Поход планировался по яйлам над море, но выпало столько снега, что не везде можно было пройти без лыж.
Пришлось комбинировать с радиалками. И морем.
31 декабря 2018. День 1
Приехали поездом в Анапу (поезд, в принципе, удобный: ночь спишь - день слушаешь книжки - ночь спишь - в 6 утра на месте).
В Анапе у ж/д вокзала нас уже ждал минивен с заброской до Судака. Авито с демпингующими водителями порадовал.
В обед мы уже был в контрольно-спасательной службе, пообедали и пошли за продуктами в город.
Случайно зашли и на соседний мыс.
Так бывает - идёшь за хлебом, а оказываешься в горах.
Моросящий дождик сменился ветром и проглядывающим солнцем.
Мыс Меганом вдали белел снежными вершинами, значит, наш маршрут немного изменится - будем идти ниже вдоль моря - ниже линии снега.
1 января 2019. День 2
С утра, позавтракав тушёнкой с макарошками, вышли из Судака и холмами, холмами направились в сторону Нового Света. Асфальтом мы ходили в прошлый Новый год. Теперь наш выбор пал на грунтовые дороги. Крымские холмы бесснежны, а заросли можжевеловых кустов благоухают. Тучи на горизонте были великолепны, но изредка проглядывало и солнце.
Плоды кактуса опунции созрели. Очень сладкие и вкусные, но потом долго-долго приходится вытаскивать из пальцев и губ прозрачные мелкие иголочки колючек.
Традиционно зашли на мыс Капчик.
А после прогулки по холмам, ближе к закату, невидимому за сплошной облачностью - остановились палаточным лагерем на мысе Чикен-кая, под нависающими над нами скалами.
Ночью шел дождь и орали какие-то птицы. Но нас не съели.
2 января. День 3
Утром спали до упора - снаружи палатки моросил дождик и было свежо, около ноля градусов. В спальниках было тепло и уютно. Но рано или поздно надо было уже выходить в свет. Вылупившись из спальников, теряя все нажитое за ночь тепло, начали греть перловку с мясом и варить кофе. Попытки сушить палатки не принесли особых результатов, снова начал накрапывать дождь.
Так, под этим капающим с небом безобразием, и пошли на гору Папая-Кая.
Осмотревшись с вершины, поняли, что все затянуто дождевыми тучами до горизонта.
Вызывали машину и забросились в Алушту. В Алуште в прошлом году мы не были.
Здесь, в гостинице, отмылись, постирались и отведали дивных чебуреков на набережной. Походим радиалочки под дождем.
3 января. День 4. Димерджи в снегу
Главная достопримечательность Крыма, по моему глубокому убеждению, это троллейбусный маршрут Симферополь-Алушта-Ялта.
Эти троллейбусы - современные, тихие, быстрые и удобные, ездят между городами с утра до вечера, стоят 20-60 р. и являются идеальным вариантом для заброски в горы.
Весь день в Алуште и на яйлах вдоль моря лил дождь, а мы с утра поднялись на Ангарский перевал.
Перевал расположен выше уровня дождевых туч и там иногда даже проглядывалосолнце. И лежал снег. Сложно ожидать встретить на берегу Черного моря сказочный снежный лес - вспомнился Таганай.
Тоже сосны, склонившиеся до земли под тяжестью ледяной корки на ветвях, тоже только три цвета в пейзаже: белый, серый, синий. Вот только тепло - морозец от силы -1С и можно идти в ветровке, но по колено в снегу.
Поднялись на Северную Димерджи - высота 1359 метров. Затем на Южную Димерджи.
Полюбовались каменными столбами в Долине сказок. Дорога пошла на спуск и вскоре зимняя сказка сменилась осенней жидкой глиной.
Круговой маршрут в 20 км зима-осень завершился на остановке нашего любимого троллейбуса, на котором мы вернулись в Алушту уже затемно.
Отлично погуляли. Дождь все льет и льет, завтра будем переезжать в Ялту - там тоже можно походить отличные радиалка по горам и снегам.
И, надеемся, глинтвейн на набережной, как и в прошлом году, ждет нас.
4 января. День 5. Ялта
Переехали в Ялту - отсюда будем ходить радиальные походы ближайшие дни. Погода на море установилась зимняя +2С днём, а ночью минус.
