Чайная пятница. История чая

Aug 22, 2014 12:47



Чай - один из старейших напитков на планете. Добавлять в воду растения для придания ей особенного вкуса научились еще неандертальцы. Но официально, конечно, считается, что чай произошел из Китая. Именно там, во времена династии Тан, в VI-VII веке нашей эры начали массово заваривать листья с неприметных низкорослых кустов, которые превращали обычную жидкость в целебную. Причем великолепный напиток употребляли как императоры, так и обычные сельские жители.


Разумеется, летописи об истории чая в те далекие годы не создавались. Древним китайцам хватало более насущных проблем. Потому документальных фактов у ученых нет. Зато до наших дней дошли некоторые легенды. Так, согласно преданию, вкуснейший лечебный напиток был открыт императором Шэнь-нуном - одним из важнейших героев в китайской мифологии.
Он путешествовал со своим котлом в поисках трав, из которых потом делал различные отвары. Рассказывают, что, бывало, Шэнь-нун отравлялся по несколько раз на дню, но всегда выживал благодаря своему чудесному «лекарственному зверю» яошоу и собственноручно изобретенным лекарствам.
И вот в 2737 году до нашей эры в котел героя случайно упало несколько листочков с чайного куста. После того, как Шэнь-нун опробовал получившийся из них напиток, ему стало легче продолжать свой путь: он оставался бодрым целый день. Оценив такие полезные свойства нового отвара, древний император решил больше никогда не пить ничего иного.
Правда, в Китае также считается, что тот же Шэнь-нун изобрел все сельскохозяйственные орудия, все лекарства, устроил первые меновые базары и умер, проглотив тысяченожку. Так что относиться к такой легенде стоит с большой осторожностью. Может быть, больше правды содержится в другом мифе - о знаменитом буддистском монахе Бодхидхарме, основателе направления «чань-буддизм».
Около 475 года этот монах прибыл в Китай, чтобы проповедовать свое учение. И вот, однажды, в 519-м, в очередной раз предаваясь медитации, он уснул. Для патриарха буддизма это было недопустимо: ведь весь смысл упражнения состоял в том, чтобы научиться контролировать свои эмоции и мысли, оставаясь в гармонии между телом и разумом. Проснувшись, Бодхидхарма прогневался на себя за такую слабость. Он вырвал свои ресницы, что помогли ему уснуть, и бросил их на землю. А на следующий день на том месте были найдены саженцы чайного дерева. Оказалось, что листья этого растения прогоняют усталость и позволяют бодрствовать дольше обычного.
Конечно, тоже не самая правдоподобная история. Но одно можно сказать точно: современный мир узнал о чае именно из Китая. Даже само название напитка происходит от «ча» кантонского диалекта (или «те» южного диалекта - для государств, к которым ценные листочки прибывали с юга, по морю, а не по суше).
Китайское происхождение чайной культуры
Сейчас традиция чаепития распространена во многих странах. Но первые правила употребления данного напитка начали появляться только под конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда китайцы решили не варить непосредственно листья, а заливать их предварительно нагретой водой. В те же годы было решено отказаться от добавления в жидкость соли, поскольку она не привносила в напиток ничего полезного.
А великий поэт и государственный деятель Лу Ю в XI веке написал свой самый знаменитый трактат «Ча цзин», в котором рассказывалось о том, как правильно проводить чаепитие. Древний мудрец затронул все аспекты этой процедуры, от выбора посуды и чайных инструментов и до особенностей заваривания разных видов листочков.
Первый порошковый чай тоже был создан в Китае: он вошел в употребление в XII веке, во время династии Сун. А сам процесс чаепития сформировался в особенный ритуал, Сунскую чайную церемонию. Позднее её позаимствовали и усовершенствовали японцы, создав свой специальный обряд, ставший важной частью их культуры.
Именно Япония впоследствии на много веков стала лидером по употреблению чая. В Китае эта культура угасла в XIII веке из-за монгольского нашествия, и даже про порошковый чай, который когда-то изготавливался десятками способов и был обязательным элементом трапезы в храмах и дворцах, все позабыли.
