Резюме: Временный президент Египта должен заявить о принятии Декларации экономической независимости, и объявить:
1. В Египте сложилась чрезвычайная экономическая ситуация.
2. Правительство начинает программу национального возрождения по масштабам равную послевоенному восстановлению, по новой конституции эта программа должна сохранять силу закона для всех последующих правительств.
3. Правительство разрабатывает средне- и долгосрочные планы строительства объектов инфраструктуры, энергетики, водного и сельского хозяйства, промышленности.
4. Государство объявляет ничтожными все прежние соглашения с МВФ, замораживает все торговые отношения с Европейским Союзом и заключает вместо них на индивидуальной основе двухсторонние соглашения о сотрудничестве и торговле.
5. Создается суверенная кредитная система для поддержки Национального банка реконструкции и развития в финансировании проектов развития. Иностранные государства приглашаются участвовать в новом государственном кредитном механизме прямыми вложениями капитала или же гарантиями, включая экспортные гарантии корпорациям, которые могут поставить технологии и ноу-хау для программы восстановления Египта.
Президент Египта должен обратиться за поддержкой к народу и огласить эти положения по телевизору как Декларацию экономической независимости. Получив согласие народа, следует провести национальное собрание, на котором ученые, инженеры, промышленники, экономисты и общественные деятели подробно обсудят стоящие перед страной задачи. Это собрание должны подготовить различные министерства переходного правительства.
Египет на распутье
С 1882 года Египет был одной из главных мишеней Британской империи, сначала в целях грабежа, а затем для контроля и разрушения, когда выяснилось, что национальный характер и патриотизм египтян не приемлют английских империалистов. Все это время, включая Первую и Вторую мировые войны, Египет был ядром арабского мира. И если рухнет Египет, падут и другие. Если же Египет выстоит, возможно лучшее будущее для арабских и других стран Ближнего Востока и Северной Африки.
Наблюдатели озадачены развитием событий в Египте и гадают, следует ли расценивать происшедшее как военный переворот, и почему Саудовская королевская семья, друзья англичан, вдруг изменили позицию и поддержали разгон правительства Мусульманского братства Мохаммеда Мурси, при этом единственно существенным фактором остается неизменное желание англичан разрушить Египет. Англичанам не важно, кто у власти.
Империя хочет грабить и разрушать Египет, экономика которого и так рассыпалась в результате сорока лет политики МВФ, опирающегося на поддержку последних администраций США и европейских правительств. То, что Катар и Саудовская Аравия оказались в Египте по разные стороны (но едины по сирийскому вопросу, поддерживая разрушительную деятельность джихадистов Аль-Кайды, навербованных англичанами) для истории несущественно, поскольку и саудовцы, и катарцы - марионетки англичан.
Анти-исламистские либералы, получившие образование по преимуществу в Англии, для Египта так же опасны, как джихадисты и салафисты.
Поэтому январская «революция» 2011 года не привела к серьезным изменениям в катастрофической социально-экономической ситуации в стране, ставшей результатом совокупной политики МВФ, Евросоюза и США, навязанной Египту и проводимой режимом Хосни Мубарака.
[1] После выборов президента в июне 2012 года, когда Мохаммед Мурси объявил свою программу «100 дней», стало ясно, что Египту не выбраться из этого положения, напротив, грядет новая волна экономического, социального и политического кризиса, которая закончится новыми волнениями, которые закончатся вмешательством военных. Автор сделал этот прогноз в июле 2012 года.
[2] Вот отрывок из статьи, опубликованной ровно за год до отстранения Мурси:
«Программа «100 дней» Мурси, которую он объявил после выборов, для египтян означает не более чем жизнь впроголодь. Мурси предлагает сохранить статус кво нищеты, когда предлагает финансировать хлебные лавки, чтобы они не закрывались (в этих мерах нет ничего нового, то же делал и президент Мубарак), подметать улицы и поддерживать движение транспорта в городе, следить за работой метро, и т. д. Эта программа говорит о том, что серьезных намерений бороться с бедностью и социальной несправедливостью у Мурси нет. Если президент не скажет «нет» политике МВФ и Мирового банка, и не мобилизует усилия народа на строительство критически важных объектов, таких как «Африканский проход», то он лишь подтвердит аргументы автора по поводу происхождения и целей Мусульманского братства».
