Согласитесь, когда ты идешь в магазин купить кастрюлю или чайник - ты ждешь, что это должны быть именно кастрюля или чайник. Тебе не нужен красивый сувенир в виде чайника, где опасно кипятить воду. И не нужен сувенир в виде кастрюли, где суп за сутки превратится в (пардон) гастрит и понос. Нормальный человек не задумывается, может ли быть вредной обычная посуда. А подвох может быть там, где ты его не ждешь.
В этом году мы вышли на немецкий рынок. Рынок посуды в Германии совсем другой. Очень часто дают советы, как тебе надо делать посуду. Посуда есть дома у каждого - и каждый считает себя экспертом: «Попробуйте ту-или-иную форму, дайте такой-то цвет...»
Тут главное сдержаться, чтобы послать собеседника в ...опу максимально деликатным образом. Почему... Экспериментировали мы в этом направлении немало. Забавно, что практически все советы от лучших маркетологов - это убытки. Опыт показывает - то, что нравится мужчинам - консультантам, никогда не нравится женщинам - покупателям.
Наверно, есть и другие рынки, где действуют подобные правила. Рынок посуды - предельно консервативный. Почему? Может гормоны, может воспоминания детства. Есть вещи, понять до конца которые - себе дороже. Их нужно принимать - как есть. Когда ты понимаешь какой-то рынок изнутри (и у этого есть много доказательств в виде затраченного времени, доходов, затрат и потерь) наверно, самое глупое брать советы - оттуда, где по определению нет подобных знаний, опыта и компетенций...
Если кого-то обидел - не со зла: здесь о том, что товар, чтобы его купили - совсем не обязательно должен быть современным. И о том, что есть области, в которых платные консультанты - вообще ничего не понимают. Наверно, знать тайны и глубина маркетинга - иногда нужно, чтобы этим багажом вообще не пользоваться.
Самый яркий пример - «футбольный мячик». Оригинальный и запоминающийся дизайн.
Но женщина в магазине никогда его даже в руки не возьмет, тем более - не поставит на своей кухне. Это мне сейчас понятно, что это не посуда. Это сувенирная продукция, мужской подарок, но совсем не товар для полки посудного магазина. Мало кто может сказать, что за счет подобных неудач он стал умней на десять миллионов рублей. Но как-то так и можно объяснить, что такое опыт. А наши конкуренты - бедолаги повторили за нами эту ошибку.
Так вот - посмотрели мы на немецкий рынок... Немецкие предпочтения сильно отличаются от русских. К примеру, там вообще не воспринимает цветочки и ягодки на эмали. Там покупают посуду совершенно однотонных цветов. Спорить с чужим вкусом - бесполезно. Так видит посуду на своей кухне обычная немецкая хозяйка. Мы сегодня единственные в России, кто сам варит для себя эмаль. Остальные ввозят. Так что нам ответить на требования этого рынка - проще, чем кому-то еще...
Зафиксировали нужные цвета, привезли образцы. Провели испытания. И представьте - ужаснулись. Понятно, что сегодня немцы сами посуду не делают. Покупают где-попало: в Румынии, Турции, Сербии... У нас на заводе испытания проводятся по старой немецкой системе, описанной профессурой из ГДР в учебниках 50-х годов. Не ждешь подвоха, но нынешняя «посуда из Германии» - оказывается совсем не «немецкой».
Тест стандартный: дистиллированная вода + 1% раствор уксусной кислоты, нагреваем до 80 градусов, потом на сутки при комнатной температуре. Затем выпариваем, и на рентгеноскопе смотрим содержание вредных веществ, и сравниваем их с Санитарными нормами.
Грубо говоря, тест показывает, что будет в супе - если там один день оставить солянку или щи... Этого теста сейчас в Европе не делают. Мы делаем, потому что находимся не только на рынке посуды, но и на рынке эмалей. Нам этот старый советский еще тест - нужен. Так вот, тест «немецкой» посуды показал превышение в 5 раз СанПинов по кадмию и марганцу. Эта посуда оказывается просто опасной. Канцерогенной. Это означает или то, что при производстве эмали - использовались «грязные» руды. Или в процессе варки эмали были нарушены температурные режимы. Или сэкономили на составе. Положили больше песка - и меньше тех добавок, которые отвечают за образование стекла, за прилипание стекла - к железу, за поверхностное натяжение и ровный слой эмали.
Когда долго находишься внутри какой-то отрасли - проблема не столько в том, как понять ее специфику, физику и химию. Главная проблема - как эти вопросы перевести на нормальный русский язык. На составах эмали можно сэкономить до половины ее стоимости. В стоимости посуды это 2-3%. Но современные «эффективные менеджеры» - как правило, экономят там, где экономить опасно. Что можно часто видеть на живых примерах.
Самый яркий тест - на разрушение посуды. На горячем песке посуда нагревается до 200-300 градусов, потом внутрь выливается литр холодной воды. Советская эмаль должна выдержать этот стресс - минимум трижды. Импортная не держит совсем.
Словом - сделали и продали. Ниже аналогичные тексты нашей посуды. Самые безвредные эмали - как ни странно - черные. Лучше всего - эмаль «черный рябчик» («черный гранит»), который не только безвреден даже в кислой среде, но интересен еще и тем, что на такой эмали в чайнике не будет накипи. Забавно, что оказавшись внутри этого рынка - сам я поменял всю посуду дома - на черную внутри...
Теперь интересно, как отреагирует немецкий рынок - на наш товар. На продукцию завода, который сами же немы построили на Урале сто лет назад... И где «немецкого» (ха-ха) осталось - больше, чем в самой Германии.
Важно. То, что здесь написано - относится к кухонной посуде. Турецкая посуда из условной сети «Одьмерочки» или китайский чайник с привокзального рынка - это не посуда, а (в лучшем случае, «северный пушной зверек», а в худшем) «оружие массового поражения». Да, превышение русских СанПинов - может быть не критичным. Может быть, «не рванет». Но здоровье - сложная штука. С ним лучше сотрудничать и не давать организму поводов воевать с самим собой.
Выводы - ? Жить вообще вредно, но на всякий случай - совет от директора: жрите только из российского. А то, что везут из Турции и Китая - как бы это красиво не выглядело - пусть кушают сами... дай им тоже Б-г здоровья...