На высотах более 400 метров лежит мокрый снег. Так что план новогоднего треккинга окончательно сменил парадигму.
Палатки и спальники отложили до лучших времён - сушим ботинки после ливня и готовимся к походу на Ай-Петри. Затем водопады, Аю-Даг, фороский кант.
А сегодня день отдыха, переезда и подготовки: переживаем ливень со снегом и ветром до 30 м/с в модном хостеле на окраине Ялты.
5 января. День 6. Ай-Петри и Таракташская тропа в снегу
Стартовали утром по Таракташской тропе в сторону горы Ай-Петри. Если тропа по снегу протоптана - 24 км за день вполне реально пройти.
И набор высоты более километра для разминки.
До водопада Учан-Су дошли тропинками вдоль реки Водопадная.
Полюбовались на его боковые водопадики, на основной поток, аккуратно обошли стороной "туристов", приехавших на автобусах в сапогах и шубах.
У нас не было шуб, мы завистливо вздохнули и полезли на гору.
Таракташская тропа оказалась ещё более обледенелой, чем в прошлом году, когда мы ночевали на поляне за водопадом.
Сегодня тут был сплошной лёд с вмерзшими в него хвоинками и камнями.
Затем, с набором высоты, тропа скрылась под снегом, мы пошли по навигатору и метках на скалах.
Тут никто не ходил после снегопадов - приходилось тропить по снегу глубиной по колено, по очень крутому склону горы.
Подошли к вершине горы Таракташ, но последние 300 метров оказались сплошным льдом - ветры сдули снег с горы, оставив только наледь на рыжей траве.
Отсюда открывался шикарный вид на окрестные горы, Ялту, освещённую солнцем, море.
Сосны стояли обледеневшие - шапки снега на ветвях на самом деле были гроздьями льда.
Решили, что покорение вершины нам не столь принципиально, как вернуться живыми, поэтому перекусили, отдохнули и пошли по своим следам вниз.
Очевидно, после метелей верхнее плато Таракташ - Ай-Петри непроходимо без лыж или снегоступов и ооооочень хорошего знания тропы (меток не видно).
Свой вертикальный километр мы сегодня набрали и даже поболее.
А когда уже внизу, среди зелени, смотрели вверх на заснеженные вершины, даже не верилось, что мы были там. Пешком. Залезли. Зачем? Черт его знает.
6 января. День 7. Солнечная тропа
Ночью на побережье выпал снег. Утром выглянуло солнце, и он начал активно таять. Воздух был похож на холодную парилку с влажностью 99%.
В качестве отдыха решили прогуляться по царской (солнечной) тропе от Ялты до Ливадии протяженностью 7 км.
Виды с тропы местами открываются красивые, хотя с горными тропами, конечно, не сравнить...
На финише проголодались и стали рыскать в поисках работающего кафе. Совершенно неожиданно обнаружили продуктовый магазинчик, где нас накормили вкуснейшим пловом в огромных тарелках по 100 р., пирожками, пахлавой и чаем. Под впечатлением от съеденного чуть было там же и не уснули.
Юра и Лена решили отправиться обратно автобусом (и они до сих пор не вернулись), а мы с Андреем - прогуляться пешком (и мы уже вернулись в хостел, выкупались и подумываем о первом раннем ужине).
Вообще-то этот день планировался как день отдыха, чтобы завтра побродить по Аю-Даг, но что-то снова пошло не так.
Прошли 17 км. Ладно хоть по даунхильной трассе Ягодка не полезли, удержались.
Иногда в наших походах получаются такие постановочные фотографии, словно мы заставку к телесериалу снимаем. Вот - одна из таких.
Фон - тучи на Черным морем.
Антураж - колоннада Солнечной (Царской) тропы в Ливадии.
О чем фильм - сказать трудно. Возможно, о последних выживших на земле людях (конечно, туристах), бывших в горах в то время, как зомби сожрали всех остальных. Однако, туристы попались несознательные и разбились на пары, не оставляющие человеческому роду шансов на восстановление популяции.
7 января. День 8. Аю-Даг
Сходили радиалку на Аю-Даг. Навигатор нарисовал тропу, которая упёрлась в ворота военного санатория.
Вахтёр в стилизованной под военную форму одежде объяснил, что тут "военная территория", "проход закрыт", "только по пропускам" и все такое. Но за 100 рублей можно.
