"Моментальная" фотография сегодня.

Apr 23, 2009 22:47


Внимание! Этот обзор несколько раз редактировался (в основном - дополнялся). Последний раз - 27/04/2009.

"Моментальная" фотография сегодня.

Часть первая. Камеры для фильм-пакетов "разделяемого типа" (ФПРТ или peel-apart pack-film cameras).

Жизнь моментальной фотографии казалось бы навек угасла вместе с почившим в бозе её зачинателем и проводником - компанией Полароид. Однако, со временем оказалось, что не всё так плохо, как казалось поначалу: сформировался небольшой круг любителей "полароидов", соответствующая фотоплёнка, хоть и в сильно поредевшем ассортименте, до сих пор выпускается, ну а камер Полароид наделал в своё время достаточно, даже слишком. Вот это-то "слишком", вкупе с небольшим оживлением интереса к "полароидам" в среде российских фотолюбителей (и, соответствующими вопросами), и подвигло меня на написание небольшого обзора, посвященного выбору "правильного" фотоаппарата среди кучи того хлама, что было произведено Полароид Корпорейшн.
В целом, весь ассортимент выпущенных камер для ФПРТ можно грубо разделить на две категории, прежде всего исходя из их размеров: Полароид выпускал "складывающиеся" и "нескладывающиеся" модели. Складывающиеся, в свою очередь, также делятся на автоматические и полностью механические. Каждая из категорий имеет свои плюсы и минусы, о которых будет рассказано отдельно.
Описывать все модели камер нет большого смысла (и надобности), поскольку основные ТТХ всех выпущенных моделей камер этого класса одни и те же, а различия заключаются в наличии тех или иных свойств (настроек, объектива, видоискателя, штативного гнезда и т.п.). Ну, а поскольку подавляющее большинство полароидных камер являются "мыльницами" в полном смысле этого слова (работа с которыми при дороговизне самой фотоплёнки, может считаться чистым мазохизмом), и относительной дешевизной всей модельной линейки камер (кроме некоторых моделей), вполне допустимо ограничиться обзором отдельных моделей, наиболее "любимых" пола-фотографами во всём мире.
Итак, начнём.

Глава 1. Автоматические складывающиеся камеры.

Камеры этого типа являются наиболее используемыми среди пола-фотографов, поскольку предлагают достаточно широкий выбор настроек вкупе с более чем хорошим "качеством" самой камеры при её относительно небольшой цене (обычная цена камеры на аукционе Ebay от 20 до 50 долларов за камеру; если с комплектом аксессуаров - может быть дороже). Всё вышесказанное, впрочем, относится лишь к тем моделям камер, о которых будет упомянуто ниже.

Общие ТТХ камер этого типа:
- выдвигаемый вперёд фронтальный стандарт со встроенным объективом с затвором;
- убираемое пластиковое защитное покрытие, которое защищает камеру в сложенном положении;
- фокусировка передвижением фронтального стандарта специальными рычагами слева и справа от камеры (что весьма удобно);
- механический взвод затвора;
- спусковая кнопка находится на корпусе камеры (в "привычном" для фотографов месте);
- наличие РС входа для вспышки (за исключением 360й модели) с креплением самой вспышки сверху на камере.

Основной особенностью камер является их "автоматичность" (это отражено в названии каждой модели - "Automatic"), что подразумевает отсутствие механических настроек экспозиции и, соответственно, зависимость камеры от батареек. О батарейках будет рассказано отдельно (см. "Кое-что о батарейках"), а вот о "начинке" интересующих нас моделей поговорим более детально.

..."в начале было Слово".

Общей прародительницей всех автоматических складывающихся (и, отчасти, - нескладывающихся) камер была модель "Automatic 100" (см. Рис. 1), выпущенная Полароидом в 1963 году. К слову сказать, эта камера произвела фурор больший, нежели выпущенная десятилетие позже знаменитая SX-70.

Основные характеристики этой модели следующие:

Объектив: 114мм f/8.8 (3 стеклянных элемента);
Затвор: электронный, с выдержками от 10 сек до 1/1200 сек.;
Раздельный складывающийся видоискатель/дальномер (видоискатель имеет рамки границ кадра с компенсацией параллакса);
Экспозиция автоматическая, через приоритет диафрагмы;
Установка чувствительности плёнки: 75, 150, 300 и 3000 ASA;
Наличие переключателя "выбора сцен" с двумя положениями диафрагмы для каждого значения чувствительности плёнки;
Наличие компенсатора экспозиции (-1/+2 стопа), т.н. Контоль "Lighten/Darken";
Корпус и фронтальный стандарт - металлические;
Наличие штативного гнезда;
И, до кучи, в комплекте шёл кожаный ремешок для переноски камеры.


