История - это Официальный фольклор. То что нас объединяет и вносит Социальную повестку. Однако известные факты из Истории можно «сложить» в другие версии, сильно себя не обманывая. И там будут совсем другие «Уроки Истории». Как это соотносится друг с другом?
Был случай- после пятидесяти работал репетитором английского. Там столкнулся с проблемой. Хочется объяснять так, чтобы детям действительно «доходило». Дело было с настоящим совершенным временем. То, которое по-русски - прошедшее, а по-английски - настоящее. Не понимают логику. «Сам, наконец, понял». Они нет.
Зашел с другого боку. Дети вы все немного двуличные гаденыши. Вы дома ведете себя одним образом. В школе - другим. И хотя это плохо, но иначе, наверно, нельзя. Даже наверно, вы трех-личные гаденыши. С друзьями вы ведете себя еще иначе. И у вас неплохо получается. Наверно, так и надо.
Так вот: пусть английский станет для вас четвертым образом по разному, пардон, «фильтровать базар». Вы когда родителям говорите: «уроки выучил», вы говорите в прошедшем о будущем. А когда хвастаетесь перед друзьями говорите в прошлом о несбыточном. Просто другие правила играть.
О том, что объяснение получилось, я понял, когда дети на следующем уроке стали объяснять Present Perfect моими словами.
Но с другой стороны, этот совет был не про английский и не для детей. Это был совет мне самому. Так мы все живем... В жизни каждого человека тоже существуют три «реальности»:
1) дом и семья,
2) друзья,
3) школа, работа, дорога, государство, словом «внешний мир».
В полноценной жизни должны быть эти три «мира». Ты обязан присутствовать везде, и быть разным в каждом из реальностей. Без этого не бывает полноценной жизни.
Официальная история - это История только в «третьей реальности». Во второй реальности - должна быть другая История. Потому что в ней другие темы, герои, выводы. О чем я рассуждаю, это История во «Второй реальности». То, что существует рядом с Первой, не заходя на ее территорию.
Надо понимать масштабы вранья вокруг, чтобы понимать, что верить - нельзя никому.
Во мне Вторая реальность - жутко либеральная версия. Что здесь тюрьма народов, «Мордор» и песец... Это предельно циничная версия, которую надо понимать, стебать ее сторонников и не заморачиваться, когда с нею сталкиваешься. Это взгляд многих друзей. Их нельзя бросать из-за политики.
Вторая реальность - это здравый смысл и никакой политики. Пару лет назад я стал садоводом. Доски, гвозди, инструмент, мелочевка. Новый- старый взгляд на жизнь. Тридцать лет в руки не брал. Когда описываешь эту жизнь - сложно обойтись без обсценной лексики... Как я, извините, заебался из-за подзабытых мелочей... Когда вдруг стало нужно все и сразу. Мы все «инструменто- зависимые» люди. Но вся эта «мелочевка» сейчас воспринимается как естественный спутник цивилизации.
Однако отсюда есть нетрадиционный взгляд на цивилизацию, как способности обеспечивать себя «мелочевкой». Гвозди, болты, лопаты, ножи, проволока, скобы, мастерок, сверло, напильник... Вы даже не представляете, насколько этот взгляд на мир отличается от взгляда из кабинета, из библиотеки, из умных книг.
Для начала сравним температурную статистику какого-нибудь Парижа и например, Екатеринбурга. И оценим, для освоения какой из территорий требуется более высокой уровень цивилизации. И откуда он берется.
Любому понятно, что лето там так же хорошо, как здесь. А зима в Париже на 20 градусов теплее без сильных заморозков. Там замечательный климат, да-три урожая в год, развития инфраструктура, и стабильно вырождающееся в тепличных условиях зажравшееся коренное население. Грубо? Потому что (увы) точно.
ИМХО: не верю, что нынешний «крестовый поход» африканцев, арабов и афганцев на Европу - первый в Истории.
В прошлые годы завоевание проводили армиями, сегодня - то же самое делают через организованные транспортные и туристические потоки. У всех «крестовых походов» - или один «заказчик» или один Закон.
Если есть территории, где жить на 20 градусов сложней. Естественно, у такой территории есть свои социальные законы. Климат расширяет прокрустово ложе исторических рамок. Когда ее описывают в европейских понятиях - ее понимают искаженно.
