На Петербургском образовательном форуме участникам напомнили о стратегических целях: образование, как и все процессы в мировом сообществе, определяется глобальной концепцией устойчивого развития. В частности, в докладе, посвящённом экологической культуре и «школе здоровья», об образовании и здоровом образе жизни как составных элементах устойчивого развития
говорил С.В. Алексеев, д.п.н., заведующий кафедрой педагогики окружающей среды СПб АППО. На одном из слайдов был упомянут и Римский клуб - как структура, имеющая непосредственное отношение к разработке вышеупомянутой стратегии.
Относительно концепции устойчивого развития следует напомнить, что впервые она была предложена в докладе Римского клуба «Пределы роста» в 1972 году. В докладе говорилось, что «быстрое расходование невозобновляемых ресурсов и загрязнение среды породят в ближайшие годы ресурсный голод и экологическую катастрофу, способную погубить человечество». Решать проблему предлагалось не только мерами экономического регулирования, но и в том числе за счет контроля рождаемости, а также реформирования образования с целью формирования нового глобального мышления.
Сейчас
«Цели устойчивого развития» - это официально принятая программа ООН, в которой одними из 17-ти целей являются:«хорошее здоровье и благополучие», «качественное образование» и «гендерное равенство». Понятно, что гендерное равенство имеет прямое отношение к контролю рождаемости как фактор, снижающий рождаемость. А вот «хорошее здоровье и благополучие» - вроде бы нет, но после приведенных следом данных соцопросов все встало на свои места. Оказалось, что представление о будущем выглядит следующим образом: его хотят видеть мирным и безопасным, счастливым и радостным гораздо чаще, чем справедливым, или в дружеском окружении, или с любимой семьей. Фактически, семейные ценности оказались на 5-ом месте, что вполне укладывается в цели «устойчивого развития».
С образованием все оказалось сложнее - одним из факторов, по которому будет определяться готовность к будущему устойчивому развитию, были названы «мобильное образование» и «непрерывное образование». Дальше выяснилось, что, согласно опросу ВЦИОМ от 2016 года, педагоги хотят видеть образование радостным и игровым (95%), а также вариативным (90%), что несколько озадачило и породило сомнения в достоверности результатов. Зато, таким образом, точно придется учиться всю жизнь, и «непрерывное обучение» будет гарантировано - соответственно, по этому критерию «устойчивое развитие» будет достигнуто. Несколько успокоило, что все-таки доступным и качественным его хотят видеть примерно столько же опрошенных.
После всего увиденного приятное впечатление оставила информация, что Россия по критериям «человеческого развития», приведенным в докладе ООН 2015 года, находится на 50-м месте, пропустив на лидирующие позиции «цивилизованные» страны. Тем более что далее основными качествами современного человека были названы в основном технократические (межотраслевая коммуникация, управление проектами, программирование - искусственный интеллект(?), бережливое производство…), а также такие, как мультикультурность и клиентоориентированность.
С одной стороны, настойчивое желание «мирового сообщества» двигаться по пути превращения человека в некое радостное и игровое «программируемое клиентоориентированное мультикультурное существо» непонятного гендера вызывает оторопь, а с другой, такие, казалось бы, негативные факторы, как нахождение в нижних строчках мировых рейтингов по критериям готовности к вхождению в «дивный новый мир», вселяют некоторую надежду, что все-таки наши люди оказались относительно устойчивы к дегуманизации.