Как должен выглядеть город, откуда бы не уезжали жители

Oct 28, 2024 05:49


Мои родители закончили среднюю школу, когда те еще были раздельными на мальчиков и девочек. Мальчики с девочками по-разному взрослеют, по-разному учатся, потому их по разному учили и готовили к взрослой жизни.

В той системе знания были больше и прочнее. Мои родители были инженерами с «тройками» в дипломе. И хотя я был отличником и победителем разных олимпиад - до моего выпускного класса родители «делали» меня как облупленного в математике, физике, химии. Они принадлежали к другому поколению и к другой стране. Они учили меня никогда не торговать ни лицом - ни задницей. Говорить то что думаю, а не то, что выгодно. Но наверно, только так и нужно работать инженеру: проектировать мосты, строить дома, прокладывать коммуникации... Чтобы те служили, а не падали. Ах да... К чему это...

Три недели назад в моем городе похолодало и произошла авария на линии ХВС (холодного водоснабжения). Город на полтора дня остался без воды. Аварию залатали, включили воду, отопление, по счастью, наружная температура поднялась, давление в обветшалых (еще советских) сетях понизили. Перевели дух...

По реакции на мое возмущение (от друзей и читателей) я услышал «Добро пожаловать в 21-й век». Об этом не говорят в новостях, но подобные аварии сегодня происходят всюду. Ведь новостройки по всей стране ставили без ремонта и расширения старых сетей. И это втихую происходит даже в ближнем Подмосковье, на говоря про мою глубинку.



Наши «городские старики» уверенно перечисляют проблемные точки коммуникаций - и тихо, чтобы не сглазить, предсказывают «зимнюю жопу». Через пару недель будет похолодание, и срочные ремонтные работы опять начнутся по всему городу... И такая же фигня происходит в других городах нашей необъятной. И это, похоже, общая экономическая тенденция.

Сразу говорю - дальше пойдет про законы управления городами: долгосрочное планирование инфраструктуры, строительство, системы ЖКХ, отопление, водоснабжение... Если кто-то увидит здесь про политику - это 1) случайно, 2) на его совести и 3) давайте об этом не сегодня...

Человек я, пожалуй, «несколько токсичный». Потому что требую от других людей того же, что требую от себя. Кому-то не нравится. Мол, что ты требуешь от себя - это твое личное дело. Но какого хрена ты что-то требуешь от других людей? Тем более, чиновников... Но от их работы зависит жизнь моих друзей, коллег, соседей и десятков тысяч людей в моем городе. И потому должны существовать качественные стандарты управления городом. А не собственные стандарты пермских чиновников, коммунальщиков и региональных министерств.

20 лет назад я «переел» бандитизма вокруг себя - и искал страну, куда хочу переехать. Через пять лет я поумнел, понял, что надо меняться и менять жизнь вокруг себя - и вернулся. Но тогда я на полтора года «завис» в университете чужой страны. Больше всего там меня поразил курс противодействия преступлениям в бизнесе. В своей стране я об этом только догадывался. И когда сталкивался - обычно не знал, как реагировать. Тогда вместе с советской системой отменили правила советской деловой этики. В новой «рыночной» культуре умение (извините) пи@Еть и пИ@ить - оказались единственной частью деловой культуры...

Тамошние стандарты опирались на решения местных Судов - и Их логика мне понравилась, так как они напоминала принципы справедливости, которые заложили в меня родители: быть компетентными, отдавать себя работе и не заниматься пустой трепотней. Работать с оглядкой на общественные интересы и общественное мнение. И это был не «совок», а самый настоящий рынок, как бы ни представляли «рынок» либералы.

Тридцать лет назад моя страна «незаметно потеряла» в своем названии слова «советская социалистическая и республика». И теперь отчаянно пытается управлять сложнейшими социальными процессами - без «советов» и социализма. Но так не бывает... Ни одна страна не осуществляет свое развитие без опоры на население: ни Швеция - ни Китай. А там, где это происходит - там извините, всегда и только «Африка».

Оказывается, плохое управление и ненадлежащие предоставление услуг, с точки зрения рынка - это преступление. Кто не верит, проверьте области «Корпоративного права» (Corporation Law) в части «Обязанностей директоров» (Directors' duties). И «Общего права» (Business Law) в части Обмана в предоставлении контрактных услуг (Torts).

