Продолжаем путешествие по Западному и Южному Казахстану.
После
озера Индер мы погнали в сторону Каспийского моря, к городу Атырау.
Город небольшой, но нефтеносный, что наложило на него свой отпечаток.
Первая часть поездки -
Казахстан #1 Озеро Индер. ***
Когда у тебя есть нефть, деньги и пустыня, не всегда получаются Арабские Эмираты. Иногда получается Атырау.
В город мы въехали под пение муэдзинов, разносившееся из громкоговорителей - скоро должен был начаться молебен в главной мечети.
Мужчины со округи ручьями стекались на площадь. Женщинам там молиться нельзя. С мужчинами.
На фото - центр города - общественное пространство.
Отсутствие деревьев и тенистых мест делает площадь местом безжизненным, учитывая палящее солнце и сильные ветра.
Зато плитки потрачено немеряно.
Искусственный тенёк в странном "шатре" - только тут и сидят люди, в основном молодежь, уткнувшись в смартфоны.
Памятник местному герою или правителю.
Пустыня чувствуется все сильнее: где есть регулярный полив - трава растет.
Где полива нет - будет только голая земля и глина.
Старая, скорее всего еще советская, застройка с национальными орнаментами.
И велопрокат.
Везде на улицах бетонированные каналы для воды, везде они - сухие.
Арыки, они же ливневки - здесь почему-то открытые, падай - не хочу.
А посколько казахи хоть и мусульмане, но водку с пивом глушат зачетно (наблюдения из кафе и столовых), то и падают туда наверное тоже с завидной регулярностью.
Поскольку отличным асфальтом уложены только улицы городов и магистрали, а чуть в сторону - грунтовка из глины с песком - каждый казах считает своим долгом купить джип.
Легковых автомобилей на дорогах Казахстана мы почти не встречали, джипов всех мастей - великое множество.
А смысл иметь джип, если его никто не заметил среди сотни других джипов?
Каждый маневр на дороге водители Атырау сопровождают бибиканьем.
Стоит на светофоре и не едет? Би-би! Без разницы, что красный горит, я на джипе и у меня есть клаксон!
Хочу повернуть из левого ряда направо и мешают машины в правом ряду? Би-би!
Остальные джипы в ответе не стесняются и жмут "на кнопку" еще яростнее и дольше.
Иногда казалось, что по улицам ездит по кругу пьяная вдрыбаган свадьба на джипах.
Разъезд двух джипов на парковке перед торговым центром и вовсе превращается в кошачий концерт.
В соревновании "кто более истерично умеет бибикать" победили казахи - наши уши свернулись в трубочку.
Несмотря на жаркое солнце снова дул пронизывающий ветер.
В довершении всего в здании, где мы нашли две столовые, не было света, и мы были вынуждены пообедать фастуфудом. Печалька. Это не обед, это так. Издевательство. Нам нужен плов за 500 тенге (менее 100 рублей) и чайник молочного чая с лепешками! Мы уже привыкли! Да, за один день.
В общем и вкратце, Атырау не произвел на нас неизгладимого впечатления.
Прогулявшись по улицам несколько километров, мы решили не продлевать визит в городе и ехать дальше.
***
Чего написано - не знаю. Но звучит устрашающе, если читать вслух по-русски.
Казахи любят возводить вдоль дорог такие "немалые" скульпутурные формы.
На вершине, как правило, птица или зверь - гепард, тигр, что-то такое.
Сусликов почему-то не ставят, хотя они и есть настоящий символ пустыни.
По такому асфальту на скорости 110 км/ч можно пить кофе, не расплескав.
Чем далее на юг, тем больше экзотики. И вот уже коров и коз сменили верблюды на самовыгуле.
При виде человека они начинали завывать как пожарная сирена и драпать.
Озера в степи тут и там, но пресных почти нет.
Вот это - слабосоленое, судя по цвету воды.
Но все же соленое, видите высохшую соль на берегу? Вода отступает, испаряясь от жары, соль оседает.
А вот это - сильно соленое.
