Оригинал взят у
sajjadi в
Персидское искусствоСегодня я познакомлю вас с еще несколькими видами старинных иранских искусств. Фото изделий и описание процесса их изготовления приведены ниже.
Мошаббак
С давних времен персы славились умение вырезать узоры из дерева и металла. Особое развитие получило искусство «мошаббак» - создание (чаще всего из меди, но порой и из серебра с золотом) узорчатых решеток, чей рисунок напоминал о красотах непревзойденных персидских ковров. Мастера украшали «прозрачной» резьбой мечети и дома богачей. Нередко в процессе создания решеток использовались и другие разновидности искусства резчиков. Например, «моарраг» - создание искусных мозаик из кусочков дерева разных видов или составление сложных деревянных резных узоров. А также «монаббат» - резьба по цельному куску дерева или металла (включая вырезание филигранных металлических текстов, которые художник позднее прикреплял к деревянной основе). И сегодня все виды этого искусства процветают в Исфахане.
Аламат
С давних пор, для религиозных церемоний в Иране изготавливали огромные стальные «аламаты» - широкие перекладины, украшенные копьями, мечами, щитами и множеством фигур птиц, лошадей, оленей, львов, голубей, павлинов, и даже подсвечниками с вазами - все эти предметы были расцвечены сложнейшими узорами из золотых и серебряных нитей.
Поначалу каждую фигуру (полую внутри) отливают из стали, поделив на две половинки, каждая из которых обрабатывается кузнецом вручную. Затем, в тех местах, куда позднее будут вплетаться нити, художник наносит ножом микро-трещины, за которые нить и будет цепляться.
Саму нить делают из золота или серебра особым старинным способом, а затем, «вбивая» ее внутрь подготовленного металла, создают на фигуре роскошные узоры. После этого участки с нитями полируются нефритом, и все изделие обрабатывается особой кислотой, что придает стали характерный черный цвет - чтобы золото/серебро заиграло всеми красками.
Персидская миниатюра
Об искусстве иранских художников в древности ходили легенды. Но своего расцвета персидская миниатюра достигла в XVI в., при Сефевидах. Художники украшали стены дворцов, изразцы, керамику, создавали самобытные картины. Следует отметить, что с тех времен исламский запрет на изображение живых существ в Иране исчез практически полностью, и фантазиям художников не было предела. Сегодня имена многих миниатюристов (например, Махмуда Фаршчиана) известны всему миру. Любимыми сюжетами остаются иранские красавицы, образы из любовных четверостиший Омара Хайяма, а еще - пустыни, мечети, караваны, повседневные сценки из жизни старинной Персии.
Настоящий миниатюрист собственноручно готовит свои краски и рисует только на верблюжьей кости. Желтоватая цельная кость используется для совсем крошечных миниатюр, а для рисунков покрупнее несколько костей измельчают в порошок, а затем слой за слоем создают «лист», используя специальный клей. Верблюжья кость, в отличие от обычной бумаги, обладает уникальными качествами, позволяя миниатюре не терять яркость многие десятилетие.
Разумеется, для сохранности, произведение искусства лучше держать под стеклом, можно - в изящной рамке, украшенной инкрустацией-«хатамом».