль: латынь Julius mensis, греческий Ἰούλιος, английский July, испанский julio, итальянский Luglio, Giulio, немецкий Juli, французский juillet. Коренные славянские названия: в древней Руси - червен, у малорусов и поляков - липец, у чехов и словаков - червенец и сечень, у вендов - седмник, серпан, у иллирийцев - шерпен и шарпан.
[...]
В старофранцузском языке июль назывался Juignet, т. е. маленький июнь, во всех германских языках Heumonat (сенный месяц), так как на июль падает конец сенокоса; в Тульской губернии назывался сенозорник, в Тамбовской и других губерниях народное название - макушка лета, что слово в слово соответствует кельтскому gorphenhaf. Славянское название серпан, серпен, велик серпен происходит от слова серп, которому соответствует греческий γορπή, откуда македонское название месяца γορπατῖς. Название июль - в церковных книгах Иулий - перешло к нам из Византии. »

7.


Наваррская фреска 14 века / Iglesia de San Martín de Tours. Ardanaz, Izagaondoa, Navarra. via
В средневеково-возрожденческих циклах двенадцати месяцев - циклах сезонных работ июль часто иллюстрировал крестьянин, точущий серп, жнущий хлеб, или несущий снопы, или обмолачивающий хлеб. Если месяц символизировал сюжет из античности, то нередко изображали Геркулеса а шкуре льва, стоящего, опершись на свою дубину; иногда у него в руке было яблоко Гесперид.

8.


Середина 15 века. Часосолов Жана де Монтобан. Медальон с зодиакальным Львом / Bibliothèque des Champs Libres, MS1834, F.7. Livre d'heures de Jean de Montauban. Manuscrit. Enluminure. Parchemin. Auteur: Maître des heures de Jean de Montauban. Lieu de production : France - France (Ouest) - Bretagne. Date: Milieu du 15e siècle. Signe du Zodiaque: Le Lion. Source
Зодиакальный символ месяца - Лев /Leo.

9.


Около 1140 года, Англия / c. 1140, Calendar. MS. Auct. D. 2. 6, fol. 004r. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Place of origin: St. Albans. Image description: June-July. Shearing sheep. Source
Летом сельским труженикам было не до развлечений - работа кипела весь световой день. Стрижка овец и другие овечьи заботы - тоже частый календарный крестьянский сюжет.

10.


12th century. July, St Albans Psalter / По клику - лист полностью. Source
На миниатюре в июльском листе из английской Псалтири Св.Альбана 12 века человек сидит, словно на троне с королевскими регалиями в руках: в правой руке держа серп, а в левой - сноп зерновой культуры. Ниже на странице показан Лев.

11.


c. 1440-1450. Book of Hours. Use of Sarum. MS. Auct. D. inf. 2. 11, fol. 007r, detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Page size: 293 x 200mm. Country or nationality of origin: French. Place of origin: Normandy, Rouen (?). IImage description: July. Leo. Source
Работник на полях и взирающий на него Лев.

12.


July & Leo. Book of Hours (use of Paris) - The Hague, MMW, 10 F 33. France (Paris?), Jehan de Luc (scribe); 1524. Koninklijke Bibliotheek /National Library of the Netherlands. via
Годы и века идут, а крестьянин все трудится, а Лев все также с интересом наблюдает за его работой.

13.


Около 1500. Июль: Жатва. Часослов Генриха VIII, f.004. Миниатюрист Jean Poyer, Франция / Hours of Henry VIII, MS H.8, f.004. Illuminated by Jean Poyer. New York Pierpont Morgan Library. July - Reaping of the wheat. Source + zoom
В июле собирается урожай - в разгаре жатвы пшеницы. Четверо мужчин срезают серпами стебли и складывают их в аккуратные кучки. Один работник утоляет жажду. Художник, в своей манере, на переднем плане изображает мешки-фляги с едой и питем крестьян.

14.


Около 1497 г. Бревиарий Изабеллы Кастильской (1451-1504). Конец 1480-х (?), Брюгге / c. 1497. The Isabella Breviary - Breviary, Use of the Dominicans ('The Breviary of Queen Isabella of Castile'). The British Library, Additional 18851, f. 4v- calendar page for July. Source.

15.


