Hasselblad. Глава 8.

Jan 11, 2012 14:07




Прежде чем перейди к очередной линейке аппаратов Hasselblad 200, ещё раз оглянемся назад.
Не хотелось бы повторяться, но тема, к которой я хочу вернуться, касается многообразия оптики, которую Хассельблад использовал для своих камер. Она, судя по количеству вопросов, задаваемых владельцами разных моделей камер (это не относится к знатокам «породы», которые, возможно, информированы лучше меня), самая животрепещущая.
Не ждите от этого очерка исчерпывающей информации о «стёклах» для Хасселя, или стройной классификации всей имеющейся для него оптики. Задача, которую я поставил перед собой - внятно, по мере сил, рассказать, с какой коробкой можно использовать тот или иной объектив. Надеюсь, что мне это удастся.


В начале Главы 2 был представлен классификационный перечень объективов Хасселя и таблица, позволяющая достаточно просто найти уровень соответствия между используемой оптикой и камерой. Позволю себе напомнить и перечень, и таблицу ещё раз:
1. Объективы для Hasselblad 1600F и 1000F
2. C - объективы
3. CT* объективы
4. F - объективы
5. CF - объективы
6. CFi - объективы
7. С-объектив для Hasselblad 501C
8. CB - объективы
9. FE (TCC) - объективы
10. CFE - объективы
11. ZV Classic - объективы
12. ArcBody - объективы
13. Специальные объективы
14. НС - объективы для «цифры»



Пояснения к таблице:
«да» = полная совместимость
«нет» = полная несовместимость
«ДА» = «да», с той лишь разницей, что с корпусом, наряду с беззатворными объективами могут использоваться и объективы со встроенным затвором.
«-» = объектив не позволять полное использование особенностей корпуса.
«+» = объектив имеет особенности, которые корпус не может использовать

* Серии камер 500C и 2000FC не используют электронных возможностей этих объективов.
** Эти объективы не обеспечивают никакой электронной информации корпусу, в частности не дают информацию об апертуре.
*** 202FA корпус отличается от остальных корпусов серии 200, тем, что не может использовать центральный затвор объективов CF/ CFi или CFE. Барабан скоростей затвора объектива должен быть установлен в позицию F. Может использоваться только фокальный затвор камеры.

Стоит разобраться со всеми этими загадочными аббревиатурами, сопутствующими оптике Хасселя, чтобы больше к ним не возвращаться.

По-моему, с пятью мы уже достаточно знакомы - это:
1. Объективы для 1600F и 1000F
2. C - объективы
3. CT* объективы (T*- мультипросветление)
4. F - объективы (Глава 6)
5. CF - объективы (Глава 7)

Пойдём дальше.

Пойдём дальше.

6. CFi - объективы
В Главе 3, где речь шла о камере Hasselblad 905 SWC, был впервые упомянут новый для тех времён объектив Carl Zeiss Biogon 38mm f/4.5 CFi. Там же говорилось о причинах возникновении этой разновидности оптики (CFi).
Объективы всех версий, вплоть до версии CF, использовали линзы содержащие мышьяк, свинец и кадмий. В конце прошлого тысячелетия согласно экологическим соглашениям, действующим в среде цивилизованных производителей оптики, эти вредоносные химические элементы были изъяты из производства. Цейсс изменил свои отработанные десятилетиями технологии и создал новый тип оптики на базе «чистого» стекла. Так в арсенале Хасселя появились объективы серии CFi.
Помимо технологических изменений, которые, несомненно, потянули за собой оптические трансформации, о которых и Цейсс и Хассельблад скромно умалчивают, оптика CFi получила ряд конструктивных и мелких косметических доработок. Во всём остальном объективы CF и CFi - родные братья.
В сетевых баталиях между владельцами одноимённой оптики разных версий CF и CFi победителей мне отыскать не удалось. Посему судить об оптических предпочтениях «вредного» CF и «безобидного» CFi я не берусь.



рис. 1. Hasselblad 501С продавался в принудительном комплекте с объективом Planar C 80mm f/2.8

7. С - объектив для Hasselblad 501C - что это за «зверь»?
Hasselblad 501С продавался в принудительном комплекте с объективом Planar C 80mm f/2.8 (рис. 1) (смотри Главу 7). Оптическая формула этого объектива в точности повторяет структуру Planar CF 80mm f/2.8 . Однако он имеет некоторые конструктивные отличия от объективов CF:
а. Объектив не оборудован механизмом сцепления барабанов скоростей затвора и апертур для работы с экспозиционными числами EV, естественно на его оправе отсутствует кнопка, предназначенная для этих целей.
в. Хотя объектив Planar C 80mm f/2.8 для Hasselblad 501С снабжён тем же центральным затвором, что и его обычные собратья Planar(ы) CF 80mm f/2.8, позиция F на барабане переключения его скоростей отсутствует. Если Вы помните из Главы 7, позиция F используется, когда объектив CF установлен на камеры серий 2000 или 200 и Вы желаете работать со шторным затвором аппарата, отключив затвор объектива.

