На сайте mobile-review.com появилась интересная статья "История мобильной связи в Германии: вчера и сегодня". Я считаю уместным разместить этот материал здесь. Надеюсь это не вызовет негатив у автора, так как источник указан, ссылка на оригинальный материал есть.
Вот ссылка на первоисточник.
История мобильной связи в Германии: вчера и сегодня
Телефон 60-х годов, размером с чемодан и ценой, равной трем автомобилям «Фольксваген Жук», проблемы с батарейкой того времени и первая сим-карта с магнитной лентой…
подробнее Так как мой журнал это еще и копилка материалов и файлообменник, то для безопасности размещу тут сам текст с фото (мало ли что случиться с сайтом mobile-review.com, устанет Эльдар, прикроет лавочку и всё - пропадет материал)
История мобильной связи в Германии: вчера и сегодня
Как известно, мобильная связь появилась в России в начале 90-х годов. А знали ли вы, что, например, в ФРГ на тот период происходил плавный переход от третьей по счёту национальной сети к четвёртой и что первые три сети были аналоговыми? Что самые первые мобильные телефоны были размером даже и не с кирпич, а, скорее, с чемодан? Вам известно, где был разработан и впервые применён концепт SIM-карты в роли уникального идентификатора абонента? Нет? Ну, тогда оставайтесь с нами, в этом тексте будет много чего интересного.
Часть первая: аналоговые сети
A-Netz
История развития мобильной связи в Германии (а мы рассматриваем только ФРГ) является типичной для многих западных стран. Начало ей было положено в 1958 году. Deutsche Bundespost - почта Германии обладала тогда монополией на создание, развитие и эксплуатацию всех систем коммуникаций на территории ФРГ. Под её эгидой существовавшие до того времени разрозненные локальные мобильные сети были объединены в единую т.н. «общественную мобильную наземную радиосеть», более известную как „Autotelefon-Netz“ или просто «A-Netz». Таким образом, в конце 50-х была создана крупнейшая открытая мобильная сеть в мире. Уже через 10 лет она покрывала около 80% территории ФРГ. По-настоящему «мобильной» такую телефонию назвать можно было с большой натяжкой: ламповые монстры того времени весили около 16 килограмм и были, как правило, встроены в автомобиль. Но, тем не менее, у абонентов впервые появилась возможность вести телефонный разговор, покинув помещение или телефонную будку. Удовольствие, понятное дело, не из самых дешёвых и поэтому не для всех. Ведь стоимость такого аппарата составляла порядка 15000 DM. Для сравнения: «Фольксваген Жук», большую часть багажника которого занимал сам аппарат, стоил тогда 5000 DM. Но и эти 5000 DM следовало рассматривать, как дополнительные расходы на мобильную связь. Дело в том, что проблема автономной работы от аккумулятора, так хорошо знакомая многим владельцам современных смартфонов, существовала уже тогда. Аппараты были настолько прожорливы, что телефонные разговоры из автомобиля совершались исключительно при заведённом двигателе. В противном случае аккумулятор в машине садился вмиг. В худшем случае пользователь получал чистой воды рекурсию: аккумулятор сел, а позвонить и вызвать автомеханика из автомобильного клуба не представлялось возможным, потому что сел аккумулятор.
Так выглядел процесс общения по мобильному телефону в 60-е годы...
...а так сам аппарат в багажнике представительского лимузина
Существовали и другие ограничения: так, например, звонившему следовало знать, где находился его потенциальный собеседник. Через каждые 50 километров у абонентов в «соте» был свой код, подобный сегодняшнему городскому. Если абонент покидал пределы соты, связь прерывалась и приходилось снова дозваниваться «барышне» - да-да, никакой АТС не было тогда ещё и в помине. Эту работу выполняли 600 телефонисток. За всё время своего существования сеть насчитывала в максимуме 10784 абонента. Уже через десять лет после запуска она была безнадёжно перегружена. Не сильно помогло и значительное повышение месячной абонентской платы с 65 DM до 270 DM, проведённое в 1971 году. Стало ясно, что A-Netz не справлялась с огромным наплывом желающих. Было решено двигаться дальше и разрабатывать следующую, более современную мобильную сеть с учётом того опыта,который был накоплен к тому времени. A-Netz была отключена в 1977 году, просуществовав по меньшей мере девятнадцать лет. Последние пять лет ей уже приходилось конкурировать со своей наследницей.