Эти темы экономики на русский язык не были переведены ни тогда - ни сейчас. Понятно почему: СССР разваливали люди, которые были заинтересованы только в том, чтобы украсть и исчезнуть.

Нам предложили обертку» от рынка без настоящего наполнения. Сразу же были изданы книги про «модные фишки» колониальной политики, вроде фондового рынка, бирж, фьючерсов, изысканных способов учета... Но про ответственное управление - не переводили ничего. Между тем, в английском учебнике по корпоративному праву - четверть учебника занимают обязанности директоров. Там это важная часть Системы. Потому что быть директором и чиновником - это не только торговать позитивным, извините, лицом. Это конкретный стандарт работы - перед Обществом и акционерами.

Мы до сих видим экономику по ее колониальной модели, где у менеджера одна задача - присосаться, извините, к сиське, выдоить ее, свалить... - И дальше хоть трава не расти.

Надо ли и как оценивать качество работы чиновников, управляющих и менеджеров? Надо - потому что за этими должностями большие деньги, ответственность, выборность, возможности коррупции, высокая оплата.

В книгах по корпоративному управлению обязанности управляющего, директора, менеджера - определены как Duties of skills, care and diligence. То есть, к обязанности проявлять профессиональные умения, должный уровень заботы и конкретность в работе. И тому то, как понимать эти обязанности на практике - посвящены тысячи страниц. Можно часами пересказывать конкретные кейсы и судебные решения - и изучать их применение к нашим конкретным проблемам.

Менеджмент - это всегда «продажа воздуха». Но даже воздух надо продавать по правилам, чтобы не было необходимости оправдываться и скрываться. Существует жесткий стандарт, который менеджер ДОЛЖЕН соблюдать: это стандарт сравнения с тем, что должен был предпринять хороший менеджер на таком месте, с подобными полномочиями и такой ответственностью.

Итак... Водоснабжения в моем городе не было полтора дня. Потом вода пошла. Слабыми неуверенными струйками - но, мать его, пошла...

Оказалось, что городские власти провалили подготовку города к зиме. Город «отрезали» от заводских теплосетей - и на время похолодания утроилась нагрузка на старую сеть холодного водоснабжения. Которая без серьезного ремонта пролежала в земле 40 лет. В сложившихся условиях надо понимать, что аварии неизбежны, и жителям города в ближайшие шесть месяцев придется быть готовым к серьезным перебоям в подаче воды и отопления.

Во-первых, следовало бы сделать выводы по ситуации. Это следует сказать Суду, но прогноз неутешительный. Городские власти оказались некомпетентны и безалаберны. Такая же халатность была проявлена «концессионером» - компанией Т-плюс. Которые занимались планированием отопления в каком-то другом городе, без учета рельефа (!), существующих мощностей (!!), нагрузок и износа сетей(!!!).

Во-вторых, что делать. Три условия. Первое, мы на время забудем, что компания Т-плюс может решить проблемы города. Проблемы города должны решать сами жители - через выбранных ими депутатов. Второе - на время забудем про понты городской администрации. Потому что они выбились наверх только потому что светили своими фейсами в Перми. У них нет ни 1) требуемого опыта, ни 2) должного образования, ни 3) общественного доверия. И третье - надо решать комплекс проблем, а не пытаться заработать на отдельных участках.

Люди выживают не только преодолением текущих трудностей, а надеждой и грамотным планированием будущего.

В чем главная проблема. Вместо того, чтобы заниматься развитием города в интересах жителей и городского бизнеса - городская администрация заключила контракт с «варягами». Грубо «кинув» городской бизнес. Поставив граждан перед перспективной двухкратного (и выше) увеличения коммунальных платежей. То есть, грубо похерив принципы общественной Стабильности - для кого и с кем вместе должен развиваться город.

Начать надо с того, что мы должны ответить на вопрос: как должен выглядеть город, из которого бы не хотелось уезжать молодежи? В нем должно быть 1) современное жилье, 2) современная социальная инфраструктура (школы, больницы, дороги...), 3) загруженные заводское мощности с достойной зарплатой и 4) достойное образование, чтоб обеспечить местное население достойной работой.

