"Моментальная" фотография сегодня.
(продолжение)
Глава 3. Нескладывающиеся автоматические камеры или "кому "мыла" занедорого?"
В конце 1960х годов Полароид, судя по всему, решил бороться за потребителя и пошел на радикальные шаги, начав производить линию недорогих камер, назвать которую с современной точки зрения можно одним словом: "полароидомыльницы". Разумеется, снижение цены не прошло даром и замена буквально всех частей на камере с металла на пластик дало лишь одно преимущество: все камеры этого класса были легче по весу, чем автоматические складывающиеся камеры, но в то же время они стали больше по размеру (со всеми вытекающими отсюда проблемами в переноске). Впрочем, массой и размерами изменения не ограничились. Вот какое чудо можно было встретить на прилавках магазинов дилеров Полароида в 1969-1979-х годах:
- жёсткий пластиковый корпус;
- объектива из пластиковых линз (в 1969-м году встречались еще стеклянные).
- отсутствие дальномера;
- наводка на фокус вращением объектива (у некоторых моделей объектив вообще зафиксирован);
- самовзводящийся затвор.
Модели камер этого класса изготавливались как под плёнку "Тип 100", так и под "квадратную" плёнку "Тип 80", а некоторые могли использовать оба типа плёнок. Рассматривать камеры под "Тип 80" мы не будем за ненадобностью, ибо ничем они от камер под "прямоугольную" плёнку не отличались (разве что размерами), а плёнку "Тип 80" давно уже не выпускают (разве что Unsaleable.com продаёт один её вид - "Chocolate").
Поэтому остановимся в нашем коротком обзоре лишь на камерах, предназначенных для использования плёнки "Тип 100". Начнём с модели "Colorpack II", выпускавшейся с 1969 по 1972 годы и являвшейся первой камерой этого класса, которая могла использовать цветную плёнку.
Её ТТХ следующие:
Объектив: 114 мм, f/9.2 (3 элемента из пластмассы или стекла).
Затвор: электронный (от 10 сек до 1/500 сек);
Система экспозамера аналогична автоматическим складывающимся камерам;
Установка чувствительности плёнки (изменением значения диафрагмы): только 75 ASA и 3000 ASA
Вспышка: сокет для Flashcubes.
В видоискателе имеется простое устройство фокусировки по размеру лица, установленный на дистанцию 5 футов (примерно 1,5 м).
Вместо роллеров используются так называемые "spreader bars" (распределительные полоски) (см. примечание "Тянут-потянут, вытянуть не могут…").
В заднюю крышку встроен "Cold Clip" - примитивное устройство для проявки плёнки в зимних (читай - холодных) условиях.
Все остальные модели нескладывающихся камер, использующих стандартную прямоугольную плёнку "Тип 100" так или иначе базировались на модели "Colorpack II" (немного странно, что модель с названием "The Colorpack" начала выпускаться на 3 года позже и была однотипной с моделью "Colorpack V"), поэтому для удобства я свёл наиболее "продвинутые" модели из всего ряда нескладывающихся камер, выпущенных Полароидом за 20 лет, в небольшую таблицу, обозначив их отличия от модели "Colorpack II":
Отличия отдельных моделей камер от модели "Colorpack II"
"Colorpack III" (cм. Рис. 7):
+ встроенный механический таймер
+ установлен т.н. "focusing aid" - простейшее устройство, позволяющее определить дистанцию до объекта съёмки (экземпляры, продававшиеся за пределами США, могли его и не иметь).
Некоторые экземпляры камер этой модели имеют стеклянные линзы объектива.
Рис. 7. Polaroid Colorpack III
"Colorpack IV" / "Colorpack M6":
+ встроенный механический таймер
"Colorpack V (CP5)" / "Minute Maker Plus" / "Super Shooter" / "Super Shooter Plus" / "Colorpack 200" / "Instant 30" / "EE60" / "EE66" / "Super Colour Swinger III"
+ установлены роллеры вместо распределительных полосок (весьма полезное свойство!), а также:
++ "Minute Maker Plus" могла использовать также "квадратную" плёнку "Тип 80".
++ у "Super Shooter Plus" добавлен встроенный таймер.
++ у "Colorpack 200", "Instant 30", " EE60", "EE66" и "Super Colour Swinger III" есть штативное гнездо.
"Super Colorpack" / "Super Colorpack IV"
+ установлен т.н. "triangulation distance finder" - простейшее устройство, позволяющее определить дистанцию до объекта съёмки, но чуть более "продвинутое", чем "focusing aid" на "Colorpack III".