Японский период
В XIII-XIV вв. чайную эстафету у Китая приняла Япония. Чай сюда был завезен в VII столетии буддийскими монахами, которые пили его во время своих медитаций. Поскольку священники становились все более важной силой в политической и культурной жизни страны восходящего солнца, новый напиток тоже постепенно завоевывал признание.
Важный вклад в это внес дзэн-буддистский монах Эйсай, подаривший в 1214 году сёгуну Минамото-но Санэтомо, славившемуся своим пристрастием к алкоголю, книгу «Кисса Ёдзёки», где рассказывалось о целебных свойствах чая. После этого напиток вошел в быт самураев и обрел немалую популярность среди аристократической среды. Начались даже так называемые «чайные турниры», где от участников требовалось по запаху и вкусу определить происхождение и сорт напитка.
Японский чайный ритуал тоже сформировали монахи. Первая его версия была придумана буддистом Даё под конец XIII века, а более углубленно мастерство церемонии разработали уже его ученики, самым известным из которых был Мурат Дзюко. Пользовались ритуалом в основном тоже священнослужители - пока в это таинство в 1377 году не посвятили сёгуна Асикага Ёсимицу. Тот приказал проводить его и при дворе. После этого чайная церемония стала эдаким изысканным и медитативным времяпрепровождением - почти театрализованным, но неизменно сохраняющим после себя приятные воспоминания (в чем, собственно, и заключается смысл ритуала).
С IX века Япония начала производство собственного чая: кусты, вывезенные из Китая, выращивались при дзэн-буддистских монастырях. Постепенно были выведены новые, уникальные сорта, которые несколькими столетиями позже стали известными по всему миру. В XII веке тут стали делать измельченный порошковый чай, а затем - научились правильно обжаривать листья для сохранения их аромата и большинства полезных свойств.
Что сейчас
Самым популярным сортом в Японии (более 80% потребления!) в наши дни является сэнтя, зеленый чай, выведенный в 1740 году. Он содержит много витаминов, имеет мягкий и сбалансированный аромат. Напиток из сэнтя выходит более горьким, чем из зеленых чаев в китайском стиле. Вкус у него - растительный, почти травянистый (некоторым он напоминает вкус водорослей), что очень нравится самим японцам.
Кроме этого в стране восходящего солнца выращивается еще около десяти сортов чая. Их производство автоматизировано и механизировано - работы в этом направлении велись еще с эпохи Мэйдзи, с середины XIX века. В основном в Японии пьется зеленый чай (в отличие, к примеру, от Америки, где этот напиток принимают исключительно черным). Он употребляется здесь и горячим, и холодным, и с различными добавками, и в составе коктейлей.
Ну а Китай в последние годы опять стал мировой столицей чая. Здесь производится очень много сортов - черных, зеленых, простых и ароматизированных. Если в 1980-х годах доля Поднебесной в мировом экспорте этого ценного продукта составляла всего 4-5%, то сейчас тут сосредоточен выпуск 27,7% мирового чая, это одна из важных частей экономики государства. И чайная культура, забытая на так много столетий, с середины 1970-х тоже начала восстанавливаться: в каждом большом городе можно найти специализированные клубы, посвященные изучению древнего буддистского ритуала.
История чая: покорение Европы
Чуть раньше мы посмотрели на то, как чай захватывал Китай и Японию; как его выращивали и перевозили буддийские монахи, как постепенно принимали дворы императоров и сёгунов, как изобретались новые сорта и строилась культура потребления этого напитка, превратившаяся впоследствии в сакральную чайную церемонию. Но каждому известно, что в Европе ценный продукт появился многими столетиями позже. Ввозить его из Китая начали только в середине XVII века - благодаря усилиям голландцев, португальцев и англичан.
Французские гурманы
Сначала чай в Европе тоже использовали только как лекарство: он придавал бодрости и помогал поддерживать жизненный тонус. Но в течение нескольких десятилетий высший свет европейского общества привык к новому вкусу, и чай стали употреблять просто для удовольствия.