Мобильный телефон фирмы TeKaDe, модель B 72 (1961-1967)
Производителями аппаратов для конечного потребителя являлись как и дожившие до наших времён Becker, Bosch, Philips и Siemens, так и уже почившие в бозе или проглоченные конкурентами знаменитый Telefunken, а также TeKaDe, Lorenz и SEL. К слову, именно в лабораториях Telefunken в Ганновере в 1963 году была разработана система аналогового цветного телевидения PAL, впоследствии получившая распространение почти во всей Западной Европе, но это уже другая история.
Да, чуть не забыл - ещё один весьма интересный факт: с самого начала коммерческой эксплуатации A-Netz её абоненты могли использовать сеть не только для аудиосвязи, но и для пересылки факсов! Правда, для этого к чемодану-телефону и, собственно, самой факсимильной приставке с гордым именем «Siemens Hellfax KF108» необходимо было прикупить ещё и специальный преобразователь плюс не менее специальный синхронизатор. Таким образом, сам термин «мобильность» по отношению ко всей этой аппаратуре становился слегка неуместен: 42 кг веса и габариты четырёх пивных ящиков (а в Германии на протяжении веков единицей объёма является, как вы уже догадались, именно пивной ящик) как бы намекали. Конечно же, сей факт резко ограничивал круг пользователей этого чуда инженерной мысли - чаще всего такие расширенные версии мобильных телефонов стояли где-нибудь в строительных вагончиках-контейнерах, или же в мобильных телестудиях.
Мобильный факс, модель Siemens Hellfax KF108. Скорость передачи одной страницы в формате A5: 3 минуты. Поставлялся уже тогда в двух цветах: консервативном чёрном и хипстерском белом
B-Netz
Следующей ступенью развития стала т.н. «B-Netz» или «сеть Б». Как и её предшественница, она была разработана и запущена в эксплуатацию немецкой фирмой TeKaDe. Пробный запуск состоялся весной 1971 года на Ганноверской промышленной выставке-ярмарке (Hannover Messe). Уже через год сеть была переведена в коммерческий режим, который продолжался более двадцати лет, до марта 1995 года. Позитивных новшеств было несколько. Первое, что бросалось в глаза или, если хотите, в уши: исчезли барышни-телефонистки - стало возможным самостоятельно устанавливать связь как с мобильными абонентами, так и с абонентами в городских сетях. Это позволило значительно сократить время соединения абонентов - в A-Netz этот процесс занимал около двух минут! Кроме того, почти втрое возросло количество потенциальных пользователей. Уже тогда появился ограниченный роуминг в Австрию, Нидерланды и Люксембург. Но от некоторых «костылей» своей предшественницы новая сеть избавиться всё же не смогла. Так, например, звонившему должно было быть известно местонахождение потенциального собеседника. Для этого вся территория ФРГ была поделена на 150 зон (сот), каждая до 15 километров диаметром. Чтобы дозвониться до абонента, находившегося, предположим, в районе Ганновера, сначала набирался код города (0511), потом цифры «0» и «5» (код мобильной сети), а уж потом сам номер мобильного телефона. Если один из абонентов во время разговора выезжал за пределы своей соты, разговор обрывался и приходилось набирать номер с уже новым кодом. Другим «костылём» являлся тот факт, что передача голоса осуществлялась всё ещё аналоговым путём и практически открыто. Кодировка была возможна лишь при наличии специального и очень недешёвого оборудования. Использовалось оно в весьма редких случаях, например, политиками или спецслужбами.
Цены на телефонные аппараты в новой сети были сравнимы с ценами на аппараты A-Netz. В 1972 году новёхонький «чемоданчик» с трубкой и номеронабирателем стоил около 12000 DM. Но для тех, кто был в состоянии платить абонентскую плату в размере 270 DM (и это ещё без поминутной оплаты самих разговоров), такая сумма не являлась большой помехой.