Обеспечить людей хлебом, конечно, нужно, но это не единственная цель государства. А правительство Мурси, вместо того, что принять масштабную программу восстановления экономики и прекратить выполнять все требования МВФ, полгода униженно упрашивало («вело переговоры») МВФ вернуться в Египет и дать жалкие четыре миллиарда долларов. Чтобы еще больше унизить Египет, МВФ отказал. Мурси ничего не понял во внутреннем состоянии страны, и политике администрации президента США, на чью помощь он возлагал надежды. Мурси не понимает, что МВФ и стоящие за ним Евросоюз и США - банкроты, экономически и финансово.
Правительство Мурси ввели в заблуждение, и вместе с поддерживавшими их экономистами они пытались убедить людей, что размер займа МВФ не имеет принципиального значения, этот заем станет лишь «справкой» о хорошем поведении Египта, Египет тогда сможет брать деньги у международных финансовых учреждений. В результате Египет еще глубже погряз бы в долгах.
Проблема правительства Мурси не в недостатке денег, а в отсутствии кругозора и знаний о реальном устройстве экономики, физической экономики. И это на фоне жажды власти и фактически положения пешек в геополитических англо-американских играх - в качестве части международной организации Мусульманского братства.
Возможно повторение ошибок
Сейчас следует опасаться, что переходное правительство Египта, назначенное Верховным советом Вооруженных сил 4 июля, опять прибегнет к полумерам и действиям по поддержанию статус кво, чем еще более углубит проблемы для будущего правительства, которое будет предположительно избрано через три или четыре месяца.
Временный президент Адли Мансур 8 июля обратился к народу с конституционной декларацией, в которой ничего не сказал о состоянии экономики. Разбираться с экономикой должен временный премьер-министр Хазем Эль-Беблави. В параграфе 26 конституционной декларации говорится, что премьер-министр «обеспечивает необходимое сопровождение строительства объектов коммунального хозяйства и проектов социальной значимости после утверждения кабинетом министров, но в случаях, требующих дополнительных расходов бюджета, необходимо одобрение президента».
Любое государство, в Африке или Европе, связанное бюджетом, не имеет никаких возможностей капиталовложений в общественную инфраструктуру или масштабные проекты, которые позволят массам безработных заняться производительным трудом, повышающим эффективность всей экономики. Это невозможно, так как дефицит бюджета Египта с апреля 2011 растет как на дрожжах. В марте 2013 года министерство финансов заявило, что общий дефицит бюджета достиг 10.6% ВВП за первые десять месяцев финансового года 2012-2013. Дефицит достиг 26.5 миллиардов долларов, по сравнению с 16.8 миллиардами за такой период с июля 2011 по апрель 2012 год. В июне дефицит должен был вырасти до 11.5% ВВП. В 2012 году поступления в бюджет составили 50 миллиардов долларов, а расходы - 77 миллиардов.
Для покрытия дефицита бюджета Египет занимал на международных финансовых рынках, были льготные кредиты и прямая финансовая помощь от Катара, главной опоры Мусульманского братства в Египте и во всем регионе. На сегодняшний день Катар выделил правительству Мусульманского братства уже 8 миллиардов долларов. После отстранения Мурси Саудовская Аравия, ОАЭ и Кувейт пообещали новому правительству 8 миллиардов займов и грантов. Но за все нужно платить, и эти деньги означают, что Египет скатывается в положение, когда будет вечно стоять с протянутой рукой для латания дыр в бюджете.
Катар, со своей стороны, рассчитывал поживиться в Египте за счет своих займов, как стало видно по попытке прибрать к рукам Корпорацию Суэцкого канала, сорванной мощным общественным протестом. Другую попытку предпринял инвестиционный фонд Qinvest («суверенный фонд» страны), претендовавший на 60% собственности в крупнейшем инвестиционном банке Египта EFG Hermes - за 250 миллионов долларов. В мае 2013 года сделку остановили египетские финансовые регуляторы, а посредничали в ней JPMorgan Chase со стороны Гермеса и Goldman Sachs за Qinvest.