Разумеется, всё пошло от государственных лидеров. Купцы с радостью доставляли необычный напиток ко дворам королей и уговаривали монархов попробовать на себе его удивительные свойства. Скучающие правители с радостью соглашались, а со временем их примеру начинала следовать и вся страна.
Одним из первых таких известных чайных любителей был французский король Людовик XIV, на стол к которому ценный продукт попал через голландских торговцев в 1640-х годах. Он начал пить чай потому, что тот помогал японцам и китайцам от подагры. В 1658 году для исцеления монарха от досадной болезни в Париже даже посадили чайные кусты. Однако климат оказался неподходящим, так что выращивать качественные листья не получилось. Растения эти впоследствии стали декоративными, и их можно было встретить только в оранжереях.
Некоторое время спустя новым напитком увлекся уже весь двор. Франция в то время была законодательницей мод в Европе, и потому уже через пару десятилетий окружающие государства с радостью последовали её примеру.
Особенно чаем увлеклись мужчины. У представителей высшего общества он послужил хорошей заменой пиву и вину, которые в наиболее дешевых вариантах были доступны и низшим классам. Распитие необычного продукта из ароматных листьев, привезенных из далекой поднебесной страны, в середине XVII века стало признаком принадлежности к элите.
Чаепития превращались в пышные церемонии. Причем здесь, на территории современных Франции, Голландии, Австрии и Британии, и близко не было такой дани традициям, не было такого четко выверенного ритуала по приему напитка, как в Азии. Высшие чины просто собирались в изысканной комнате, устланной китайскими коврами и расшитой обоями, и предавались обсуждениям политики, попивая чаи виз из дорогой фарфоровой посуды.
Сахар, кстати, тогда почти не употребляли. Напиток был довольно горьким - чем, отчасти, и объясняется то, почему его не жаловали дамы.
В Германии ценные листья впервые появились в 1650-е годы. Их тогда в основном покупали в аптеках. Известные врачи того времени утверждали, что залог здоровья и долголетия - это как минимум пятьдесят чашек с китайским напитком за день. Только некоторые имели хоть какие-то проблески совести и предупреждали, что более двухсот чашек в сутки употреблять не стоит: это может сказаться на почках и на общем самочувствии организма. Разумеется, эти лекари были подкуплены влиятельными торговцами с тем, чтобы разрушить предубеждения покупателей относительно нового и странного продукта.
Чопорная Англия
В Великобританию чай попал примерно в то же время - только через собственных торговцев, без помощи Голландии. Екатерина, жена короля Карла II, привила чопорным англичанам привычку попивать этот напиток в течение дня, тем самым оказав огромное влияние и на историю кофе. А в результате успехов Ост-Индийской компании, основанной в самом начале XVII века, чай закрепился на туманном Альбионе в качестве напитка номер один.
Эти позиции не пошатнулись даже тогда, когда вся остальная Европа увлеклась новой забавой, продуктом из кофейных зерен, доставленным из стран мусульманского мира (а чуть позже - и какао, напитком, прибывшим из Южной Америки).
Одним из самых могущественных торговцев чаем в средневековой Европе стал Томас Твайнинг из графства Хэмпшир, основатель компании Twinings, существующей и по сей день. Он сумел добиться регулярных поставок чая из Китая, являвшегося в те годы единственной страной, где требуемые кусты выращивались в промышленных масштабах. В 1717 году предприниматель запустил в Лондоне широкую розничную продажу душистых листьев, так что их смогли попробовать не только лорды, но и обычные граждане.
А в начале XIX века, после серьезного удешевления, чай даже вошел в рацион британской армии и служащих морского флота. Матросы, правда, были не особо довольны тем, что у них забирают их излюбленный ром - и стали смешивать свой старый алкогольный напиток с новым, назвав его грогом.
Индийская чайная земля
Помимо Китая большую роль в будущем европейского чая сыграла Индия. Заветные листья упоминаются еще в Рамаяне, древнем эпосе, созданном за несколько веков до нашей эры. Там написано о том, как одного из индийских лекарей отправили в Гималаи, чтобы ободрать кусты этого растения в медицинских целях. В северной и восточной части страны, как считается ныне, чай употребляется уже несколько тысяч лет.
