Сплав по реке Хопер на байдарках "Таймень" на майские праздники

May 10, 2022 19:33

Майские праздники следует проводить далеко от городов и человеческой цивилизации, которая постоянно творит черте что.
Желательно - в единении с природой.
В мае 2021 мы «единялись» с природой на реке Дон, а в 2022 году решили пройти по ее притоку - реке Хопер.

Прошли 218 километров по желтой воде и нам понравилось.

Река Хопер. Вода приобрела желтый оттенок из-за песка и глины, смытых половодьем.

Хопер - самый большой приток Дона, он течет через Пензенскую, Саратовскую, Воронежскую и Волгоградскую области, его длина 979 километров.
Туристы спавляются по Хопру почти на всем его протяжении, он не сильно меняется в ширину.
В Пензенской области его ширина в среднем 15-20 метров, в районе Урюпинска - 60-70 метров, ближе к слиянию с Доном - 90 метров.
Весьма скромная ширина русла для степной реки такой длины.

Река Хопер.

Течение Хопра в начале мае, в период половодья, весьма быстрое - 4-5 км/ч, и даже при сильном встречном ветре (10-12 м/с) каркасные байдарки тянуло течением со скоростью до 1-2 км/ч без гребли.

В верхнем течении река течет среди лесов, так что ветер там и вовсе не помеха, в нижнем течении много открытых берегов с ландшафтами степного и пустынного типа (начинаются пустыни и пустынные ветра), здесь спасает большое количество изгибов реки - ветер то в лицо, то в спину. В общем, идти по Хопру на каркасной байдарке можно при любом ветре любого направления.

На участке от Урюпинска до станицы Кумылженская не обнаружено завалов, перекатов, мостов и дамб.
Три понтонных моста убраны по причине половодья.

На берегах - много мест под палатки. Дрова есть не везде, необходимо ориентироваться на газовые горелки.

Температура воздуха в начале мая от +23 С днем до -2 С ночью, так что лучше брать спальники с запасом, с t комфорта не выше 0 С. У меня был с собой спальник Сивера Иночь-18 с заявленными T comf -10 / T lim -18 / T extr -39, что, конечно, вранье и провакация, в -10 С в нем не выспаться. В зимнем термобелье и пуховой курточке в этом спальнике более-менее комфортно переносится морозец -2 С/-3 С. Впрочем, проделки маркетологов, рекламирующих спальники - тема для отдельного рассказа.

***

Итак, мы старовали из Урюпинска.

Это маленький городок на западе Волгоградской области, население 36+ тысяч человек, несколько асфальтированных центральных улиц с городской застройкой, остальное - частный сектор с песчаными дорогами. В целях придания туристической привлекательности городу дан неофициальный статус «Столицы российской провинции».

Центр Урюпинска.

Раньше в городе активно развивался промысел вязания из козьей шерсти, поэтому на центральной улице есть памятник козе.

Почти все достопримечательности Урюпинска на одном фото.

Название города, по одной из версий, связано со словом «урюпа» (в словаре Даля - «неряха, разгильдяй»), что может относиться не к человеку, а к дикой, болотистой местности. Также связывают название с рубом: «у руба», что означает «у крутого обрыва (реки)».

Остатки дореволюционной застройки Урюпинска.

Урюпинск - старинный центр хопёрских казаков. Впервые упоминается в Новгородской летописи 13 века как город Урюпеск «в верхь Дону». Возможно, Урюпинск был кем-то разрушен (в Смутное время или ещё раньше) и основан заново в 1618 году (документальных подтверждений этой даты нет).

Закупившись печеньем, морковью и свежим хлебом, мы отогнали машину в Михайловку и занялись сбором «Тайменей».
Занятие это медатативное и небыстрое.

Слева - "Таймень" в оригинальной шкуре, справа - "Таймень" в новой ПВХ-шкуре.

Наконец, байдарки собраны, вещи упакованы, мы стартуем с гостеприимного и чистого берега из Урюпинска в наше путешествие.

"Таймень-2" в скрепной брезентово-резиновой шкуре.

Половодье затопило дороги и пляжи, покрасило воду в мутный желтый цвет, просто желтая река Хопер. Кстати. Почему Хопер?

