Бедность интеллигенции

Feb 14, 2013 20:57



С надеждой и опорой на российскую (и не только) интеллигенцию, которая что-то политически умное родит и выступит революционным авангардом, видимо приходится расстаться. Однако попробуем разобраться, насколько вообще правомерно было связывать подобные чаяния с данной категорией граждан. Для начала рассмотрим, что же такое интеллигенция. В социальном значении слово используется в отношении общественной группы людей, обладающей критическим способом мышления, высокой степенью рефлексии способностью к систематизации знаний и опыта. Ключевое слово, на мой взгляд, рефлексия, ибо в определенной степени систематизация знаний и опыта есть даже у работников физического труда.

К примеру; Кагарлицкий Б.Ю. Понимает интеллигенцию, как мне кажется, по-своему и соответственно имеет свой подход. Он стал отделять мух (интеллигенцию) от просто культурного говна («креативный класс»). Видимо, наелся «революционности» всевозможных арт-групп и прочих «художников», и решил пройтись по заводам, между делом поспрашивать пролетариев о жизни. Интеллигенция у Бориса Юльевича - это теперь врачи, инженеры и учителя, но уже, правда, на периферии. Видимо, статус бедности (низких доходов) заставляет относить их автоматически к интеллигенции, что говорит о том, что в революционность столичного интеллектуального слоя Борис Юльевич уже не верит. Кагарлицикий - как жаждущий хоть какой-нибудь уже революции, может быть вспомнил: что интеллигенции идеологически выгоднее и сытнее стоять на одной почве с господствующим классом. Главное, доказать свою приверженность тем базовым ценностям, которые имеют место, а там хоть в либеральную оппозицию играй. Однако, записывать рядовых врачей, учителей и т. д. в интеллигенты я бы не спешил - эти люди, во-первых, выполняют не творческую работу, они своего рода рабочие на заводе механически производящие определённые операции. Нет. Интеллигенция это что-то большее.


В общем, Кагарлицкий, Галкина, Очкина и другие авторы якобы взялись с новыми силами за провинциальную бедноту, там люди ближе к земным проблемам, быстрее поймут. Вот здесь я бы добавил, что людям в провинции, как раз до рефлексии меньше всего дела - она не окупается, и в провинции такие «высокие» материи на хлеб не намажешь.

Интересно послушать и мнение об интеллигенции известного артиста Вахтанга Кикабидзе. «Что такое интеллигентность, точно знали вон те люди, которые в «Беге» смотрели с турецкого берега в сторону России, те, кого выселяли, расстреливали, они это знали точно».
У Кикабидзе выходит, что интеллигент - это тот, кто умеет слушать и слышать, в результате, правда, договаривается артист до следующего: «Я, например, считаю, что самый большой грех российский - это то, что большевики в свое время всю царскую семью истребили». Не буду спорить на счет интеллигентности царей, но суть Вахтанг Константинович интуитивно отметил верно: интеллигент это тот, кто умеет слушать и слышать правящий класс. Кстати, вот Путин не интеллигент - он слушать не умеет. «Все правительство было, и ближе всех сидели к сцене Путин с Матвиенко. И все время, пока я пел, он с ней разговаривал. Было очень неприятно на это смотреть, потому что я пел для него, а он не слушал. Мы вот в начале разговора про интеллигентность говорили, и я сказал, что интеллигентный человек должен уметь слушать».
http://www.afisha.ru/article/pundits-kikabidze/

В кое-чем я согласен с Кирсановым: «Дальнейшие рассуждения в этом направление приводят к тому, что помимо интеллигенции косвенное отношение к общественному производству средств к жизни имеют также представители эксплуататорских классов. Учитывая, что эксплуататорский класс преимущественно, если не сказать целиком, формируется из среды интеллигенции, можно и должно сделать вывод об интеллигенции как носителе эксплуататорского класса. В итоге общество делится на два класса: класс косвенно занятый в общественном производстве средств к жизни и класс непосредственно занятый в общественном производстве средств к жизни»

Вот как раз ответ на свой вопрос: почему «чахоточная» интеллигенция (далеко не всегда и не вся богатая) России стояла на другом берегу Черного моря, Кикабидзе может найти у Кираснова. «Потому интеллигенция и не поддержала социалистические (коммунистические) преобразования в России в октябре 1917 года, более того, всячески противодействовала им, что они, указанные преобразования, не отвечали ее интересам и потребностям. В то время, как простой российский народ влачил жалкое существование российская интеллигенция изо дня в день ковала кадры российских эксплуататоров, стояла на страже их интересов и потребностей как своих собственных, поскольку они (интересы и потребности эксплуататоров) совпадали с ее интересами и потребностями. Иначе и быть не могло, ибо эксплуататоры - есть, своего рода, передовой отряд интеллигенции».
http://www.ainros.ru/kvn/intelligent.pdf

Вспоминается много советских фильмов, особенно времен позднего застоя, не говоря уже о перестройке, где работники умственного труда постепенно отделяют себя от общих масс трудового народа, начинают даже противопоставлять. Есть яркие эпизоды в фильмах: «Курьер», «Гараж» и других, в которых работники превращаются именно в интеллигенцию, а проще говоря: опускаются до мещанского уровня трансформируясь в потребителя с мелкобуржазным мышлением - протобуржуазию, а в последствии непосредственно в буржуа.