Calendar pages for July, from the Hours of Joanna of Castile, Netherlands (Bruges), between 1496 and 1506, Additional 18852, ff. 7v-8 Source
Работа в полях кипит. Идет ежегодной сбор пшеницы. Все мужчины работают засучив рукава, а кое-кто и без штанов. На странице справа крестьяне переносят собранный ​​урожай в бревенчатой ​​сарай.

16.


Между 1412 и 1416 или около 1440. Июль, folio 7, verso. Великолепный часослов герцога Беррийского /Très Riches Heures du Duc de Berry. Братья Лимбург (Поль?) или Бартелеми д’Эйк(?) (ок. 1420- после 1470). Пергамент, гуашь, акварель, позолота. 29×21 см. Музей Конде, Шантийи via
На июльской миниатюре из Великолепного часослова герцога Беррийского показаны сбор урожая и стрижка овец. Два крестьянина в широкополых соломенных шляпах срезают серпами спелые колосья, среди которых проглядывают сорняки - красные маки и голубые васильки. Справа на переднем плане женщина в синем платье и мужчина стригут овец. Ручей, струящийся среди ив и камышей, впадает в реку Клэн и разделяет собой две сцены земных трудов. За пахотным полем, у подножия гор раскинулся замок с крышей, крытой сланцем. Это, скорее всего, замок Пуатье/Château de Poitiers, возведенным по приказу герцога Беррийского в конце 14 века на берегу реки Клен в Пуату и не существующий ныне.

17.


Между 1490 и 1510 годами. Бревиарий Гримани, fol. 8v. Фландрия. Школа Бенинга: Gerard Horenbout(?), Alexander & Simon Bening(?). Biblioteca Nationale Marciana via
Манускрипт рубежа 15-16 веков Бревиарий венецианского кардинала Доменико Гримани - один из шедевров фламандской миниатюры эпохи Возрождения. Это литургическая книга с календарем, молитвами, текстами церковных служб, отрывками из Ветхого и Нового заветов. Рукопись хранится в библиотеке Марчиана собора Святого Марка в Венеции. Открывают Бревиарий 24 листа календаря, по два на каждый месяц года, с миниатюрами, представляющими традиционные сюжеты, где пейзаж и бытовые черты органично соединены. В июле изображаены жатва и стрижка овец. Иллюстраторы Бревиария находились под влиянием Великолепного часослова герцога Беррийского, созданного почти веком раньше.

18-19.






Около 1540. Июль из Golf Book, выполненной в мастерской знаменитого фламандского миниатюриста Симона Бенинга (ок. 1483-1561) / Calendar pages for June with a tournament scene and a bas-de-page scene of sheep-shearing. From the Golf Book (Book of Hours, Use of Rome), workshop of Simon Bening, Netherlands (Bruges), c. 1540, BL Additional MS 24098, f. 24v, f. 25r. Source
Летние занятия аристократов можно наблюдать на этой миниатюре из Golf Book. На переднем плане - дворянин с соколом на руке на лошади отправляется на соколиную охоту, его сопровождают две собаки и двое слуг, которые несут других хищных птиц. На заднем плане группа косарей работает в поле. В нижней части страницы - отдыхающие ловит бабочек, похоже, не очень удачно. На следующей странице видим результат покоса - воз сена транспортируется на повозке.

20.


"Цикл двенадцати месяцев" в Башне Орел в Замке Буонконсильо /Castello del Buonconsiglio в Тренто, Италия /Торре Акуила /Torre del'Aquila написан после 1397, около 1400 года художником из Богемии Вацлавом / After 1397, round about at 1400. Trento, Italy, Castello del Buonconsiglio (Bishops Castle), Torre del'Aquila (Tower of the eagle). July - Making hay. via
Теперь - два июля из итальянских дворцовых фресковых циклов.

В июльской сцене из Замка Буонконсильо в Тренто главное действие - полевые работы в виде заготовки сена.

21.


Фрагмент фрески Июль из Замка Буонконсильо, Тренто. Около 1440 года. via
Крестьяне ловко орудуют косами.

22.


Фрагмент фрески Июль из Замка Буонконсильо, Тренто. Фрагмент фрески Июль из Замка Буонконсильо, Тренто. Около 1440 года. via
Чтобы коса косила она должна быть острой. Мастер точит косу.

23.


Фрагмент фрески Июль из Замка Буонконсильо, Тренто. Фрагмент фрески Июль из Замка Буонконсильо, Тренто. Около 1440 года. via
Что за замок без любовных сцен? Поклонник преподносит сокола в качестве подарка своей Прекрасной Даме.

