- А теперь - домашнее задание...
- Сергей Иванович, вы же обещали, что его не будет - праздники ведь, - привычно заныл школьный народ.
- Ну, одно. Маленькое. Просто очень интересно ваше, как практически взрослых людей, мнение. - Сергей Иванович в свои 32 прекрасно понимал, как заинтересовать подростков. - Напишите мне пару слов на тему "Кто управляет русским Интернетом". ОК?
- Пытается казаться своим в доску парнем. Ну-ну, - промямлил себе под нос Мишка. - А что значит "управляет"? - уже на весь класс выкрикнул он.
- Ну, вы как считаете: кто руководит таким большим и, казалось бы, стихийным процессом, как Интернет?
- Порнуха! - прозвучало откуда-то с задних парт. Класс взорвался смехом, многие уже начали собираться.
- Контакт и одноклассники, - сказала Маша, сидевшая у окна.
- Я и говорю - порнуха! - уверенно настаивал на своём голос, в котором угадывался Костик, всеобщий любимец, с которым и над которым так привыкли посмеяться товарищи.
- Не без этого, но всё-таки... Вы же не только в ВоВ играете да порнуху разыскиваете. И даже если так - кто этим всем управляет? - Сергей Иванович тоже сложил бумаги в сумку от ноутбука и направлялся к выходу.
- Чего её искать - любой сайт открой, - не унимался Костик, за что немедленно получил скомканной бумажкой по лбу, и довольный собой Мишка рванул к двери.
Дальнейшее происходящее Сергей Иванович предпочёл оставить процессу естественного отбора и поспешил домой.
- А я сегодня блинов нажарила. Садись быстрей, пока не остыли, Серёж, - мама Сергея Ивановича (в миру Серёжи) вытерла руки об фартук и потянулась обнять сына. - Чего задержался-то? Как там твои шалопаи?
- Да так... с коллегами заболтались. Представляешь, директриса дала обязательное всем классам задание - написать, кто управляет русским Интернетом. Бред какой-то, - Сергей был уже за столом.
- Интернетом... - в этом слове мама выговаривала все "е", как в алфавите, - Правительство, наверное, раз русским. Президент. Кому ж ещё русским Интернетом управлять.
- Мам, ну какое правительство, - блины стремительно заканчивались. - У нас вообще никак не регламентирована интеллектуальная собственность. А если регламентирована - то так, что лучше не надо. А Интернет этому стремительно способствует. Напишешь книгу, один экземпляр опубликуешь да продашь - и всё, на следующий день лежит себе отсканированная, качай - не хочу. А песни я тебе на плейер закачивал, а фильмы? Интернет - какова бы ни была от него польза - убил на корню понятие зарабатывания денег своим умом, или, по крайней мере, эксклюзивности информации.
- Ну, слушай, не у всех есть возможность эти твои книги и фильмы покупать. Пусть качают, жалко, что ли...
- Мам, ну ты что. Ты вот раньше хоть на концерт могла пойти, заплатить артисту, а теперь? Как он будет выживать с таким бесправием?
- Да и ходить-то сейчас не на что - одна какофония. Ты меньше болтай, ешь, ешь, стынут ведь, - поправив выбившуюся из-под косынки седую прядь, мама Сергея Ивановича пошла на кухню ставить чай.
- Правительство... - бубнил почти обиженно Сергей, - как же, оно управляет... Те же самые Одноклассники, - уже громко крикнул в сторону кухни, - это база данных ФСБ. Ты там сидела сегодня, друзьям в Израиль писала? А наверху всё секут, записывают. Зато потом на выборах всё будет ясно ещё до выборов. Управлять Интернетом в нашей стране - это управлять самой страной.
- Знаешь, дорогой, - мама принесла не только чай, но и розеточку с вареньем, - ты не обижайся, но в моё время твои слова охарактеризовали бы односложно - паранойя. - Она обхватила голову сидящего Сергея ладонями и поцеловала его в макушку. - Деятель ты мой... Совсем со своими шалопаями с ума сошёл.