Однако широкомасштабное его производство здесь начали именно европейцы. В частности, Ост-Индская компания. Центром выпуска листьев стал Ассам - регион на северо-востоке государства, где в 1823 году Робертом Брюсом были найдены кусты этого ценного дикого растения.
В 1839 году первые несколько ящиков с индийским чаем были вывезены из Ассама и за баснословную цену выставлены на лондонских аукционах. В основном это были листья с китайских растений, посаженных здесь британцами, пытавшимися побороть китайскую чайную монополию. Но впоследствии были разработаны и собственные, специальные сорта, еще лучше подходящие под вкусы европейцев.
После того, как плантации кофе на британском Цейлоне были уничтожены грибком, этот остров спешно переориентировали под выпуск чая. И вот уже к началу 1870-х в Индии в сумме создавалось порядка 715 тонн ценных листьев. В это же время Китай мог похвастаться только 540 тоннами.
Со временем индийские сорта чая даже были признаны лучшими по своим вкусовым качествам и аромату. Они тут богатые и насыщенные, концентрированные - совсем не такие тонкие и нежные, как у Китая. Потому и внимание на них обратили скорее. А когда после открытия Суэцкого канала цена листьев в Великобритании резко упала из-за увеличения скорости доставки, продажи чая достигли небывалых высот. Особой популярностью пользовались черные сорта из Ассама: Prince of Wales, Irish Breakfast и English Breakfast.
Одновременно с этим в Европе вырабатывался и особый чайный этикет: во сколько напиток должен употребляться, какие к нему нужно подавать закуски, сколько чашек наливать и вместе с какой посудой они должны подаваться, - всё это в высшем обществе второй половины XIX века было подчинено строгим правилам, нарушать которые можно было либо королям, либо простолюдинам.
История чая: американский провал
В Китае и Японии чай уже изобрели, традиции его распития придумали, и по Европе он в основном распространился. Оставалось совсем немного: завоевать Новый Свет. Что оказалось непростой задачей.
Для того, чтобы чай в Америке стал популярным, имелись все предпосылки. Местное большинство произошло от британцев, которые без этого напитка уже к середине XVIII века свою жизнь не представляли. К тому же, невдалеке, на юге, располагались отличные территории для плантаций, на которых можно было при желании выращивать драгоценные кусты.
И действительно: после того, как в XVII веке Северная Америка благодаря голландским торговцам узнала о чае, его потребление здесь неуклонно росло. Богачи, которых на новых просторах развелось немало, полюбили устраивать вечеринки-чаепития - с фарфоровыми сервизами, серебряными заварочными чайниками и душистыми листьями прямо из сердца Китая. На эти мероприятия собиралась вся элита Бостона, Нью-Йорка и Филадельфии. А со временем чай стали употреблять и в менее влиятельных кругах.
Посуда, рецепты, традиции, - всё это прибывало в Америку с Британских островов. Столовое серебро выписывалось из Лондона и Шеффилда, а доставкой листьев из Китая заведовала английская Ост-Индская компания («Компания Джона»). Все барыши из набирающей силу торговли доставались короне Великобритании. И в этом деле она была ярым монополистом.
Закрывать на это глаза растущему американскому сообществу становилось всё сложнее. В 1760-х годах чай взошел на третью строчку самых популярных импортируемых колониальных товаров, вслед за мануфактурой и текстилем. А поскольку старушка Европа свою хорошую жизнь в то время обеспечивала в основном за счет эксплуатации ресурсов и людей из подвластных земель, владение рынками чая, кофе, золота и чернокожей прислуги стало главным фактором, обеспечивающим доминирование того или иного государства.
И из-за этого в 1756 году разразилась Семилетняя война, одна из самых масштабных в истории. Англия в ней сражалась с Францией и Испанией. Конфликт не обошел стороной и Северную Америку: тут Британия и ее колонии вынуждены были сражаться против французских колонистов, а также союзных с ними индейских племен, решивших раз и навсегда проучить тех ковбоев, что посягнули на их территории.