Согласно легенде, в этих местах жил старик Хопёр. Шёл он как-то степью и увидел, как из земли бьют 12 ключей. Старик взял лопату и соединил все эти ключи в один большой поток, на котором построил мельницу и молол здесь зерно для крестьян из окрестных деревень. А реке потом дали имя её создателя. Красивая история.

Половодье на реке Хопер.

Первую ночь под Урюпинском встали лагерем возле Военного пляжа (50.78760° N, 41.97311° E), оттуда и стартовали 1 мая.

Погода все дни была солнечная, ни облачка, но холодный ветер редко позволял снять ветровки и шапки.

Кирилл и Юра - команда "Экологи-гопники".

В первый день вышли только в обед, удивительно быстро прошли 22 километра при слабом ветре и встали на ночь на живописной травяной поляне у пляжа с белым песком.

Полюбовались закатом, поужинали и легли спать.

Утром нас ждал сюрприз.
Ночью область накрыло заморозками.
Палатка, трава, деревья - все было покрыто инеем.

Сплав по югу России перестал быть томным.

Конденсат от теплого дыхания за ночь осел на потолке палатки, несмотря на открытую вентиляцию, и выпал каплями влаги на спальник.
Наша палатка дает примерно +3 градуса к температуре "за бортом", но в холодые ночи приходится расплачиваться за это конденсатом.
Что ж, будем сушить.

Пока сушили снаряжение и готовились завтракать, успели заснять удивительно красивый туман над рекой.
Теплая вода парила в холодном утреннем воздухе.
Туманы текли вместе с течением.

Туман над Хопром.

Примерно за час воздух прогрелся и пар исчез.

Весь день гребли неспеша почти до заката.
День был тихий, безветренный, берега лесистые, полные свежей весенней зеленью.
Прошли 37 километров.

К вечеру стих даже слабый дневной ветерок, на воде - только рябь от быстрого течения.
Река действительно несется - конечно, не как горная река, мелководная и бурлящая, а как огромный глубоководный поток, тихий и могучий.
Какие же тонны воды проносятся мимо каждую секунду, стремясь в Дон, а затем - к Азовскому морю!

Для ночевки нашли уютное место под старым деревом, почти без комаров (я бы от таких ночных температур тоже не особо бы летала).
Есть стол и лавочки, дрова, в общем, все, что нужно туристу для счастья.

На третий день сплава мы обнаружили, что запасы питьевой воды приблизились к угрожающе малому объему, а значит, пора наведаться в человеческую цивилизацию для их пополнения.
Пить Хопер не хотелось.
По одной из версий (может и врут), Хопер является одной из самых экологически чистых рек Европы.
Но в половодье его вода цветом напоминает бражку, что несколько отвращает от идеи испить из реки.

Нашли на карте хутор, стоящий на берегу, и попытались подойти к берегу. Везде дороги залиты водой. Поплыли по дорогам.
Видите колеи позади байдарок - по ним и плыли.

Затем мужчины отправились на добычу воды и вкусняшек на хутор, а я осталась сторожить байдарки и спать на берегу.

Магазина на хуторе не оказалось вообще, а машина с хлебом приезжает туда только по средам. Богато.
Набрали воды у местных жителей и поплыли дальше.
Догнали корягу.
Коряги, погруженные в воду, плывут по течению быстрее, чем байдарки (если не грести).
Так что мы зацепились за корягу и проплыли с ней почти 10 километров, совершенно не пользуясь веслами.
Все это время Юра бегал по бревнам как Капитан Джек Воробей, а мы просто дремали.

Однако, потом с бревнами пришлось распрощаться.
На особо крутом изгибе реки на 90 градусов бревна не вошли в поворот, зацепились за берег, начали сдвигаться и чуть не смяли наши байдарки.
Мы отделались легким удивлением от такого неожиданного нападения наших подтопленных деревянных друзей и дальше решили плыть без них.

Андрей Владимирович как всегда брутален и фотогеничен.

Берега с каждым днем становились все менее лесистые, подступали степи, а значит, степные ветра.
Степной ветер дует 8-10-12 м/с без перерыва на обед, а еще он холодный.