По всей видимости, тут запечатлена аллегория или некий ритуал, связанные с куртуазной любовью. Дорогая охотничья птица, должно быть, живая и здоровая, а перевернута она лапами вверх для демонстрации вассальной верности влюбленного своей госпоже. Дама что-то проделывает с лапами сокола, а в другой руке держит некий предмет - кольцо?, подарок?

Есть предположения? Может быть, кто-то что-нибудь знает по этому поводу?

24.


Около 1470 (1469-1471 гг.). Фреска месяца июля. Триумф Юпитера и Юноны. Лев. Зал месяцев /Salone dei Mesi в Палаццо Скифанойя в Ферраре. Неизвестный художник или . via. По клику - верхний и средний регистры фрески крупнее.
Перемещаемся на 70 лет позже, в Феррару, в Палаццо Скифанойя, в Зал месяцев, где на стенах сохранился другой большой и прекрасный фресковый цикл.

Верхняя часть фрески: Триумф Юпитера и Юноны, по другой версии - Кибелы. Средний ярус: Лев и другие астрологические и аллегорические значения. Внизу: Борсо д’Эсте - правитель Феррары, заказчик росписи и хозяин палаццо принимает послов.

В триумфе Юпитера с супругой запечатлена сцена бракосочетания Янки Борсо, сестры д’Эсте. Эта реальная свадьба, которая состоялась в Ферраре, Янка вышла замуж за Калиотто пико делла Грантоло(?). Здесь имеем дело с удивительным сплавом античности и христианства. За колесницей языческих богов следуют католические священники. Наверху изображена театральная капелла без четвертой стены, стоящая на возвышенности-сцене. В капелле мы видим монахов, а вне ее - путников с мешками.

Как и другие композиции из Зала Месяцев в Палаццо Скифанойя, июльская фреска отражает великолепную жизнь кватрочентистского двора.

Вот таким видели люди былых времен июль - теплый месяц середины лета. Ну и конечно, святые покровители месяца, куда же без них. С них начали и ими закончим.

25.


Дни памяти святых второй половины июля: Св. Маргарита, Св. Мария Магдалина, Св. Иаков Старший, Святая Анна, Св.Самсон, Св.Герман. Астрологический и церковный календарь в шести частях конца 14 века / 14th century, late. Astrological and ecclesiastical calendar in six pieces. MS. Rawl. D. 939, Section 2c (verso), detail. Bodleian Library. Manuscript. Parchment. Country or nationality of origin: English. Image description: Feasts in July: The saints whose feasts occur in July: St. Margaret, St. Mary Magdalene, St. James the Great, St. Anne, St. Sampson, and St. Germaine. All with their symbols. Source

Источники и литература:
[Spoiler (click to open)]
Календарь. История и современность./Ж.де Бургуэн; пер.с франц. В.Шабаевой. - М.: "Издательство Астрель", 2006.
Юлий Цезарь. Мелани К. / Пер. с итал. - М.: Издательство "Ниола-Пресс", 2009.
КАЛЕНДАРЬ // Словарь античности. Йоханнес Ирмшер, Ренате Йоне. Пер. с нем. - Москва, «Прогресс», 1989
http://ru.wikipedia.org/wiki/Римский_календарь
http://en.wikipedia.org/wiki/Roman_calendar
Fasti Antiates
Roman Calendar - Background and Archaeology
http://en.wikipedia.org/wiki/Quintilis
http://en.wikipedia.org/wiki/Quintilis
Июль // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: В 86 томах (82 т. и 4 доп.). - СПб., 1890-1907
Вёрман Карл. История искусства всех времен и народов. Том 2 Европейское искусство средних веков. С. 159
и др.


См.также:
[Spoiler (click to open)]
Календарь. Месяц июнь от Древнего Рима до 16 века
Календарь. Май в картинках от античности до Возрождения
Календарь. Апрель в изображениях от античности до Возрождения
Календарь. Март в средневековых и ренессансных изображениях
Календарь. Февраль в иллюстрациях от античности до Возрождения
Календарь. Январь в средневековых и ренессансных иллюстрациях
Календарь. Декабрь в ренессансных и средневековых календарях
Ноябрь в ренессансных и средневековых календарях


в тумане прошлого, колесо года

Previous post Next post
Up