Умеренный климат лесной полосы, где расположена наша страна - это территория, где постоянные поселения требовали определенного уровня развития цивилизации. Сезонные кочевники - с ними проще. Постоянные поселения должны быть сразу такими, чтобы пережить полугодовую зиму, когда внешняя температура падает до минус 30, и может оставаться такой несколько месяцев.
Жизнь в таком климате была вынужденно скученной. Крестьянское общинное хозяйство - это не черта характера. Это способ использовать по максимуму дефицитные ресурсы.
Человек полгода должен был по 8-10 (а иногда 14-15) часов находиться в скученном ограниченном пространстве деревянного дома. Естественно в таком обществе возникают ограничения на открытое выражение эмоций - и соответственно, существует уязвимость к простейшим инструментам «харизматического манипулирования».
«Зимовка» требует не просто наличия хорошей зимней» одежды. Само слово «зима» непереводимо в Европе. Там плохо понимают, что «зима» - это минус 30, а не минус 1.
Скученность населения в зимний период вела к двум другим факторам - формированию «горизонтальных» связей между людьми, и способность надежно опираться на такие связи. Это привело и к более высокой эффективности ведения войны, и к высокому уровню конкуренции в процессе получения знаний. Методы европейского воспитания европейской аристократии - основаны на гораздо более суровом климате и другой «не-европейской» социальной системе.
Первый уровень развития, когда такой инструмент постоянно ввозят со стороны. Второй - когда его производят уже на самой территории.
Без существования подобных заводов - разговоры о «цивилизации» - пустой звук. Это не столько про Россию - сколько про Западную Европу. Откуда взялись ткани на картинах из прошлого? Их ткали вручную или станками? Какое огнестрельное оружие - без машиностроительных заводов? Какой порох без его промышленного производства в течение 200 лет?
Можно ввезти инструмент на месяц пути, на два. Но какими окажутся затраты и цена продажи?
Развитие металлургических заводов и угольных шахт в Германии и Британии - это эпоха уже после революций 1830-1848. Однако откуда везли в Европу мозги и технологии?
Оттуда, где такие заводы работали больше ста лет. Где были богатые «поверхностные» залежи, где научились делать дешевый инструмент и простые орудия убийства. Откуда пришла армия - организованных и вооруженных всадников - и захватила Европу. 1860-1871.
Почему капитализм не развивался в России? На уральских заводах это называлось «крепостное право». Люди постоянно уходили из деревень на заработки. Не было ограничений роста населения. Не было «пролетариата», класса молодых людей без дома, без семьи, без будущего. Там существовал «индустриальный тоталитаризм». При этом, сразу были организованы школы и училища, система кадрового воспроизводства. Первое в России Горное училище было создано в Екатеринбурге в 1724 году, на 30 лет раньше МГУ (где из «наук» тогда обучали только юриспруденции).
В 1860-е годы прусская армия подчинила себе территории Германии, Австрии, Дании, последней в 1871 году пала Франция. После этого промышленное производство Германии и всей Европы получило «толчок». Появились настоящие рабочие, настоящий пролетариат, первые социальные бунты и профсоюзные организации.
На уральских заводах документированное производство печей, паровозов, пароходов - за 20-50 лет раньше, чем про «это» заговорили в Европе.
Центрами промышленности были развитые территории Индии, прежде всего в Бенгалии. До голода 1860-х, когда там вымерла треть населения. Проводниками - Орден иезуитов в «катайской» (католической) церкви. На старых картах «китай» начинался сразу за Волгой.
Однако в 1860-м году русские войска вместе с союзниками взяли «некий пекин», после чего к России присоединились территории за Амуром. Это событие сиротливо смотрится в китайской истории, его не заметили. Оно из книг иностранцев.
Какой город на самом деле взяли войска союзников, если «пекин» - это всего лишь способ передать по русски два иероглифа «северный» и «столица». Сами китайцы называют свою страну «Уо Гуо», европейцы ее зовут «Чайна», а мы - «Китай». Хотя «Китай-город» в центре Москвы говорит, что этот «географический» топоним не мог относиться к территориям за 6 тысяч километров. И за год пути.