И даже вечером ветер не стих, штормило всю ночь.
Мы с Юрой прогулялись по лугам до ближайших холмов, полюбовались закатом.

Меловые холмы вдоль Хопра - это донные отолжения мирового океана, воды которого плескались здесь много миллионов лет назад.
Бесчисленные рачки и улитки, древние кальмары и рыбы, умирая, устилали дно обломками раковин и косточек, известняковые отложения наслаивались друг на друга - росли подводные холмы.
Сейчас их покрывает только тонкий слой земли и степные травы: ковыль, чабрец, полевые цветы.

У нас нет квадрокоптера, но изгиб Хопра виден и с вершины холма.

Ковыль светится в вечернем солнце и волнами играет на ветру.

Мягкие границы солнца и тени; заката и ночи на полях.

Все последующие дни сплава погода была ветреной и солнечной.
Каждый поворот реки (а петляет она постоянно с поворотами на 90 градусов) приносил то ледяной ветер (и тогда мы застегивались так, что только глаза торчали наружу), то полное безветрие и жару.
Но одно было постоянным - сильное мощное течение тащило нас в нужном направлении при любом ветре.
Идеальная река для спокойных сплавов.

2 кадр - ландыши. 4 кадр - чистотел.

Вот так, сцепившись байдарками, частенько и чилили по течению.
Плохо что ли? Хорошо!

Любовались закатами...

Любовались дикими безлюдными берегами...
За 8 дней путешествия мы не встретили ни одного туриста, да и рыбаков в кустах было удивительно мало.

Безлюдные берега стали местом обитания множества серых цапель.
Самих птиц я сфотографировать не смогла, но их следы на пляже впечаляют.

Вот как она выглядит - фото ruzovdmitry (почитать о цаплях можно у него https://ruzovdmitry.livejournal.com/211704.html)

Спустя 8 дней пути, мы финишировали у станции Кумылжинская.
Сначала попробовали подобраться поближе к ней по речушке Кумылга, которая впадает в Хопер и течет прямо через станицу.
Течения в Кумылге почти нет, вода стоячая, живописные тенистые берега...
Но пройти по ней удалось буквально пару сотен метров, после чего начались сплошные завалы.
Как рассказал местный житель, администрация района реку не чистит, а местым жителям самим это делать запрещает, грозя экологическими штрафами. Так и зарастает река, замусоривается упавшими деревьями русло, останавливается течение, превращаюсь в комариное болото.
Жаль.

Солнечным и ветреным майским днем мы завершили наше путешествие.
Пройдено 218 километров.
Красиво, безлюдно, дико и немного холодно.
С трудом вырвавшись на машине из песчаных дюн, мы рванули домой.

1 ночевка - 50.78760° N, 41.97311° E
1 день - 23 км

2 ночевка - 50.71297° N, 41.88162° E
2 день - 37 км

3  ночевка - 50.49674° N, 41.94063° E
3 день - 30 км

4 ночевка - 50.35782° N, 42.03037° E
4 день - 40 км

5 ночевка - 50.19539° N, 42.24922° E
5 день - 40 км

6 ночевка - 50.00403° N, 42.39138° E
6 день - 24 км

7 ночевка - 49.88735° N, 42.33334° E
7 день - 24 км

8 ночевка - 49.82833° N, 42.55911° E

Ссылка на маршрут сплава по реке Хопер от Урюпинска до Кумылжинской. Можно скачать в формате KML или GPX.

KML рекомендую открывать в приложении Organic Maps или Maps.me.
GTX удобно смотреть в приложении Osmand.
____________
Уважаемые читатели и туристы. Если у вас есть вопросы - пишите в ВКонтакте https://vk.com/radomirkka, в Instagram https://www.instagram.com/radomirkka/
Комментарии здесь, на сайте, я могу оставлять без ответа очень долго, извините.
Также даю подробные платные онлайн-консультации для начинающих туристов с треками маршрутов и советами по подбору снаряжения по Кавказу (Архыз, Лаго-наки), предгорьям Сочи, Адлера и Красной поляны, Крыму (Большая Крымская тропа, Севастопольская тропа, пещерные города), по сплавам на территории Самарской области.