+ встроенный механический таймер
"Colorpack 200", "Instant 30", "EE60", "EE66" и "Super Colour Swinger III" - модели для международного рынка, так что лучше их искать на европейских Ибеях. Кстати, по поводу Ибеев. Этот класс камер - один из самых дешевых среди всего поюзанного фотобарахла, который можно встретить на Ибее. Дешевле могут быть только Инстаматики. Если с Вас требуют больше 5 долларов за эту камеру - уходите от этого продавца. Я, например, свой Колорпак 2 и ЕЕ66 (обе - в "нулёвом" состоянии) купил на немецком ибее за 1 евро каждую, и я бы не сказал, что мне жутко повезло. Действительно, сейчас эти камеры почти ничего не стоят. Поэтому их очень часто (и, в основном, именно ради этого) берут для переделки на пинхол-камеры (см. видео ниже) или для установки на них лучших объективов, снятых с других камер, как например, с камеры Kodak Tourist II.
Click to view
Примечание. Пару слов объективах или "является ли пластмасса двигателем прогресса?"
Не стоит забывать, что Полароид - это была одна из самых инновационных компаний своего времени. Причём не только в области фотографии (вспомним лишь о поляризационных линзах). Помимо всего прочего Полароид в 1940-х годах первым стал применять пластиковые элементы в оптических системах. С первого взгляда получаемая выгода просто колоссальная - оптическое стекло надо долго и особым способом варить, потом остужать, нарезать, шлифовать, полировать… и при всём при том вещь это достаточно хрупкая. Изготовить же линзу из пластика не только занимало меньше времени, но и было гораздо проще - пластик можно было просто отлить в требуемой форме. Поэтому использование пластмассовых элементов в фотографических объективах удешевляло производство в разы, позволив снизить цену на камеру со 150 долларов (столько стоила модель "Automatic 350", производившаяся в то же время, что и "Colorpack II") до 30 долларов за "Colorpack II". Впрочем, стоит заметить, что, помимо положительной разницы в цене между пластиковыми и стеклянными объективами, была отрицательная разница в качестве получаемой фотографии, так как "пластиковая" оптика никак не могла достичь качества "стеклянной". Но не следует при этом забывать, что Полароид позиционировал эти камеры для того класса фотолюбителей, особенно американских, покупавших камеру прежде всего для съёмок типа "это тётя Эльза на барбекю", которым нюансовые различия в картинках, получавшиеся при использовании пластиковых объективов по сравнению со стеклянными, были глубоко "по барабану", и возможность сэкономить 120 долларов были гораздо существенным плюсом в пользу "Колорпаков", нежели приобретение более "продвинутой" камеры со стеклянным объективом. Поэтому стремление к снижению розничной цены камеры постоянно доминировало в маркетинговой политике Полароида, впрочем, есть слухи, что Полароид в своём стремлении довести стоимость изготовления камер до нуля, в начале 70-х всё же пока не совсем "в натуре наглость потерял". Поэтому ранние экземпляры моделей "Colorpack II" и (правда гораздо реже) "Colorpack III" действительно имеют стеклянные линзы объектива, причём с нанесённым просветлением. Помимо сине-зелёного оттенка просветления на поверхности линз, свидетельством наличия стеклянного объектива может служить размер его переднего элемента, который по размеру чуть меньше, чем пластиковый. Интересующимся, разумеется, следует отдавать предпочтение стеклянным линзам, к счастью камер с ними произвели в достаточном количестве.
Кстати, достаточно просто определить, какой объектив установлен на камере: пластиковый или стеклянный (это правило относится как к складывающимся, так и к нескладывающимся моделям пак-камер). Для этого на посмотреть на видоискатель/дальномер: если он складывается, значит у камеры установлен стеклянный объектив. Если не складывается - пластиковый. Единственное исключение - модели 330/335 (нескладывающийся видоискатель, но стеклянный объектив).
Примечание. "Тянут-потянут, вытянуть не могут…"
Особенность плёнки “Тип 100» (как и «Тип 80») заключено в её названии «плёнка разделяемого типа (peel-apart film)”. Небольшой рассказ о том, как это всё работает, будет чуть позже, а сейчас хотелось бы коснуться одной детальки, которая является одной из важнейших в процессе обработки плёнки, а именно - так называемых «development rollers» и “spreader bars”. Именно через них протягивается «бутерброд» из позитива и негатива, в процессе чего раздавливаются пакетики с химикатами (кои размазываются внутри "бутерброда" в процессе протягивания плёнки), и происходит проявление/фиксирование и перенос изображения не позитив. Так вот "development rollers" представляют собой два небольших валика, которые вращаются вдоль своей оси в момент протягивания плёнки. "Spreader bars" (распределительные полоски), в свою очередь - это просто две полоски, сжимаемые друг с другом специальной пружиной (фото обоих девайсов скоро будет). Для удобства в работе больше подходят роллеры за счёт практического отсутствия силы трения в момент протягивания плёнки, а вот с «полосками» можно намучиться, ибо при «неправильном» приложении силы (например, слишком быстро вытягивать плёнку), плёнка может застрять, порваться, перекоситься… в общем, можно запороть кадр. При стоимости кассеты плёнки, равной стоимости 10 камер (10 долларов стоит кассета, и 1 доллар - камера), лучше всё же потратиться на модель с роллерами.
(продолжение следует)