Рис.1. Polaroid Land Automatic 100.
Все остальные модели так или иначе базировались на "Automatic 100" и отличались от неё лишь другими объективами, видоискателями, дальномерами, материалом корпуса, набором ручных установок и тому подобными мелочами. Впрочем, наиболее используемые пола-фотографами камеры этой категории практически ничем от модели "Automatic 100" не отличались.

Исходя из опыта огромного числа пола-фотографов, среди 32 моделей выпущенных камер этого класса следует обратить внимание на модели, имеющие в своём наименовании такие цифры: 250, 350, 360 и 450 (модель "Automatic 100", описанная выше, упомянута лишь в качестве "прародительницы" и обращать внимание на неё стоит лишь в случае, если нет возможности обзавестись одной из указанных четырёх моделей).

Отличия от модели "Automatic 100" и друг от друга у них следующие:

Модель "Automatic 250" (даты производства: 1967-1969, рис. 2) - наличие объединённого видоискателя/дальномера производства компании Zeiss Ikon. Что и говорить, вещь эта весьма удобная и лучших видоискателей, чем этот цейссовский, на камерах этого класса не устанавливалось.


Рис.2. Polaroid Land Automatic 250.

Модель "Automatic 350" (даты производства: 1969-1971) - ничем от модели "Automatic 250" не отличается за исключением установленного на задней крышке электронного таймера (см. примечание 1).

Модель "Automatic 360" (даты производства: 1969-1971. см. рис. 3.) - аналогична модели "Automatic 350" за исключением измененного значения диафрагмы на установке "Дневной свет" для пленки 3000 ASA (f/60 вместо f/42) и наличия специальной сопряженной вспышки, которая работала исключительно с этой моделью (см. примечание 2).

Рис.3. Polaroid Land Automatic 360 со вспышкой и зарядным устройством.

Модель "Automatic 450" (даты производства: 1971-1974) - та же самая модель "Automatic 350", только с другим номером модели.

Примечание 1. Электронный таймер.
Электронный таймер - вещь достаточно нужная (была) для этого вида моментальной фотографии, поскольку фотографу надо было точно отсчитывать время, необходимое для проявки и фиксирования позитива, чтобы не дай бог не разделить его с негативом раньше или позже чем нужно. А время это зависело от температуры, при которой происходил процесс обработки (соответствующие таблицы находятся на коробках с плёнкой, а Фуджи вообще на каждом листе плёнки печатает). Впрочем, в настоящее время особая ценность этого прибора представляется весьма сомнительной, так как все современные плёнки используют саморазрушающиеся химикаты, так что перепроявить плёнку практически невозможно, а чтобы недопроявить её надо очень сильно спешить (обычно процесс обработки занимает 90 секунд, да и секундной стрелки на наручных часах или таймера в мобильнике никто не отменял пока). К тому же этот электронный таймер зачастую находится в нерабочем состоянии (а ремонтировать его - чистый мазохизм), и, более того, было замечено, что он иногда мешает использованию кассет производства Фуджи, так как в отличие от оригинальных полароидных кассет они делаются не из жести, а из достаточно мягкого пластика и выпуклость внутри задней крышки (где располагается таймер) иногда так придавливает крышку кассеты с плёнкой, что проэкспонированную плёнку становится весьма трудно извлечь из камеры (впрочем, подобная проблема была замечена не у всех камер с таймером).