Более высокая концентрация соли дает белесый оттенок воды, и она кажется зеленовато-лазурной.
В нем уже даже руки не помыть - воды жирноватая и густая на ощупь, а потом руки высыхают и покрываются коркой соли. И она чешется.
Наталья высмотривала в бинокль миражи над дорогой и степью, а также гаишников.
Один штраф за превышение у нас уже был. Отделались легким испугом от угрозы штрафа в 30 000 тенше (6 тысяч рублей) и сторговались на 1000 рублей.
Едем по моему навигатору в смартфоне.
Все-таки заранее закачанные карты в Maps.me - это вещь!
Здесь я впервые увидела своими глазами миражи пустыни.
Теплый воздух начинает отражать, зеркалить.
Видите, на горизонте дорога кажется мокрой и машина словно отражается в луже.
На самом деле везде сухо, просто горячий воздух зеркалит то, что над ним.
А в пустыне воздух отражает небо и кажется, словно там озеро. Подъезжаешь поближе - нет, пустыня. А вдалеке уже новое озеро-мираж.
Так путешественники и плутали наверное когда-то в поисках воды.
Дорога приводит нас в городок Бейнеу - развилку дорог на Актау и Узбекистан.
Мы заехали отдохнуть, размять ноги, прикупить вкусняшек и заправить машину.
Городской рынок.
Не все продавцы разумеют по-русски.
Тогда на помощь призывается соседний продавец, рзвучивающий цену на хорошем русском языке и выжидающе глядящий - будем торговаться или нет. В переводе на рубли цены на все примерно раза в два ниже, так что торговаться из-за 100 тенге (20 рублей) смысла не вижу. Чем, наверное, разочаровываю продавцов. Но мне не нравится торговаться.
Застройка посёлка двухэтажная, озеленение слабое. Ну, собственно, его почти нет.
Местность представляет собой равнину с абсолютными отметками 10-30 м. Плоскач, в общем.
Водоёмы отсутствуют. Растительность пустынная, разреженная.
Климат резко континентальный, крайне засушливый.
В общем, райское местечко. Чем живут - непонятно.
Шик и богатство! Обклееный золотой пленкой БМВ (кажется) позади мусорного бака придает еще большую несуразность этому двору.
Улица города. Тут и машины ездят, и жители ходят. Объединенное общественное пространство, так сказать.
И советской постройки водонапорная башня.
Сыр.
Сухой до невозможности и такой же соленый. Воды в нем, кажется, нет ни капли.
Словно сухое молоко с солью утрамбовали в каменной крепости пирамидки, которые можно сосать или грызть.
А вот лепешки и брынза - более привычны и очень вкусные. Это наш обед.
И снова шикарный асфальт магистральных дорог. На Каспий. На Актау.
Вскоре на холме над дорогой показалось старое кладбище.
Сил моих сидеть уже не было, поэтому нацепив зеркалку я бегом поскакала на холм, пока остальные товарищи отдыхали около машины на трассе.
Бег по степи - то еще удовольствие. Несмотря на беговые кроссовки, бежать было неудобно.
Это только из окна машины кажется, что степь плоская.
На самом деле она вся в кочках, сусличьих норах, колючках и верблюжьих лепешках.
Так что это был бег с припятствиями и прыжками вверх по склону под палящим солнцем.
Но это была разминка умирающим от долгого сидения мышцам, а потому - радость.
Увиденное с дороги кладбище оказалось музеем под открытым небом со свободным посещением через забор.
"Бейнеу - погребально-культовый комплекс памятников ХVІ века, на территории Мангыстауской области Казахстана. Находится в 17 км к югу от посёлка Бейнеу, на древнем караванном пути через реки Эмба и Сагыз в Сарайчик. Исследован археологом Т. Жанысбековым. Разделён на 3 части двумя глубокими оврагами. Свыше 800 объектов. Древняя часть расположена на западном участке, поздняя - на площадке высокого мыса, образованного крутыми склонами двух оврагов".