Это вовсе не означает, что рассматриваемый объектив не сможет работать с фокальными затворами аппаратов серий 2000 или 200. Очень даже сможет. Для этого барабан скоростей его затвора следует установить в позицию «В».

Какие цели преследовал Хассель или Цейсс, изготовляя этот загадочный объектив, мне не ведомо. Скорее всего, в качестве объектива для упрощённой модели аппарата Hasselblad 501С был использован какой-то ранний технологический задел.


рис. 2. Объективом Planar CВ 80mm  f/2.8 «украсили» «кит» Hasselblad 501СМ

8. CB - объективы.
Эти приборы появились осенью 1997 года. В частности объективом Planar CВ 80mm f/2.8 «украсили» «кит» Hasselblad 501СМ (рис. 2). Функционально CВ аналогичны объективам серий CF и CFi, однако, с точки зрения стоимости они гораздо доступнее и оптически и механически проще. Скажем, Planar CВ 80mm f/2.8 имеет в своей оптической формуле на один элемент меньше, чем Planar CF 80mm f/2.8 (шесть элементов вместо семи). Фокусировочные барабаны объективов имеют пластиковую отделку. Есть и другие механические упрощения.
CB - объективы не имеет F - установки на барабане переключения скоростей центрального затвора, которая используется, когда объектив установлен на камеры серий 2000 или 200, и Вы желаете работать со шторным затвором аппарата, отключив центральный затвор объектива. Вместо неё барабан переключения скоростей нужно установить в позицию «B».


рис. 3. CB - объективы

Мне известны четыре таких объектива (рис. 3):
Zeiss Distagon CB 3.5/60mm
Zeiss Planar CB 2.8/80mm
Zeiss Tessar CB 4.8/160mm
Zeiss Makro-Planar CB 4/120mm
Несомненно, из этих сравнительно недорогих (для Хасселя!) приборов, самым выдающимся является Makro-Planar CB 4/120mm. Он не только прекрасно оптимизирован для макро-работ (максимальное увеличение 1:2), но и очень хорош при полном отверстии для портрета. К сожалению - он редкость, поскольку выпускался, ограничено и продавался в специальных комбинациях с определёнными моделями камер.

9. FE (TCC) - объективы
Эта оптика появилась в 1991г вместе с первой моделью камеры 200-ой серии Hasselblad 205 TCC (Tone and Contrast Control). Ранние модели линейки этой оптики носили называние TCC - объективы. Они повторяли аббревиатуру в названии камеры, для которой были изготовлены. Позже объективам присвоили более общее название: FE - объективы. Не смотря на то, что эти приборы были разработаны для серии камер Hasselblad 200, о которых речь впереди, они вполне могут использоваться со всеми моделями ранней серии 2000.
Так как фотокамеры указанных серий (200 и 2000) имеют фокальный затвор, объективам FE в отличие от объективов CF не требуется встроенный центральный затвор. Это в какой-то мере развязало руки проектировщикам, позволив создать совершенно новые конструкции с большим относительным отверстием и меньшей дистанцией ближней фокусировки. В этом смысле объектив Zeiss Planar FE 2/110mm уникален. Он самый светосильный прибор среди профессиональных объективов среднего формата. Его апертура - f/2.
Ещё один уникум из этой линейки: FE 300mm Tele-Superachromat с апертурой f/2.8 и дистанцией ближней фокусировки 2,5м (рис. 4).


рис. 4. FE 300mm Tele-Superachromat с апертурой f/2.8 и дистанцией ближней фокусировки 2,5м

Характерной особенностью объективов FE является наличие электронной шины данных, по которой передается значение установленной диафрагмы в экспонометрическую систему фотокамер моделей 202FA, 203FE или 205FCC/TCC. Не трудно догадаться, что при использовании объективов FE на камерах серии 2000 электроника объектива отдыхает.



рис. 5. FE  - объективы



рис. 6. FE  - объективы

Вот эти объективы:
Zeiss Distagon FE 2.8/ 50mm FLE (рис. 5) (FLE - в оптической формуле объектива используются плавающие элементы, позволяющие свести к минимуму дисторсионные абберации. Здесь усовершенствованная система FLE не требует вторичного кольца фокусировки, какое мы видим у объективов серии CF 40мм и 50мм)
Zeiss Planar FE 2.8/ 80mm (рис. 5)
Zeiss Planar FE 2/110mm (рис. 5)
Zeiss Sonnar FE 2.8/150mm (рис. 6)
Zeiss Tele - Tessar FE 4/250mm (рис. 6)
Zeiss Tele-Superachromat FE 2.8/ 300mm (рис. 4)
Zeiss Tele - Tessar FE 4/350mm (рис. 6)
Zoom Hasselblad FE 4.8/60-120mm (рис. 6)

10. CFE - объективы
CFE - дальнейшее развитие линейки CF/ CFi. Объективы созданы для того, чтобы при работе на камерах 200-ой серии максимально использовать её функциональные потенциалы. Новую оптику оснастили электронной шиной данных (рис. 7), по которой передается значение установленной диафрагмы в экспонометрическую систему фотокамер моделей 202FA, 203FE или 205FCC/TCC. При этом экспозамер ведётся при полном отверстии.