- Да ну тебя... - Сергей раздражённо встал и уже на выходе из комнаты резко обернулся. - Спасибо за блины, было вкусно.
- Иди отдыхай, - улыбнулась мама и стала убирать со стола.
Людмила Яковлевна была женщиной внушительной, и всем своим видом старалась поддержать этот имидж. Стать директором школы ей предложили в гороно ещё в советскую пору, но тогда она, в свои 30 с лишним, ещё надеялась устроить личную жизнь и отказалась. Теперь же, отчаявшись заниматься "такой ерундой", все свои силы она бросила на борьбу с необразованностью молодёжи и воспитание грядущих поколений. До гороно, она понимала, уже не дослужится, но советская хватка с закалкой позволяли ей удерживать школу в ежовых рукавицах и на первых позициях в городе.
- Можно к Вам? - в дверь просунулась просящаяся голова.
- Да, Серёжа, заходите, - одного быстрого движения Людмиле Яковлевне хватило, чтобы глянуть в зеркало трюмо и поправить непослушную буклю. - Слушаю Вас.
- Да я вот... на минутку... Вы просили... то есть, говорили, чтобы дети на выходных сочинения написали. Кто управляет русским Интернетом. Вот - принёс...
- А, да, спасибо. Оставьте здесь. Молодцы, ваш класс сдал одним из первых. Как ребята? Как мой любимый 9-В?
- Ваш любимый 9-В хуже, чем 9-Б, но лучше, чем 9-Г, Людмила Яковлевна, - попытался пошутить Сергей.
- Вижу, написали порядочно. Это чей опус, Каминского? - Людмила Яковлевна взяла верхнюю тетрадку. - Костик написал на две страницы?! Ого, с ссылками, чуть ли не с рисунками. Серёжа, Вы хорошо с ними справляетесь, молодец.
- Людмила Яковлевна... Вы простите за любопытство... а зачем?
- Что - зачем, Серёжа?
- Зачем Вам эти сочинения?
Людмила Яковлевна заметно потупила взгляд.
- Я не понимаю Ваш вопрос, Сергей. Что значит - зачем. Я, как человек с многолетним стажем работы в сфере образования, хочу быть в курсе происходящего в моей школе. Вы не думайте, что столь пристальное внимание я проявляю только к Вашему классу. Я регулярно наведываюсь к другим учителям и устраиваю открытые уроки, на которых наблюдаю за уровнем преподавания, дисциплины в классах. Я просто считаю это своим долгом.
- Да, конечно, Людмила Яковлевна, простите, - Сергей вконец раскраснелся и не мог найти ничего, на чём бы остановить бегающие глаза, - но... Интернет?!
- Что - Интернет, Серёжа?
- Почему об Интернете? Почему не о том, как провёл лето? Не о причинах любви Пьера Безухова к Наташе Ростовой?
Директор улыбнулась, и даже несколько наигранно, негромко рассмеялась.
- Серёжа, я, конечно, возможно, в Ваших глазах и ископаемый динозавр, но я бы очень хотела шагать в ногу с современной молодёжью. Всемирная сеть Интернет - это новый способ коммуникаций, новые просторы для воображения. И первым делом именно дети попадают в эту сеть. Вот как Вы думаете, Серёжа, кто на самом деле управляет русским Интернетом?
- Ну... Сложно так сразу ответить, Людмила Яковлевна. У каждого сегмента Интернета есть свои законодатели, и есть задающие основные тенденции люди и организации. ЖЖ до некоторых пор...
- ЖЖ? - Людмила Яковлевна вскинула брови.
- Живой Журнал, Людмила Яковлевна. Эээ... Такой вариант блога...
- Блога?
- Дневника, Людмила Яковлевна... Так вот, им до недавнего времени да, наверное, и теперь руководит СУП, по крайней мере - его кириллическим сегментом. Но именно с приходом СУПа из ЖЖ люди стройными рядами мигрировали на другие платформы и...