EFG Hermes - типичный образец коррумпированной финансовой организации, полностью интегрированной в англо-американскую финансовую империю, участвовавшей в приватизации государственных предприятий и активов Египта во времена Мубарака. Египтяне посчитали сделку политически мотивированной, так как два руководителя EFG - Хассан Хейкал и Яссер Эль Маллавани находятся под следствием вместе с сыновьями Мубарака по обвинению в незаконных операциях с акциями в 2007 году.
В Египте полтора десятка местных и международных инвестиционных банков, отвлекающих значительную часть частного египетского капитала в международный финансовый пузырь.
Декларация независимости
Хотя сегодняшний президент и правительство Египта временно выполняют свои функции и появились в чрезвычайных условиях после массовых демонстраций протеста и открытого народного восстания, реальная власть у них есть, равно как и долг заявить о желании народа и правительства новой экономической политики.
Для начала следует избавиться от заблуждения, что для экономического возрождения Египта больше всего нужны деньги. А также от надежды, что «иностранные инвесторы» волшебным образом излечат экономику Египта от большинства болезней. Сегодня египетским правительственным чиновникам и экономистам следует штудировать историю, как Александр Гамильтон поставил на ноги погрязшие в долгах революционной войны против Британской империи Соединенные Штаты, создав
суверенную кредитную систему, смысл которой состоял в том, чтобы наращивать производительный потенциал всего общества, направляя собственный государственный кредит на «внутренние усовершенствования» - развитие инфраструктуры, науки и технологии. Обо всем этом можно прочитать на сайтах
движения Ларуша и
Шиллеровского института.
Есть и более свежий пример: политика правительства Аргентины покойного президента Нестора Киршнера и его жены Кристины Фернандес де Киршнер, действующего президента страны.
[3] Египет может восстановить суверенитет и экономическую независимость, сделав следующие предварительные шаги:
· Президент страны должен во всеуслышание заявить о намерении правительства восстановить экономику, развернув исполнение хорошо известных проектов, и на достижение этих целей будут брошены все наличные средства и ресурсы. Правительство должно получить поддержку народа - вопрос должно поставить так, как если бы речь шла о военной мобилизации. Правительство также должно объявить о чрезвычайном экономическом положении в стране.
· Объявив свои цели и получив поддержку народа, в условиях чрезвычайного экономического положения, правительство Египта может себе позволить некоторые решительные действия:
Решение 1. Решительный пересмотр отношений с МВФ
а. «Временный» разрыв отношений с МВФ и Мировым банком и отказ от политики, навязывавшейся Египту этими учреждениями на протяжении последних лет, т. е., отказ от структурных корректировок, приватизации государственных предприятий и либерализации торговли.
б. Замораживание соглашений о «свободной торговле» с Евросоюзом, особенно Соглашения Европейско-Средиземноморской ассоциации, ставящей своей целью создать зону свободной торговли по правилам ВТО через «постепенную отмену экспортных пошлин и запрет количественных ограничений на экспорт и импорт».
Замораживание этих отношений, превративших Египет и другие страны Северной Африки в жертв несправедливого соревнования с Европой, позволит Египту ввести тарифы и ограничения для защиты своего хрупкого сельского хозяйства и обеспечивая определенную степень продовольственной безопасности, используя пахотные земли по назначению для производства продовольствия, которое нужно стране. Политику активного экспорта продовольствия для получения иностранной валюты, поощряемую МВФ, следует пересмотреть, а экспорт сократить. Взамен Европейско-Средиземноморским соглашениям Египет выступит с предложением двухсторонних отношений и сотрудничества с европейскими странами.
в. Введение ограничений обмена валюты для защиты курса египетского фунта и предотвращения утечки капитала.
Решение 2. Определение остро необходимых проектов развития
Правительство Египта должно точно определить узкие места в экономике и предложить конкретные меры по их ликвидации. Например, в стране хроническая нехватка продовольствия, топлива, электроэнергии, жилья, общественного транспорта, высокая безработица - и это лишь некоторые из проблем.
Сотни, а может быть и тысячи проектов совершенствования городской инфраструктуры десятки лет ждут своей очереди во всех без исключения городах и поселках страны, и мобилизовать ресурсы страны можно только вовлечением всего народа в работы по модернизации экономики.