При том, что предметы «китайского» экспорта были намного ближе: фарфор, шелк, порох - из Персии и Средней Азии привезти в три раза ближе. Там даже есть своя «китайская стена» - Горган. А на старых картах под Аральским морем иногда нарисованы китайские иероглифы.
Пять лет назад в краеведческом музее города Кунгур Пермской области меня едва не задержали. «Чайная столица», мол потому что в 1910-е годы здесь жили братья-проходимцы «грибановы», которые стали местный кипрейный чай продавать на русский рынок под брендом «китайского». Но каким еше мог быть чай в Москве?
Я задал два вопроса. После первого: почему вокруг русского города Кунгур - только татарские деревни, а в музее про «не русских» жителей - только печатный Коран на арабском (!!) языке... Милая служительница музея замерла в ужасе, мол, мусульманские экстремисты добрались и до нее, а я воспользовался ступором, и благополучно смылся...
Если серьезно. Можно уверовать в любые рассказы из школьных учебников и книг, выпущенных государственной академией наук. Однако если некие «посвященные» построили завод посреди глухих лесов - науки на этом заводе требовали латынь и немецкий, население на рынках говорило «по-татарски», а в церквях детей учили славянской грамоте. Если добавить, что в 1927 и 1929 году прошли две языковые реформы. Арабскую вязь сменили кириллицей, после чего держать дома старые книги стало опасно. Кем стало население - и какими остались его корни?
Заводов и населения «ЗА» Уралом всегда намного больше, чем «ПЕРЕД» ним. Это означает, что Сибирь и Урал заселяли не из Москвы, а с юга. И это естественно.
Второй свой вопрос я даже не успел задать: в уральских музеях практически нет фотографий 19-го века. Первые фотографии из архивов почти всегда уже 20-й век. ... При том, что фотография существует почти полвека. Понятно, что много подделок, понятно, много неясного. Но почему?
В последние годы СССР местные краеведы опубликовали странные данные местных архивов про полную мобилизацию всего взрослого населения уральских (и ижевских) заводов в 1860-е годы.
Одновременно с этим российское государство присоединило к себе Бухарский эмират и Хивинское ханство. История их присоединения интересна тем, что она описывает только часть войны. Противником Российской империи были две империи кочевников, с которыми всерьез считались в Европе.
Однако окрестности Хивы и Бухары - это только зимние стоянки кочевников. Летом жизнь там совершенно невыносима - и кочевники были обязаны отправляться на север. Весна - полторы тысячи километров по цветущей степи. Лето на севере, где в изобилии ресурсы для жизни, скота, производства, строительства. Осенью- обратно по дождливой степи. За счет кочевого образа жизни кочевники обладали ресурсами громадных территорий. Это не был «европейский пролетариат», потому его жизнь не отразилась в русских социальных науках.
История этого государства была уничтожена тем, что территорию поделили между узбеками, казахами и русскими (включая татар, башкир, калмыков...) Доказательства кочевых миграций - верблюд бактриан на гербах Челябинска и Челябинской области, шесть знамен на гербах «Тобольской» губернии, дубовые орнаменты в геральдике Томской губернии.
Южные области Урала и Сибири - осваивались именно таким способом.
Кому принадлежит история кочевого народа? Степи, по которой они проходили два раза в год? Южной столице, которую захватили и создали вассалитет? Или северной столице этого кочевого государства, которую «проглотили» так, что никто ничего не заметил? Не заметили потому, что когда более развитая культура встречается с менее развитой, и им есть что предложить друг другу - нет конфликта. Но нет конфликта - нет и исторического свидетельства.
В итоге, из истории Урала и Сибири выпало важное звено. Здесь живут - слепо веря в те качества Москвы, о которых там даже не задумывались.
ПС. История в завершение. Говорят, что монголы в 13-м веке, дойдя до Хорватии, вспомнили о Родине - и вернулись домой. Как было «по чесноку»? Увидев Хорватию, завоевав ее, убив мужчин, поимев всех женщин - монголы забыли про свою Родину, став «скромными хорватами», которые (всего лишь) принесли из Индии в Европу шахматы. Эту историю повторили в Европе в 19-м веке. Повторяют и сейчас.