- Серёжа, - остановила учителя директор. - Супы и платформы - это очень интересно и нужно. Но на самом деле самая главная наша с Вами задача - заставить ребёнка задуматься. Стоит ли проводить столько времени за компьютером (в слове "компьютер" Сергей услышал уже знакомое "е"), не лучше ли привить ребёнку более подвижное времяпрепровождение. Дети нуждаются в нашей заботе и опеке, и у нас это с вами неплохо, Серёжа, получается. А теперь извините, но у меня есть дела.
- Да, конечно, Людмила Яковлевна, спасибо... - снова стал мямлить Сергей и попятился к двери, - пойду на урок... До свидания...
- До свидания, Серёжа, - тонкими накрашенными губами улыбнулась ему Людмила Яковлевна и, для пущей важности, открыла какую-то папку.
Недавно разложенная летняя терраса кафе посреди рабочего дня пустовала. На одном из столиков ветер тщетно пытался отогнуть лист кем-то забытой газеты, на другом - стояла так и невостребованная чашка кофе, и только чуть слышные, отдалённые команды физрука свидетельствовали о близости среднеобразовательной школы. Людмила Яковлевна с небольшим пакетом, так не идущим к её строгому деловому костюму, подошла к заведению, какое-то мгновение засомневалась, зайти ли внутрь или сесть снаружи, и выбрала столик в отдалении - в тени. Официантка принесла ей, видимо, привычную чашку кофе и пепельницу, и только тогда прибрала другие столы. Людмила Яковлевна закурила и достала мобильный телефон, но, не успев им воспользоваться, увидела своего будущего собеседника, спешившего к ней и уже издали извинявшегося.
- Простите меня, Людмила Яковлевна, извините, сами понимаете - пробки, нёсся к вам со всех ног.
Его приятная улыбка, как и в прошлый раз, сразу растопила в директоре школы последние капли строгости.
- Ну что Вы, Максим, какие проблемы, садитесь.
Людмила Яковлевна смотрела на импозантного мужчину в костюме, как на любимого выпускника. Ей нравилось в нём практически всё: и манера говорить - плавной и непринуждённой скороговоркой, и стиль одежды - хоть и деловой, но очень удобный, и даже - она сама себе в этом с трудом признавалась - лёгкая небритость.
- Я всё принесла, - торжественно заявила очарованная директор.
- Да вы что! Спасибо Вам, огромное спасибо! И что, есть стОящие мысли? Мнения, рассуждения?
- Как Вам сказать, Максим, это всё-таки дети... И интересы у них, как бы мы ни старались - детские. Сама формулировка вопроса - кто управляет русским Интернетом - немного сложновата... Но есть, есть интересные работы. Вот Костик Каминский написал о низменности интересов большинства Интернет-пользователей - только ссылки его не открывайте, он эти интересы прекрасно проиллюстрировал. Машенька Столярова пишет о важности общения с друзьями со всего мира, о почте мэйл.ру и новостях на ленте.ру. Миша Авдеев у нас известный любитель мобильных телефонов, так что всё его сочинение о прелести гугла. Вообщем, почитайте, Максим, не думаю, что узнаете что-то новое, но общие тенденции Вам наверняка пригодятся.
- Спасибо Вам, Людмила Яковлевна, сердечно благодарю! С меня - первый же экземпляр! Вам в подарок.
- Не забудьте подписать, мне будет очень приятно. Как, Вы говорили, ваша книга будет называться? Сложное такое слово...
- Рунетология, Людмила Яковлевна, ру-не-то-ло-ги-я.
- Удачно, удачно. И как наука, и как новая дисциплина.
- Возможно, ещё немного, и введём сей предмет в Вашу школьную программу, - Максим улыбнулся.
Учитывая, что Людмила Яковлевна явно была готова уже бежать с этим предложением в гороно, Максим поспешил ретироваться, тем более, у него самого было работы невпроворот. Предстоял новый, не менее интересный проект.
Этот пост написан для конкурса, приуроченного к выходу книги
Максима Спиридонова
«
Рунетология. Кто управляет русским Интернетом?»
который проходит на
spiridonov.ru Призы - 5 MacBook Air
Спонсор акции:
при поддержке школы интернет-маркетинга