Три главных сектора экономики, без которых невозможно развитие сельского хозяйства и промышленности - энергетика, водные ресурсы и транспорт.
Энергетика. Необходимо вернуться к программе ядерной энергетики, к которой планировалось приступить в начале 80-х годов. Долгое время она пребывала в забвении. Атомные амбиции Египта уходят корнями в 1950-ые годы, к политике мирного атома президента Эйзенхауэра, но только в 1984 году Высший совет по энергетике Египта решил приступить к строительству трех атомных электростанций, начиная с Аль-Дабаа на северо-восточном побережье Средиземного моря. Предполагалось производить электроэнергии и опреснять морскую воду. Но определенные круги на Западе, выступающие против атомной энергетики и ядерных технологий, использовали Чернобыльскую аварию и прекратили любые дискуссии по поводу новых атомных станций на основе новых технологий и безопасности, особенно в развивающихся странах.
Египет не может найти партнеров на Западе для строительства реакторов. На данный момент только Россия, Китай и, возможно, Южная Корея готовы обсуждать с египетским правительством эти темы. Этой возможностью следует незамедлительно воспользоваться. Начало работ по ядерной программе должно стать главным элементом декларации правительства о своих намерениях.
Нефтедобыча в Египте налажена плохо и требует новых капиталовложений. Нефтепереработка развита настолько слабо, что Египет ежегодно экспортирует на 9 миллиардов долларов сырой нефти и на эту же сумму закупает нефтепродуктов в развитых странах. Страна остро нуждается в развитии этой отрасли, необходимы новые мощности по переработке нефти с тем, чтобы покончить с острой нехваткой бензина и других нефтепродуктов. Египет должен найти пути налаживания сотрудничества с крупнейшими строителями нефтеперерабатывающих и химических заводов США, Германии и Японии, заключить контракты и начать совместные проекты строительства нефтеперегонных заводов в самом Египте.
Вода. Египет пользуется дарами Нила и удобствами его узкой долины уже тысячи лет, но настало время осваивать новые территории страны для удовлетворения своих потребностей и создания новых преимуществ. Население страны составляет около 80 миллионов человек, занимающих 6-7% территории Египта. Создание новых городских и агропромышленных центров к западу от долины Нила стало насущной необходимостью. Это плодородные и богатые полезными ископаемыми земли, но они никак не связаны с транспортной и водной системами и энергетической сетью страны. Египетские инженеры и ученые неоднократно обращались в сменявшие друг друга правительства с предложениями научно обоснованных и экономически выгодных проектов, но безуспешно.
Есть три главных проекта мелиорации пустынь:
Коридор развития, который предлагает ученый в области астронавтики и египетско-американский патриот доктор Фарук Эль-Баз.
[4] Автомобильные и железные дороги и каналы строятся параллельно долине Нила от Асуана на юге до Александрии на севере. Детали этого проекта обсуждались в EIR, с проектом можно ознакомиться
на сайте доктора Эль-База.
Трубопровод на верхнем Ниле, который предлагает доктор Хамди Саиф Эль-Наср, геолог и гидротехник. Вода из высшей точки Асуанской плотины на юге Египта по трубам большого диаметра направляется вдоль горных хребтов охватывающих долину Нила с востока и запада. Второй трубопровод даст воду в пустынные районы за счет свободного стока, при этом будет вырабатываться электроэнергия. Проект поддерживают многие инженеры.
(Сайт проекта.) Африканский проход. Проект предлагает египетский инженер Айман Рашид как региональный и трансконтинентальный проект создания инфраструктуры, связывающий скоростной железной дорогой Египет, Центральную и Восточную Африку и Средиземноморский регион. В западные пустыни Египта по каналу вода перебрасывается из региона Великих Африканских озер и из восточной части Конго.
Решение 3. Создание национальной кредитной системы. Нужно избежать монетаристской ловушки, когда считается, что без денег в руках ничего невозможно сделать. Необходимо понять, что стоит за гамильтоновской кредитной системой и как эта система стала фундаментом создания мощной современной экономики США. Гамильтоновская система означает, что государство и правительство должны строить национальный суверенитет на основе независимой кредитной системы, правительство и кредитная система должны служить развитию территории страны и народа, ее населяющего, а финансовая система должна быть построена так, чтобы отражать эти цели.