Поскольку деньги брать было неоткуда, британские чиновники ввели на торговлю чаем огромные пошлины. Возмущению местного населения не было предела: все уже привыкли к новому вкусному напитку. Общественность попыталась было бойкотировать продукцию от «дяди Джона», но высший класс продолжал обеспечивать властям хорошую выручку: всё равно спрос на чай в те годы в несколько раз превышал предложение. Контрабанда также не стала выходом: нечистые на руку судовладельцы завозили листья ужасного качества, из которых нельзя было сварить ничего, кроме мокрой пыли. А теми подделками под чай, которые изготавливали индейцы, можно было даже отравиться.
Очередное повышение налогов, пролоббированное в Лондоне «Компанией Джона», пришлось на 1767 год. Причем на этот раз дополнительная пошлина касалась только жителей Северной Америки, нового и наиболее динамично растущего рынка. Тут уж котел негодования вскипел не на шутку. Акции протеста стали еще более ожесточенными, местные власти отказывали британским судам в принятии на берег любого товара, таможенники накладывали аресты на грузы, а демонстранты, выбегающие с факелами, заставляли корабли спешно отчаливать от берегов.
Кульминацией всего этого хаоса стало знаменитое Бостонское чаепитие. Группа людей в 1773 году раскрасилась под индейцев, захватила британское судно «Дартмут» и, под одобрительные крики демонстрантов, собравшихся на берегу, превратила местный порт в огромный заварочный чайник, за несколько часов сбросив в воду триста сорок тюков с ценным китайским продуктом. Взбешенные про-английские власти ввели в город войска - для подавления мятежников. Но тех было уже не остановить. Именно с этого события в итоге началась война США и Британии. Из-за чая разгорелась американская революция, изменившая целый мир.
После этого все контакты с Лондоном и Ост-Индской компанией были разорваны. Штаты стали закупать чай напрямую у Китая. Многие торговцы из Филадельфии, Бостона и Нью-Йорка заработали на этом миллионы, часть из которых, разумеется, пошла в казну новообразованного государства. Ценные листья во многом стали причиной благосостояния Асторов, одной из крупнейших и богатейших на планете семей конца XVIII - начала XIX столетия, наряду с Вандербильтами и Рокфеллерами.
Жителям Поднебесной сотрудничество с американцами тоже понравилось. При покупке чая те расплачивались чистым золотом, добытым у них в рудниках, а не подкармливали население опиумом, как британцы. А когда в 1845 году в Нью-Йорке был построен первый в мире клипер - самое быстроходное грузовое судно своего времени - поставки листьев в Америку для китайских портов окончательно стали приоритетными. Более того: фирмы из США, за счет меньшей стоимости перевозок продукта на их клиперах, даже начали торговать популярными сортами в самой Великобритании.
Впрочем, была у всего этого и отрицательная сторона. Сами американцы напитком уже не увлекались как прежде. Никто не проводил церемоний, не закатывал пышные «чайные банкеты». Этот продукт в мозгах людей навсегда так и остался английским. А значит, настоящий патриот ни в коем случае не должен был гордиться его употреблением.
«Антикампании», как бы мы сейчас это назвали, против фирм, занимавшихся поставками такого товара, устраивать, при необходимости, тоже было легко. «Неужели вы забыли, с чего мы начинали?» - одни такие настенные листовки с изображением сцены Бостонского чаепития были способны спустить вниз по трубе бизнес отдельного магазина. И хотя таким гигантам, как Асторы, Перкинсы и Жирарды, всё было нипочем (их напитки продавались в десятках тысяч точек по всему миру), позиции самых популярных напитков в Штатах надолго заняли кофе и виски (пока на смену им не пришла «Кока-кола» и прочая газировка).
К концу XIX века американские компании уже в избытке обеспечивали свой рынок и окружающие страны качественным чаем. Он завозился в том числе и на западное побережье, к тому времени освобожденное от влияния Испании, Мексики и России.