B-Netz. Автомобиль выглядит посовременнее, а у телефона есть кнопочный номеронабиратель
TE-KA-DE BSA33. Блэкбокс находился всё ещё в багажнике, трубка - между сиденьями, номеронабиратель был вмонтирован в торпеду
B-Netz. Вполне себе уютненько
В 1986 году сеть достигла своего лимита в 27000 абонентов. Это предвидели заранее, поэтому уже в августе 1985 года была запущена в тестовую фазу очередная мобильная сеть, которая, не мудрствуя лукаво, была названа просто «C-Netz».
C-Netz
Заказ на разработку и внедрение новой мобильной сети достался сравнительному новичку в этом деле - концерну Siemens. Почему, несмотря на тридцатилетний опыт совместной работы, был обойдён стороной прежний партнёр - фирма TeKaDe, сейчас, наверное, уже никто не знает. C-Netz стала третьей и последней аналоговой сетью. Она была развёрнута только в ФРГ, Португалии и ЮАР, что препятствовало интернациональному роумингу и, в конечном итоге, послужило толчком к созданию сетей второго поколения. Но неоспоримым фактом остаётся то, что в Siemens разработали и в мае 1986 года запустили в коммерческую эксплуатацию самую современную и самую надёжную мобильную сеть того времени.
По сравнению со своими предшественницами, C-Netz имела феноменальный успех, который исходил из нескольких факторов. Так, к примеру, она обеспечивала практически полное покрытие территории ФРГ. Реализовано это было за счёт построения двух типов сот: малых и больших. Т.н. большими сотами радиусом от 15 до 20 километров осуществлялось покрытие больших регионов: равнинная местность, невысокий процент заселения. Малыми же сотами, имевшими радиус всего в 2-3 километра, обеспечивалось покрытие более урбанизированных районов, а также территорий с более сложным рельефом. При своём запуске сеть состояла в общей сложности из 175 больших и малых сот. Уже через три года она насчитывала свыше 98 тысяч абонентов в ФРГ и свыше 2 тысяч абонентов в Западном Берлине. Ещё до середины 90-х годов C-Netz была практически незаменима в отдалённых сельских, а также прибрежных районах Северного и Балтийского морей на севере Германии. Кроме того, сеть долгое время являлась стандартным средством связи на промысловых кораблях у побережья.
Важным критерием, позволившим C-Netz стремительно завоевать популярность, стало введение т.н. «карт пользователя». Именно отсюда растут ноги у современных SIM-карт! Карта пользователя сменила аппаратный идентификатор. До этого абонент был неотлучим от своего автомобиля, теперь же у него появилась возможность использовать несколько телефонов при помощи всего одной небольшой карты с магнитной полоской, свободно умещавшейся в портмоне.
Именно так, размером с кредитку, выглядела пра-пра-пра-прабабушка вашей SIM-карты
Первые экземпляры использовали ещё магнитную полосу, но уже в 1988 вышли первые гибридные карты со встроенным микроконтроллером (чипом).
Обе стороны гибридной SIM-карты с магнитной полосой и чипом
Вот она - самая настоящая SIM-карта
последняя версия SIM-карты для «C-Tel» (так теперь стала называться C-Netz). Хорошо видна Mini-SIM. Следующее, второе поколение сетей изначально использовало этот стандарт
Из первого критерия - SIM-карты, позволившей устранить привязку абонента к аппарату - вытекал второй, едва ли не самый важный: абоненты наконец-то стали досягаемы. Причём независимо от того, в каком уголке страны они находились. Каждый владелец абонентской карты имел свой персональный телефонный номер с выделенным для мобильных телефонов единым кодом доступа (0161). Отпала надобность долгого поиска желаемого абонента. Наконец-то связь стала по-настоящему мобильной. Именно этот критерий, как считают эксперты, дал решающий толчок индустрии мобильной связи и позволил ей выйти на массовый потребительский рынок.