рис. 7. Золочённая контактная группа на хвостовике CFE - объектива для связи с электроникой камеры

Конструкция объективов имеет свои отличительные особенности в основном ориентированные на улучшение весогабаритных показателей. Вообще подробно говорить о линейках CFi и CFE не вижу необходимости, поскольку сегодня это самая распространённая оптика, которую можно изучить по доступным каталогам и свежим сетевым ресурсам.

11. ZV Classic - объективы
Сравнительно недавно (2007г) Carl Zeiss в ограниченном количестве изготовил серию объективов ZV Classic 3-х разных фокусных расстояний для системы Hasselblad V. Это функциональные аналоги объективов CFi, сделанные по специальным технологиям в серебристой отделке. Они не содержат никакой электроники. Предназначение серии - представительские надобности и утоление жажды состоятельных коллекционеров.
Объективы выглядят безупречно. Не думаю, что оптически они переигрывают соответствующую штатную оптику, но, глядя на них, хочется в это поверить.


рис. 8. Zeiss Distagon f/4 50mm ZV Classic



рис. 9. Zeiss Makro-Planar f/4 120mm ZV Classic



рис. 10. Zeiss Sonnar f/4 180mm ZV Classic

Вот эти объективы:
Zeiss Distagon f/4 50mm ZV Classic (рис. 8)
Zeiss Makro-Planar f/4 120mm ZV Classic (рис. 9)
Zeiss Sonnar f/4 180mm ZV Classic (рис. 10)

12. ArcBody - объективы
ArcBody - очень компактная и лёгкая камера с возможностями коррекции перспективы, которые обеспечивается пространственной подвижностью оптической оси объектива и фокальной плоскости. Обладая определённым опытом и знаниями, владелец этого профессионального инструмента может творить с его помощью чудеса, совершенно не доступные жёстким конструкциям аппаратов даже самого высокого класса.
Подробности о возможностях аппарата и сферах его применения у нас ещё впереди. А пока перечислим объективы, которые Хассельблад выбрал для него (рис. 11):


рис. 11. ArcBody - объективы

Rodenstock Apo-Grandagon 4.5 /35mm
Rodenstock Apo - Grandagon 4.5 /45mm
Rodenstock Grandagon-N 4.5 /75mm

13. Специальные объективы Хассельблада
О некоторых специальных объективах Хасселя Вы уже наслышаны из ранних глав очерка. Стоит вспомнить хотя бы такой уникум, как Zeiss UV-Sonnar 4,3/105mm (рис. 12). Его семиэлементная формула содержит линзы из кварца и природного (!) флюорита. Спектральный диапазон этого объектива 200-700нм. Он используется для съёмки в ультрафиолетовом спектре. UV-Sonnar 4,3/105 изначально разработан для космических программ НАСА.


рис. 12. Специальный объектив Zeiss UV-Sonnar 4,3/105mm



рис. 13. Специальный объектив Zeiss Sonnar СF 4.0/150mm



рис. 14. Использование специальных камер и специальной оптики Хасселя

Собственно вся специальная оптика Хассельблада служит таким же или не менее серьёзным задачам. Её проще проиллюстрировать, чем о ней рассказывать (рис. 13 и 14).

14. НС - объективы для «цифры»
Основательное потрясение приверженцы Хасселя ощутили на Фотокине-2002. Компания показала свой первый Hasselblad серии H1, невиданного до того формата 645, созданный в сотрудничестве с японцами из Fuji Photo Film, да ещё к тому же автофокусный (рис. 15).


рис. 15. Hasselblad H1



рис. 16. «Первые ласточки» линейки HC от Fuji Photo Film



рис. 17. Hasselblad Xpan

Эту пленочную среднеформатную камеру после установки на нее цифрового задника можно смело назвать цифровой, поскольку для Hasselblad H1 цифровой задник - это не просто полезный аксессуар, а полностью интегрированный в конструкцию важный блок. Например, на дисплее камеры можно наблюдать гистограмму цифрового снимка.
Но сейчас речь не о камере. С момента появления линейки аппаратов серии Н началась новая жизнь оптики Хассельблада.
Сейчас это постоянно растущая линейка новых автофокусных объективов серии HC, со встроенными фокусировочными моторами, спроектированными специально для системы Hasselblad H (рис. 16). Новинки оборудованы высокоточными электронными затворами и возможностью мгновенного перехода в мануальный режим. Вопреки давно сложившейся традиции, оптика серии HC разрабатывается не легендарным Цейсом, а компанией Fuji Photo Film. Первый опыт сотрудничества Хасселя и Fuji Photo Film, мы наблюдатели в 1997 г., при создании узкоплёночной панорамной дальномерки (форматы: 24х36 и 24х65 мм.) Hasselblad Xpan (рис. 17).


рис. 18. Адаптер CF

Кроме того, на камерах системы Hasselblad H, с помощью вновь созданного адаптера CF (рис. 18), можно использовать все неавтофокусные объективы C-типа от классических аппаратов «V» - серии.

Продолжение следует
Борис Бакст

carl zeiss, hasselblad, среднеформатная камера

Previous post Next post
Up