Были предприняты и первые попытки создать собственное чаеводство. В Южной Каролине и на юге Калифорнии открылись несколько плантаций. Но оказалось, что нехватка квалифицированной и дешевой рабочей силы не позволяет им конкурировать с индийскими и китайскими чайными источниками. Потому подавляющая часть компаний отказалась от этой затеи еще в первые годы. А те, которые отважились продолжить эксперимент, делали это в большей степени для рекламы, чем, собственно, для сбора листьев.
Кофе, ставший популярным во время Войны за независимость, продолжал теснить позиции чая. В итоге к началу XX столетия на душу населения напиток из листьев в Америке употреблялся в разы меньше, чем в Европе.
Однако, что удивительно, именно здесь, в США, были изобретены новые способы пить чай, которые частично смогли вернуть ему прошлую славу. О том, как именно это произошло и о современном состоянии чайного рынка - в завершающей части истории.
История чая: наш векВ начале XX века чайный рынок в Европе и Азии уже устаканился. А вот в Америке напиток всё еще был не очень популярен - из-за тех причин, о которых мы рассказали чуть раньше. Но в 1904 году случилось то, что позволило ему подобраться чуть ближе к лаврам кофе и колы. На первой в США Всемирной выставке британец Ричард Блечинден, владелец нескольких плантаций в Индии, неожиданно для самого себя изобрел чай со льдом, ставший одним из хитовых продуктов на просторах Америки.
Открытие чая со льдом
На выставке Ричард обустроил павильон в традиционных красивых индийских мотивах, а его колоритные азиатские рабочие предлагали посетителям свежезаваренный духмяный напиток. Но в Сент-Луисе в то время стояла жара, и горячий чай в таких условиях не был никому интересен. Тогда Блечинден в отчаянии решил добавить во все чашки лед, сделав напиток холодным и освежающим. Такое нововведение понравилось горожанам, и «айс-ти» стал хитом всего мероприятия. С тех пор этот охлажденный продукт в мире так и стали называть «американским чаем».
Рынок, сто пятьдесят лет пребывавший в стагнации, опять стал расширяться. Причем до такой степени, что сегодня на холодный напиток со льдом приходится около 85% от всего покупаемого в США чая. Особенно его любят в жарких южных штатах - Аризоне, Юте, Техасе и Колорадо.
Впрочем, есть и другая, чуть менее конкретизированная, но зато более популярная версия. Если следовать ей, Ричард вовсе не был тем, кто впервые показал миру настоящую привлекательность «айс-ти». Говорят, на самом деле такой напиток еще с 1860-х годов начал появляться в американских ресторанах и кафе, а его рецепт даже вскользь упоминался в книге 1879 года «Ведение домашнего хозяйства в Вирджинии». А в России, как рассказывал известный немецкий путешественник и публицист Иоганн Георг Кель, в жаркую пору в чай добавляли лимон, сахар и кусочки льда еще как минимум с 1841 года.
Изобретение чая в пакетиках
Но вот другое, не менее важное изобретение точно возникло в Америке. Спустя три года после истории с Ричардом Блечинденом, в 1907-м, Томас Салливан, занимавшийся торговлей драгоценными листьями в центре Нью-Йорка, познакомил западный мир с удобным «чаем в пакетиках». Произошло это, опять же, по чистой случайности.
Томас решил для рекламы рассылать своим клиентам «пробники» чая в маленьких шнурованных мешочках из китайского шелка. Со временем некоторые из получателей обнаружили, что если сразу опускать в заварочный чай весь мешочек - это экономит им немного времени. Они попросили Томаса отныне присылать им чай только в такой таре. А Салливан, будь не промах, быстро стал производить пакетированный чай в промышленных масштабах и даже придумал для него более дешевые упаковки из марли.
Впрочем, потенциал этого изобретения полностью был реализован только во время Второй мировой, когда его стали употреблять солдаты Великобритании, чтобы, не тратя лишних минут во время сражения или передислокации, иметь возможность насладиться своим любимым напитком. После войны британская фирма Tetley представила такой чай общественности, и он стал настоящим хитом.