Примечание 2. О вспышках в целом, и о вспышке для модели "Automatic 360" в частности.
Одним из больших недостатков всех камер для ФПРТ, кроме полностью механических, является практическая невозможность их использования с современными вспышками. Дело в том, что в 1960-х годах популярными накамерными источниками искусственного света были так называемые flashbulbs или одноразовые лампы-вспышки. И, хотя Х-разъём для вспышки, имеющийся на каждой модели полароидных автоматических камер,  ничем не отличается от современного РС-разъёма, использовать современные вспышки на  них можно с большими оговорками (через "танцы с бубном"). Дело в том, что автоматика камеры, настроенная на импульс лампы-вспышки, время горения которой в несколько раз больше, чем импульс современных электронных вспышек, будет давать неправильную экспозицию.
Единственную модель, которая могла использовать электронные вспышки, Поларод выпустил в 1969 году. Благодаря этому свойству, модель "Automatic 360" считается лучшей среди автоматических складывающихся камер. Хотя Полароид и тут сделал не как все, а разработал вспышку, которая, хоть и работала от аккумуляторов и имела крэдл для зарядки, могла использоваться только на модели 360. Модель 360, в свю очередь, могла использовать только эту самую специальную вспышку. Еще одна плохая новость заключается в том, что в настоящее время вспышки эти, как правило, все "дохлые", так как использующиеся в них никель-кадмиевые аккумуляторы давно "поумирали" за прошедшие 40 лет с момента их производства. Впрочем, умеющим паять и слегка разбирающимся в электронике, вполне по силам заменить аккумуляторы и оживить её. Но сей предмет оставим за рамками настоящей истории (интересующиеся всё же могут сходить за подробными инструкциями по "реанимации" вспышки по этой ссылке (на английском, сорри): http://www.rwhirled.com/landlist/how2-365batt.htm).

Глава 2. Хотите делать всё ручками, так получите...

К категории "складывающихся" камер можно отнести и четыре модели полностью механических фотоаппаратов, выпускавшихся Полароидом  с 1965 по 1977 годы в весьма небольших количествах (больше всего было выпущено камер модели 180 - 80 тысяч. Сравните с выпуском модели "Automatic 100" - более 1,2 миллиона). Небольшой объем выпуска и определённая "эксклюзивность" этих камер обусловила их текущую цену: порядка 200-400 долларов США (по статистике с Ebay). Переплачивать ли в разы за более светосильный объектив и возможность пользоваться механическими настройками, пусть каждый решает сам, а мы поговорим об отличиях этих камер от их "автоматических" собратьев.

Итак, первая полностью механическая модель за номером "180" (даты производства: 1965-1969).

Фактически, это та же модель "Automatic 250", за исключением следующих элементов конструкции:
- объектив Tominon 114 мм f/4.5 (4 стеклянных элемента);
- центральный затвор Seikosha (с выдержками от 1 до 1/500 сек);
- М и Х гнёзда для вспышки;
- встроенный автоспуск;
- и, разумеется полностью механическая установка экспозиции (выдержки и апертуры).

Модель "195" (даты производства: 1974-1976. см. рис. 4).
Аналогична модели "180", за исключением чуть более светосильного объектива (Tominon 114 мм f/3.8), а также замены цейссовского видоискателя на раздельный видоискатель/дальномер как у модели "Automatic 100" (впрочем, замена этого видоискателя на цейссовский (снятый, например, с вышеуказанных автоматических моделей) не представляет особых трудностей, так как они полностью взаимозаменяемы). Да, еще на этой модели был установлен механический таймер.

Рис.4. Polaroid Land 195.
Модель "190" (даты производства: 1974-1977).
Аналогична модели "195", за исключением замены механического таймера на электронный.

Также под наименованием "Модель 185" выпускались две камеры. Первая, даты производства и объём выпуска которой неизвестны, по слухам, была аналогична модели "180", но имела объектив Mamiya Sekor (127 мм f/5.6) и другой затвор (тоже лепестковый механический). "Новая" модель "185" производилась в небольших количествах в начале 2000-х годов в Японии и была аналогична модели "195", но на ней был установлен лепестковый затвор Копал (1 - 1/500 сек., плюс выдержки B и T). Видоискатель/дальномер модели "185" тоже был раздельного типа, причем нескладывающийся. В целом, обе модели 185 можно считать редкостями даже среди механических камер Полароида, так что оставим их коллекционерам.

Кое-что о батарейках...