Удачную заметку приводит Кара-Мурза из своих личных воспоминаний про одного молодого советского интеллигентика на Кубе.

«Как я уже говорил, на поле мужчины рубят тростник, а женщины его собирают и укладывают в кучки. Яша попробовал рубить, но недолго - до первой мозоли. Значит, полчаса. Бригадир ему говорит: Яша, собирай и укладывай тростник. И стал Яша делать женскую работу. Но не как женщины. Он снял рубашку, чтобы загорать, и сел в своей соломенной шляпе. Куда дотянется рука - оттуда берет срубленные стебли. Потом перебирается в другое место и снова садится. Мне из соседней бригады кричат, с тонкой издевкой: "Эй, товарич! Не хочешь тоже тростник носить, вместе с Чинитой?". Чинита - лаборантка с неорганики, симпатичная, с примесью китайской крови (потому и прозвали Чинита). Я отвечаю: "Вместе с Чинитой - с удовольствием. Пусть она собирает, а я ее с тростником буду носить".
Любопытно было смотреть на профессора. Он был тучный, рубить ему было тяжело - а тут его молодой советский компаньеро, приехавший чуть ли не с крейсера "Аврора", сидит и загорает. Видно было, что чувства в нем клокочут - но ни разу не сорвался. Выкрикивал какие-то тончайшие намеки, которые Яша не обязан был понимать. Яша любил поговорить и попрактиковаться в языке. Идя с поля, он заводил философские беседы с попутчиками, которые к этому времени уже еле ворочали языком. Я как-то раз шел сзади и вдруг поймал себя на мысли, что моя рука готовится точным ударом перерубить ему сухожилие на пятке. Рука уже привыкла рубить, и очень точно, без всякой помощи головного мозга - и вот как она захотела использовать этот навык. Страшное дело. Я вспомнил, как на целине Наташа Кузнецова всадила вилы в задницу одного сачка. Тоже, наверное, сама удивилась своему поступку.
Когда мы притаскивались вечером в барак, все сначала валились на койки и минут двадцать просто неподвижно лежали, ни о чем другом и думать не хотелось. А Яша смазывал лицо каким-то ароматным кремом, надевал чистую рубашку и отправлялся на экскурсию - осматривать местность и быт кубинских гуахиро. Вслед ему из разных углов барака кричали одно слово: "Марикон!". Простонародное, негрубое название педераста. Это - за крем и вообще.
Весной кубинцы объявили Яшу персоной нон грата.»
http://www.cuba-vision.com/info/?i=17&p=2
       А ведь описываемые события схожи с сюжетом фильма «Карьера Димы Горина», только в кино рабочий коллектив перевоспитывает единоличника (бывшего кассира) и слюнтяя Димочку, которого блистательно исполнил Александр Демьяненко. Много фильмов и о том, где работники умственного труда борются за культурное воспитание детей, рабочих, сельских жителей делая это из личного долга перед обществом «Большая перемена», «Первый учитель», назвать их героев интеллигентами не поворачивается язык. Не будет большой загадкой вопрос: почему же «безвозмездно» духовным воспитанием на данный момент активно занимаются священнослужители
Подводя итог отметим, что пролетариат может исчезнуть как класс, только если будет уничтожено классовое общество, базирующееся на эксплуатации, и никто другой кроме него самого этого не сделает. Думаю, нужно перестать делить интеллигенцию на свою и чужую. Интеллигенция сама себя отделяет от эксплуатируемого класса, она как бы дает понять, что «выше» интеллектуально и духовно происходящих событий, продает результаты саморефлексии своим же коллегам по цеху выдавая барахло за великие ценности. Пусть интеллигенты хоть трижды считаются в буржуазной среде  гуманистами, носителями совести нации и прочего нравственного пафоса, имея высокий или низкий доход - это нисколько не меняет её положения - лакеев правящего класса.
  Ленин, помнится, к интеллигенции себя не относил, нелестно высказываясь о последних. «Интеллектуальные силы рабочих и крестьян растут и крепнут в борьбе за свержение буржуазии и ее пособников, интеллигентиков, лакеев капитала, мнящих себя мозгом нации. На деле это не мозг, а говно.»

капитализм, культура, интеллигенция

Previous post Next post
Up