Во многом благодаря популярности своего пакетированного товара эта компания (а вернее, её материнский конгломерат, Tata Group) сейчас является вторым в мире дистрибьютором и производителем чая. И хотя настоящие поклонники листового продукта сегодня с пренебрежением относятся к распитию чая в пакетиках, считая это признаком низкой культуры, ухудшение вкусовых качеств напитка при этом не доказано. Единственный его значимый минус - это не так ярко выраженный аромат.
Чай - единственный всемирный напиток
Постепенно чай в западном мире восстановил свои пошатнувшиеся было позиции. Чем больше мы приближались к настоящему времени и чем более популярным в Европе и Америке становился здоровый ритм жизни, тем большим уважением потребители проникались к этому полезному и натуральному напитку. Регулярное распитие чая во многих регионах стало считаться своеобразным признаком «хорошего тона». А совместные чаепития до сего времени остаются одним из самых приятных и спокойных видов совместного времяпрепровождения.
Сейчас чай является одним из самых популярных напитков на планете - наравне с кофе. В разных культурах возникли церемонии, связанные с его употреблением, которые до сих пор считаются возвышенными и изысканными.
Уже довольно длительное время лидером среди стран по объемам чая, распиваемым на душу населения, является Ирландия. В среднем там употребляется на каждого по четыре чашки в день. Многие ирландцы, несмотря на их огромную любовь к пиву (по этому показателю они вторые после чехов), успевают выпить по шесть чашек чая или более. Обычно этот напиток тут пьют с сахаром и/или молоком, заваривая его чуть покрепче, чем в Великобритании. Почти 80% от местного рынка контролируют две главные компании − J. Lyons и Barry’s Tea.
В США чай тоже стал популярным. В лавках и магазинчиках там всегда можно обнаружить полку, а то и целую секцию с упаковками различного чая. В основном черного, без кофеина. Самыми ходовыми остаются «айс-ти» и пакетированные чаи сортов «Ассам», «Эрл Грей» или «Английский завтрак». Американцы любят сделать сразу много черного чая, поставить его в холодильник, а потом, при необходимости, наливать его себе в стакан, доверху засыпанный льдом. И удобно, и довольно полезно. Основными поставщиками чая в Америку сегодня выступают Китай и Аргентина, а особые сорта «для ценителей» завозят из Японии.
Чай распространен и на Ближнем Востоке. В арабской культуре его в первую очередь подают гостям и на массовых собраниях. На улицах пакистанских городов вы увидите множество чайных для распития черного и зеленого напитков. В Кашмире распространен специальный «полуденный» чай, молочный напиток с фисташками и кардамоном, который употребляется в особых случаях, вроде свадеб. А в провинции Пенджаб сахареный чай с молоком является главным питьем у рабочего класса.
Чай - самый популярный горячий напиток и в Индии. Его здесь ежедневно пьют как бедняки, так и миллиардеры. Тут распространены самые разные варианты: как с молоком и кардамоном, так и без каких-либо специй. Главное подобрать подходящее печенье, которое можно будет смочить в напитке и с удовольствием скушать перед употреблением самого чая. А согласно главе индийской Комиссии по планированию, в апреле 2013 года чай даже будет объявлен национальным напитком. Это, как ожидается, и в дальнейшем поможет развитию чайной промышленности в стране (главным образом той части, что сосредоточена в регионе Ассама).
Своя особенная смесь чая со льдом имеется у Швейцарии. Там готовят напиток из черного чая, лимона, сахара, мяты и ряда альпийских трав, придающих бодрость телу и, одновременно с этим, помогающих успокоиться.
Если в 2003 году в мире выпускалось порядка 3210 тысяч тонн чая, то в 2010 году производство этого продукта достигло 4520 тысяч. Главными мировыми экспортерами остаются Китай, Индия, Шри-Ланка (Цейлон), Кения и Турция.
Источник: http://www.inpinto.com

чай

Previous post Next post
Up