Эта работа начинается с планирования городской застройки на перспективу 20-30 лет. В городе есть замечательный музей, которые не видят городское власти. Это Проектный отдел Металлургического завода на территории завода в здании ЦМИ-2. Там можно увидеть этапы городского планирования тех времен, когда развитие города планировалось на Заводе. Картины на его стенах позволяют оценить размах требуемого планирования. Именно эту модель реализуют сегодня в Китае, где каждые 30 лет радикально меняется внешний облик городов.

Так делали в СССР на моих глазах. Я был шестилетним, когда напротив моего дома еще стояли деревянные дома. Их тогда снесли, и за пару лет на их месте построили три огромные хрущевки, в одну из которых переехала моя семья. Вместо десяти деревянных домов на их месте оказалось 250 квартир и детская поликлиника. Это строил город совместно с заводами. Так выглядела система настоящего городского управления. И иначе не бывает.

С начала 90-х в городе из города стали выкачивать ресурсы. Москва и Пермь поддержали «кадры», которые разрушили город, «кинули» население и чудовищно обогатились. Началась застройка окраин частным сектором. Это делалось без планирования требуемых коммуникаций (водоснабжение, канализация, электричество, газ, очистные сооружения...), без их дублирования, без планирования социальной инфраструктуры, без строительства новых дорог, общественного транспорта, парковых зон, автостоянок и т.д.

При этом, были приватизированы и позднее уничтожены строительные мощности города, железобетонный комбинат, строительные мощности заводов, не были подготовлены необходимые кадры. 35 лет работы на старом наследии подошли к концу.

Сегодня городу надо построить двести новых квартир, чтобы выселить людей из частного сектора - и освободить территории под современное развитие. Так бы сделали в Китае. Так делали 35 лет назад в СССР. Если на этом процессе не осуществлять откатов и допускать коррупции - это не потребует бюджетных инвестиций (кроме стартовой суммы).

Но вначале должна быть создана концепция городского развития и Генеральный план развития. В нем должны быть определены направления развития на 20-летнюю перспективу.

Сколько должно быть и какого жилья, элитного и социального, сколько инфраструктуры в «шаговой» доступности (школ, поликлиник, ТЦ), какие должны быть дороги, сколько потребление коммунальных услуг. Это работа по планированию города существовала, пока управление города осуществлялось совместно с заводами.

На основании этого определяется объем земель, подлежащих изъятию для прокладки необходимых коммуникаций и современной жилой застройки. Одновременно рассчитываются объемы и формы компенсации собственникам изъятой недвижимости. Такие компенсации существуют разного типа (…)

Так делается по правилам современного градостроительства. Это строго делается выбранными и уполномоченными представителями города и в открытом порядке. Это не сложно. Было бы желание, мозги и ответственность перед горожанами.

Но городскими сетями теперь занимается «Т-плюс»... И так как городской бизнес откровенно нагло отстранили от системы управления городскими сетями теплоснабжения - делать это должно «Т-плюс». На ее кредиты, под контролем Городской думы и выбранных горожанами депутатов.

Или это все же был колониальный захват и грабеж - под стать бандитской приватизации?

Мне бы хотелось, чтобы оценка работы депутатов городской Думы и городской администрации поменялась: от матерной - до одобрительной.

Не важно, что они говорят о себе. Важно то, что они делают, как «это» выглядит с стороны, к каким результатам ведет. У человека могут быть самые чистые мотивы, но важен только итог.

А результаты, мягко говоря, хреновые и неутешительные. Город «застыл» в плохой версии 80-х, его строительная индустрия разрушена, коммуникации устарели, медицина - только имитируется, а образование - фикция. Вместо грамотного развития городского бизнеса - привлекают варягов, которые еще сильнее разрушают город. Вместо инструментов ответственности городской власти перед горожанами - назначенцы. Чем это отличается от гауляйтеров при, извините, чужеземной оккупации? В том, что «варяги» из нашей столицы, а не из чужой? Возможно, им обидно прочесть такое про себя? Но нужно работать головой и исправлять проблемы, чтобы не возникали дурацкие ассоциации. Чтобы работа городской администрации - не походила на самые плохие примеры из нашей истории.

В вашем городе такая же х... - или, надеюсь, получше?

Previous post Next post
Up