"Памятники выполнены в традиционной для Каспийского ареала формах и композициях: купол, однокамерные мавзолеи, саганатамы и многочисленные малые архитектурно-декоративные формы в виде кулпытасов, койтасов и другие. Здесь же вырублена одна из подземных мечетей Бекет-Ата".
"Около 50 памятников, среди которых 3 куполных мавзолея, 5 сагапатамов и более 40 малых форм имеют художественную ценность. Однокамерные купольные мавзолеи выполнены из плит и блоков пиленого известняка. На северо-восточном участке древней части некрополя находятся 4 койтаса, отличающиеся богатством декоративных элементов".
В общем, если коротко, хоронят они в этих каменных домиках.
Вернулась в машину, поехали дальше.
Не прошло и сотни километров - новая интересность - провал грунта рядом с дорогой. Огромный.
Такой гигантский сухой овраг в степи, изгибы которого уходят куда-то к горизонту и скрываются за поворотом.
На стене обрыва хищная птица сложила гнездо и растит птенцов.
При нашем появлении птица улетела, а птенцы прикинулись пушистыми комочками, не подающими признаков жизни.
Затаились.
Три птенца, а в центре - дохлая мышка, мама еду оставила.
Прогулялись по верху обрыва.
Еще один житель степи - черепаха.
Колючий кустарник.
Неколючее карликовое деревце.
Провал уходит вдаль.
Снова в путь, и дорога приводит нас к началу плато Сор Тузбаир.
Сначала я думала, что это такое название, оба слова.
Оказалось, что сор - это по-казахски "солончак".
Т.е. это солончак Тузбаир.
"Сор или шор - разновидность солончака; мелководный бессточный солончак (в замкнутых впадинах) с ясновыраженной береговой линией характерный для пустынь Центральной Азии, в частности Казахстана".
"Поверхность лишена растительности.
Образуется в результате высыхания солёных озёр.
Поверхность сора проходима в сухое время года (с июня по октябрь) для пешеходов. В это время года грязь сверху высыхает, образуя относительно твердую корку с белыми выцветами соли. Однако корка, покрывающая солончак, при ходьбе местами проваливается на глубину до 10 см в лежащий под ней слой незасохшей солончаковой грязи".
До самого озера-солончака Сор Тузбаир мы добрались на обратном пути и заночевали там.
Хотя выезжать на машине по поверхность солончака, конечно не стали - во-первых, там можно застрять, а во-вторых, с двух попыток не нашли дорогу к спуску с плато на озеро, а время уже поджимало.
В этот раз только полюбовались красотой гор.
Ящерка спряталась под камнем.
Меловые отложения. Очень крепкие, не осыпаются под ногами!
И поехали дальше.
И снова отличный асфальт Казахстана.
Камни для постройки домов режутся из местной горной породы - ракушечника.
Миллионы лет миллиарды рачков умирали в мировом океане, их панцири и ракушки спрессовывались на дне.
Потом вода отступила, оставив ракушечник в степи.
Вот из него и состоят эти горы.
Близость населенного пункта задолго выдают стада пасущихся в степи коней.
Мама с жеребенком.
А вот и очередной провал. За ним - озеро-солончак Сор Тазбаир.
Как это выглядит со спутника - ссылка на
гугл-карту.
Надежда встретить закат солнца на Касписком море угасала вместе с его последними лучами.
Но пейзажи вокруг были такие, что никак не могли насмотреться и ехать дальше.
Впереди - Актау. Город на Каспийском море.
Продолжение следует.
***
Наверняка, кому-то будут интересно технические вопросы поездки.
Вчетвером загрузились с палатками, спальниками, продуктами, запасами воды и бензина в вазовскую Lada Priora Хэтчбек.
Проехали 3800 км.
Потратили на бензин 30 000 тенге + 2000 рублей. Бензин 95 в Казахстане стоит 155 тенге/литр.
1 рубль - примерно 5 тенге.
Вся поездка обошлась в 2 000 р. на бензин/человек и 5 000 р. попутные траты/человек.
Ехали по треку туристов, загрузив в навигационную программу Maps.me -
https://cloud.mail.ru/public/EV5C/GqoM12ZbN Путешествие по Казахстану: