Адаптеры для фотооптики.

Dec 05, 2011 13:25




Адаптер, по другому: переходник, хвостовик, переходное кольцо - приспособление, позволяющее устанавливать на фотокамеру чужеродную для неё оптику (в узком смысле этого слова). Почему «в узком смысле»? Потому, что существует целый спектр адаптеров, которые позволяют устанавливать на камеру совсем иные аксессуары, скажем, задники от других систем, всякого рода насадки и т. д., и т. п., и пр.

Эта статья коснётся только адаптеров для объективов.
К использованию высококачественной оптики, особенно среднеформатной на узкоплёночной камере, тяга любителя ощущалась с незапамятных времён. Правда, в оные годы классная оптика, была подарком судьбы. Из многочисленный московских комиссионок она улетала, не касаясь прилавка. В советские времена за разумные деньги такой объектив мог притаранить из-за кордона лишь какой-нибудь дядя-собкор именитой «Правды», «Известий» и т. п. Заметьте, я не употребляю в отношении дяди эпитета «богатый», поскольку даже такие дяди по сути дела были нищими. Их основной валютный доход складывался из «суточных», которые бережно укладывались в тонкую пачку, перетянутую резинкой от трусов (других резинок просто не было, исключая небезызвестное тогда изделие №2 подмосковной баковской фабрики, но это не противогаз, потому что последний именовался изделием №1).
А в скромном гостиничном номере на рабочем столе дяди-собкора, скажем в Вене, в стеклянной полулитровой банке с помощью карманного кипятильника, готовился борщ из консервов предусмотрительно привезённых с Родины.
Зато нужный объектив в Вене купить было не сложно и не дорого.

Для счастливого племянника - обладателя желанной оптики начинался новый этап мытарств. «Стекло» надо было приспособить к своей, в большинстве случаев убогой, камере. И ведь всё получалось…Делались расчёты, чертежи. Находились, порою трезвые, рукастые токари и фрезеровщики, которые за пару «стеклянных» долларов с виртуозностью ваяли именно то, что Вам хотелось.

Сегодняшняя ситуация в сфере фоторынка известна всем, поэтому здесь мои комментарии будут лишними.
Очередной пик интереса к инородной оптике возник в начале нового тысячелетия на волне глобального вздутия рынка кропнутых цифрозеркалок всех уровней и всех производителей. Продажа подобных изделий сопровождалась и по сей день сопровождается насильственным втюхиванием покупателю так называемого kit(а). Этот kit - комплект состоит, как правило, из, порой вполне достойной цифрокамеры, и совершенно никчёмного «суперобъектива». В народе такие объективы очень точно окрестили «заглушками». Когда обладатель подобного «счастья», благодаря приобретённому опыту прозревает, оказывается, что отделаться от этого бесполезного довеска, даже за совсем смешные деньги, не представляется возможным.

Ну, это полбеды. Фотография, если она от сердца, всегда требует больших затрат.
Что выбрать в качестве достойной альтернативы?

В первую очередь внимание страждущего сосредотачивается на дорогих кропнутых объективах родной для камеры фирмы (полнокадровые очень дороги и не всегда уместны). Однако достойные объективы с кроп-фактором можно пересчитать по пальцам. Это касается всех, даже самых солидных производителей. Как правило, цена таких приборов неоправданно завышена. Вся же прочая кропнутая оптика среднего уровня - откровенный полупластиковый ширпотреб.
Наконец, овладев таинствами и ловушками маркетинга, обладатель камеры обращает свой взор в сторону необъятного парка великолепной оптики, кочующей по вторичным прилавкам Отечества, или всякого рода сетевым аукционам и распродажам вроде eBay, In Japan, KEH(а) и пр.

Проблемы совместимости
В Мире - огромное количество фотографических систем и каждая имеет свою структуру и свои особенности. Существует одно из основополагающих понятий оптической системы - рабочий отрезок объектива*. Он всегда должен быть равен рабочему отрезку камеры, для которой предназначен. Это непреложное условие совместимости всей линейки оптики в пределах одной фото системы.

*Рабочий отрезок - расстояние между базовой поверхностью оправы объектива и фокальной плоскостью.

Каким же образом удаётся использовать оптику их другого мира на наших аппаратах? Ведь при этом должен возникать целый ряд проблем:
- как привести в соответствие рабочий отрезок камеры и объектива,
- фокусировка,
- управление апертурой,
- неясности с углом охвата?

Рабочий отрезок прямо влияет на возможность установки объектива одной системы в камеру другой системы через переходник. Если рабочий отрезок объектива больше чем у камеры, то установка через переходник не представляет особых сложностей.
Гораздо хуже, если рабочий отрезок объектива меньше чем у аппарата. Оптические законы неумолимы. В этом случае они требуют утопить базовую поверхность оправы объектива в тело камеры, т. е. приблизить её к фокальной плоскости, иначе при использовании обычного адаптера (без оптических элементов) будет утеряна возможность фокусировки на бесконечность. Правда, при использовании обычного адаптера и в этом случае работа в макрорежиме и крупноплановая съёмка до разумных дистанций, зависящих в основном от фокусного расстояния объектива, не возбраняются.
Однако и для этого трудного случая разработаны адаптеры с оптической коррекцией, позволяющие сфокусироваться в бесконечности.

Счастливые обладатели хорошей оптики не останавливаются перед трудностями и находят в спектре имеющихся адаптеров именно тот, единственный, который даёт им возможность получить прекрасные результаты и море удовольствия. Несомненно, при этом приходится мириться с целым рядом возникающих функциональных (потеря автоматики) и съёмочных ограничений (дистанция, ГРИП и т. п.), но результат оправдывает хлопоты.

Давайте рассмотрим возможности наиболее доступных и качественных адаптеров применительно к наиболее популярным камерам.
Хочется сразу предостеречь читателя от использования китайских изделий, особенно с корректирующими линзами, которые явно исполнены из оконного стекла. Второе, о чём хотелось бы предупредить, избегайте адаптеров из алюминиевых сплавов. Это, как правило, дешевые люфтующие и недолговечные устройства.
Хороший адаптер, изготовленный из латуни, очень легко отличить от алюминиевого хотя бы по весу.
Можете быть уверены, качество адаптеров Фотомастерских РСУ с торговой маркой Jolos™, всегда на высоте. Все адаптеры Jolos™ изготовлены из латуни с применением технологии КМЗ при нанесении специального прочного небликующего покрытия (рис. 1).



рис. 1. Качество адаптеров Фотомастерских РСУ с торговой маркой Jolos™, всегда на высоте
Начнём с камер Canon.
Пару слов печальной истории.
До создания камер EOS с системой современной оптики EF, Кенон обладал огромным арсеналом великолепной оптики FD, которая с сегодняшним Кеноном EOS никак не стыкуется. Правда компания изготовила мизерной серией единственный переходник FD - EOS для особо ценных дальнобойных позиций FD L (FD 200mm f/1,8 L; FD 300mm f/2,8 L и т. п.), но для рядового фотографа он практически не доступен, впрочем, как и сами объективы FD L (рис. 2 и 3).
Ещё раз предостерегаю Вас от покупки китайского, или любого «левого» адаптера FD - EOS. Подобных предложений (за копейки) в Сети не меряно. Однако, если Вам по вкусу белковая чёрная икра, Бог Вам в помощь.



рис. 2. Фирменный адаптер FD - EOS



рис. 3. FD 200mm f/1,8 L + (фирменный адаптер FD - EOS) + EOS 5D
По сути дела компания Canon Incorporated беззастенчиво «кинула» своих поклонников и обладателей великолепной оптики FD, введя новый класс объективов EF для EOS. Пожалуй Canon единственная фирма среди всех серьёзных производителей, которая так легко позволила себе одурачить огромную армию своих почитателей, не оставив им никаких мостов и надежд для адаптации в новом формате EOS.



рис. 4. non-EOS Canon T90
Необъятный парк очень качественной оптики FD, гуляющий сегодня по прилавкам и имеющий (из-за невостребованности) невероятно смехотворное соотношение цена/качество, легче всего сегодня адаптировать для работы, правда, лишь в плёночном варианте, покупкой (недорогой) модели non-EOS, скажем, Canon T90 (рис. 4), или чего-то подобного.

Адаптер EOS/ М42
Для цифрового варианта Кенона, в первую очередь стоит рассмотреть бескрайний парк оптики с резьбовым креплением М42. Рабочий отрезок объективов с резьбой М42 превышает рабочий отрезок камер DSLR EOS (не буду забивать Вам голову цифрами, их при необходимости легко можно найти в Сети), поэтому изготовление адаптера EOS/ М42 дело вовсе не хитрое, здесь главное качество (рис. 5).



рис. 5. Zeiss Ikon Tessar Icarex 50mm f/2,8 + (адаптер EOS/ М42) + EOS 350D
При выборе адаптера EOS/ М42 у Вас есть альтернатива:
- взять обычный адаптер. Он позволяет использовать основные режимы работы камеры Av - приоритет апертуры и M.
- выбрать адаптер с т. н. «одуванчиком». Это небольшая микросхема с контактами на пластиковой подложке. Чип крепится на объектив и позволяет использовать некоторые полезные автоматические функции Вашей камеры. Автоматика камеры будет работать с приоритетом диафрагмы. Камера подтверждает точность наводки на резкость (подает звуковой сигнал, высвечивается световая информация на дисплее) при полунажатии на спусковую кнопку и попадании объекта в фокус.



рис. 6. Leitz Elmar 50mm f/2,8 + (тандем EOS/ М42+М39) + EOS 350D
Тандем EOS/ М42+М39
Такая связка адаптеров позволит использовать на Вашем Кеноне старые леечные (ФЕД, Зоркий) объективы от дальномерок (рис. 6), правда, исключительно в макрорежиме. Сами понимаете, рабочий отрезок этой оптики очень мал.



рис. 7. Zeiss Contax Planar 135mm f/2 + (адаптер  СО/Y - EOS) + EOS 350D
Адаптер СО/Y - EOS
Несомненно, стоит рассмотреть вариант использования на Кеноне цейссовских объективов Contax-Yashica, скажем такого, как Zeiss Contax Planar 135mm f/2 (рис. 7).
В этом случае у Вас также есть альтернатива выбора между адаптером с чипом, или без него. Преимущества «одуванчика» Вам уже известны.



рис. 8. Olympus OM-G Zuiko 55mm F / 1,2 + (адаптер Olympus OM - EOS) + EOS 5D
Адаптер Olympus OM - EOS
Возможно, Вам захочется воспользоваться и этой несравненной оптикой Olympus OM (рис. 8). Ну, что же, для неё тоже есть пара адаптеров - с чипом, или без него.

Точно таким же образом на камерах Canon с помощью адаптеров приобретённых магазине Фотомастерских РСУ http://kamepa.ru/adapter.htm#cat_18, с чипом или без оного, Вы можете установить великолепные объективы систем Leica-R, Nikkor, Pentax K.
Помимо этого, Вам предложат адаптеры для установки среднеформатной оптики Pentacon-Six/ Киев-6 (с чипом, или без него), Pentacon-Six/ Киев-60 tilt, Салют/ Киев-88.

Теперь о Nikon(е)
С адаптацией этой системы проблем больше всего. Среди известных узкоплёночных камер (или камер с эквивалентной матрицей) она имеет наибольший рабочий отрезок (46,5мм).
Однако, как уже говорилось выше, адаптеры позволяют использовать на Никоне оптику М42.
Имеется обычный переходник с резьбы М42х1 на байонет Никона.
Однако при его использовании диапазон фокусировки не соблюдается. Наблюдается сдвиг зоны фокусировки резьбового объектива в макрорежим и потеря наводки на бесконечность. Доступные дистанции фокусировки будут отличаться в зависимости от фокусного расстояния объективов (чем оно больше, тем дальше предел наводки). Фокусные расстояния менее 28мм не применимы.

Переходник с резьбы М42х1 на байонет Никона с корректирующей линзой.
Этот адаптер снабжен высококачественной МС линзой ЛЗОС (Лыткаринский завод оптического стекла) для коррекции диапазона фокусировки резьбовых объективов. Наводка на бесконечность сохраняется. Объективы с фокусным расстоянием менее 20мм не применять.

РСУ также предлагает для Никона сменные хвостовики с чипом и без него для отечественных объективов: Юпитер-37А,-21А,11А, Мир-10А, Пеленг-8А, Таир-11А,-3А, Таир-3С, МТО-500А, МТО-1000А, Телемар-22А и т. д.
Рабочий отрезок соблюдается.
Благодаря чипу экспонометрическая автоматика камеры будет работать с приоритетом апертуры на всех камерах Никон.

Помимо этого, для Никона Вам предложат адаптеры для установки среднеформатной оптики Pentacon-Six/ Киев-60, Салют/ Киев-88.

Мы поговорили лишь о двух самых популярных брендах - Кеноне и Никоне.
Помимо этого в арсенале Фотомастерских РСУ Вы сможете отыскать адаптеры, способные сопрягать множество других камер с самой неожиданной оптикой, создавая фантастические системы и, главное, получать при этом огромное удовольствие.

Редактор Газеты «ФОТОкурьер»

адаптеры, адаптеры для Canon, адаптеры для Nikon

Previous post Next post
Up