Мы решили не покупать военные секреты родины за сторублевки, и ответили, что просто обойдем их рассадник милитаризма стороной.
Разочаровавшись в своих ожиданиях срубить пятисоточку, вахтёр посулил нам непролазную грязь, дальнюю дорогу и колобком укатился в теплую вахтерку.
"Непролазная грязь" рядом не валялась с нашей целебной шелехметской грязью, и вот мы уже у подножия горы Аю-Даг.
Пока шли к вершине по более крутой из двух троп, пришло снежное облако. Снег сыпал крупой, скалы под мокрым снегом стали скользкими.
Наше умение превратить лайтовый маршрут в опасный снова показало себя с лучшей стороны.
С вершины Аю-Дага открывался упоительные вид на соседние деревья и серое облако, окутавшее гору.
Изредка в клочковатых просветах виднелся Гурзуф.
Отметили взятие вершины высотой 571 метр поеданием колбасы, сала и шоколада и пошли вниз.
В Партениде нас ждало кафе с блинами и горячим чаем, а блины, как известно, сами себя не съедят.
8 января. День 9.
Мы приехали из морозного Тольятти в теплый южный морской новогодний поход. В прошлом году все так и было: и +10 С, и солнце, и палатки, и сосны на морском берегу.
В этом году с гор сходят снежные лавины одна за одной: дорога на Аю-Даг была перекрыта на три дня, ну это ладно, там хотя бы высота. Но теперь даже небольшой перевал к Курортному - и тот обледенел и встал. У кого в Крыму шипованные колеса? Конечно, ни у кого, проще пару дней подождать, пока всё само растает.
Закутавшись в спальник, пережидаем неожиданные -2 С. Завтра прогноз обещает +5 С, надеюсь, обледенение сойдёт и мы полезем на Сокол, пройдем Карадаг.
На сон упаковываюсь в зимний спальник: во флисовом термобелье, пуховой куртке, шерстяных носках, шапке... Думаю, зачем все это? Почему не дома на уютном диване в тепле?
Вспоминаю ответ: "в старости ты не вспомнишь вечера, проведенные дома. Лезь на эту чёртову гору".
Завтра полезем, говорю я себе, затягивая капюшон спальника. Завтра - полезем.
9 января. День 10. Радиалка на Сокол
На крымском побережье снова выпал снег. Нас это несколько смутило, но не остановило.
Сегодня прошли 15 километров по горам с набором высоты 960 метров. Взошли на три горы: Сокол, Перчем-Кая, Голая.
Гора Сокол
Мы на вершине горы Сокол
В основном путь пролегал по обледенелым скалам и снежным тропам.
Поднявшись на гору Сокол, оказались в плотном облаке, как ёжики в тумане. Были видны только чёрные силуэты деревьев.
А слева за обрывом - ни моря, ни неба, лишь белая пелена.
Затем по навигатору пошли по соседним горам, снеговые тучи отошли и вышло солнце, открыв обзор на многие километры вокруг.
Отличная получилась прогулка, хотя и довольно тяжёлая физически.
10 января. День 11. Балаклава
На автобусах пересекли почти весь полуостров: Судак-Симферополь-Севастополь-Балаклава.
Наша любимая обзорная точка над Балаклавой, под крепостью. Каждый раз, бывая в Балаклаве, поднимаемся сюда и делаем этот кадр. Иногда в нем фигурируют мои треккинговые ботинки, иногда Андрей. Вот так - налюбовавшись на Балаклавский залив, Андрей решил пожить тут в прямом смысле слова - поработать матросом на яхте с февраля по май 2019. Балаклавская бухта приворожила :)
Заселились в гостиницу, переждать день ливня. Дешёвая, но с претензиями на изящество: туалетный столик с зеркалом в спальне, зато унитаз качается (ночью это особенно тревожно) и в стене дырка. Не знаю куда, в межкартонное пространство стен, наверное, но все же заклеила скотчем, чтобы не полезли барабашки.
Кухни, есстно, нет, это же hotel, надо кушать в ресторане, изящно оттопырив мизинчик. Только вот у нас ещё полкило макаронов и полпакета гречки не съедено.
Ну а сварить с утра свежий кофе - это, вообще, святое.
Наконец-то до Балаклавы добрались. Любимое мое место на полуострове. В ливень по горам шмыгать нельзя, очень скользко, так что наденем мембранные штаны и куртки и будем как "диванные туристы" по набережной фланировать, кормить зажравшихся черных бакланов (какие-то толстые водоплавающие птицы, которым батон не нравится) и котов фоткать.