В первую очередь необходимо заявить о намерениях. Второй шаг - определение конкретных экономических шагов, необходимых для достижения этой цели.
И последним должен стоять вопрос финансирования. Все три шага должны быть разъяснены в декларации намерений правительства.
У Египта действительно большой дефицит бюджета, и Египет действительно один из крупнейших должников в регионе (около 1,2 триллиона египетских фунтов, или 500 миллиардов долларов внутреннего долга и 33 миллиарда долларов иностранных долгов в 2013 году). Но народ Египта - не банкрот.
Объявив о намерении вырваться из цепей существующих экономических обстоятельств, Египет будет кредитоспособен внутренне и внешне. Подлинный капитал Египта - его народ, включая миллионы хорошо образованных молодых людей, природные ресурсы, стратегическое положение, за Египтом его история и национальный характер. Не хватает видения будущего, которое следует сформулировать в декларации экономической независимости.
Даже просто в денежном выражении, внутренний капитал Египта в долларах и национальной валюте на различных депозитах и счетах в банках на порядки превышает все займы МВФ, Саудовской Аравии, или Катара. Проблема в том, что эти средства были размещены в деятельности инвестиционных банков в Египте и за границей и никак не влияют на эффективность египетской экономики. В лучшем случае, деньги просто лежат мертвым грузом.
В марте 2013 года министерство финансов заявило, что на различных счетах египтян насчитывается 33 миллиарда долларов. Еще большая сумма была просто конвертирована в иностранные валюты вне банковской системы из страха политических потрясений и хаоса. Это привело к резкому падению курса египетской валюты в последние два года. Необходимо регулировать операции с финансовыми активами таким образом, чтобы они направлялись в инвестиции в производительную экономическую деятельность, а не спекуляции. Эти средства также можно привлечь для работы государственного кредитного механизма финансирования восстановления страны.
Для осуществления программы реконструкции египетское правительство должно учредить национальный банк реконструкции и развития. Его двери можно открыть для частного капитала, а капиталовложения в него обеспечить государственными гарантиями.
Но главное - государство, отражающее текущие и будущие интересы народа, должно своей властью создавать кредит через министерство финансов и центральный банк, чтобы не просто затыкать дыры в текущем бюджете, а финансировать государственные планы модернизации. Суверенное государство имеет право создавать долг для обеспечения будущего народа через повышение производительности труда и повышение уровня жизни (тем самым, созданные долги своевременно будут погашены).
Кредиты, создаваемые Банком реконструкции и развития, будут направляться через правительственные корпорации и коммерческие банки предприятиям, непосредственно осуществляющим конкретные проекты.
Импорт иностранного оборудования можно финансировать на основе двухсторонних долгосрочных кредитных соглашений, или же под экспортные гарантии стран-экспортеров, которым самим нужны рынки сбыта и возможности вложений капитала.
Чтобы создать к себе доверие внутри страны и за ее пределами Египту нужно ясное видение будущего и твердая решимость облегчить участь людей и превратить страну в серьезную региональную державу, обладающую весом на международной арене в реальном, экономическом смысле.
Предложение было опубликовано на английском языке в журнале
EIR от 26 июля 2013 года. Арабский текст доступен на
арабском сайте EIR.
www.larouchepub.com/russian [1] См. статьи автора
“It Is Not Just an Egyptian Crisis”,
“The Myth of Overpopulation in Egypt”, EIR, 18 февраля 2011 г.
[2] См. “
Pan-Islamism Is the Death of the Nation!”, EIR, 13 июля 2012 г.
[3] См. статью Цинтии Раш (Cynthia Rush) “What Europe Can Learn from Argentina” в докладе EIR
“Emergency Program for an ‘Economic Miracle’ in Southern Europe, the Mediterranean Region, and Africa”, EIR, 8 июня 2012 г., стр. 53.
[4] См. “
Farouk El-Baz, Ph.D.: Geologist Proposes 1,000 Wells for Darfur; Use Science To Serve Mankind”, EIR, 14 сентября 2007 г.