Вследствие не очень-то радостного обстоятельства - вышла из строя электронная читалка, а ремонт, увы, дело не одного дня - и будучи "духовной жаждою томим":), зашел я в книжный магазин насчет чего бы почитать. Будучи, как известно уважаемому сообществу, неравнодушен к проблематике "погубления человеков"(с), я закономерным образом направил стопы к стеллажу военно-исторической литературы, где алчный взор зацепился за аппетитно-пухленькую книгу с любопытным названием:
(забегая вперед - скачать ее можно до хрена где)
Вот тут -
http://www.liberty.ru/groups/Intellektualy/Vitalij-Penskoj-Velikaya-ognestrel-naya-revolyuciya - содержится типичная беглая и поверхностная аннотация, которые ваш скромный повествователь, по счастью, если и читает, то в последнюю очередь. А вот самостоятельное листание навело на мысль, что книга очень даже достойна быть обмененной на соответствующее количество дензнаков. Даром, что абсолютно не содержит картинок, к коим, признаюсь откровенно, питаю этакое детское пристрастие:). И надо сказать, что первое впечатление не обмануло. Читаю и наслаждаюсь.
Возможно, кто-то меня в этом отношении уже опередил. Для нечитавших же скажу, что под этой обложкой скрывается весьма насыщенное с точки зрения фактологии исследование эпохи перехода от вооруженных сил феодального типа и свойственных им способов ведения боевых действий к армиям буржуазной формации с соответствующими стратегией и тактикой. Но еще приятнее и интереснее то, что автор пошел дальше и глубже, предприняв со вполне материалистических позиций анализ собранного материала (массив которого, прямо скажем, впечатляет) и проследив сложные, далеко не всегда очевидные и взаимно-обратные причинно-следственные связи в системе "общество - экономика - вооружения - вооруженные силы - методы войны". (Что нетипично для наших дней - спокойно ссылается на Энгельса, что у его коллег считается моветоном.) Радует и отсутствие каких-либо реверансов в сторону тухлого постмодернизма. Наоборот, на страницах бал правит строгая логика.
Пересказывать содержание, разумеется, не буду, а вот читать однозначно рекомендую. Даже тем, кому собственно военная история до фонаря. Поскольку книга чрезвычайно полезна с точки зрения материалистического понимания истории вообще. Вот мы, было дело, много говорили о том, что в своем сегодняшнем состоянии история еще не является наукой, оставаясь, так сказать, отраслью знаний. Автором же "Великой огнестрельной революции" сделан довольно существенный шаг по превращению этой отрасли именно в науку.
Надеюсь, результатом у нас тут будет порядочное бурление говн очередная плодотворная дискуссия.
Дополнение по ходу чтения
Вообще говоря, и прежде военные историки говорили об армии "ремесленного" типа, свойственной феодальному обществу, сопоставляя ее с армией типа "мануфактуры"(Новое время) и типа "фабрики"(империализм). И Энгельса цитировали, особенно в советское время. И даже всячески кумекали над его положением о связи между экономикой и военным делом. Но, насколько мне известно, как-то не очень входило в круг их представлений понимание того, что связь между развитием производительных сил и состоянием военного дела носят характер положительно-обратный, а не только имеет место влияние "в одну сторону". И вот в предлагаемой к обсуждению книге наконец-то автор однозначно и непротиворечиво обрисовывает данное взаимовлияние, наглядно показывая, как не только экономический базис воздействует на уровень военной техники и военной мысли, но и вооруженные силы стимулируют развитие материального производства. Это весьма ценно в методологическом отношении, а то в левых кругах, вместо действительно научного (и диалектического) осмысления такой стороны действительности, как война, возобладал какой-то тухлый пацифизм...
И еще. Совсем недавно коллега romdorn высказывал недоумение относительно тезиса коллеги pif`а о том, что "гуманизм своими корнями уходит в обслуживание государственной монополии на насилие, а вовсе не что-то врожденное", а также "не наблюдалось как-то широкого распространения идей гуманизма в отрыве от государства, даже религиозные доктрины, на основе которых этот гуманизм зацвел пышным цветом получили широкое распространение только на государственном уровне". И вот, читая все ту же книгу, мне довелось натолкнуться на приводимую автором цитату Дж. Блэка: "...Европейские государства монополизировали право иметь вооруженные силы не только в своих европейских владениях, но также в колониях, на суше и на море... Монополизация насилия была также частью процесса внутригосударственного "умиротворения" и установления контроля над обществом..." Таким образом, имеем еще один довод в пользу той точки зрения, что пресловутый гуманизм призван обслуживать в качестве идеологии интересы вполне конкретного класса, пребывающего у власти, а вовсе не представляет собой нечто вечное и инвариантное для любых исторических условий.