Балаклавские коты феноменальны - каждый как два тольяттинских в объеме.
11 января. День 12. Туман на яйлах
Что-то пошло не так.
Прогнозируемый на сегодня ливень пролился ночью, поэтому утром, плотно позавтракав, мы решили прогуляться до магазина. Потом решили дойти до крепости Чембало.
Потом увидели тропу, уходившую траверсом по горе вдаль... Конечно, пошли по ней. Ведь если есть тропа - надо идти!
Вначале тропа ветвилась вдоль обрывов и скал, потом пересекла несколько ручьев, дошла до родника Аязьма-Чокран.
Там был стратегический перекресток: две нижние тропы уходили вниз к морю, на пляжи, где сейчас лазурь билась в пену о камни. Средняя тропа - разрабатываемая треккинговая "Севастопольская тропа" - уходила в сторону перевала Ласпи. Сравнительно с прошлым годом на ней прибавилось информационных щитов с интересной исторической информацией. Четвертая же тропа поворачивала круто наверх, к оврагу Осман-ульген-дере. Сначала я планировала залезть на ближайшую вершину, Кара-Фатлар, но пока поднимались к ней, с моря пришли низкие облака и окутали все вершины. Делать там в мокром непроглядном тумане было решительно нечего.
Решили уйти левее, на яйлу. Стали карабкаться по тропе (местами она же - каменистое русло ручья с потоками воды после ночного ливня).
Ветер с моря сбивал с ног, приходилось пригибаться и держаться руками за торчащие из тропы корни деревьев.
Наконец поднялись на яйлу. Ветра было поменьше, зато пришли облака. И легли на горные луга, затопив все вокруг белесой влажной пеленой.
По верхней дороге через яйлы мы и направились в сторону балаклавской бухты, месить влажную глину. Глина оказалась глубокой, вязкой и отлично липла к ботинкам.
"В таком виде могут и не пустить в приличное заведение", - сообщил Андрей, надеявшийся купить кофе и воду в магазинчике в городе.
Мы нашли горный ручей и руками отмыли уделанные в хлам ботинки. Стало немного лучше. Немного.
Через туманы, вязкие глиняные дороги и скалистые утесы вернулись мы в Балаклаву и купили-таки воды.
Потому что пить то, что течет там из крана - решительно невозможно.
Итого, прогулка в магазин за водой и кофе: 20 км и 400-500 м набора высоты.
12 января. День 13. Все идёт по плану
Утром я проснулась с твердым намерением нагуляться по горам до упора, т.к. завтра нам уже улетать.
Остальные участники команды в последние дни как-то сникли и километраж наматывать не хотели, а хотели только дефилировать по набережной и посещать продуктовые магазины. Набережная Балаклавы колоритная, слов нет, но в горы попа сама себя не затащит.
В общем пришлось идти одной.
Ообогнула Балаклавский мыс и поднялась на скалы, затем первая вершина для разминки - скала Мытылино, всего 174 метра, но очень живописная, отвесная со стороны моря.
Затем над морем - до вершин плато Карань, горы Кая-Баш, высота 266 метров. Вид оттуда открывался потрясающей, море, наконец-то освещённое солнцем, было лазурным.
Затем дорога свернула вглубь "материка", полями, грунтовыми тропами навигатор вел меня кратчайшей дорогой к мысу Фиолент. Встретила двух женщин с тремя хаски, сказали, что на пути военная часть, обходить придется далеко, через кладбище. Ну ок, военная часть на навигаторе указана, дорога в обход.
Иду полями и вдруг упираюсь в забор, КПП и все дела. Ни с того, ни с сего. Выходят люди в стиле милитари, я спрашиваю: "Как бы мне ваш заборчик обойти, мне на мыс Фиолент надо". "Начнем с того, как вы вообще сюда попали? Тут военная закрытая территория". "Шла по полям да пришла, ничего она не закрытая, вы меня лучше пропустите. Мне вон туда, на Фиолент". Сняли цепь, замок, открыли ворота, пропустили.
Через час я была на мысе Фиолент, пофоткала... Поела орешков... Хорошая зима, тепло и красиво.
Километраж за день 21 км, набор высоты 700 метров.