А вот так выглядели первые действительно мобильные телефоны. Модель „BOSCH Handy C9“. Уже тогда в двух цветах: серый и антрацит. С тех пор слово «Handy» стало в немецком нарицательным, ну, примерно как «ксерокс» в русском
И, наконец, третьей киллер-фичей стал т.н. «handover» - передача сессии абонента от одной базовой станции к другой. Причём сам процесс этой передачи был реализован настолько качественно, что по этому параметру C-Netz до сих пор остаётся недосягаемой. Даже на очень высоких скоростях, например, при передвижении в железнодорожных экспрессах ICE (третье поколение которых однотипно с «Сапсаном») практически не наблюдалось разрывов.
В поездах немецкого аналога РЖД - Deutsche Bahn - была установлена ровно тысяча карточных таксофонов: 400 в экспрессах ICE и ещё 600 в т.н. InterRegio и InterCity - скорых поездах дальнего следования, регулярно курсировавших между технологическими, финансовыми и политическими мегаполисами, такими как Франкфурт, Мюнхен, Гамбург, Ганновер и Берлин. Этот вид мобильной связи, недорогой, удобный и весьма надёжный, пользовался большой популярностью, причём не обязательно только среди пассажиров дорогого первого класса. Ведь в Германии, с её традиционно хорошо развитой сетью скоростных железнодорожных магистралей, поездами охотно пользуются не только бизнесмены, и политики (особенно во времена предвыборных кампаний), но и простые люди, зачастую работающие за десятки, а то и сотни километров от дома.
Так выглядели карточные таксофоны в поездах Deutsche Bahn в 90-х
Пользоваться таксофонами в поездах мог каждый, у кого была телефонная карта. Приобрести её можно было в любом привокзальном киоске по всей стране, и, разумеется, у проводника в поезде. Карты были одноразовые, достоинством в 6 DM и 12 DM.
Обе стороны телефонной карты для использования в таксофонах Deutsche Bahn, о чём свидетельствуют логотип Deutsche Bahn и буква „C“ в логотипе Telekom
Изначально C-Netz была расчитана на 100.000 абонентов, но этот лимит был достигнут уже к концу 1988 года. Мощности стали стремительно наращивать, что позволило значительно увеличить пропускную способность сети. В 1993 году, через два года после запуска её наследницы, количество абонентов C-Netz или C-Tel (новое название сеть получила в 1996 году) достигало 800.000. В то время как стремительно росло число абонентов сети, так же стремительно падали цены за её использование. Довольно высокая месячная абонентская плата в 120 DM на время запуска сети в эксплуатацию упала аж до 19 DM в последний год.
Изначально планировалось, что C-Tel просуществует как минимум до 2008 года. Но в 2001 году DeTeMobil, а именно так стала к тому времени называться бывшая дочка Deutsche Post, в последствии переименованная в T-Mobile, собиралась выходить на биржу. Аналоговая мобильная сеть выглядела на этом фоне абсолютно непрезентабельно и могла отпугнуть потенциальных акционеров. Поэтому было принято решение переманить оставшихся клиентов в новую сеть D1 (о ней я расскажу в следующем материале), а саму C-Tel, ещё вполне надёжную и далеко не убыточную, отключить. Это и случилось аккурат к концу XX столетия, 30 декабря 2000 года. Ещё одним фактором, сыгравшим весьма немаловажную роль в судьбе последней аналоговой мобильной сети, было то, что она априори не поддерживала такие прибыльные для оператора штуки, как короткие номера, которые появились в сетях следующего поколения.
Телеком Германии шагнул в XXI век, благополучно оставив в прошедшем XX первое поколение мобильных сетей. На тот момент в стране уже существовали сразу четыре мобильные сети второго поколения. Захватывающую историю их зарождения и становления я расскажу во второй части моего повествования.
Андреас Фикс (
fixus@gmx.net)
TwitterОпубликовано - 26 октября 2012 г.
Другие материалы из серии "История" и о телекоммуникациях вообще можно найти посмотрев
"Содержание журнала"