Как было уже раньше сказано, все автоматические камеры работают исключительно от батареек, и, соответственно без оных их можно использовать лишь как музейные экспонаты. Всё бы было ничего, ибо батареечная промышленность еще работает, но мешает таки маленький нюанс - оба типа батареек, использовавшихся в автоматических складывающихся камерах, в настоящее время этой промышленностью как раз и не выпускается. Впрочем, ситуация не настолько плоха, как кажется. Во-первых, можно найти (в США) пару мануфактур, которые делают эти батарейки (по 8 долларов за штуку + пересылка), а во-вторых, можно съездить на радиорынок (или в то место, где продаются радиодетали), купить там батарейный отсек (какой именно - чуть ниже),  взять (или купить/попросить у кого-нибудь) паяльник и переделать камеру на батарейки типоразмера ААА или CR123A, которые, как мы все знаем, продаются везде (или почти везде).
Сначала об электричестве. Все автоматические камеры работали с напряжением 3 Вольта, 4,5В или 6В (3В для самой камеры и 3В - для электронного таймера).  Соответственно, выпускались и батарейки: №531 с напряжением 4,5В и №532 с напряжением 3В. Из вышеперечисленных четырёх моделей, лишь 250-я работает от 4,5В, а 350, 360 и 450 работают от 6В. Впрочем, если не нужен электронный таймер, можно обойтись и 3В.
Соответственно, проходит и модернизация: модель "Automatic 250" переделывается на 3 батарейки ААА  (1,5В каждая), а модели "Automatic 350", "Automatic 360" и "Automatic 450" - на две (или одну, если без таймера) литиевые батарейки типоразмера CR123A (3В).
Теперь о батарейных отсеках (можно и без них батарейки припаять, но тогда перепаивать придётся каждый раз во время их замены). Для батареек ААА больше всего подходит вот отсек BH432А (который в Москве, в частности, продаётся в магазине ЧИП-и-ДИП). А для CR123A  придётся купить BHC-CR123A (в том же ЧИПе-и-ДИПе).
Отсек для батареек находится в камерах "Automatic 250",  "Automatic 350" и "Automatic 450" сзади (чтобы его отрыть, надо нажать на металлическую кнопку сбоку - на первом фото видно):



а в камере "Automatic 360" - спереди (а здесь для открытия понадобится что-то острое - ручка, спица и т.п.):



Свою 250ю я пока на ААА не переделывал, т.к. она мне досталась с рабочей оригинальной батарейкой, поэтому фото процесса переделки у меня пока нет, хотя там ничего сложного нет: надо отвинтить оригинальный батарейный отсек, отрезать его от проводов (белый - плюс, чёрный - минус), выломать перегородки, чтобы освободить место для нового отсека и припаять его (соблюдая полярность) к проводам. Весь процесс в картинках с сопровождающим английским текстом описан тут: option8.110mb.com/polaroid/100/100.6.html.

Что касается 360й, то свою я переделал на полностью механическую, так что батарейки ей стали вообще не нужны. Однакож, с несложным процессом переделки (в картинках и с английским опять же текстом) можно ознакомиться тут: http://option8.110mb.com/polaroid/350/350.6.html.

Кстати, для того, чтобы проверить рабочесть установленной батарейки (а заодно - затвора камеры), необходимо установить чувствительность плёнки 75 ASA,  взвести затвор, навести "электронный глаз" на источник света и нажать на спусковую кнопку. Потом опять взвести затвор, закрыть пальцем "электронный глаз" (такой миниобъектив рядом с объективом) и опять нажать на спусковую кнопку. Если затвор будет оставаться открытым существенно большее время, чем в первом случае, то можно говорить, что затвор и батарейка работают. Насколько точно отрабатывается экспозиция, впрочем, может дать ответ только тестовая съемка.

Глава 3. "Современные" складывающиеся автоматические камеры.

"Последней песней" Полароида в классе автоматических складывающихся камер стали несколько моделей под индексами "The Reporter", "EE100", "EE100 Special", "The ProPack". Все эти модели безбожно проигрывают своим предшественникам, о которых было рассказано выше: пластиковые линзы объектива, отсутствие дальномера, отсутствие компенсации параллакса, сокращенный набор устанавливаемой чувствительности плёнки, пластиковый корпус - это явно камеры "на любителя". Единственное (хотя и относительное) преимущество одной из этих моделей "The ProPack" - возможность подключения электронной вспышки. В целом, обращать внимание можно только на "The ProPack", и то, если она достанется вам за бесплатно или за очень небольшие деньги (долларов за 5, например).

(продолжение следует...)

Все фотографии размещены с любезного разрешения Мартина Куна (Martin Kuhn), который создал и поддерживает замечательный сайт, посвященный фотопродукции компании Полароид: www.landlist.org

polaroid, полароид, поларойд

Previous post Next post
Up